Трудные   вопросы  или  христианский  взгляд  на  онкологию – К.В. Яцкевич

Христианский взгляд на онкологию

Актуальное  интервью  на  тему  «Христианский   взгляд  на  онкологию  и  причины  возникновения раковых заболеваний»  с  заместителем  главного редактора  научно-практического журнала «Медицина», православным  кризисным  психологом и онкопсихологом  К.В. Яцкевичем

  1. Константин Владимирович, у нас сегодня с вами весьма не простой и очень интересный разговор на тему христианского понимания причин такого тяжелого недуга как рак. Позвольте начать с самого главного. Что на ваш взгляд может быть в основе возникновения такого заболевания как рак с христианской точки зрения?

Следует сразу оговориться, что любая  окончательность  суждений  по  этому  вопросу  условна,  поскольку  вопрос  первопричин рака  – это очень не простой и крайне деликатный вопрос, требующий ухода от любой категоричности и крайности. Первое, что хочется сказать, так это то, что проблему первопричин  рака просто невозможно полноценно рассматривать с точки зрения одной только естественнонаучной парадигмы. Научная парадигма, если можно так выразиться, охватывает только самую верхушку этой проблемы или т.н. проявленную и  уже материализованную её сторону в виде уже развивающейся опухоли. Вместе с тем, у проблемы рака существует и  невидимая, не проявленная  и  нематериализованная сторона, которая касается сложнейших биоинформационных  процессов  или  тонкой  гиперсетевой  материи  души и  её  проводников, которая  напрямую  связана с первопричинами этого недуга. Эта сторона  по своей глубине и сложности  не меньше, чем внешняя  и  проявленная сторона  онкозаболевания.

Можно сказать, что сама опухоль является по  существу  лишь верхушкой «айсберга» данной проблемы, а его наибольшая и невидимая часть, находящаяся «под  водой», и  связанная  с  биоэнергетикой  и  биоинформатикой  живого  организма  и  представляет наибольший интерес для понимания. Речь об информационной структуре  ДНК  и ещё  более тонких гиперсетевых структурах  – коннектома  и когнитома.

Сегодня  всем  онкологам   уже очевидно, что первопричины  рака нужно искать  в  высшей  биоинформатике  живых систем и информационной  структуре ДНК, а  это  и есть  уровень  структуры  души и  духа  и  это  понимание  выходит за  рамки  существующего научного знания.

Ещё в 70-х  годах прошлого века, когда  были открыты  первые  онкогены (src, myc, ras, abl и др.),  многие  исследователи  причин  рака  были убеждены   в  том, что стоит науке все  их  идентифицировать  и проблема  понимания причин рака  и  лечения этого недуга  будет решена. Сегодня уже  идентифицированы  практически все  онкогены (около 30) и понят  механизм экспрессии, но проблема не  решилась, поскольку механизм канцерогенеза  оказался  ещё  более сложным на порядок, чем  предполагалось ранее и онкоген выступает только  промежуточным звеном  для ещё  более сложных  информационных и  энергетических  процессов, причём, сетевых  и системных,  логика   и  природа  которых очень сложно  поддаётся  пониманию.

  1. Можно ли сказать, что первопричины рака имеют не материальную, а  духовную  природу  ?

Я бы  так  не сказал. Ведь причин  рака или точнее  факторов  канцерогенеза  науке  в  настоящее  известно множество.  Среди  них  есть и  физические в  виде  ионизирующего излучения  и  сильных электромагнитных полей  и химические в  виде  трёх  групп  веществ и соединений  канцерогенов и биологические  в  виде  вирусов  и психосоматические  и наследственные.  Именно поэтому   я  не   стал  бы   сводить все причины  рака  к  одной только  духовности.  К  тому  же  даже   среди верующих  людей и  считающих  себя  духовными  рак   является весьма  распространённой  причиной   смерти. От рака  умер протоиерей  Александр Шмеман,  митрополит Антоний Сурожский, канонизированный   Паисий Святогорец  и  многие  другие.  Многие  известные   мистики  и  гуру  также умерли  от рака – Кришнамурти, Вивекананда, Ванга  и др.

  1. Да,  действительно,  религиозность  нельзя  считать  какой-то  защитой  и панацеей  от рака.  А как христианство относится к  этому  заболеванию  и  каковы  причины рака  в  христианском  понимании, что вы  думаете  об  этом как  христианский  онкопсихолог ?

