Предлагаем Вашему вниманию, вне сомнений, уникальный духовный труд Игоря Корнильевича Смолича – “Leben und Lehre der Starzen” – Vienne, 1936. 226 s. (2-е издание – Koln, 1952; французский перевод – Париж, 1967; русский перевод – “Жизнь и учение старцев” (Путь к совершенной жизни) – опубликован в “Богословских трудах” (Вып. 30) и в сборнике трудов И. К. Смолича “Русское монашество” (М., 1997).
Игорь Корнильевич Смолич (27.01.1898 — 2.11.1970) — доктор философии и доктор богословия, русский, родился в Умани (Киевская область), где окончил гимназию в 1916 г. Затем учился в Политехническом институте в Киеве. Ранен во время гражданской войны.
После трехлетнего пребывания в Константинополе продолжал свое образование с 1923 г. в Берлине. Получил диплом на историческом факультете университета. Проживал в “Русском доме” в Западном Берлине, где имел одну комнату, выходящую в широкий общий коридор. И. Смолич — православный патриаршей юрисдикции и прихожанин Воскресенского кафедрального собора в Западном Берлине.
Я с ним был знаком в 1960—1962 гг., когда был епископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим Экзархом Средней Европы. Навещая “Русский дом”, я всегда заставал И. Смолича сидящим за своим письменным столом и усердно работающим. Его перу принадлежат: солидный труд “Русское монашество” (1953, 556 страниц немецкого текста), книга “Жизнь и учение старцев (Путь к совершенной жизни)” (1936), переведенная мною и напечатанная в ФРГ (изд-во “Herder”, Фрейбург) в 1988 г., множество очерков и статей. И. Смолич похоронен на православном кладбище Тегель в Западном Берлине.
Митрополит Иоанн (Вендланд)
ПРЕДИСЛОВИЕ
“В действительности мне кажется искусством искусств и наукой наук руководить людьми, этими различными и разнообразными существами”.
Эти слова святого Григория Назианзина (Григория Богослова.— М. И.) изображают вкратце очень часто встречающееся явление в жизни Восточной Церкви, известное под именем старчество. Старчество возникло и развилось в связи с аскетическим обучением молодых монахов для приобретения ими христианской деятельности. В понятии “отречься от всего земного” нет, однако, отрицания мира. Это — основной вопрос, тяжелейший во всей христианской аскетике. Все средства, которые даются в руки ученика, не должны иметь своей целью полное умерщвление плоти, но ее преодоление и преображение. (В аскетическо-мистическом учении это названо ясно: “единение с Богом” и “обожествление”.) Именно в таком состоянии должен аскет, полностью связанный с земными страданиями и уже стяжавший славу святого, снова вернуться в мир, чтобы служить своему ближнему, видя в нем такого же, как он сам, человека. В этом лежит конечная цель всех видов деятельного аскетизма.
Перевод с немецкого Митрополита Иоанна (Вендланда) (1989) 4, Богословские труды № 31
Скачать книгу в формате PDF >>>