В традиционной православной иконописи яйцо является сакральным символом жизни, который олицетворяет высшее начало жизни. Именно по этой причине яйцо выбрано главным пасхальным символом, который означает победу жизни над смертью.
Дарить окрашенные в красный цвет яйца на Пасху — это очень древний обычай, который связан с дохристианскими верованиями и традициями, символизировавшими принцип возрождения и обновления жизни и восходит ко временам фараонов. Ещё в дохристианские времена яйцо у многих народов являлось олицетворением творящей силы природы и Бога. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца.
По гелиопольской мифологии Египетской книги мертвых, из гусиного яйца родился сам бог Ра. По этому мифу Великий Гоготун (Большой белый Гусь) сел в ветви вербы на холме и свил гнездо, в которое снёс яйцо. Утром из этого гусиного яйца появился бог Хапра, Восходящее Солнце. Постепенно бог рос подобно цветку лотоса, пока не превратился в бога Ра, бога Солнца.
Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях разных народов – персов, греков, римлян и др. Упоминается о яйце и в индийской мифологии, где из яйца Брахманды или «золотого плода», рождается Брахма, из него же появляется и Праджапати.
О рождении из яйца, плавающего в море, демиурга или божественного Фанета повествует древний орфический миф. В финском мифе утка сносит яйцо на холм посреди океана, из которого возникает Вселенная. В древней китайской легенде Вселенная прежде представляла собой нечто вроде куриного яйца, из которого родился прародитель Пань-гу.
Наиболее сильно представление о яйце, как источнике жизни в христианстве и православии. Есть предание, что святая равноапостольная Мария Магдалина, дойдя с проповедью до Рима после Воскресения Христа, преподнесла римскому императору Тиберию куриное яйцо со словами Христос Воскресе! Император, проявил сомнение в том, что кто-то может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. В это время произошло чудо: белое яйцо на его глазах стало окрашиваться в красный цвет.
После этого удивительного события христиане усвоили этот символ и стали красить на праздник Пасхи яйца в красный цвет.
Как видно из мифологии народов мира, яйцо – это, действительно, некий глубоко сакральный символ торжества жизни и разума в их победе нам смертью и тьмой, смысл которого не поддаётся осмыслению, поскольку уходит в глубину самого мироздания.
Наиболее ярко и наглядно символика яйца, как отражения силы жизни и энергий божественной благодати, нашла в православной иконописи, где Иисус Христос очень часто изображается в виде «святящегося яйца»
Есть целый ряд серьёзных научно-философских попыток раскрыть тайну «светящегося яйца» или «золотого яйца», как запечатанного герметического сосуда жизни, где совершается “Великий Опыт”; как Великий Кокон, содержащий Вселенную; скрытый исток и тайну существования всего сущего.
Большинство из этих попыток обращается к идее самой природы жизни и живой души, которая на глубоко сакральном уровне имеет сферическую или яйцеобразную форму.
Связь сути жизни с яйцом прослеживается в ряде мифов, включая и русские.
К примеру в русской мифологии смерть Кощея (бессмертного) находится на самом кончике иглы, заключённой в волшебном яйце, яйцо находится в утке, утка в зайце, а заяц в ларце. Разбивание яйца и обламывание иглы – это лишение Кощея самой основы энергии жизни – души и духа.

При всей сказочной метафоричности данного сравнения, за ним стоит глубочайший психологический и духовный смысл, поскольку данное перечисление разных уровней (ларец, заяц, утка, яйцо, игла), как “оболочек”…
…недвусмысленно наводит на мысль о том, что речь может идти об устройстве души и когнитивной сферы (сферы познания), имеющей, как известно, множество разных уровней (телесная, телесно-душевная, душевная, душевно-духовная, духовная).
В этой связи “яйцо” можно попробовать соотнести с внутренним душевно-духовным содержанием.
“Яйцом” при этой модели на схеме святителя Феофана Затворника и окажется внутренняя душевно-духовная сердцевина человеческой души. “Ларец” – телесная оболочка, “заяц” – телесно-душевная, “утка” – душевная, “яйцо” – душевно-духовная, а “игла” – дух – сущностное.
Сокрушая яйцо и иглу, сущность лишается самого главного- энергии жизни. Вот настолько глубока психологическая суть простой с виду сказки.
Иными словами, яйцо может быть не чем иным, как образом самой души, наполненной энергиями жизни и познания. На эту мысль более всего наводит буддийская философия, в которой «буддийское яйцо» – это символ творения, стремящегося к духовному познанию и просветлению.