Я думаю, что с  христианской  точки зрения  первопричины  рака связаны,  прежде  всего,  с  утратой  человеком  связи с  некой  высшей божественной  энергией  и  выпадением человека  по ряду причин из  некой  заданной  свыше  Богом  или  духом,  назовите  это  как  угодно, высшей  программы  жизни, которая  и  ведёт  человека, как  по  лестнице  от ступени к ступени.  Жизнь  человека – это не  произвол  и не свобода делать  что  хочу, а  совершенная программа, имеющая  свою  логику, цели  и задачи  на каждом  из этапов  жизни – младенчестве, детстве, отрочестве, юности, молодости, зрелости, старости.

Говоря о духовных первопричинах,  речь  идёт о весьма  специфических  понятиях  и категориях, а  также особом  взгляде  на человека через  призму христианской антропологии.  В  соответствии с христианской антропологией человек  тримерен, т.е. имеет три уровня  бытия –  тело, душу  и дух и все  эти три части создают уникальность человеческой  личности, которая  подобна матрёшке, имеющей  несколько  уровней. Тело не может  существоать  без  души, а  душа  не может существовать  без  духа.  

Именно поэтому  первопричины  рака  с  христианской  точки зрения  видятся  мне  в  нарушении  слаженности  работы всей  тримерии  тело – душа  – дух, а  эти нарушения  связаны  со злоупотреблениями, вредными привычками  и страстями, которые  и искажают  божественную программу  жизни  и  циркулирование энергии  жизни.  

Вот почему,  когда человек перестаёт следовать  своей  высшей  богоустановленной  программе  жизни, а  начинает  предаваться  всевозможным  привычкам, страстям и влечениям, то  он как  бы  выпадает из  своей  божественной матрицы  бытия. При  этом  отрицательные   изменения  из  за  вредных привычек  могут  накапливаться  и  усиливаться  до такой  степени, что оказываются  способными  влиять  на правильное  течение  энергии  и информации.  Это и есть  искажение  человеком  своей  видовой  или  эталонной  духовно-нравственной «матрицы», которое  и  приводит  к  разрывам и  искажениям на  уровне  первичных  связей  духа  и  души.

Это значит, что опухолевый процесс, можно в какой-то мере рассматривать, как процесс  разрыва  и  искажения  при  передаче  энергии  и  информации в результате  чего  воспроизводится  чужеродная  организму  туморная, т.е.  опухолевая  форма.  Это подтверждает  известная христианская  мудрость о том, что  именно «дух творит  себе формы», как  здравые, так  и болезненные.

Повторяю, как и почему это происходит,  является самой большой загадкой для науки и медицины. Есть одно правило – всё  живое  подвержено  старению и смерти  с  самого  рождения  и  никто не   в   силах  изменить этот порядок.  Именно поэтому вполне правомерно полагать, что  есть закон  согласно которому  телу человека изначально  предписано  состариться  и умереть, но иногда  человек сам способствует  этому  процессу  неправильным   отношением к  жизни  и  тогда  это  происходит раньше в  виде опухолевого процесса.

Таким образом, можно предположить, что  в основе такого страшного недуга, как  рак,  с духовной точки зрения может быть некий  закон  «естественной  ветхости» тела,  т.е.  старения  и   усиления  уровня  хаоса  по мере  взросления. При этом  человек  сам   может этот  процесс,  как  усиливать, так  и  замедлять  своими  привычками, пристрастиями  и  образом  жизни.  Проще  говоря,  есть  силы  способствующие хаосу  и  разрушению человека, а  есть  силы   способствующие  обретению целостности и гармонии и  во  власти самого человека находится следование тем  или   иным силам  и процессам.

Данная точка зрения  на  первопричины онкологических заболеваний в  значительной  мере коррелирует с  точкой  зрения  современной  науки, которая  также рассматривает причины рака через  призму  естественной энтропии  или повышение уровня  хаоса в  биологической   системе.   Иными  словами,  «человеческий  компьютер» в  один  прекрасный  момент  может  засоряться  настолько, что  даёт  сбой  и  критическая  ошибка  влечёт  за   собой  разрушение  всей  биоинформационной  системы.  В этой   связи правомерно говорить о том, что  в  основе  т.н.  возрастного  рака  может  лежать  критический   уровень  накопленного  хаоса,  как  утрата  связи с человеческой  «матрицей»  и выпадение из неё.

