Суицид или… …непоправимая ошибка заблудшей души

slajd1В последнее время опять становится актуальной  тема детского и подросткового суицида, которую трудно списывать только  лишь на сезонные  обострения настроения. Только в  октябре  месяце  2016 г. достоянием  общественности стали два резонансных  случая доведения до суицида в Березовском районе, где возбуждено уголовное дело за доведение до самоубийства 14-летней девочки и в Рогачёвском  районе, где возбуждено аналогичное уголовное дело за доведение до суицида школьницы. Если в  первом  случае спасти подростка медикам  всё  же  удалось, то во втором случае  имел  место законченный  суицид.

Что же  лежит  в  основе суицидального поведения  среди  подростков  и можно ли попытаться определить то самое   слабое  звено в  психике и душе  ребёнка, которое  и даёт сбой ?   

С точки зрения  нравственно-ориентированной  христианской  психологии  одним из главных факторов суицидального поведения в подростковой среде, как  ни странно,  является отсутствие  или  бездействие  духовно-нравственной защиты  психики подростков на фоне чрезмерно   гипертрофированной  (расслабленной)  эмоционально-чувственной сферы.  Говоря  другими  словами,  в  нормальной  психике  всегда   должен  иметь место   некий  гомеостаз  и  баланс  реального и идеального,  внутреннего и внешнего,  непреходящего  и преходящего,  вневременного и временного,  сущностного и второстепенного,  духовно-нравственного и  эмоционально-чувственного  и т.д.  У  современных  же  подростков в  силу  отсутствия системы духовно-нравственного воспитания и просвещения  имеет  место  гибельный  перекос   всей   системы  ценностей  в  эмоциональную  сторону  (аффектов)  с  концентрацией  их  только на  одном  полюсе   –  идеального,  внешнего, преходящего,  временного,  изменчивого,  эмоционально-чувственного, как   единственно  важного и существующего.

При этом  вторая  гораздо  более  важная  и  балансирующая  психику  часть  реального, внутреннего, непреходящего, вневременного, сущностного,  духовно-нравственного и т.д.,  выступающая   своего рода  фундаментом  и стержнем  пирамиды  психики, как  бы  отсутствует вовсе.  В итоге  психика  подростка  без  правильного  ценностного фундамента  напоминает  «домик на  куриных ножках», т.е.   оказывается  в  крайне нестабильном  и  неустойчивом  положении,  будучи  обусловленной  преимущественно ложными и временными (преходящими) ценностями.  Для  иллюстрации  данного состояния очень хорошо подходит притча о доме, построенном  на твёрдом основании:

«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.  А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.» (Мф 7:24-27)

В данной   ситуации  эмоционально-чувственной  распущенности  при  отсутствии  фундамента  нравственности  и ответственности  любой  кризис, потрясение  и  проблемная   ситуация  становится  для  неустойчивой  психики  подростка  может  стать  «фатальной», вызывающей  коллапс  и  обвал  всей  системы  мышления  и ценностей  с  потерей  ориентации и невозможностью  найти выход.

В подростковой  среде подобные  кризисные  ситуации  связаны  как   правило  с   первой   влюблённостью и  разрывом  отношений, как  первым  опытом  проявления наиболее  сильных чувств  и эмоций. При этом провоцирующими факторами чаще  всего выступают  семейные  неурядицы,  физическое и эмоциональное  насилие, т.е.  буллинг,  троллинг,  аутинг (разглашение личной  тайны), личностные  проблемы и др. факторы.  В итоге у  травмированной  психики  (души) подростка, испытывающего  душевную  боль и  сильное  эмоционально-чувственное потрясение,  просто отсутствует внутренняя  защита  в  виде  цементирующего  фундамента, способная  через  установки  страха,  совести (морали) и ответственности  удержать  личность от необдуманного шага  и  поступка.

К сожалению,  культивируемая в  последнее время свобода  эгоизма  не  допускает  проявления   качества  смирения, а  переступает  в  кризисной   ситуации  через  нравственность,  совесть, ответственность и здравый   смысл и  в  изменённом  эмоционально   состоянии  «Я» (эго)   диктует  личности   самый «простой»  выход  –  «Game Over»  или  более  отягощённый  местью и обидой  вариант «вы пожалеете  об этом…»   или   «вы  долго будете  меня помнить…» и т.д..

Данный феномен с  точки зрения  парадигмы  нравственно-ориентированной  христианской  психологии  можно определить как  критический уровень  эмоционально-чувственной уязвимости души  на фоне ослабления или отсутствия фактора  волевого  и нравственного  контроля. По существу – это синдром  «разорванной психики»  в которой  имеет  место  разрыв  внутреннего (духовно-нравственного)  и внешнего (эмоционально-чувственного)  при котором  преходящее  и временное  эмоционально-чувственное  становится единственно значимым и важным в  жизни, составляющим главный   смысл.   Утрата последнего и означает для «разорванной психики»  крах всего…

По  материалам книги «Методологические  основы  нравственно-ориентированной  христианской  психологии»  К.В. Яцкевич

Предлагаем Вашему   вниманию  презентацию на  данную  тему  >>>

Автор: admin

Добавить комментарий