Говоря о психологии христианского здравосозидания, речь идёт в первую очередь не о медицине, как таковой, а о христианском взгляде на здоровье вообще через призму тримерического устройства человека – тело – душа – дух.
При этом речь пойдёт, как о самом здоровье тела, души и духа, так и о средствах укрепления и поддержания здоровья духа, души и тела, но наибольший акцент в этом материале будет сделан на здоровье тела, которому очень часто в христианской традиции не придаётся важного значения в силу существующего мифа о греховности плоти.
Таким образом, концепция и психология христианского здравосозидания включает в себя две части и раздела:
1 – это понимание подлинных причин недугов через призму страстей и
2 – это поиск тех особых средств и методов, которые могут оказать действенную помощь в исцелении.
Нужно понимать, что говоря о вспомогательных средствах и методах, речи не идёт об отказе от официальной медицины. Речь идёт о способах и методах естественного самооздоровления, которые выходят за рамки официальной медицины и относятся к т.н. дополняющей, комплементарной, народной медицине и не противоречат при этом христианской традиции и культуре.
Многие верующие знают, что ни одно крупное христианское мероприятие в виде выставок и ярмарок- продаж монастырских товаров не обходится без средств народной медицины и всевозможных монастырских сборов, травных чаёв, мазей, настоек, бальзамов, продукции пчеловодств, средств апитерапии и других средств оздоровления.
При этом в большинстве случаев простые верующие просто доверяют данной продукции, как церковной, не имея знаний о том, как пользоваться данными средствами, по какому методу они действуют и к какой системе относятся.
Вместе с тем, в мире давно уже существует отдельное научное направление, которое изучает все средства народной медицины на предмет их эффективности и безопасности и имеет очень серьёзные наработки в классификации и исследовании всех дополняющих средств, которые могут использоваться для укрепления здоровья и лечения не в ущерб средствам официальной медицины.
Знание христианским психологом всех этих дополняющих средств народной медицины, системы их классификации и возможности использования в лечении, восстановлении, реабилитации и профилактике и составляет предмет данной лекции, которая будет посвящена т.н. комплементарной медицине.
Говоря о христианском здравосозидании, следует обязательно сказать о том, что сам термин врачевание относится в христианской традиции не только к телу, но и к душе, которая также является «телом» сознающим, чувствующим и вожделевающим, только не грубо, а тонкоматериальным (сверхъестественным).
Именно по этой причине врачевание душ человеческих, как и тел, было и остается одной из основных миссий Церкви Христовой и любой священнослужитель имеет определенные основания относить себя к числу врачевателей человека целиком во всей его тримерии дух – душа- тело.
Любопытно то, что говоря о душепопечении и лечении души, преподобный Иоанн Лествичник в своём обращении к пастырю, перечисляет широкий арсенал средств лечения души, которые аналогичны средствам лечения тела (средства кровопускания и прижигания, мази, усыпительные зелия, ножи, перевязки и т.д.).
«Свяжи и ты, о досточудный муж, пластыри, порошки, глазные примочки, пития, губки, и при сем небрезгливость, орудия для кровопускания и прижигания, мази, усыпительные зелия, ножи, перевязки. Если мы не имеем сих припасов, то как покажем врачебное искусство?» (Преп. Иоанн Лествичник, Слово к пастырю, Гл.2)
Таким образом, понятие христианского здравосозидания является относящимся в равной мере и к телу и к душе. Вместе с тем, соотношение здоровья телесного и душевно-духовного носит не прямой, а более сложный и скорее обратно пропорциональный характер. Проще говоря, основой здоровья тела по учению отцов является аскетизм, целомудрие и умение довольствоваться малым, а не давать свободу всем влечениям, прихотям, слабостям и страстям.
«Если заботишься о телесном здоровье, то уважай довольство малым, потому что от последнего происходит первое (здоровье душевное). Если же роскошью доводишь тело до того, что оно тучнеет и скачет, то, сам того не примечая, не только вооружаешь его против души и делаешь необузданным, но еще приготовляешь в нем корень и источник неисцельных болезней» (Преп. Исидор Пелусиот, Творения , Ч. 1, 295 – 296).
