В последнее время опять становится актуальной тема детского и подросткового суицида, которую трудно списывать только лишь на сезонные обострения настроения. Только в октябре месяце 2016 г. достоянием общественности стали два резонансных случая доведения до суицида в Березовском районе, где возбуждено уголовное дело за доведение до самоубийства 14-летней девочки и в Рогачёвском районе, где возбуждено аналогичное уголовное дело за доведение до суицида школьницы. Если в первом случае спасти подростка медикам всё же удалось, то во втором случае имел место законченный суицид.
Что же лежит в основе суицидального поведения среди подростков и можно ли попытаться определить то самое слабое звено в психике и душе ребёнка, которое и даёт сбой ?
С точки зрения нравственно-ориентированной христианской психологии одним из главных факторов суицидального поведения в подростковой среде, как ни странно, является отсутствие или бездействие духовно-нравственной защиты психики подростков на фоне чрезмерно гипертрофированной (расслабленной) эмоционально-чувственной сферы. Говоря другими словами, в нормальной психике всегда должен иметь место некий гомеостаз и баланс реального и идеального, внутреннего и внешнего, непреходящего и преходящего, вневременного и временного, сущностного и второстепенного, духовно-нравственного и эмоционально-чувственного и т.д. У современных же подростков в силу отсутствия системы духовно-нравственного воспитания и просвещения имеет место гибельный перекос всей системы ценностей в эмоциональную сторону (аффектов) с концентрацией их только на одном полюсе – идеального, внешнего, преходящего, временного, изменчивого, эмоционально-чувственного, как единственно важного и существующего.
При этом вторая гораздо более важная и балансирующая психику часть реального, внутреннего, непреходящего, вневременного, сущностного, духовно-нравственного и т.д., выступающая своего рода фундаментом и стержнем пирамиды психики, как бы отсутствует вовсе. В итоге психика подростка без правильного ценностного фундамента напоминает «домик на куриных ножках», т.е. оказывается в крайне нестабильном и неустойчивом положении, будучи обусловленной преимущественно ложными и временными (преходящими) ценностями. Для иллюстрации данного состояния очень хорошо подходит притча о доме, построенном на твёрдом основании:
«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.» (Мф 7:24-27)
В данной ситуации эмоционально-чувственной распущенности при отсутствии фундамента нравственности и ответственности любой кризис, потрясение и проблемная ситуация становится для неустойчивой психики подростка может стать «фатальной», вызывающей коллапс и обвал всей системы мышления и ценностей с потерей ориентации и невозможностью найти выход.
В подростковой среде подобные кризисные ситуации связаны как правило с первой влюблённостью и разрывом отношений, как первым опытом проявления наиболее сильных чувств и эмоций. При этом провоцирующими факторами чаще всего выступают семейные неурядицы, физическое и эмоциональное насилие, т.е. буллинг, троллинг, аутинг (разглашение личной тайны), личностные проблемы и др. факторы. В итоге у травмированной психики (души) подростка, испытывающего душевную боль и сильное эмоционально-чувственное потрясение, просто отсутствует внутренняя защита в виде цементирующего фундамента, способная через установки страха, совести (морали) и ответственности удержать личность от необдуманного шага и поступка.
К сожалению, культивируемая в последнее время свобода эгоизма не допускает проявления качества смирения, а переступает в кризисной ситуации через нравственность, совесть, ответственность и здравый смысл и в изменённом эмоционально состоянии «Я» (эго) диктует личности самый «простой» выход – «Game Over» или более отягощённый местью и обидой вариант «вы пожалеете об этом…» или «вы долго будете меня помнить…» и т.д..
Данный феномен с точки зрения парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии можно определить как критический уровень эмоционально-чувственной уязвимости души на фоне ослабления или отсутствия фактора волевого и нравственного контроля. По существу – это синдром «разорванной психики» в которой имеет место разрыв внутреннего (духовно-нравственного) и внешнего (эмоционально-чувственного) при котором преходящее и временное эмоционально-чувственное становится единственно значимым и важным в жизни, составляющим главный смысл. Утрата последнего и означает для «разорванной психики» крах всего…
По материалам книги «Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии» К.В. Яцкевич
Предлагаем Вашему вниманию презентацию на данную тему >>>