  1. Т.е. первопричину рака с  христианской  точки зрения  вы видите в потере и  разрыве связи с Богом?

По большому счёту да, хотя не столько  с Богом, сколько  с  самой  матрицей   биологического  вида,  поддерживаемой Богом.  Здесь следует дать некоторое пояснение о характере этой связи. Дело в том, что говоря о разрыве связей с Богом,  разрыв  нужно понимать   на   информационном  и  энергетическом  уровне, а  это  уровень  гиперсетевых структур  тонкой   материи   души  или  проводников  по  которым  циркулирует  первичная  энергия  и информация  духа.  Как уже  говорилось,  в  системе  тело – душа  –  дух,  душа выступает своего рода тонким промежуточным звеном, своего рода тонкой духовной структурой, которая отделяет наше  физическое тело от энергии  Духа (Бога).

Святой Григорий епископ Фессалоникийский писал: «Как разлучение души от тела есть смерть тела, так и разлучение Бога от души есть смерть души. В этом собственно заключается душевная смерть.»

В этих отрывках четко указано на то, что душа человека  – это та  незримая  структура,  которая непосредственно контактирует с Богом. В этой связи становится понятно, что первопричины рака нужно искать не столько в теле человека (материи), сколько в сетевой  структуре  души  и её энергиях.  Именно с  искажения  качества  энергии  и  разрушения тонкой  сетевой  материи  души  по  всей  видимости и начинается такое заболевание, как рак,  и лишь позднее оно проявляется и материализуется в теле человека.

К сожалению природа  сетевой  материи души нам не ведома.  Современная  нейронаука  только приближается  через  исследование  нейросетей  мозга и  гиперсетей  разума  к  пониманию  феномена  тонкой  нейропроводящей  сети организма, как  некой  основы  или  системы  проводников   энергии  этой  самой  души, но то, что она есть, ни у одного верующего не вызывает сомнений.

Следовательно, весь вопрос понимания первопричин рака замыкается на состоянии целостности  именно  этой  системы  тонких  проводников  души, которые  могут  повреждаться самыми  различными  факторами. Вот, собственно, почему у  рака  так   много причин  и факторов канцерогенеза.  Иными  словами  в  основе противоракового  иммунитета лежит  духовно-душевно-телесная  целостность человека и простота, а факторами канцерогенеза  является то, что  привносит  хаос  в  целомудренную  структуру души вплоть  до  разрыва  связей между  духом, душой  и телом.

  1. Говоря о разрыве связей с Богом, правомерно ли считать раковое заболевание наказанием человека за его грехи?

Ни в коей мере. Это очень неверное понимание сущности Бога и сущности греха. Бог есть  высший  Закон  бытия и  Любовь, причём,  безусловная, которую невозможно постичь умом человека. Именно поэтому Господь – это не «институт» наказания,  а  воспитатель и любящий отец, который  дал  человеку  Закон  правильной  жизни и предупредил  о  том, что  нарушение  этого Закона  приводит  к  страданию и смерти.

Людям проще  всё  свалить  на Бога,  но наказывает себя сам человек, нарушая  высший   Закон  жизни  через  проявление  полной свободы воли в жизни  делать  что  хочу.  

Разве Бог заставляет человека курить всю свою жизнь по пачке сигарет в день, накапливая  в  организме  смолы  и никотин ?

Разве Бог заставляет человека пить всю свою жизнь всякую отраву, разрушая  печень, сердце и головной   мозг ?

Разве Бог вынуждает человека каждый день переедать, накапливая  невообразимые жировые  отложения, забивая  холестерином  сосуды  и  все  системы  организма?

Разве Бог призывает человека вести аморальный образ жизни, иметь беспорядочные половые связи и передавать половым  путём  огромное  количество инфекции и вирусов ?

Разве  Бог  подхлёстывает человеческие  эмоции  и страсти, порождающие  ненависть, злобу,  агрессию,  обиду,  которая  разушает  душу  человека  изнутри ?

Всё это делает человеческое невежество, человеческая страстность и человеческие слабости. Бог же только учит человека тому, как избежать страдания и почему нужно следовать в жизни высшему  Закону, заповедям Святого Писания и Святых Отцов.

