Предлагаем Вашему вниманию презентацию на тему “Святитель Феофан Затворник – основатель христианской психологии”
Биография:
Георгий Васильевич Говоров – будущий святитель Феофан, Затворник Вышенский родился 10 января 1815 г в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника.
1837 — окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию.
1841 — пострижен в монашество в Киево-Братском монастыре, в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха в Киево-Печерской Лавре.
1847–1853 — служил в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, где собрал немало рукописей и изданий на греческом языке.
1853 — возведен в сан архимандрита.
1855–1856 — ректор Олонецкой духовной семинарии.
1856–1857 — настоятель русской посольской церкви в Константинополе.
1857–1859 — ректор и профессор Санкт-Петербургской духовной академии.
1859 — хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. На Тамбовской кафедре служил четыре года и прославился как замечательный проповедник и просветитель.
1863 — перемещен на Владимирскую кафедру, на которой пробыл три года.
1866 — подал прошение об увольнение на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Сначала был назначен ее настоятелем, однако вскоре сложил с себя все полномочия и начал вести подвижническую жизнь в уединении, первые шесть лет не уходя в затвор.
1872 — затворился в отдельном флигеле, принимая к себе лишь духовника и келейника, а с миром общаясь только письменно. По мнению известного исследователя духовного наследия свт. Феофана архимандрита Георгия (Тертышникова) († 1998), «время затвора — важнейший период, можно сказать, центр жизни преосвященного Феофана, ибо именно тогда по преимуществу явились во всей силе его великие труды и подвиги…». Именно в период затвора были созданы основные богословские и переводные труды святителя Феофана, в которых был обобщен духовный опыт многих подвижников Церкви.
6 января 1894, в праздник Крещения Господня, преставился ко Господу и был погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.
1988 — на Поместном Соборе Русской Православной Церкви причислен к лику святых как «подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества». В том же году мощи святителя были положены в ближайшем к монастырю храме во имя преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловки.
29 июня 2002 — состоялось перенесение мощей свт. Феофана Затворника в Успенскую церковь Свято-Успенского Вышенского монастыря. На этом торжестве присутствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
14 марта 2009 — состоялось перенесение мощей свт. Феофана Затворника в Казанский собор Свято-Успенского Вышенского монастыря.
Труды святителя
Проектом http://theophanica.ru предполагается выпустить более 40 томов Полного собрания творений святителя, объединенных по сериям, которые имеют свои внутренние разделы.
Серия I (25 томов).
Раздел I. Богословские произведения.
Раздел II. Толкования.
Раздел III. Публицистика. Документы разных лет.
Серия II (12 томов).
Раздел I. Переводы.
Раздел II. Добротолюбие.
Серия III (5 томов).
Раздел I. Письма святителя Феофана Затворника.
Раздел II. Письма к святителю Феофану Затворнику.
Деятельность Феофана Затворника разделяется 1872 годом — до и после ухода в затвор.
До затвора написаны:
- Сборник проповедей «Слово архимандрита Феофана» (1859).
- Слова к тамбовской пастве (1861).
- Книга лекций «Путь ко спасению» (1868—1869; при жизни автора — 5 изданий) о православном образовании и воспитании.
На протяжении всего затвора в монастыре написаны:
- «Письма о христианской жизни» (4 выпуска).
- «Письма к различным лицам о разных предметах веры и жизни.»
- Перевод «Добротолюбия» (в 5 томах; всего 3 143 с.)
- Перевод сочинения Лоренцо Скуполи «Невидимая брань».
- «Начертание христианского нравоучения» (1891).
- «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться» (1891).
- «Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном».
- Девять книг «Толкований на послания Святого апостола Павла».
Основные труды по христианской психологии:
- Воплощённое домостроительство. Опыт христианской психологии (Собрание писем)
- Начертание христианского нравоучения
- Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться (Собрание писем)
Основные открытия в области христианской психологии:
- Определение предмета христианской психологии
- Определение задач христианской психологии
- Открытие «пятиярусной» модели изменения состояний человека
- Открытие «девятерной схемы» иерархии сил души
- Определение природы эгоизма и отношения к эгоизму
- Создание концентрической модели психического бытия
- Разработка концепции духовного сердца и его содержания
- Разработка концепции совести через призму 3-х функций
- Разработка концепции намерения (решимости, готовности, ревности).
«Кто хочет знать душу, – обратись к святым Отцам, особенно подвижникам, и черпай из сего источника обильно психологическую мудрость» (Св. Феофан Затворник, Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии)
«Задача психологии – определить значение человека и значение его способностей. Отыскать это значение – значит понять замысел Божий об этих предметах и дать им правильное место в жизни. Таким образом, христианская психология имеет своей целью познание души, определение значения человека и его способностей» (Св. Феофан Затворник, Начертание христианского нравоучения).
Скачать презентацию в формате PDF >>>