Многие верующие знают, что очень важно понять разницу между разумом и умом, как процессом и наблюдателем. Многие уделяют этому пониманию огромное значение, думая, что это что-то очень важное, но как выясняется, простое понимание чего-либо, даже очень глубокое, ничего не даёт практически, кроме самоутешения.
Проще говоря, любое рационально-логическое понимание чего-либо духовного – это та же ИЛЛЮЗИЯ, только подкрашенная в “духовные оттенки”, поскольку это плод работы всё того же ума и разума, который может рисовать ЛЮБЫЕ КАРТИНКИ и любые системы связей, включая и “духовные”.
Иными словами, просто поняв даже что-то очень духовное и глубокое, касающееся Бога, не меняет ПРИРОДЫ и СТРУКТУРЫ ума, поскольку при обычном понимании создаётся временная логическая связь, которая позднее может забываться и разрушаться.
Так, понял человек что-то очень важное и глубокое о Боге или о душе, что ворвалось в его сознание озарением, открытием и пониманием, побыл в этой радости какое-то время, а потом навалившиеся житейские проблемы переключили его внимание и он об этом забыл, а по прошествии времени даже не смог вспомнить той яркой мысли понимания, которая зажгла и осветила его ум и разум.
Почему так происходит и почему яркие духовные откровения, озарения и понимания так же быстро уходят из сферы ума, разума и сознания, как и приходят, а не задерживаются и не накаливаются внутренним светом ?
Ответ на этот вопрос знают люди, обладающие знанием о сетевом устройстве души, как когнитивной сферы, состоящей из нескольких типов гиперсетей, которые упакованы в чёткую структуру, имеющую огромное количество слоёв, по которым и перемещается фокус сознания, как световое пятно, выхватывающее те или иные узлы и связи, а потом смещающееся к другим.
Забывание каких-то ярких духовных озарений и мыслей, пришедших спонтанно, – это и есть результат смещения фокуса сознания от того места в душе, где были эти мысли, в совершенно иную область. Обычно – это смещение с более светлых верхних слоёв осознания вниз, где больше тьмы и невозможность потом вернуть фокус сознания обратно вверх, к тем мыслям, которые и зажгли ум и разум.
В данной связи возникает закономерный вопрос – а можно ли сделать так, чтобы духовные озарения, откровения и светлые мысли возвышенного понимания чего-то духовного НЕ ЗАБЫВАЛИСЬ вообще, а накапливались в сознании, повышая его просветлённость ?
Да, как ни странно, но с точки зрения сетевой структуры ума, разума и сознания ЭТО ВОЗМОЖНО, НО это требует не только особого понимания, но и особого действия, связанного с постоянным деланием ума или постоянным возвышением фокуса сознания, чтобы он НЕ СВАЛИВАЛСЯ вниз на нижние уровни и не уходил от высоких и светлых мыслей.
Как этого достичь практически ?
Достичь этого практически не просто, поскольку это очень специфический процесс не разового, как при обычном понимании, а постоянного НАРАЩИВАНИЯ УМА, как гиперсетевой структуры.
Можно сказать, что для накапливания в сознании светлых мыслей нужно во-первых, уметь удерживать внимание на этих мыслях, а это очень сложно в реальной жизни, а во-вторых, иметь к этим мыслям и этой области сознания ПОСТОЯННЫЙ ДОСТУП.
В духовной традиции эта задача уже была осмыслена и решена практически, как практика расширения и выравнивания сознания. Во всех религиях мира есть подобные практики т.н. ПРОСВЕТЛЕНИЯ сознания, как процесс последовательного расширения и упорядочивания сетевых структур сознания.
Есть эта практика и в христианстве и в частности в православной традиции и очень узком и специфическом течении, именуемом ИСИХАЗМ. Данная практика именуется УМНЫМ ДЕЛАНИЕМ с помощью т.н. умной молитвы, как особой формы взаимодействия ума человека с Духом и Логосом.
Основой умной молитвы и исихии – является умение наблюдать за своим умом и от самого процесса мышления как бы переходить к наблюдению за ним со стороны взором стороннего наблюдателя или самосозерцателя, который видит работу своего собственного ума и разума, на предмет оценки верности тех или иных мыслей, возникающих в сети сознания.