Именно поэтому не Бог, а сам человек наказывает себя таким заболеванием как рак, за своё собственное невежество, за свою собственную бездуховность и игнорирование  высшего  духовно-нравственного закона.

Говоря о таком недуге, как рак, можно сказать ещё, что это особое заболевание, которое накладывает символическую печать смертного греха не только на самого больного, но и на весь его род и потому заставляет не только самого больного, но и весь его род серьёзно задуматься над проблемой покаяния и  духовного спасения.

В этой связи такое заболевание как рак, можно считать совершенно особым знаком высшего внимания для начала серьёзной работы над собой и эта работа предполагает как лечение тела, так и лечение души и духа. Причём, лечение духа  и души имеет первостепенное значение.

Как говорил  преп. Серафим Саровский  «Все  болезни бывают у нас от греха, от них ослабевают  страсти, и человек приходит в себя, и кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.…Отними грех – и не будет болезней. Болезнь очищает грехи».

  1. Есть ли основания прямо говорить о том, что в основе ракового заболевания может лежать человеческая бездуховность?

Я бы  так  категорично  не ставил  вопроса.  На мой  взгляд  в  основе  ракового  заболевания  лежит  общая  необразованность и невежественность  человека  о самом  себе   и своей  духовной природе, а   духовная   необразованность – это  как  раз  то  дикое поле  на  котором и  произрастают первопричины   рака.  Я уже  говорил, что  духовность  и  религиозность – это совершенно  разные понятия.  Можно  быть  до умопомрачения  религиозным  фанатиком, но при  этом  глубоко невежественным  духовно и  даже  бездуховным.  Это и есть та причина, по  которой многие  священники болеют  раком  и  их религиозность  никак  не помогает  им  избежать  этого недуга.

Есть  и  обратные при меры –  тот  же пример святого Перегрина Лациози,  именем которого в  онкологии  назван  синдром  спонтанного самоизлечения, а  точнее  самоисцеления  от  рака  без применения  каких-либо  лечебных средств, а силой веры,  молитвы  м  намерения  исцелиться. 

Перегрин Лациози в возрасте около 60 лет обнаружил у себя на ноге костную опухоль больших размеров, которая требовала ампутации нижней конечности, поэтому он стал каждый день просить в молитвах Бога о выздоровлении. Во время одной из молитв он увидел Господа, который прикоснулся к его больной ноге. После этого его рана постепенно затянулась, кровотечение прекратилось, а сама опухоль исчезла.  Священник умер в 1345 г., спустя 20 лет после своего загадочного исцеления, в возрасте 80-ти лет, при этом рецидивов опухоли за последующие годы у него ни разу не возникало.  Это ещё  раз доказывает сверхъестественную природу данного недуга, которая  далеко уходит  за  уровень материи.

В  данной  связи  духовность  следует понимать  не  через  призму  церковности и религиозности, а  через  призму  внутренней  целостности, полноты  и  духовной силы   человека  владеть  собой   и управлять  собой  силой  веры  и  духа.   Духовный  человек – это не просто  религиозный,  образованный, культурный  или начитанный  человек, а   дисциплинированный  внутренне  и внешне, который  знает  высший  духовный  Закон и строго ему следует, а  потому  всегда целостен,  здрав,  полон сил и  энергии. 

Именно поэтому  подлинно духовный человек никогда не позволит себе нарушения  высшего Закон,  никогда  не  позволит  себе погрязнуть  в  зависимостях, слабостях  и вредных  привычках,  никогда  не  окружит  себя  невежеством  и  порочностью, поскольку у него  есть  внутренний   нравственный  закон и порядок, которому  он следует  в  жизни.   У бездуховного  человека  такого  Закона  и внутреннего порядка  нет.  Бездуховный человек  всегда  более  расслаблен,  изнежен,  капризен  и  менее  защищён  высшим Законом, чем духовный, перед всеми  отрицательными факторами.  Таким  образом  сила духовности  в  высшем знании  и внутреннем  порядке, который   и  делает   духовного  человека  более  сильным, целостным  и  совершенным.

В данной  связи  духовность – это целостность личности, основа  внутреннего и внешнего порядка, позволяющая  эту   целостность сохранять, а  бездуховность – это  хаос  и беспорядок внутри  человека, который  ослабляет и  провоцирует  болезнь.

