Психология христианского здравосозидания

bar

image258

Говоря о психологии христианского здравосозидания, речь идёт в первую очередь не о медицине, как таковой, а о христианском взгляде на здоровье вообще через призму тримерического устройства человека – тело – душа – дух.

При этом речь пойдёт, как о самом здоровье тела, души и духа, так и о средствах укрепления и поддержания здоровья духа, души и тела, но наибольший акцент в этом материале будет сделан на здоровье тела, которому очень часто в христианской традиции не придаётся важного значения в силу существующего мифа о греховности плоти.

Таким образом, концепция и психология христианского здравосозидания включает в себя две части и раздела:

1 – это понимание подлинных причин недугов через призму страстей и

2 – это поиск тех особых средств и методов, которые могут оказать действенную помощь в исцелении.

Нужно понимать, что говоря о вспомогательных средствах и методах, речи не идёт об отказе от официальной медицины. Речь идёт о способах и методах естественного самооздоровления, которые выходят за рамки официальной медицины и относятся к т.н. дополняющей, комплементарной, народной медицине и не противоречат при этом христианской традиции и культуре.

Многие верующие знают, что ни одно крупное христианское мероприятие в виде выставок и ярмарок- продаж монастырских товаров не обходится без средств народной медицины и всевозможных монастырских сборов, травных чаёв, мазей, настоек, бальзамов, продукции пчеловодств, средств апитерапии и других средств оздоровления.

При этом в большинстве случаев простые верующие просто доверяют данной продукции, как церковной, не имея знаний о том, как пользоваться данными средствами, по какому методу они действуют и к какой системе относятся.

Вместе с тем, в мире давно уже существует отдельное научное направление, которое изучает все средства народной медицины на предмет их эффективности и безопасности и имеет очень серьёзные наработки в классификации и исследовании всех дополняющих средств, которые могут использоваться для укрепления здоровья и лечения не в ущерб средствам официальной медицины.

Знание христианским психологом всех этих дополняющих средств народной медицины, системы их классификации и возможности использования в лечении, восстановлении, реабилитации и профилактике и составляет предмет данной лекции, которая будет посвящена т.н. комплементарной медицине.

Говоря о христианском здравосозидании, следует обязательно сказать о том, что сам термин врачевание относится в христианской традиции не только к телу, но и к душе, которая также является «телом» сознающим, чувствующим и вожделевающим, только не грубо, а тонкоматериальным (сверхъестественным).

Именно по этой причине врачевание душ человеческих, как и тел, было и остается одной из основных миссий Церкви Христовой и любой священнослужитель имеет определенные основания относить себя к числу врачевателей человека целиком во всей его тримерии дух – душа- тело.

Любопытно то, что говоря о душепопечении и лечении души, преподобный Иоанн Лествичник в своём обращении к пастырю, перечисляет широкий арсенал средств лечения души, которые аналогичны средствам лечения тела (средства кровопускания и прижигания, мази, усыпительные зелия, ножи, перевязки и т.д.).

«Свяжи и ты, о досточудный муж, пластыри, порошки, глазные примочки, пития, губки, и при сем небрезгливость, орудия для кровопускания и прижигания, мази, усыпительные зелия, ножи, перевязки. Если мы не имеем сих припасов, то как покажем врачебное искусство?» (Преп. Иоанн Лествичник, Слово к пастырю, Гл.2)

Таким образом, понятие христианского здравосозидания является относящимся в равной мере и к телу и к душе. Вместе с тем, соотношение здоровья телесного и душевно-духовного носит не прямой, а более сложный и скорее обратно пропорциональный характер. Проще говоря, основой здоровья тела по учению отцов является аскетизм, целомудрие и умение довольствоваться малым, а не давать свободу всем влечениям, прихотям, слабостям и страстям.