Говоря другими словами, забота о здоровье предполагает не только некое активное действие и делание, но и ограничение, самоограничение и покой, как умение довольствоваться малым. За этим принципом в действительности стоит фундаментальный закон движения божественной энергии во вселенной и умение не рассеивать эту энергию, а беречь и аккумулировать.
Именно этой задаче сбережения и аккумулирования, т.е. накопления жизненной энергии и подчинены многие приёмы и подходы духовно-аскетической практики, а средства дополняющей или комплементарной медицины являются теми средствами, которые помогают восполнять нехватку в организме той или иной энергии или активизировать источники её поступления.

Из специалистов, внёсших большой вклад в разработку концепции христианского здравосозидания, можно выделить имя священномученика Серафима Чичагова (1856 – 1937), который имел медицинское образование и был практикующим врачом. Святитель Серафим является создателем уникальной медицинской системы, базирующейся на глубоких познаниях всего спектра медицинских наук в сочетании с верой.
Медицинская система оздоровления человека по Чичагову во многом уникальна, ключевым элементом этой системы является создание условий для организма, при которых он сам мобилизует резервы для борьбы с болезнью.
Особенность методики в том, что она направлена не на внешнее проявление, а на устранение первопричины заболевания, которая часто уходит по цепочке в другие системы организма согласно тримерии дух – душа – тело. Другой особенностью методики является её простота и доступность освоения в домашних условиях без существенных материальных затрат на медикаменты, оборудование и т. д.
Что же представляет собой система Серафима Чичагова ?
Система Чичагова основана на нормализации состава и формулы крови, что в дальнейшем благотворно сказывается на работе всех остальных систем организма, а формула крови напрямую зависит от психосоматических и психических процессов.
«От возможности улучшения свойств крови будет зависеть восстановление самочувствия больного и устранение органических расстройств. Необходимо сделать кровь вследствие восстановления правильного кровообращения и обмена веществ более питательной, чтобы возбудить процессы оздоровления в поврежденных органах и постепенно уничтожить эти расстройства.
Удаление болезненных и отживших частиц организма из крови будет, конечно, в зависимости от исправности кровообращения и отправлений, улучшения свойства крови – от нарастания новых соков с помощью нормального пищеварения».
Работа с внутренним метаболизмом и улучшением метаболического равновесия и баланса в организме – это основная мысль Серафима Чичагова, который не связывал здоровье человека с лекарствами и средствами аллопатической медицины, воздействующими не на причины, а купирующими только симптомы и проявления.
«даже царь Соломон, предвидевший по мудрости своей, что люди склонны лекарствам придавать слишком большое значение, завещал (как говорит предание) спрятать свою книгу лекарств, дабы народ не уверовал в целебные свойства лекарств более, чем в Бога». (Серафим Чичагов)
Серафимом Чичаговым было проанализировано множество систем лечения того времени: гомеопатия, натуропатия, траволечение, гирудотерапия и др. Из «плюсов» этих систем и была создана его собственная система, которая вобрала в себя многие наработки народной медицины.
И хотя система Чичагова во многом была несовершенной, тем не менее, это была одна из первых попыток создания именно христианской системы оздоровления на основе целостного или холистического подхода к организму человека через призму тримерии дух – душа – тело.

В настоящее время данный подход получил развитие в направлении комплементарной медицины. Понятие комплементарный происходит от латинского complementum – дополнение. Т.е. дополнение к чему-то основному или главному. Смысл термина – плюралистичное восприятие разных ветвей медицины, исходя из принципа «не навреди».
Главное отличие комплементарной медицины от альтернативной состоит в том, что комплементарная медицина включает в себя лишь те направления и практики, которые описаны, исследованы и действенность которых подтверждена клинической практикой, тогда как альтернативная медицина включает в себя практически всё то, что выходит за рамки конвенциальной медицины.
