Предлагаем Вашему вниманию замечательный труд святого праведного Иоанна Кронштадского “Созерцания и чувства христианской души” 1905 г. (Ответы на тайные или открытые запросы благочестивых душ и нравственные уроки прежде всего себе самому), который можно отнести к категории основ святоотеческой православной психологии, который не известен большой части верующих, поскольку не вошёл в ряд изданий протоиерея Иоанна Ильича Сергеева (Кронштадского). Тем не менее, труд есть в библиотеке Оптиной пустыни и Президентской Библиотеке и доступен для чтения on-line >>>
Труд потрясает глубиной духовных откровений о высших аспектах христианской психологии, как подлинной науки о душе. Предлагаем вступительное слово к дневнику.
С Богом Святым начало нового дневника
Бог, Ум безначальный и бесконечный и вместе любовь бесконечная и Правда родил безначальное, премудрое, личное Слово и производит Духа Святого собезначального, Личного, выражение Своей премудрости, любви и правды, – единосущные и соприсносущные Лица. Сей безначальгный Ум, Слово и Дух составил, привёл из небытия в бытие умные, личные силы святые, праведные, крепкие силой. Но один из из величайших сотворённых умов – Денница, возгордившись своим умом, мудростью, красотой и силой, захотел быть самостоятельным Богом, не захотел покоряться Уму несозданному и всё создавшему и возмутил подчинённые ему умы и силы анельские против Творца и. призываемый к покаянию, не захотел покориться Создателю Своему, – и вот благость Божья совсем оставила его; ибо какое общение Света с тьмою (2 Кор. 6;14); и он стал злым духом в такой степени, в какой он был создан великим и сильным; и падшие с ним духи стали злыми духами в такой мере и силе, в какой они были до падения своего: ибо сила природная и ум природный, только претворившись в злобу, остались с ними. И вот эти злые умы произвели по допущению Божьему, зло в роде человеческом и до доселе производят; а мы должны бороться с ними как получившие свободную волю и возможность противостоять злу и побеждать его. Бог и ангелы добрые вразумляют нас делать добро, всё высокое, чистое, благородное, прекрасное; злые понуждают нас на всё лукавое, злое, нечистое, скверное, богохульное.