Скорлупа яйца в буддизме – это «оболочка» невежества, а пробивание «скорлупы невежества» – это способ достижения просветления и выход в пространство «Большой пустоты» Духа.
Что за этим может стоять ?
Очень долгое время ответ на этот вопрос не было, пока нейронаука не открыла гиперсетевой принцип устройства мозга, разума и сознания, названный “когнитом”, включая понимание того, что всё тело человека благодаря нервной сети и нейронам, может обладать осознанием, а не только мозг, как основной операционный центр.
Данное открытие перевернуло все представления о природе сознания и разума, как утончающихся сетевых структурах, из которых самая тонкая сеть духовного сознания была подобна светящемуся “кокону”.
В свете данных нейросетевых представлений когнитивная сфера человека (сфера познания), как конгломерат сетевых структур, имела как раз сферическую или яйцеобразную форму. При этом сам принцип роста сети сознания обозначает ни что иное, как процесс заполнения связями пространства души, как “яйца”.
Более того, был доказан и научно подтверждён сам принцип свечения нейронов при образовании новых связей, что говорит о том, что душа в процессе роста познания , действительно, в гиперсетевом аспекте напоминает нечто «светящееся».
Свечение образуемых нейронных связей
Из этого открытия вытекает то, что душу можно визуализировать подобно «светящемуся яйцу», имеющему разную интенсивность внутренних связей, образованных разными сетями мозга, разума и сознания. При этом чем плотнее сеть, тем интенсивнее свечение сети осознания.
Из всех трёх сетей, самой грубой и менее яркой является нейросеть мозга, а самой тонкой и наиболее яркой является сеть духовного сознания. Следовательно, у духовных людей, как «просветлённых», и должна быть наиболее развитая сеть духовного сознания, обладающая максимальной интенсивностью свечения.
Именно об этом эффекте «светозарности» души и говорят многие святые отцы Церкви:
«Когда же очистятся тело, сердце и ум, тогда и душа очистится и просветится.» (Цветник священноинока Дорофея, 25)
Таким образом, буддийский принцип «просветления» находит благодаря метафоре «светящегося яйца» отражение и в святоотеческой православной психологии в виде «просвещения» и «сияния» сетевой структуры праведной души, которая до недавнего времени была неопределима.

В святоотеческой православной психологии принцип обретения «внутреннего света» или «чистоты души» связан с «очищением духовного сердца», как центра сосредоточения всех энергий сил души – ума, чувства и воли.
«Чистотой сердца, постом и молитвой очищается ум от нечистых помышлений, рассеянности и соблазнов.» (Цветник священноинока Дорофея, 26)
Иными словами, чистота ума – это изменение структуры сознания за счёт перехода от нейросети мозга и разума, как более «тёмной» к метасети духовного сознания, как более «светлой» и яркой, соединённой с Метасетью Духа (Бога).
«Чистотой ума просвещается душа и очищается от привязанности к душевным страстям. Из душевной же чистоты проистекает духовное видение. Без чистоты сердца, ума и души нельзя касаться духовного видения, чтобы бесы не причинили нам ущерб и не погубили нас вскоре. Потому что, если не будет чистоты сердца, ума и души, то есть бесстрастия, бесы осмелятся войти в нас и смутить нас. И вместо истины покажут ложь. Только чистым сердцем, умом и душой можно видеть умное Солнце.» (Цветник священноинока Дорофея, 26)
«Видеть умное Солнце» и означает соединение метасети духовного сознания души с Метасетью Духа (Бога), как «Солнца» осознания.
Таким образом, принцип принятия энергий Божественной благодати, как света сознания, предполагает соединение двух умов – человека и Бога, как двух тождественных мета сетей духовного сознания. ОБ этом прямым текстом говорит священноинок Дорофей:
«И следует нам быть прилежными в посте и непрестанной молитве, сходя в глубину сердца, очищаясь от душевных и телесных страстей, услаждая, веселя и смягчая сердце, отгоняя нечистые помышления и рассеянность ума, и просвещая душу. Таким образом очищаются сердце, тело, ум и душа человека. И тогда вселяется в человека благодать.» (Цветник священноинока Дорофея, 26)
Исходя из этого принципа, можно попытаться визуализировать процесс «просветления» души, как процесс накопления в душе энергий Божественной благодати, как внутреннего света духовной осознанности, который может взаимодействовать только с самой тонкой сетью духовного сознания.
При этом нейросеть мозга и гиперсеть разума, как более «тёмные» (грубые) сетевые структуры, наполненные энергиями страстей, не могут без очищения от энергий страстей вступать в синергийное взаимодействие с Метасетью Духа (Бога).