Таким образом, понятие комплементарной медицины гораздо уже понятия альтернативной. В 2000 г. в Англии Палатой Лордов по согласованию с комитетом по науке и технологиям был утверждён протокол об основных положениях, касающихся альтернативной и комплементарной медицины.
Классификация направлений комплементарной медицины
1. Альтернативные медицинские системы, не входящие в существующие системы медицинских стандартов (традиционная китайская медицина, аюрведа, гомеопатия, натуропатия и др.)
2. Холистические подходы к регулированию системы тело-сознание – дух (образовательные программы для пациентов, использование гипноза, медитации, арт- , танце-, музыкальная терапия и т.д.),
3. Терапии на основе биологических средств и методов (фитотерапия, биотерапия, диетотерапия и т.д.),
4. Телесно-ориентированные практики (хиропрактики, остеопрактики, мануальная терапия, различные виды массажа и др. манипуляции),
5. Био-энергетические терапии и практики (связанные с использованием энергии внутри и вне тела пациента, такие как: Рейки, йога, ки-гонг, ци гун, и др.)
6. Духовные подходы и методы (конфессиональные, неконфессиональные, межконфессиональные)
7. Прочие (бадотерапия, анималотерапия, ароматерапия, магнитотерапия, минералотерапия и т.д.)
Альтернативные медицинские системы
- Традиционная восточная медицина делает акцент на qi (или Чи), состоит из группы методов и подходов, включая аккупунктуру, травную медицину, восточный массаж и практики qi гонг.
- Аюрведическая медицина (Eye yer vay duh) является традиционной медицинской системой Индии, которая придает равное значение телу, уму и духу и стремится восстановить врожденную гармонию человека. Первичное лечения включает диету, специальные упражнения (позы), медитацию, использование целебных трав, массаж, стремление к солнечному свету и специальные дыхательные практики.
- Гомеопатия – медицинская система, которая основана на принципе “подобное лечат подобным«. Данная система основана на применении лекарственных средств, которые вызывают в организме здорового человека симптомы, подобные симптомам болезни, только в очень малых дозах.
- Натуропатия рассматривает болезнь как проявление особых процессов, которыми тело как бы само излечивает себя естественным образом.
Главная идея натуропатии состоит в том, чтобы человек сам, насколько это возможно, отвечал за состояние своего здоровья и чтобы болезни в большей степени предотвращались, чем излечивались и др.
Холистические (целостные) подходы
• Образовательные и обучающие программы для пациентов,
• Организация групп само-поддержки пациентов и их близких
• Организация специальных клубов общения для пациентов по нозологиям
• Организация волонтёрской работы с участием пациентов
• Организация социальных программ для пациентов и специализированных акций,
• Использование техник управления вниманием и MBSR практик
• Использование гипнотерапии,
• Использование медитативных практик,
• Использование танцетерапии,
• Использование арттерапии,
• Использование сказкотерапии,
• Использование музыкальной терапии,
• Использование игротерапии.
Биологические средства и методы
• Растительные средства
– фитотерапия (лечение растениями),
– фунготерапия (лечение грибами),
• Натуральные субстанции
(нерастительного происхождения)
– органического происхождения (мумиё, хрящи, желчь, жир, вытяжки из печени и т.д.)
– неорганического происхождения (глина, минералы, микроэлементы).
• Диетотерапия
– системы лечебного питания (по Герсону, по Бройсу, по Моэрману и др.
– специальные лечебные диеты
(противораковые, диабетические, послеоперационные, корректирующие и т.д.).

Телесно-ориентированные методы
• Хиропрактики,
• Остеопрактики,
• Мануальные практики и терапии,
• Различные виды массажа (зонный, холистический, меридианный),
• Телесно-ориентированные терапии по Райху, Инглу, Джозефу, Минделле и др.
