Трезвенное созерцание

Предлагаем Вашему  вниманию, вне  сомнений,  одну  из  очень  популярных  среди  монашествующих людей,  книгу  об умной молитве  и её бесценных  плодах, написанную неизвестным афонским  монахом – исихастом  “Трезвенное   созерцание”.  Эта книга  не  оставляет  никаких  сомнений   в  том, что автор написал  её  основываясь на  опыте всей   своей  жизни,  посвящённой  умному  деланию,  подойдя к  тому   заветному и блаженному   порогу, который можно назвать духовным созерцанием  или  прямым “видением”  сущностной  стороны  бытия  внутренним  духовным  взором  беспристрастия.

Говоря  об этой  удивительной книге  с  позиций  парадигмы  православной психологии, нельзя  не  сделать соответствующих  оговорок  и  предупреждений для читателей из  категории  мирян и  новоначальных, т.е. новообращённых  к   вере, которым  категорически не  рекомендуется во  избежание  ложной  обусловленности  и прелести  пытаться  сразу  же  примерять к   себе те  духовные   плоды  и дарования  умной молитвы, о которых говорит пишущий. Всему   своё   время  на  духовном  пути.  Когда человек идет верным, законным  путем, то все совершается в  своё   время  органично  и как  бы   естественно. 

Говоря об умной  молитве*, речь  в  данном случае   идёт  о  высшей  созерцательной  молитве, когда  ум не   сочувствует  сердцу, а соединён  с  сердцем.  

    *  «Святые отцы в писаниях своих часто  заключают под одно наименование умной молитвы и  сердечную, и душевную, а иногда различают их»  (Св. Игнатий, Брянчанинов, Творения. М., 1996. Т. 2. С. 218)

От издательства:  “Особое место в жизни человека, в жизни христианина занимает молитва. Человек сам по себе – немощное, ограниченное существо. Но молитва соединяет его со всесильным и беспредельным Богом, в ней он беседует с Тем, на Кого не дерзают взирать Ангелы, Кто обитает в прекрасном и неприступном свете[1]. Беседует и – бывает услышан. Невозможное человекам возможно Богу[2], и все возможно Ему[3]. И потому нет ничего невозможного для человека, искренно и с усердием молящегося, возлагающего на Бога все свое упование, от всего сердца верующего в безграничную любовь и милость Господа к нам – Его столь нуждающемуся в этой милости творению. В молитве человек примиряется с Богом, испрашивает прощение грехов, обретает помощь в трудах своего жития, вразумление и разрешение недоумений, ходатайствует о нуждах ближних. Молитвой человек побеждает восстающие на него страсти, греховные навыки, повергает долу непрестанно ищущего его погибели врага. А потому нет ничего сильнее и ничего важнее молитвы.”

[1] См.: 1 Тим. 6, 16.

[2] Лк. 18, 27.

[3] Ср.: Мк. 10, 27.

Эту  книгу  можно назвать  сокровенным  плодом  духовного  ведения молитвенника-созерцателя.  Рекомендуем.

Скачать  книгу в  формате PDF >>>

Автор: admin

3 thoughts on “Трезвенное созерцание

  1. Эта книга написана из ПРЕЛЕСТИ:
    – в начале автор пишет, что молитву необходимо совершать с напряжением сердца, что запрещал делать свт. Игнатий: писал, что не надо горячить нервы и совершать молитву нужно в спокойствии духа (без напряжения сердца). Я думаю по-этому автор пишет про харканье кровию: от черезмерного напряжения сердца. И теплота (её можно назвать горячностью) некая может появится – но она не благодатная.
    – потом автор написал как он просил себе благодатное состояние, о котором услышал (если не ошибаюсь, про сладость на кончике языка). – Это, т.е. желание, выпрашивание, хотение благодатных состояний КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещено всеми свт. Отцами нашей церкви и называется состоянием самомнения и гордости, мол типа я достоин этого.
    – далее, написано, что если, не важно по какой причине, кто-либо потеряет благодатное (даже написано не молитву, а) состояние, тот может его легко вернуть, зная как это делать (т.е. напряжением сердца. От этого приходит не благодать, а разгорячение крови). Это – ОШИБКА. Т.к. только Бог дарует благодатную молитву. Если даже ты будешь делать тысячи поклонов, что б её вернуть.(см. книгу Ефрем Святогорец – Жемчужина подвижнической мудрости).

  2. Да, Вы правы, книга написана в духе духовной экзальтации и прелести. Тем не менее, она содержит и не мало подлинных откровений о пути умного делания и практике молитвы Иисусовой. К сожалению на фоне ПОЛНОГО! отсутствия в наше время духовных практиков и наставников умного делания, даже эта книга является своего рода советчиком и подсказчиком, несмотря на те или иные недочёты, как и книга “Откровенные рассказы странника”, которая несмотря на критику РЕГУЛЯРНО! переиздаётся многими православными издательствами. Если быть до конца откровенным, то на фоне многих откровенных ересей и схоластики, издаваемой сегодня многими православными издательствами, где духовность просто грубо подменяется душевностью, – это далеко не самая плохая книга, несмотря на ошибки. К сожалению по слову того же святителя Игнатия, сам взгляд нам мир современного человека, включая и православного из числа душевных, коих более 90% – это тоже своего рода форма прелести. Поэтому говоря из состояния прелести о прелести сложно быть объективным в принципе.

    С уважением.

Добавить комментарий