  1. Как Вы говорили, сегодня уже известно, что какой-то одной причины, вызывающей раковое заболевание, нет. Этих причин или факторов современной науке известно множество, среди которых химические, физические, биологические, экологические, психосоматические, наследственные и т.д. Как эти причины соотносятся с принципом нравственности?

Хороший вопрос.  Духовность и нравственность – это, конечно же, не 100% гарантия от всех болезней и проблем в жизни человека.  В то же время нравственность даёт человеку  более верное  направление для движения  по жизни в  соотвествии с  тем  самым  высшим Законом.  Нравственность  можно  сравнить  с  системой   правильных  ценностных  ориентиров,  которые  как  раз  и  помогают  соблюдать  высший  духовный  Закон  и  сохранять  целостность  тела,  души и  духа.

Если  сравнить между собой  нравственного человека и  безнравственного,  то нравственный  будет  более  защищён  своим  внутренним  кодексом  от всех  соблазнов жизни, слабостей  и вредных привычек, а  значит,  будет  более  целостен  и силён  нравственно и  духовно.

Нравственный человек по совершенно естественным причинам будет избегать в  жизни вредных привычек, злоупотреблений,  пристрастий,  случайных половых связей, обид,  ревности,  затаённой  злобы  и прочих  страстных  состояний, поскольку это естественно вытекает из самого духовно-нравственного состояния и отношения к себе и к жизни.

Таким  образом,  правильное  духовно-нравственное отношение к себе,  к жизни  и  другим  является своего рода  защитой,  которая позволяет  сохранять  целостность и целомудрие,  а  это и есть   снижение  риска и вероятности   заболеть раком  для духовно- нравственного  человека, как  более  целостного, сильного  и  здравого.

Сегодня  уже известно, что многие факторы канцерогенеза действуют  накопительно. Т.е. все они накопительно оказывают своё негативное воздействие  на потенциал жизненной  энергии   в  конечном  счёте  ослабляя   его настолько,  что  происходит  разрушение  работы  генетического  аппарата и всей  системы обновления  организма.  Из практики совершенно точно известно, что духовно образованные  люди  в  общей  массе  реже болеют раковыми заболеваниями  и имеют  большие шансы  на  выздоровление, прежде всего, благодаря  знанию и правильному отношению к жизни.

  1. Константин Владимирович, существует расхожее мнение о том, что рак в духовном плане связан с таким качеством, как  обида. Насколько это по-вашему верно?

По-моему, это верно лишь отчасти, поскольку обида – это далеко не единственное отрицательное качество, которое отягощает душу человека и удаляет его от Бога. В числе известных восьми страстей (смертных грехов),  кроме  обиды  есть печаль и уныние. А обиды как таковой или как отдельного «смертного греха», там нет вообще.  В то же время  обида – это  чрезвычайно  тягостное   состояние  души, которое  буквально отравляет  душу и вводит  человека  в  очень отягощённое  состояние, лишая  радости и жизненных  сил.  Не  зря же  есть  такая  поговорка  – затаить обиду – это то  же самое, что  самому принять  яд и при этом  ждать того, чтобы отравился им кто-то другой.

Яд  обиды  –  это  энергия  разрушения  себя  изнутри.  Если долго носить в  душе  обиду – это буквально отравлять себя изнутри неким  вредоносным  потенциалом  отложенного  для  кого-то  зла, поэтому  с  точки зрения психосоматики тут  есть  связь и зависимость.  Есть предположение, что состояние обиды  –  это и есть  энергия, которая  не свойственна   душе  и Богу.  Кстати, здесь опять же всплывает аспект духовности.  Заметьте, непрощённая обида. т.е. мало того, что это  состояние  уныния, печали  и  затаённого  зла, так она ещё и непрощённая,  как старый ржавый гвоздь в  теле  души, который  постоянно травмирует  душу.

Непрощённую обиду   может иметь и хранить только бездуховный  человек и это можно считать его личным  грехом  злопамятности,  обиды  и непрощения.   Кроме того, Вы же понимаете, что если на обиду накладывается ещё целый ряд отрицательных факторов и вредных привычек, то какая это получается ядовитая смесь  для духа, души и тела.

В христианской психологии  известно  около 298   греховных страстей, как  отрицательных  качеств  и  энергий  души, которые  искажают  течение  божественной  энергии  благодати.