«Если заботишься о телесном здоровье, то уважай довольство малым, потому что от последнего происходит первое (здоровье душевное). Если же роскошью доводишь тело до того, что оно тучнеет и скачет, то, сам того не примечая, не только вооружаешь его против души и делаешь необузданным, но еще приготовляешь в нем корень и источник неисцельных болезней» (Преп. Исидор Пелусиот, Творения , Ч. 1, 295 – 296).

Говоря другими словами, забота о здоровье предполагает не только некое активное действие и делание, но и ограничение, самоограничение и покой, как умение довольствоваться малым. За этим принципом в действительности стоит фундаментальный закон движения божественной энергии во вселенной и умение не рассеивать эту энергию, а беречь и аккумулировать.

Именно этой задаче сбережения и аккумулирования, т.е. накопления жизненной энергии и подчинены многие приёмы и подходы духовно-аскетической практики, а средства дополняющей или комплементарной медицины являются теми средствами, которые помогают восполнять нехватку в организме той или иной энергии или активизировать источники её поступления.

Из специалистов, внёсших большой вклад в разработку концепции христианского здравосозидания, можно выделить имя священномученика Серафима Чичагова (1856 – 1937), который имел медицинское образование и был практикующим врачом. Святитель Серафим является создателем уникальной медицинской системы, базирующейся на глубоких познаниях всего спектра медицинских наук в сочетании с верой.

Медицинская система оздоровления человека по Чичагову во многом уникальна, ключевым элементом этой системы является создание условий для организма, при которых он сам мобилизует резервы для борьбы с болезнью.

Особенность методики в том, что она направлена не на внешнее проявление, а на устранение первопричины заболевания, которая часто уходит по цепочке в другие системы организма согласно тримерии дух – душа – тело. Другой особенностью методики является её простота и доступность освоения в домашних условиях без существенных материальных затрат на медикаменты, оборудование и т. д.

Что же представляет собой система Серафима Чичагова ?

Система Чичагова основана на нормализации состава и формулы крови, что в дальнейшем благотворно сказывается на работе всех остальных систем организма, а формула крови напрямую зависит от психосоматических и психических процессов.

«От возможности улучшения свойств крови будет зависеть восстановление самочувствия больного и устранение органических расстройств. Необходимо сделать кровь вследствие восстановления правильного кровообращения и обмена веществ более питательной, чтобы возбудить процессы оздоровления в поврежденных органах и постепенно уничтожить эти расстройства.

Удаление болезненных и отживших частиц организма из крови будет, конечно, в зависимости от исправности кровообращения и отправлений, улучшения свойства крови – от нарастания новых соков с помощью нормального пищеварения».

Работа с внутренним метаболизмом и улучшением метаболического равновесия и баланса в организме – это основная мысль Серафима Чичагова, который не связывал здоровье человека с лекарствами и средствами аллопатической медицины, воздействующими не на причины, а купирующими только симптомы и проявления.

«даже царь Соломон, предвидевший по мудрости своей, что люди склонны лекарствам придавать слишком большое значение, завещал (как говорит предание) спрятать свою книгу лекарств, дабы народ не уверовал в целебные свойства лекарств более, чем в Бога». (Серафим Чичагов)

Серафимом Чичаговым было проанализировано множество систем лечения того времени: гомеопатия, натуропатия, траволечение, гирудотерапия и др. Из «плюсов» этих систем и была создана его собственная система, которая вобрала в себя многие наработки народной медицины.

И хотя система Чичагова во многом была несовершенной, тем не менее, это была одна из первых попыток создания именно христианской системы оздоровления на основе целостного или холистического подхода к организму человека через призму тримерии дух – душа – тело.

В настоящее время данный подход получил развитие в направлении комплементарной медицины. Понятие комплементарный происходит от латинского complementumдополнение. Т.е. дополнение к чему-то основному или главному. Смысл термина – плюралистичное восприятие разных ветвей медицины, исходя из принципа «не навреди».

Главное отличие комплементарной медицины от альтернативной состоит в том, что комплементарная медицина включает в себя лишь те направления и практики, которые описаны, исследованы и действенность которых подтверждена клинической практикой, тогда как альтернативная медицина включает в себя практически всё то, что выходит за рамки конвенциальной медицины.