Сам процесс последовательного изменения интенсивности свечения осознания в разных состояниях человека – телесном, душевном и духовном, можно отразить на следующей схеме «просветления», как выравнивания «нитей» высших смыслов внутри души с «нитями» смыслов Духа (Бога) за пределами души.
Тот же самый процесс просветления души, как «светящегося яйца», можно отразить и на сетевой схеме последовательного изменения интенсивности свечения сетей сознания внутри души.
Вот что в действительности означает принцип «светящегося яйца», как фундаментальной основы жизни, который стал понятен во всей полноте только в наши дни.
«тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их.» (Мф. 13; 43)
Любопытно то, что принцип «светящегося яйца» или «светящегося кокона», символизирующего свечение осознания, был описан в современной эзотерической литературе и в частности в произведениях американского антрополога Карлоса Кастанеды, проходящего обучение у индейского мага и шамана Хуана Матуса, причём, довольно подробно.
«Для видящего все люди – светящиеся существа. Светимость наша составлена эманациями Орла (Духа), заключенными в яйцеобразный кокон. И та мизерная часть всех эманаций, которая находится внутри кокона, и есть то, что делает нас людьми. Воспринимать же – значит устанавливать соответствие между эманациями внутри нашего кокона и эманациями вне его.» (Карлос Кастанеда, Огонь изнутри)
Эманациями Орла Дон Хуан называет те самые «светящиеся нити» Метасети сознания Духа (Бога), по которым и течёт энергия жизни (благодати), а «видением» он называет особое сверхчувственное восприятие метасети сознания человека или его души.
«человеческие существа кажутся видящему светящимися яйцами, но яйцевидная форма – лишь внешний кокон – оболочка светимости, скрывающая крайне интригующую, захватывающую, гипнотизирующую сердцевину, состоящую из концентрических колец желтоватой светимости цвета пламени свечи. Во время нашего последнего сеанса он позволил нам видеть людей, снующих вокруг церкви.»(Карлос Кастанеда, Дар Орла)
Таким образом, сокровенная тайна жизни как принцип и образ «светящегося яйца», находит своё не мистическое, а научное отражение и объяснение в гиперсетевой природе сознания и самого Бога (Духа), как Метасети духовного сознания Вселенной, поскольку это единственно возможный принцип управления жизнью на земле из единого Центра и Источника, который и есть источник осознания всего сущего.
«светимость живых существ образована лишь ограниченным набором эманаций Орла – незначительной частью бесконечно разнообразного их множества. Эманации, образующие существо, заключены внутри его кокона. Когда видящий видит процесс восприятия, он наблюдает, как светимость эманаций Орла, находящихся вне кокона, заставляет внутренние эманации светиться ярче. Внешняя светимость как бы притягивает внутреннюю, захватывает и, скажем так, фиксирует ее. Фиксированная же таким образом светимость и есть, по сути, осознание данного конкретного существа.» (Карлос Кастанеда, Огонь изнутри)
Таким образом, становится понятен сам принцип возникновения любого осознания и восприятия, как разницы в интенсивности светимости внешних эманаций сети Духа (Бога) и внутренних эманаций души человека, стремящейся к свету.
Более того, становится понятен сам принцип духовного просвещения, духовного развития и стремления к духовному познанию, как незримому свету, исходящему из единого Источника – Духа (Бога) по самой тонкой, проницаемой и совершенной Метасети духовного сознания Вселенной.
По сути мы доказали сетевой принцип работы Бога для всего сущего и осознающего. Стал ли Бог (Дух) после этого открытия и осознания менее значимым, всеобъемлющим и всемогущим ?
Нет, ни стал. Наоборот, Он стал только ещё более совершенным, премудрым и светозарным, чья мудрость выше любых наших фантазий и воображений о Нём. Он показал нам ещё раз нашу ограниченность, как своих детей, приоткрыв тайну сетевого устройства души и самой Вселенной, но не себя, как совершенного ума и света осознания, создавшего своим Логосом всё сущее.
Он лишь показал нам, что создаваемые нами на земле сетевые технологии и технологии искусственного интеллекта являются жалкими и примитивными пародиями на те метасетевые технологии, которыми пользуется Он сам для управления жизнью и осознанием всего сущего.
«Бог есть ум бесстрастный паче всякого ума и всякого бесстрастия, – свет и источник света благого, – премудрость, слово и ведение, и податель премудрости, слова и ведения» (Добротолюбие. Т.5. Преп. Никита Стифат, С.144)
По материалам курса “Теоретические основы христианской психологии”, Сакральный смысл яйца в христианской традиции
(При использовании делать ссылки).