• Гидротерапия
• Дыхательная терапия
• Терапия Войта
• Лечебная физкультура
• Умеренные силовые упражнения
• Техники мышечной релаксации и т.д.
Биоэнергетические терапии и методы
• Йогические практики
– отдельные позы (асаны)
– адаптированные системы упражнений
• Пилатес
• Ки-Гонг,
• Ци-Гун,
• Тай Цзи Цюань
• Тенсёгрити
• Прямой терапевтический контакт
– наложение рук
– контакт с целителем
Духовные подходы разделяются на:
• конфессиональные
• межконфессиональные
• смешанные
Отдельным направлением является анималотерапия:
- – иппотерапия
- – дельфонотерапия
- – канистерапия
- – фелинотерапия
- – апитерапия
- – гирудотерапия

Классификации БАД
• По технологической модификации:
– природные концентраты пищевых веществ
– традиционные пищевые концентраты
– вытяжки, экстракты, настойки,
– синтезированные или смешанные,
– искусственно витаминизированные и обогащённые,
– продукты высоких технологий
• По происхождению:
– растительные экстракты, части растений
– продукты пчеловодства
– морепродукты
– животные вытяжки
– минеральные компоненты
– продукты ферментации
– продукты биотехнологии
– синтетические аналоги природных пищевых веществ
• По характеру воздействия:
– нутрицевтики
– парафармацевтики
– зубиотики (пробиотики)
Принципы применения комплементарных средств:
• партнёрство между пациентом и практиком в процессе лечения
• адекватное использование традиционных и дополняющих методов для достижения наиболее оптимального результата
• учёт всех факторов, которые влияют на здоровье, самочувствие и
течение болезни, включая состояние когнитивной сферы пациента и его духа в единой системе дух-сознание- тело.
• философия эволюционного саморазвития, а не отклонения принципов аллопатической медицины
• соответствие принципу: истинная медицина должна базироваться на истинной науке, открытой для новых парадигм
• минимальное использование любого инвазивного вмешательства
• стимулирование у пациентов в равной степени стремления к самооздоровлению и профилактике
• использование моделей работы с пациентами, не накладывающих зависимости, а предусматривающих самоисследование и саморазвитие.
Области применения дополняющих средств
• Куративная сфера
(интегрированные и комплексные подходы к лечению тяжелых, системных и редких (орфанных) заболеваний)
• Медицинская реабилитация и курортология
(использование на этапах реабилитации и адаптации)
• Медицинская профилактика
(предупреждение возникновения ряда заболеваний)
• Паллиативная сфера
(улучшение качества жизни, смягчение бремени недуга и т.д.)
Цель применения дополняющих средств
В основе комплементарного эффекта лежит эффективная концентрация, мобилизация и перераспределение внутренних резервов и возможностей организма пациента, которые не могут быть задействованы и использованы традиционными лечебными средствами.
Помимо этого комплементарная терапия учитывает и активно использует индивидуальные особенности организма. Главной целью использования комплементарной медицины является повышение уровня цельности (целостности) организма, как сложной системы дух – сознание – тело для достижения состояния максимальной гармонии.
Комплементарная медицина в мире
Исследованиями в области комплементарной медицины занимается ряд крупнейших научных центров мира, включая:
· Национальный Институт Рака (США),
· Национальный Центр комплементарной и альтернативной медицины (США),
· Центр MDAnderson (США),
· Институт комплементарной медицины (Великобритания),
· Университет г. Тромсо (Норвегия) и др.
В мире существует ряд специализированных изданий по комплементарной медицине, включая такие известные как Журнал Института комплементарной медицины (Англия), журнал “ФАКТ” (фокус на альтернативную и комплементарную терапию), “E-CAM” и др.
Общий принцип понимания причин возникновения заболеваний в современной комплементарной медицине един со святоотеческим принципом греха или неправильного понимания и использования высшего духовного закона, как закона движения божественной энергии.