Таким образом, понятие комплементарной медицины гораздо уже понятия альтернативной. В 2000 г. в Англии Палатой Лордов по согласованию с комитетом по науке и технологиям был утверждён протокол об основных положениях, касающихся альтернативной и комплементарной медицины.

Классификация направлений комплементарной медицины

1. Альтернативные медицинские системы, не входящие в существующие системы медицинских стандартов (традиционная китайская медицина, аюрведа, гомеопатия, натуропатия и др.)

2. Холистические подходы к регулированию системы тело-сознание – дух (образовательные программы для пациентов, использование гипноза, медитации, арт- , танце-, музыкальная терапия и т.д.),

3. Терапии на основе биологических средств и методов (фитотерапия, биотерапия, диетотерапия и т.д.),

4. Телесно-ориентированные практики (хиропрактики, остеопрактики, мануальная терапия, различные виды массажа и др. манипуляции),

5. Био-энергетические терапии и практики (связанные с использованием энергии внутри и вне тела пациента, такие как: Рейки, йога, ки-гонг, ци гун, и др.)

6. Духовные подходы и методы (конфессиональные, неконфессиональные, межконфессиональные)

7. Прочие (бадотерапия, анималотерапия, ароматерапия, магнитотерапия, минералотерапия и т.д.)

Альтернативные медицинские системы

  • Традиционная восточная медицина делает акцент на qi (или Чи), состоит из группы методов и подходов, включая аккупунктуру, травную медицину, восточный массаж и практики qi гонг.
  • Аюрведическая медицина (Eye yer vay duh) является традиционной медицинской системой Индии, которая придает равное значение телу, уму и духу и стремится восстановить врожденную гармонию человека. Первичное лечения включает диету, специальные упражнения (позы), медитацию, использование целебных трав, массаж, стремление к солнечному свету и специальные дыхательные практики.
  • Гомеопатия – медицинская система, которая основана на принципе “подобное лечат подобным«. Данная система основана на применении лекарственных средств, которые вызывают в организме здорового человека симптомы, подобные симптомам болезни, только в очень малых дозах.
  • Натуропатия рассматривает болезнь как проявление особых процессов, которыми тело как бы само излечивает себя естественным образом.

Главная идея натуропатии состоит в том, чтобы человек сам, насколько это возможно, отвечал за состояние своего здоровья и чтобы болезни в большей степени предотвращались, чем излечивались и др.

Холистические (целостные) подходы

• Образовательные и обучающие программы для пациентов,

• Организация групп само-поддержки пациентов и их близких

• Организация специальных клубов общения для пациентов по нозологиям

• Организация волонтёрской работы с участием пациентов

• Организация социальных программ для пациентов и специализированных акций,

• Использование техник управления вниманием и MBSR практик

• Использование гипнотерапии,

• Использование медитативных практик,

• Использование танцетерапии,

• Использование арттерапии,

• Использование сказкотерапии,

• Использование музыкальной терапии,

• Использование игротерапии.

Биологические средства и методы

Растительные средства

– фитотерапия (лечение растениями),

– фунготерапия (лечение грибами),

Натуральные субстанции

(нерастительного происхождения)

– органического происхождения (мумиё, хрящи, желчь, жир, вытяжки из печени и т.д.)

– неорганического происхождения (глина, минералы, микроэлементы).

Диетотерапия

– системы лечебного питания (по Герсону, по Бройсу, по Моэрману и др.

– специальные лечебные диеты

(противораковые, диабетические, послеоперационные, корректирующие и т.д.).

Телесно-ориентированные методы

• Хиропрактики,

• Остеопрактики,

• Мануальные практики и терапии,

• Различные виды массажа (зонный, холистический, меридианный),

• Телесно-ориентированные терапии по Райху, Инглу, Джозефу, Минделле и др.

