Многие современные иноки и схимники в миру, знают, что самой главной проблемой любого иночества в миру с точки зрения психологии является проблема РАЗРЫВА СОЗНАНИЯ между миром и Богом, когда инок должен так организовать свою жизнь, чтобы не страдать социально, имея стабильный источник средств для жизни, и при этом находить время для внутренней духовной работы, которого нужно всё больше.
Это своего рода процесс медленного и осознанного умирания для мира и отречения, но не покидая самого мира и это в высшей степени сложный психологический манёвр, требующий особой гибкости, стойкости и осознанности, как искусства управления осознанием.
«Кто хочет с успехом совершать подвиг иночества, тому надобно совсем рассчитаться с миром, и блага его все оставить и делом из него выйти и всякое пристрастие к вещам его отсечь». (Преп. Антоний Великий)
Как же проявляется данная проблема разрыва сознания и можно ли её преодолеть ?
Данная проблема проявляется себя в сознании инока и схимника в первую очередь в виде ВОЗРАСТАЮЩЕГО КОНФЛИКТА между повышающейся трезвостью инока и усиливающимся безумием окружающего мира и социума.
Как говорил преп. Антоний Великий:
«Настанет некогда время, и человеки станут безумными. Увидев не подверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: ты безумен, потому что ты не подобен нам». (Преп. Антоний Великий)
Данный парадокс безумия мира, который будет считать в конце времён безумным любого трезвомыслящего, не подобного миру, и есть основа конфликта сознания для любого иночествующего в миру.
Эта проблема противостояния одного человека массовой идеологии социума с точки зрения психологии является неразрешимой и потому является основной причиной депрессии и потери смысла жизни.
У инока и схимника в миру эта проблема ещё более усиливается и становится причиной уныния и глубокого когнитивного диссонанса, связанного с внутренней отверженностью и необходимостью быть в состоянии постоянной ИЗМЕНЫ пребывания в миру среди людей и демонстрации своей социальной позиции при полном внутреннем отречении от мира и социума.
Данная психологическая игра в разновекторность, связанная с тщательным сокрытием от мира и людей своих подлинных ценностей и целей требует колоссальных ресурсов сознания и психики на ДВА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ сценария мышления и поведения – мирской и духовный.
Данный манёвр известен в практике конспирологии как работа агента в тылу врага под глубоким прикрытием на протяжении длительного времени ничем себя не выдавая.
Нечто подобное вынужден делать и инок в миру по отношению к окружающему его миру и социуму, который совершенно ничего не должен знать о подлинных целях и задачах инока и схимника в миру, которые идут вразрез мирским ценностям и носят высший духовный характер, который миру непостижим, как “безумие”.
Именно эта двойственность и параллельность сценариев поведения инока в миру и создаёт в его сознании постоянное напряжение и расщепление.
Опасность этого напряжения состоит в том, что оно касается не только СОВЕСТИ и необходимости инока и схимника вынужденно лгать миру и социуму и постоянно скрывать от них свои истинные планы, цели, мотивы и задачи и демонстрируя полную нормальность и подобие обычным людям.
Кроме проблемы совести, за этим напряжением сознания стоит и реальная когнитивная проблема УСИЛЕНИЯ ОБЩЕГО БЕЗУМИЯ И ХАОСА,
Проще говоря, будучи непричастным миру, инок не участвует в его коллективном безумии и хаосе, а потому с ужасом наблюдает всё усиливающийся РАЗРЫВ между повышающейся трезвостью инока и всеобщим безумием, которое становится всё более реальным и угрожающим.
Иными словами, речь идёт о конфликте двух типов УПОРЯДОЧЕННОСТИ, который касается с одной стороны повышения степени внутреннего порядка у инока и повышения уровня хаоса в социуме и сознании простых людей.
Данный конфликт разных типов УПОРЯДОЧЕННОСТИ действует на инока таким образом, что вынуждает раскрыть себя миру и начать просвещать погружающийся в хаос мир и социум духовным знанием, проповедуя ему христианские ценности. Так диктует иноку его СОВЕСТЬ и христианское мировоззрение.
Но делать этого иноку и схимнику в миру категорически НЕ СЛЕДУЕТ, поскольку это главное искушение для инока, который фактически раскрывает себя миру и всем, как носителя ИНЫХ ценностей и смыслов, о которых никто из его окружающих не знал ранее и не догадывался.
Почему инок не должен этого делать ?
Да потому, что данное раскрытие себя миру для инока и схимника в большинстве случаев чревато ПУБЛИЧНОЙ КАЗНЬЮ и презрением, как “изменника и предателя” коллективных интересов, который всех обманывал и тщательно скрывал свои планы и намерения, идущие вразрез социальной идеологии.
Это своего рода синдром раскрытого “агента”, который в большинстве случаев не имеет шансов на пощаду или аналог крестной казни Христа, который посмел бросить вызов массовому иудаизму.
Именно по этой причине инок и схимник в миру при всём его желании и искреннем стремлении к просвещению, правде и истине, не должен этого делать, а должен удержаться в молчании и внутреннем делании, чтобы не оказаться публично казнённым и оклеветанным миром, который не приемлет истины.