Именно наличие страстей искажает правильное течение божественной энергии во всей тримерии дух – душа – тело. Соответственно, освобождение от греховных страстей есть путь к оздоровлению и самоисцелению
«Болезни бывают у нас от греха, от них ослабевают страсти, и человек приходит в себя, и кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.…Отними грех – и не будет болезней. Болезнь очищает грехи» (Преп. Серафим Саровский)
«Иоанн Богослов сказал «есть грех к смерти и есть грех не к смерти» (1 Ин 5:16,17). Он называл смертным грехом грех, убивающий душу, тот грех, который совершенно отлучает человека от Божественной благодати и соделывает его жертвою ада, если не уврачуется покоянием действительным и сильным, способным восстановить нарушенное соединение человека с Богом.» (Св. Игнатий Брянчанинов, Слово о смерти)
Понятие христианского здравосозидания, как видно из текста, достаточно ёмко и включает в себя, как вопросы понимания причин болезни и ухудшения здоровья (душевного и телесного), так и аспекты восстановления и укрепления здоровья, как душевно-духовного, так и телесного.
Истины ради, следует отметить, что в самой христианской традиции к здоровью телесному и заботе о его укреплении имеется совершенно особое отношение, которое связано в первую очередь с пониманием тела, как источника и сосредоточия многих страстей (чревоугодия, похоти, алчности и др.).
Вместе с тем, святые отцы учат очень внимательному и заботливому отношению к телу и телесному здоровью.
«Тело твое, брат, есть храм Святаго Духа, обитающего в тебе; поэтому имей радение о храме, чтобы не оскорбить Обитающего в нем» (Преп. Ефрем Сирин, Творения, Ч. 4, 85).
«Между душою и телом находится тесная связь, которую Создатель устроил для того, чтобы никто не вздумал ненавидеть тело свое, как бы что-нибудь чужое» (Свят. Иоанн Златоуст, Творения, Т. 10, 411).
«Тело наше, наподобие пузыря, на малое время облекает наш дух; затем мы исчезаем, не оставив в жизни никакого следа кратковременного пребывания духа в нашем теле» (Свят. Григорий Нисский, Творения, Ч. 7, 424).
Именно по этой причине в православной традиции и культуре главный акцент делается не на телесном здоровье а на гармонии тела, души и духа человека. При этом кроме использования одних только лекарств, существует широкий спектр дополняющих средств, которые может своим клиентам рекомендовать специалист, работающий в христианской парадигме.
В настоящее время из общего арсенала средств и методов здравосозидания в христианской традиции наиболее распространены и актуальны следующие:
· Молитвенная практика,
· Пост,
· Биологические средства и методы (фитотерапия, биотерапия, фунготерапия, апитерапия и др.),
· Использование биологически активных веществ (продукты пчеловодства, экстракты, вытяжки, чаи, продукты ферментации и др.),
· Телесно-ориентированные практики (остеотерапия, закаливание, массаж, мануальная терапия, лечебная физкультура и др.).
Вопросы для самоконтроля:
1. Дать определение понятию комплементарная медицина
2. Кто из христианских подвижников внёс вклад в создание комплексной системы оздоровления?
3. Каков основной принцип системы оздоровления по Чичагову?
4. Как классифицируются направления комплементарной медицины
5. Каковы главные принципы применения дополняющих средств ?
6. В чём отцы видели главную причину всех телесных недугов ?
7. Каков главный принцип здоровья человека по христианскому вероучению?
Рекомендуемая литература:
- Священномученик Серафим (Чичагов). Здоровье по Чичагову (книга о Л.М. Чичагове)
Скачать >>> - Чичагов. Медицинские беседы (1891), Том 1
Скачать >>> - Чичагов. Медицинские беседы (1891), Том 2
Скачать >>> - В.М. Зоберн. Православный целебник.
Скачать >>> - Бочаров А.С., Чернышев А.В. Любовь исцеляющая: очерки психологии болезни и выздоровления.
Скачать >>> - Н.Д. Гурьев. Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях.
Скачать >>>