• Гидротерапия

• Дыхательная терапия

• Терапия Войта

• Лечебная физкультура

• Умеренные силовые упражнения

• Техники мышечной релаксации и т.д.

Биоэнергетические терапии и методы

Йогические практики

– отдельные позы (асаны)

– адаптированные системы упражнений

Пилатес

Ки-Гонг,

Ци-Гун,

Тай Цзи Цюань

Тенсёгрити

Прямой терапевтический контакт

– наложение рук

– контакт с целителем

Духовные подходы разделяются на:

конфессиональные

межконфессиональные

смешанные

Отдельным направлением является анималотерапия:

  • – иппотерапия
  • – дельфонотерапия
  • – канистерапия
  • – фелинотерапия
  • – апитерапия
  • – гирудотерапия

Классификации БАД

По технологической модификации:

– природные концентраты пищевых веществ

– традиционные пищевые концентраты

– вытяжки, экстракты, настойки,

– синтезированные или смешанные,

– искусственно витаминизированные и обогащённые,

– продукты высоких технологий

По происхождению:

– растительные экстракты, части растений

– продукты пчеловодства

– морепродукты

– животные вытяжки

– минеральные компоненты

– продукты ферментации

– продукты биотехнологии

– синтетические аналоги природных пищевых веществ

По характеру воздействия:

– нутрицевтики

– парафармацевтики

– зубиотики (пробиотики)

Принципы применения комплементарных средств:

• партнёрство между пациентом и практиком в процессе лечения

• адекватное использование традиционных и дополняющих методов для  достижения наиболее оптимального результата

• учёт всех факторов, которые влияют на здоровье, самочувствие и

течение болезни, включая состояние когнитивной сферы пациента и его духа в единой системе дух-сознание- тело.

• философия эволюционного саморазвития, а не отклонения принципов аллопатической медицины

• соответствие принципу: истинная медицина должна базироваться на истинной науке, открытой для новых парадигм

• минимальное использование любого инвазивного вмешательства

• стимулирование у пациентов в равной степени стремления к самооздоровлению и профилактике

• использование моделей работы с пациентами, не накладывающих  зависимости, а предусматривающих самоисследование и саморазвитие.

Области применения дополняющих средств

Куративная сфера

(интегрированные и комплексные подходы к лечению  тяжелых, системных и редких (орфанных) заболеваний)

Медицинская реабилитация и курортология

(использование на этапах реабилитации и адаптации)

Медицинская профилактика

(предупреждение возникновения ряда заболеваний)

Паллиативная сфера

(улучшение качества жизни, смягчение бремени недуга и т.д.)

Цель применения дополняющих средств

В основе комплементарного эффекта лежит эффективная концентрация, мобилизация и перераспределение внутренних резервов и возможностей организма пациента, которые не могут быть задействованы и использованы традиционными лечебными средствами.

Помимо этого комплементарная терапия учитывает и активно использует индивидуальные особенности организма. Главной целью использования комплементарной медицины является повышение уровня цельности (целостности) организма, как сложной системы дух – сознание – тело для достижения состояния максимальной гармонии.

Комплементарная медицина в мире

Исследованиями в области комплементарной медицины занимается ряд крупнейших научных центров мира, включая:

· Национальный Институт Рака (США),

· Национальный Центр комплементарной и альтернативной медицины (США),

· Центр MDAnderson (США),

· Институт комплементарной медицины (Великобритания),

· Университет г. Тромсо (Норвегия) и др.

В мире существует ряд специализированных изданий по комплементарной медицине, включая такие известные как Журнал Института комплементарной медицины (Англия), журнал “ФАКТ” (фокус на альтернативную и комплементарную терапию), “E-CAM” и др.

Общий принцип понимания причин возникновения заболеваний в современной комплементарной медицине един со святоотеческим принципом греха или неправильного понимания и использования высшего духовного закона, как закона движения божественной энергии.

