Структура христианского логоса по учению святых отцов Восточной Церкви

Синим, красным и чёрным цветом отмечены основные положения фокуса сознания (точки сборки) в пирамиде малого логоса, соответствующие по учению отцов: духовному, душевному и телесному состояниям человека, как сверхъестественному, естественному и ниже естественному.
 
«Три состояния жизни признал разум: плотское, душевное и духовное. Каждое из них имеет свой собственный строй жизни, отличный сам по себе и другим неподобный.»
(Преп. Никита Стифат, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума)
 
«Есть три мысленных места, в которые входит ум, изменяясь сам в себе: естественное, сверхъестественное и противоестественное.
Когда вступит он и в свое естественное место (душевное), тогда находит себя виновником злых помыслов и причиною страстей и исповедует Богу грехи свои, когда же бывает в противоестественном месте (телесном), тогда забывает он о правде Божьей и воюет с людьми, как с обижающими его неправо.
А когда возведется в сверхъестественное место (духовное), тогда находит в себе плоды Духа Святого, которые указал Апостол – любы, радость, мир и проч. (Гал. 5, 22), и знает, что, если предпочтет телесные заботы, то пребывать там не может, и вышедши оттуда, впадает в грех и в последующие за ним скорбные случайности, хотя не вскоре, но в свое время, как ведает про то правда Божья.»
(Преп. Марк Подвижник, Наставления Марка подвижника о духовной жизни, 4, 90)
«Общее устройство природы человеческой определяется сочетанием разных сил ее и способностей и разных частей ее состава. Так, все разнообразие наших внутренних действий сознаваемых сводится к трем исходным началам, или силам: познающей (уму), желающей (воле) и чувствующей (чувству). Все же силы сии сосредоточиваются и сходятся в нашем лице, в нашей личности, в том, что говорит в нас: «я», которое есть слияние и нераздельное единство всех сил. Они в нем сцентрированы и исходят из него, как из фокуса
(Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии, С 448)
 
По материалам курса “Теоретические основы христианской психологии”, Учение о Логосе, 2014 г. Минск

 

Автор: admin

Добавить комментарий