  1. С этим можно согласиться,   но как тогда с точки зрения той же обиды или любого другого отрицательного душевного качества можно рассматривать причины врождённой и детской онкологии, особенно, в младенческом возрасте, если дети ещё попросту не могли успеть нагрешить?

Ещё один хороший вопрос.  На него, действительно, ответить не так-то просто, особенно с научной точки зрения, а вот с духовной, как раз таки и возможно. Дело в том, что душа человека – это категория вневременная. Временно только тело, а душа бессмертна и потому наследственная информация, включая и родовые генетические  проблемы, может переходить  по  всему  роду  для  отработки детям от родителей.

Священное  Писание говорит – «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня»  – с этими словами Бог обращается к Моисею.  Очевидно, что любой  тяжкий порок  какого-либо человека в  роду, зафиксированный  в совести, может передаваться по наследству вплоть до четвёртого поколения и время когда он  будет проявлен в той или иной форме не определено. 

В древности  люди не  знали основ  генетики,  а  просто наблюдали  за  тем или иным родом,  отмечая  наследственные закономерности,  но  не  понимая  их  механики.  Современная  генетика и геномика  уже  частично  объясняет  механизмы  наследственной  передачи информации  и  генетических  поломок  и искажений.  Поэтому новорожденные и дети, естественно, могут страдать и страдают не за свои грехи, а вероятнее всего за грехи их  рода, т.е.   родителей, дедушек с бабушками, прадедушек с прабабушками  и т.д.

Кроме того, дети могут становиться  и заложниками общечеловеческого невежества и хаоса, особенно, когда это  невежество  и хаос  проявляется в виде  разрушения   среды  обитания, т.е. экологического загрязнения.  К сожалению, нужно признать, что мы с вами живём сейчас в очень «грязное» и  в духовно-нравственном  и в  экологическом отношении время и количество этой грязи, включая эмоциональную и психическую, постоянно увеличивается.  Отсюда  и  повышение  риска  искажённой  наследственности. 

Поэтому тут не чему особо удивляться. Все люди – это одна семья и один большой  мета  организм и все мы связаны общей связью.  Если где-то были захоронены радиоактивные отходы, где-то слиты в реку отходы химического производства, где-то отравлен ядовитыми газами воздух, где-то сэкономили  на  очистных сооружениях и  т.д., то всегда  рано или  поздно  от  этого  кто-то  пострадает  и  его  организм  невольно станет  жертвой  за отравление и уничтожение природы. Это также нужно учитывать, говоря о детской онкологии.

  1. Константин Владимирович, а можно ли как-то определить с духовной точки зрения сам механизм возникновения и прекращения такой болезни, как рак?

Говоря об онкологических заболеваниях, боюсь, сделать это вряд ли возможно и с духовной и с научной точек зрения. Дело в том, что данное заболевание выходит за рамки самого глубокого из известных науке уровней живой материи, – уровня структуры ДНК.

Опытные  онкологи  говорят  так –  рак – это величайшая  тайна и  загадка природы, поскольку  совершенно  непонятно  откуда  рак приходит и  куда  он   уходит.   В клинической  онкологии есть два  уникальных  явления –  явление спонтанной малигнизации in vitro,  т.е.  возникновения  рака изничего  без видимых причин  буквально  на  ровном  месте  и  явление синдрома Перегрина  или исчезновения  рака  также  на ровном  месте и  без  видимых причин.  Эти явления  лучше   всего говорят о  непостижимой  природе  рака. 

Как я  уже  говорил,  первопричины этого недуга коренятся, по  всей  видимости, на уровне  тончайшей  сетевой  структуры материи  души человека  и  циркулирующих  там энергий, а  это недоступный  для  исследования уровень, связанный с сакральным и духовным.   Поэтому  я  думаю, что  до  уровня причинности рака  человечеству  не  добраться, ведь  это  фактически  уровень Бога   и  высших биоинформационных  и энергоинформационных процессов.   Он для нас пока ещё закрыт и это  правильно, поскольку нельзя прикасаться к божественному грязными руками, точнее умами.

В наших  силах  знание  и соблюдение  высшего духовно-нравственного Закона  по слову  преподобного Серафима  Саровского «Все  болезни бывают у нас от греха, от них ослабевают  страсти, и человек приходит в себя, и кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.…Отними грех – и не будет болезней. Болезнь очищает грехи».