Как говорил иеромонах Симон ( Безкровный):
“Внимательно наблюдай за своим умом, чтобы он снова не начал рассказывать тебе свои басни, не позволяй ему думать и выносить оценки и суждения, которые всегда лживы. Если приготовить себя на это духовное делание с самого утра, то весь день пройдет в умном внимании и сосредоточении ума в сердце”.
Неужели это возможно – быть наблюдателем за своим собственным умом и делать это постоянно ?
Это возможно и всё дело только во внимании и умении пользоваться вниманием, а для и нужна большая внутренняя энергия и сила.
Как уже было сказано, обычное РАЗОВОЕ духовное понимание и даже озарение почти ничего не даёт уму, поскольку быстро забывается. Чтобы этой забывчивости не было и нужно некоторое постоянство внутренней работы.
Смысл этого постоянство в том, чтобы создать не разовую СВЯЬ с более высоким уровнем сознания, а наработать целый СЛОЙ СОЗНАНИЯ, как мощную структуру связей, которая уже не исчезнет и не забудется, а будет полноценной ступенью осознания.
Создание целой системы таких слоёв в системе ума и разума, напоминающих собой ПИРАМИДУ, и есть процесс УМНОГО ДЕЛАНИЯ.
А есть ли в психологии какое-то описание данного процесса расширения сети сознания ?
Да, в психологии есть описание процесса исследования (рассуждения) своих помыслов. Этот процесс исследования и внимательного наблюдения за своим умом именуется САМОРЕФЛЕКСИЕЙ, а создание нового отражающего слоя сознания именуется созданием ЗЕРКАЛА САМОРЕФЛЕКСИИ.
Для не сведущих в научной психологии саморефлексия – это и есть САМОСОЗНАНИЕ или способность нашего ума к оценке себя, своих мыслей, чувств и желаний с точки зрения внутреннего наблюдателя – СОВЕСТИ, как естественного сознания добра и зла, которое работает автоматически без воли человека.
Иными словами, развитие зеркала саморефлексии – это и есть создание умом внутри самого себя, как нейросети мозга, дополнительного ЗЕРКАЛЬНОГО СЛОЯ СОЗНАНИЯ, как дополнительной гиперсети, которая как бы параллельно с нейросетью мозга тестирует саму себя и работу ума.
Это и есть принцип умного делания, как процесс последовательного расширения (уплотнения) всех сетей сознания за счёт создания ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СЛОЁВ, как отражающих зеркал, которые и способны оценивать (отражать) работу ума.
Вначале у обычного человека с рациональным умом и мышлением таких отражающих зеркал попросту НЕТ, поэтому ему и трудно контролировать свой собственный ум. У него просто нет для этого ОТРАЖАЮЩИХ ИНСТРУМЕНТОВ.
Но когда в результате внимания и само-исследования человек создаёт в своём сознании множество таких зеркал по принципу: сознание – осознание сознания (самосознание) – осознание самосознания и т.д., то ему становится уже не сложно наблюдать за работой своего ума, поскольку у него для этого есть инструменты.
Но самое удивительное то, что создавая такую систему внутренних слоёв, как отражающих ЗЕРКАЛ сознания, у человека обостряется память до фантастических возможностей запоминания всего и вся. Это происходит потому, что фокус сознания уже двигается НЕ хаотически по сети сознания, а чётко переходит от слоя к слою.
При этом и сама сеть осознания в виде сетей мозга и разума приобретает очень чёткую упорядоченную структуру, подобную кристаллической, где связи не хаотичны и пропадают, поскольку данная пирамидальная структура очень устойчива.
Именно при таком системном способе работы с умом и возможно то самое постепенное накопление ярких мыслей и откровений, которые уже не забываются, не теряются и не уходят из сферы сознания, поскольку оказываются упорядоченными и структурированными.
Это и есть секрет умного делания духовного ума, как процесс постоянного расширения слоёв сознания, которое разительно отличается от обычного разового понимания.
По материалам курса “Теоретические основы христианской психологии”, Логос и его структура, Минск.