Самой трудной задачей из всех существующих для человека и возможных на земле, является задача изменения формируемого миром эго мышления высшего хищника и развитие высшего духовного сознания Христова

Тех  людей, кто при  жизни успешно  проходит  все стадии развития  и совершенствования  ума  от примитивного  животного эго  рассудка  до высшего духовного сознания и  окончательно избавляется от эгоизма, как наследия “ветхого” человека, именуют просветлёнными  или  духовными людьми (людьми  духовного знания). 

Данный  труд по изменению  и  умному  перерождению себя в  святоотеческой  психологии именуется совлечением ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях “  и преображением  или облечением  в  “нового человекасозданного по Богу, в праведности и святости истины”  

«отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, … и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22,24).

Ступеней восхождения  ума  от низшего  телесного  до высшего духовного известно  пять:

  • – низший  эго рассудок (телесный ум),
  • – рациональный разум (телесно-душевный ум),
  • – нравственный разум (душевный ум),
  • – сердечный ум (душевно-духовный ум),
  • – духовное сознание (духовный  ум Христов) 
Труд по изменению или преображению себя в христианстве, а точнее православии, именуется  практикой  аскетики  или  ещё  точнее  умным деланием или деланием нового  духовного ума (сознания Христова) через прохождение всех пяти ступеней изменения сознания.  Скорость прохождения этих  ступеней может быть  разной у  разных людей в  зависимости от ряда  факторов  и в т.ч. совершенства духовного наставника или старца.

Данная пятиярусная иерархия  роста сознания  вовсе  не  является изобретением современной  эзотерики, как  могут  подумать многие  верующие.  Данную  модель первым сформулировал во  всей  полноте святитель Феофан Затворник, как  основатель  христианской психологии, показав число сторон человека, становящегося на  путь  душевно-духовного развития  и совершенствования.

«Видите, сколько у нас сторон или, лучше, степеней жизни! Есть сторона и степень жизни духовная, есть духовно-душевная, есть собственно душевная, есть душевно-телесная (кажется, я не оттенил ее как следует – сюда принадлежат наблюдения с воображением и памятью, желания из потребностей тела и чувства телесных состояний и впечатлений), есть телесная.

Пять ярусов, но лицо человека одно, и это одно лицо живет то тою, то другою, то третьею жизнью и, судя по тому, какою жизнью живет, получает особый характер, отражающийся и в его воззрениях, и в его правилах, и в его чувствах, то есть оно бывает или духовным — с духовными воззрениями, правилами и чувствами, или душевным – с душевными понятиями, правилами и чувствами, или плотским – с плотскими мыслями, делами и чувствами.»  Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, 12, С. 43)

В  этой пятиярусной модели  возрастания  ума  и просветления  души,  святитель Феофан показал всю  гамму отличий сознаний и мировоззрений  разных людей,  пребывающих на  разных  ступенях душевно-духовной  эволюции или  точнее душевно-духовного развития.

В чём состоит  психологический  парадокс  этой  пятиярусной  схемы ? 

Этот парадокс  состоит в  том, что академическая  психология  и христианская по-разному понимают  эту схему.

С  точки зрения академической  психологии, которая не  распространяется выше рационально-психологического мышления (телесно-душевного ума), высших  ступеней  развития  духовного сознания  просто не  существует.  

С  точки зрения  христианской  психологии,  которая   как  раз  и  нацелена  на  развитие  высшего духовного  ума,  рациональное  мышление  и интеллект  –  это  вовсе  не предел  сознания  и далеко не  самый совершенный вид  ума в сравнении с умом Христовым, как духовным сознанием.

Более того,  христианская  психология честно признаёт, что рациональный ум (и интеллект)  – это не совсем  человеческий ум, а  ум  повреждённый эгоизмом и  задача человека состоит как  раз в  изменении   рационального ума  посредством покаяния или  обращения (метанойи)  на  ум нравственный (душевный), а  позднее и на  ум сердечный (душевно-духовный), чтобы в  конечном  счёте выйти на ум  духовный (Христов), как  самый совершенный.

Но проблема  такого выхода состоит  в  том, что каждый ниже следующий   уровень этой  духовной иерархии не  понимает того, кто находится на  более  высоком  уровне.

Проще  говоря носитель рационального ума  не понимает носителя нравственного; носитель  нравственного  ума  не  понимает носителя сердечного ума; носитель сердечного ума  не  понимает носителя духовного сознания. 

Главный парадокс состоит в  том, согласия  и единства по этим  пяти уровням мышления нет  не  только среди  атеистов,  но  и среди  самих  верующих.  Т.е. казалось  бы все   верующие и становящиеся на  путь спасения   во Христа должны  быть едины в своём сознании,  но в  реальности это  не  так.