Вместе с  тем  всё  в  жизни имеет свою причину и следствие и такое заболевание как рак, также, поэтому   по  большому  счёту  если есть  путь  к болезни, значит, должен быть и путь к исцелению от неё.

  1. Как Вы относитесь к фактам чудодейственных исцелений от рака у той же Клавдии Устюжаниной, монахини Антонии и других?

Совершенно нормально. Эти случаи подпадают под категорию т.н. синдрома Перегрина или синдрома необъяснимого самоисцеления.  Это как раз те самые уникальные случаи, когда в дело вступают высшие  силы и сам Бог. Но это крайне редкие случаи проявления высших духовных возможностей (артефактов) и к ним всё же следует относиться больше как к исключению из правила, но не как к правилу. В то же время в абсолютном большинстве всех тех случаев успешного лечения рака, которые известны, также имело место глубокое духовно-нравственное преображение пациента по ходу лечения. Т.е. после лечения недуга человек становился внутренне уже другим, более осознанным и чистым душевно, познавшим, что называется, дыхание вечности и тяжелую руку страдания и смерти.

  1. Говоря о лечении рака, какие методы на ваш взгляд являются более эффективными официальные или альтернативные?

Это не совсем корректная постановка вопроса. Эффективность лечения рака в системе конвенциальной онкологии составляет сегодня в мире в среднем (по всем видам рака) немногим более 52% с учётом пятилетней выживаемости. По альтернативной онкологии статистика, по понятным причинам отсутствует, но думаю в  десятки  раз меньше и дело тут не только в обилии шарлатанов в  сфере   альтернативной  онкологии.    Дело в том, что сами опухоли просто так никуда не исчезают и их нужно просто своевременно удалять, пока  они  не  разрушили организм, а сделать это можно только в системе официальной медицины. Проще  говоря, своевременная  операция с удачной  химиотерапией или  лучевой – это и есть наиболее  эффективный  способ лечения, а  альтернатива – это только дополнение к  основному  лечению или способ реабилитации.

Огромный потенциал имеется   сегодня у  ранней  диагностики  и системы   скрининга, т.е.  возможности устанавливать наличие  недуга  без явной  симптоматики, а  при  обследованиях,  когда   человек  ещё даже  не  знает о том, что у  него рак. На ранних стадиях большинство видов рака  имеют высокие показатели излечиваемости.  Вот почему нельзя   сбрасывать со  счетов систему  профилактики,  скрининга  и ранней диагностики.

Что касается  возможности  использования  пациентами дополняющих средств по ходу основного лечения, то  это отдельный  вопрос.  Здесь у конвенциальной онкологии есть  над  чем  работать,  и направление  православной  психологии  также   может  быть одним из направлений   помощи онкологическим  пациентам, наряду  с  духовностью.

  1. А какова на Ваш взгляд роль самой духовности в процессе лечения, её можно как-то определить или нет?

Роль духовности в процессе лечения онкологического заболевания огромна. Этот вопрос, кстати, поднимался  на  последнем  семинаре «Актуальные вопросы взаимодействия Церкви и системы здравоохранения от скрининга онкологических заболеваний до паллиативной помощи», который проходил 21  ноября   2016 г. во  Всехсвятском  храме г. Минска и на   котором присутствовало духовенство  и руководство  онкологической отрасли. На этом   семинаре впервые  за последнее  время  и онкологами  и священниками была  отмечена важная  роль духовности и веры на   всех этапах  лечения  онкологического заболевания, вплоть до паллиативной   помощи.

Я не   возьму  на   себя   смелость  говорить  об использовании  духовности именно в  лечении рака, но скажу, что  в   плане  смягчения  бремени недуга  нет  более эффективной   помощи, чем духовная.  В то же   время  есть факты, доказывающие, что  воцерковление может способствовать излечению, но это очень не простой и длительный путь, требующий определённой внутренней зрелости и готовности, а среди онкологических пациентов, к сожалению, очень не много верующих и склонных к вере людей.  Большинство, как   показывает  практика, приходят  к  вере именно благодаря  недугу  и в  процессе  его лечения.  Мой  личный  опыт  онкопсихолога говорит о том, что при таком недуге, как рак, кроме лечения тела, нужно первостепенное значение придавать лечению души и духа  человека.  Кстати,  именно поэтому за  рубежом во многих лечебных учреждениях онкологического профиля, наряду  с  психологами, работают и священнослужители. При этом  любопытно то, что может использоваться как   религиозный  или  узко  конфессиональный, так и межрелигиозный   и межконфессиональный  подход. Мне  ближе первый, т.е. конфессиональный  и в  частности православный, дающий максимально глубокий  взгляд на человека и сущность проблемы.