Именно наличие страстей искажает правильное течение божественной энергии во всей тримерии дух – душа – тело. Соответственно, освобождение от греховных страстей есть путь к оздоровлению и самоисцелению

«Болезни бывают у нас от греха, от них ослабевают страсти, и человек приходит в себя, и кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.…Отними грех – и не будет болезней. Болезнь очищает грехи» (Преп. Серафим Саровский)

«Иоанн Богослов сказал «есть грех к смерти и есть грех не к смерти» (1 Ин 5:16,17). Он называл смертным грехом грех, убивающий душу, тот грех, который совершенно отлучает человека от Божественной благодати и соделывает его жертвою ада, если не уврачуется покоянием действительным и сильным, способным восстановить нарушенное соединение человека с Богом.» (Св. Игнатий Брянчанинов, Слово о смерти)

Понятие христианского здравосозидания, как видно из текста, достаточно ёмко и включает в себя, как вопросы понимания причин болезни и ухудшения здоровья (душевного и телесного), так и аспекты восстановления и укрепления здоровья, как душевно-духовного, так и телесного.

Истины ради, следует отметить, что в самой христианской традиции к здоровью телесному и заботе о его укреплении имеется совершенно особое отношение, которое связано в первую очередь с пониманием тела, как источника и сосредоточия многих страстей (чревоугодия, похоти, алчности и др.).

Вместе с тем, святые отцы учат очень внимательному и заботливому отношению к телу и телесному здоровью.

«Тело твое, брат, есть храм Святаго Духа, обитающего в тебе; поэтому имей радение о храме, чтобы не оскорбить Обитающего в нем» (Преп. Ефрем Сирин, Творения, Ч. 4, 85).

«Между душою и телом находится тесная связь, которую Создатель устроил для того, чтобы никто не вздумал ненавидеть тело свое, как бы что-нибудь чужое» (Свят. Иоанн Златоуст, Творения, Т. 10, 411).

«Тело наше, наподобие пузыря, на малое время облекает наш дух; затем мы исчезаем, не оставив в жизни никакого следа кратковременного пребывания духа в нашем теле» (Свят. Григорий Нисский, Творения, Ч. 7, 424).

Именно по этой причине в православной традиции и культуре главный акцент делается не на телесном здоровье а на гармонии тела, души и духа человека. При этом кроме использования одних только лекарств, существует широкий спектр дополняющих средств, которые может своим клиентам рекомендовать специалист, работающий в христианской парадигме.

В настоящее время из общего арсенала средств и методов здравосозидания в христианской традиции наиболее распространены и актуальны следующие:

· Молитвенная практика,

· Пост,

· Биологические средства и методы (фитотерапия, биотерапия, фунготерапия, апитерапия и др.),

· Использование биологически активных веществ (продукты пчеловодства, экстракты, вытяжки, чаи, продукты ферментации и др.),

· Телесно-ориентированные практики (остеотерапия, закаливание, массаж, мануальная терапия, лечебная физкультура и др.).

Вопросы для самоконтроля:

1. Дать определение понятию комплементарная медицина

2. Кто из христианских подвижников внёс вклад в создание комплексной системы оздоровления?

3. Каков основной принцип системы оздоровления по Чичагову?

4. Как классифицируются направления комплементарной медицины

5. Каковы главные принципы применения дополняющих средств ?

6. В чём отцы видели главную причину всех телесных недугов ?

7. Каков главный принцип здоровья человека по христианскому вероучению?

Рекомендуемая литература:

  • Священномученик Серафим (Чичагов). Здоровье по Чичагову (книга о Л.М. Чичагове)
    Скачать >>>
  • Чичагов. Медицинские  беседы (1891), Том 1
    Скачать >>>
  • Чичагов. Медицинские  беседы (1891), Том 2
    Скачать >>>
  • В.М. Зоберн. Православный целебник.
    Скачать >>>
  • Бочаров А.С., Чернышев А.В. Любовь исцеляющая: очерки психологии болезни и выздоровления.
    Скачать >>>
  • Н.Д. Гурьев. Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях.
    Скачать >>>