Среди  верующих, как  минимум,  существует 4 ступени совершенства ума  по святителю Феофану  Затворнику:

  • – душевно-духовная ступень (обращённый  к  Богу рациональный  ум)
  • – душевная   ступень (воцерковляющийся  нравственный разум),
  • – душевно-духовная   ступень (сердечный или религиозный ум),
  • – духовная   ступень (духовный  ум или  Ум  Христов)…

К  большому сожалению до уровня  духовной ступени доходят  только  единицы верующих, двигающихся  путём  веры совершенной. Более 90%  современных верующих не  поднимаются в  своём  духовном или  точнее умном  делании выше ступени душевности или нравственного разума, считая его христианским  мышлением, но  это  только начальная ступень христианского мышления, которая соответствует душевному  человеку,  который  тяготеет  только к  нравственности  и позитивности  и  совершенно  далёк  от реальной  духовности и духовного сознания, как формы «безумия». 

“Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов” (1 Кор 2; 14-16)

Именно по этой причине выработка духовного сознания (Ума  христова)  – это тяжелейший  труд над  собой, а  точнее самый  тяжёлый  труд  из всех  возможных  по  преодолению непонимания  и неприятия более 90% не  только атеистов,  но и самих  верующих,  пребывающих на  разных  уровнях совершенства от  неофитства до продвинутости.

Вот как эту градацию верующих по  уровню  просветлённости ума (неофит, воцерковляющийся, продвинутый, совершенный)  образно выразили святые  отцы Добротолюбия:

«Из сих первый (неофит) подобен шествующему в глубокой ночи и непроницаемой тме; почему, как блуждающий в непроглядной тме и мраком покрытый, не только себя не видит и не обсуждает, но и того не разумеет. куда направляется и где полагает стопы свои. как говорит Спаситель: ходяй во тме не весть, камо идет (Ин. 12, 35).

— Второй (воцерковляющийся) подобен шествующему в светлую ночь, звездами освещаемую; почему, мерцаниями звезд будучи мало некако осияваем. по немногу ступает, часто спотыкаясь ногами о камни неразсудительности и подвергаясь падениям. Сей немножко и себя, как в тени, видит и обсуждает, как написано: востани сеяй и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Еф. 5, 14).

— Третий (продвинутый) подобен шествующему в ночи полнолунной и тихой; почему, лучами лунными направляем будучи, идет менее заблудно и в предняя простирается, — себя видит, как в зерцале, и обсуждает равно как и сшествующих ему, как сказано: емуже, т. е. пророческому слову, внимающе, яко светилу, сияющу в темнем месте добре творите, дондеже день озарит, и денница возсияет в сердцах ваших (2 Петр. 1, 19).

— Четвертый (совершенный, имеющий   ум Христов) подобен шествующему в полдень чистейший, светлыми лучами солнца освещаемый; почему таковый и сам себя совершенно видит, как при солнечном свете, и обсуждает полно и верно, и других многих, лучше же сказать, всех возстязует. по вышеприведенному слову св. Павла, — да и все, встречающееся с ним, что бы то ни было и как бы ни было, — сам шествуя незаблудно и последующих ему ведя непреткновенно к настоящему Свету, животу и истине. О таковых написано: вы  есте свет мира (Мф. 5, 14)». (Каллист и Игнатий Ксанфоппулы, Добротолбюбие, Т. 5)

Душа в темноте рационального эгоизма

Мы все  призваны  стать Светом  мира,  но достигают  этого света только единицы и их  путь  лежит через  распятие  всем  миром и самими верующими в  том  числе.  Вот почему развитие  духовного сознания – это самая  трудная задача  для   человека  из всех существующих.

Самое удивительное и даже невероятное на первый взгляд в этих четырёх ступенях духовного роста стремящихся к совершенству то, что даже само Евангелие и его четыре главных символа (Тетраморф) в виде Человека, тельца, Льва и Орла отражают этот же самый принцип роста духовного сознания и восприятия:

«Серафим, которого видел Пророк Иезекииль (Иезек. 1:4. 9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое – лицу тельца, третье – лицу льва, четвертое – лицу орла. Первое лицо Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мiре, исполняют заповеди на них лежащие. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжелые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстями и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественные видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон*, уподобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.» (Добротолюбие, Т. 1, Наставления св. Антония Великого)

В этой цитате преподобного уже совершенно чётко определены 4 ступени восхождения души к совершенству духовному, как совершенству духовного сознания и восприятия,  о чём  выше упоминали Каллист и Игнатий Ксанфоппулы:

  • — 1-я ступень (Евангелие от Матфея – Человек) — символ ступивших на путь веры и исполнения заповедей. «Первое лицо Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мiре, исполняют заповеди на них лежащие.»
  • — 2-я ступень (Евангелие от Луки – Вол) — символ выходящих в монашество для обретения совершенной веры. «Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжелые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные.»
  • — 3-я ступень — (Евангелие от Марка – Лев) — символ выходящих из киновии (общежития) в анахоретство (уединение) и вступающих в брань с духами злобы и тьмы мира сего. «Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей.»
  • — 4-я степень — (Евангелие от Иоанна – Орёл) — символ победивших природу ветхого человека и выходящих на уровень святости, благодати и даров Святого Духа. «Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстями и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественные видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, уподобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.»

Вот насколько высока задача развития  духовного  сознания Христова, стоящая перед нами и поставленная перед человеком Самим  Богом (Духом).

По материалам  курса “Теоретические  основы христианской  психологии” 2014 г. Минск

Автор: admin

Добавить комментарий