Можно сказать, что данная проблема “ВЫНУЖДЕННОГО ПРЕДАТЕЛЬСТВА” для всех, включая и самых ближних, является самой главной для всех, кто иночествует и схимничает в миру, поскольку повергает душу в уныние из-за невозможности инока и схимника во всём быть со всеми и со всем миром.
Кроме названных двух, есть и третий аспект разрыва сознания инока и схимника в миру – это УСИЛИВАЮЩИЙСЯ КОНФЛИКТ в мире, переходящий в четвёртую мировую войну, между Востоком и Западом.
В основе этого мирового конфликта и противостояния лежит НЕСОВМЕСТИМОСТЬ рационально-либеральных ценностей 3-го слоя осознания и морально-религиозных ценностей 9-го слоя осознания, которые и воюют между собой в лице противостояния США и России, как два типа эгоизма – либеральный и моральный.
Это дополнительный соблазн для инока и схимника в миру – принять позицию одной из сторон конфликта, что также является большой ошибкой и заблуждением, связанным с утратой духа мира и внутреннего делания, поскольку обе позиции конфликта ЛОЖНЫ по сути и являются борьбой разных типов эгоизма, а не истины и лжи.
Выдержать все три аспекта этого СОБЛАЗНА и перестать быть наблюдателем и созерцателем – это одна из главных психологических проблем иночества и схимы в миру, которая решается только управлением осознанием, осознанностью и гибкостью ума с помощью инструмента управляемой ГЛУПОСТИ, как искусства не раздражаться на глупость и безумие мира через осознание невозможности его изменить в принципе.
Можно ли найти здравое обоснование такой по сути двойственной и даже “лицемерной” позиции инока и схимника по отношению к миру и социуму ?
Да, такое обоснование существует и позиция инока ни в коей мере не является лицемерной по отношению к миру по той причине, что инок и схимник, в отличие о т мирянина прекрасно знает о том, что мир – это лжец и обманщик, с которым не следует играть в игры по его правилам, поскольку это правила лжи и обмана.
«Вопрос. Что такое мир? Как познаем его и чем вредит он любителям своим?
Ответ. Мир есть блудница, которая взирающих на нее с вожделением красоты ее привлекает в любовь к себе. И кем, хотя отчасти, возобладала любовь к миру, кто опутан им, тот не может выйти из рук его, пока мир не лишит его жизни. И когда мир совлечет с человека все, и в день смерти вынесет его из дому его, тогда узнает человек, что мир подлинно лжец и обманщик». (Преп. Исаак Сирин).
Таким образом, для инока и схимника в миру это своего рода ИГРА с миром, как и игра разведчика, работающего под прикрытием, с вражеской разведкой по принципу кто кого переиграет и чья стратегия окажется верней и совершенней.
Если инок и схимник в силу их безупречности и дисциплины переигрывают в этом безумный мир и социум – это их ЗАСЛОУГА, а не вина и мир с этим ничего не может поделать, кроме предоставления иноку и схимнику их заслуженной победы и свободы от мира.
При этом следует понимать, что подобный путь игры с миром касается считанных единиц наиболее трезвых и осознанных верующих, коих всегда меньшинство, а для большинства обрядоверующих данный манёвр недоступен в силу неосознанности, психологической неграмотности и неумения управлять осознанием.
В то же время, говоря о данной проблеме, нельзя не сказать и о том, что в Логосе имеет место механизм автоматического решения данной проблемы и естественного преодоления данного разрыва сознания.
О чём идёт речь ?
Речь идёт О ДУХОВНОМ УМЕ или достижении состояния интегрального духовного сознания. Дело в том, что Логос и как Закон и как Программа развития сознания устроен Богом так совершенно, что в нём уже ЗАЛОЖЕН инструмент решения данной проблемы разрыва между миром и Богом.
Это инструмент связан с духовным ростом и выходом на 14-й и 15-й слои осознания, где происходит ИНТЕГРАЦИЯ или новое соединение мирского и духовного на единой и уже не рациональной или моральной, а ЭНЕРГИЙНОЙ основе.
Проще говоря, разрыв между мирским и Божественным имеет место лишь тогда, пока имеет место разделение ума на рациональный (мирской) и морально-нравственный (религиозный), которые НЕСОВМЕСТИМЫ, как 3-й слой и 9-й, между которыми и идёт вечная борьба за истину.
Но на 15-м слое осознания происходит настоящее ЧУДО их соединения и интеграции в одно целое, но уже не рациональное или моральное, а подлинно духовное и энергийное, где основой выступает не рацио и не мораль, а ЭНЕРГИЯ Логоса, как единая и универсальная основа всего сущего.
Иными словами, только на 15-м слое ум снова обретает свою утраченную при грехопадении телесно-духовную ЦЕЛОСТНОСТЬ и широту единства материи и Духа, мирского и Божественного, когда разрозненные части и сети сознания снова соединяются в одно подлинно духовное, где нет противоречий и мирское находит своё отражение в Божественном, а Божественное в мирском.
Это поистине великий момент ПРОСВЕТЛЕНИЯ сознания и вхождения инока и схимника в УМ ДУХОВНЫЙ, как основу когнитивного совершенства. Именно с этого момента разрыв и проблема разрыва исчезает раз и навсегда.
Проблема только в том, что очень не многие иноки доходят и добираются в миру до 15-го слоя…
По материалам курса “Теоретические основы христианской психологии”, учение о Логосе, 2014 г. Минск.