Наши  онкологические учреждения в  этом  отношении  только начинают осваивать  духовность, как  реальное направление  помощи онкологическим  пациентам.

  1. Константин Владимирович, а что бы вы могли порекомендовать тем людям, которые только получили известие о таком страшном и тяжелом недуге, как рак ?

Прежде всего, я  бы  им порекомендовал  ни в коем случае не падать духом, не   паниковать  и не опускать рук перед болезнью, расписываясь в собственной беспомощности.  Первое, что нужно сделать – это преодолеть стресс  от диагноза, а  далее не суетиться и не кидаться во всевозможные тяжкие или крайности.

Существует общий алгоритм, известный как программа 12 шагов, которая и представляет собой последовательность шагов  пациента  в процессе лечения рака. Это христианская программа, в  её основе принцип покаяния. Это ключевой принцип, поскольку именно покаяние выступает основой для изменения  мышления  пациента  и  его отношения к  жизни и  недугу.

Вот основные её шаги:

  1. Шаг –  Преодоление  первичного стресса
  2. Шаг –  Осознание  диагноза
  3. Шаг –  Принятие  диагноза
  4. Шаг –  Знакомство  с  недугом
  5. Шаг –  Принятие  вызова
  6. Шаг –  Прохождение  курса  лечения
  7. Шаг –  Никого не виню
  8. Шаг –  Глубоко каюсь
  9. Шаг –  Спаси Господи

Далее идёт разделение на  два сценария и прогноза: благоприятный  и неблагоприятный.

Благоприятный  прогноз:

  1. Шаг – Дополняющие средства
  2. Шаг – Профилактика рецидива
  3. Шаг – Социальное служение

Неблагоприятный  прогноз:

  1. Шаг – Качество  жизни
  2. Шаг – Психотерапия   смерти
  3. Шаг – Человеческое достоинство

 

  1. Как Вы думаете, есть ли у человечества шансы победить рак окончательно?

Вы знаете, Виктория,  если за  предыдущие  40 – 50 лет, несмотря  на  все  открытия и инвестиции в  онкологию,  эффективность лечения  рака  в  мире  выросла  только на  6 – 7 %, то надежд  на  панацею  мало, а   точнее  нет. Это честный  ответ. Нам  придётся жить с  этой проблемой  точно так  же, как  мы  и жили ранее, разве  что  средства обеспечения  качества  жизни могут облегчить бремя  недуга, но «таблетки  от рака не   появится», в  этом   я   уверен на 120 %.

Этого не случится по той простой причине, что человечество ещё нравственно и духовно попросту не готово к тому, чтобы выходить на уровень  корректировки первопричин этого недуга, ведь это уровень Самого Господа.   Иными словами нам в ближайшие десятилетия нужно будет учиться жить с этим тяжелым недугом. Единственное, что будет в наших силах – это уменьшение бремени страдания от этого недуга, т.е. улучшение качества жизни, а также увеличение сроков дожития.

Безрецидивное излечение, останется уделом достаточно ограниченной части пациентов, которые силой  веры откроют в себе внутренние духовные силы и ресурсы. Для всех остальных и прежде всего пожилых людей, к большому сожалению, рак останется по большей части пока ещё непобедимым.

Именно поэтому качество жизни онкологических больных – это сегодня такой же главный фронт борьбы с раком, как и разработка новых методов лечения. Это не значит, что человечеству нужно опускать руки перед этим недугом, но это значит, что нужно переносить акцент с разработки одних только технологий лечения, на разработку технологий социально-психологической и конечно же духовной помощи, на разработку технологий улучшения качества жизни и что крайне важно – качества смерти онкологических больных. Именно по этой причине нужно больше уделять внимания развитию таких направлений, как паллиативная медицина, медицинская реабилитация, онкопсихология,  духовная   помощь и поддержка  онкологических  пациентов и т.д.

Как говорится,  по вере  нашей, да  будет нам.

Вопросы задавала Виктория Михайлова – практикующий медицинский  психолог.

Автор: admin

Добавить комментарий