Актуальное интервью на тему «Христианский взгляд на онкологию и причины возникновения раковых заболеваний» с заместителем главного редактора научно-практического журнала «Медицина», православным кризисным психологом и онкопсихологом К.В. Яцкевичем
- Константин Владимирович, у нас сегодня с вами весьма не простой и очень интересный разговор на тему христианского понимания причин такого тяжелого недуга как рак. Позвольте начать с самого главного. Что на ваш взгляд может быть в основе возникновения такого заболевания как рак с христианской точки зрения?
Следует сразу оговориться, что любая окончательность суждений по этому вопросу условна, поскольку вопрос первопричин рака – это очень не простой и крайне деликатный вопрос, требующий ухода от любой категоричности и крайности. Первое, что хочется сказать, так это то, что проблему первопричин рака просто невозможно полноценно рассматривать с точки зрения одной только естественнонаучной парадигмы. Научная парадигма, если можно так выразиться, охватывает только самую верхушку этой проблемы или т.н. проявленную и уже материализованную её сторону в виде уже развивающейся опухоли. Вместе с тем, у проблемы рака существует и невидимая, не проявленная и нематериализованная сторона, которая касается сложнейших биоинформационных процессов или тонкой гиперсетевой материи души и её проводников, которая напрямую связана с первопричинами этого недуга. Эта сторона по своей глубине и сложности не меньше, чем внешняя и проявленная сторона онкозаболевания.
Можно сказать, что сама опухоль является по существу лишь верхушкой «айсберга» данной проблемы, а его наибольшая и невидимая часть, находящаяся «под водой», и связанная с биоэнергетикой и биоинформатикой живого организма и представляет наибольший интерес для понимания. Речь об информационной структуре ДНК и ещё более тонких гиперсетевых структурах – коннектома и когнитома.
Сегодня всем онкологам уже очевидно, что первопричины рака нужно искать в высшей биоинформатике живых систем и информационной структуре ДНК, а это и есть уровень структуры души и духа и это понимание выходит за рамки существующего научного знания.
Ещё в 70-х годах прошлого века, когда были открыты первые онкогены (src, myc, ras, abl и др.), многие исследователи причин рака были убеждены в том, что стоит науке все их идентифицировать и проблема понимания причин рака и лечения этого недуга будет решена. Сегодня уже идентифицированы практически все онкогены (около 30) и понят механизм экспрессии, но проблема не решилась, поскольку механизм канцерогенеза оказался ещё более сложным на порядок, чем предполагалось ранее и онкоген выступает только промежуточным звеном для ещё более сложных информационных и энергетических процессов, причём, сетевых и системных, логика и природа которых очень сложно поддаётся пониманию.
- Можно ли сказать, что первопричины рака имеют не материальную, а духовную природу ?
Я бы так не сказал. Ведь причин рака или точнее факторов канцерогенеза науке в настоящее известно множество. Среди них есть и физические в виде ионизирующего излучения и сильных электромагнитных полей и химические в виде трёх групп веществ и соединений канцерогенов и биологические в виде вирусов и психосоматические и наследственные. Именно поэтому я не стал бы сводить все причины рака к одной только духовности. К тому же даже среди верующих людей и считающих себя духовными рак является весьма распространённой причиной смерти. От рака умер протоиерей Александр Шмеман, митрополит Антоний Сурожский, канонизированный Паисий Святогорец и многие другие. Многие известные мистики и гуру также умерли от рака – Кришнамурти, Вивекананда, Ванга и др.
- Да, действительно, религиозность нельзя считать какой-то защитой и панацеей от рака. А как христианство относится к этому заболеванию и каковы причины рака в христианском понимании, что вы думаете об этом как христианский онкопсихолог ?
Я думаю, что с христианской точки зрения первопричины рака связаны, прежде всего, с утратой человеком связи с некой высшей божественной энергией и выпадением человека по ряду причин из некой заданной свыше Богом или духом, назовите это как угодно, высшей программы жизни, которая и ведёт человека, как по лестнице от ступени к ступени. Жизнь человека – это не произвол и не свобода делать что хочу, а совершенная программа, имеющая свою логику, цели и задачи на каждом из этапов жизни – младенчестве, детстве, отрочестве, юности, молодости, зрелости, старости.
Говоря о духовных первопричинах, речь идёт о весьма специфических понятиях и категориях, а также особом взгляде на человека через призму христианской антропологии. В соответствии с христианской антропологией человек тримерен, т.е. имеет три уровня бытия – тело, душу и дух и все эти три части создают уникальность человеческой личности, которая подобна матрёшке, имеющей несколько уровней. Тело не может существоать без души, а душа не может существовать без духа.
Именно поэтому первопричины рака с христианской точки зрения видятся мне в нарушении слаженности работы всей тримерии тело – душа – дух, а эти нарушения связаны со злоупотреблениями, вредными привычками и страстями, которые и искажают божественную программу жизни и циркулирование энергии жизни.
Вот почему, когда человек перестаёт следовать своей высшей богоустановленной программе жизни, а начинает предаваться всевозможным привычкам, страстям и влечениям, то он как бы выпадает из своей божественной матрицы бытия. При этом отрицательные изменения из за вредных привычек могут накапливаться и усиливаться до такой степени, что оказываются способными влиять на правильное течение энергии и информации. Это и есть искажение человеком своей видовой или эталонной духовно-нравственной «матрицы», которое и приводит к разрывам и искажениям на уровне первичных связей духа и души.
Это значит, что опухолевый процесс, можно в какой-то мере рассматривать, как процесс разрыва и искажения при передаче энергии и информации в результате чего воспроизводится чужеродная организму туморная, т.е. опухолевая форма. Это подтверждает известная христианская мудрость о том, что именно «дух творит себе формы», как здравые, так и болезненные.
Повторяю, как и почему это происходит, является самой большой загадкой для науки и медицины. Есть одно правило – всё живое подвержено старению и смерти с самого рождения и никто не в силах изменить этот порядок. Именно поэтому вполне правомерно полагать, что есть закон согласно которому телу человека изначально предписано состариться и умереть, но иногда человек сам способствует этому процессу неправильным отношением к жизни и тогда это происходит раньше в виде опухолевого процесса.
Таким образом, можно предположить, что в основе такого страшного недуга, как рак, с духовной точки зрения может быть некий закон «естественной ветхости» тела, т.е. старения и усиления уровня хаоса по мере взросления. При этом человек сам может этот процесс, как усиливать, так и замедлять своими привычками, пристрастиями и образом жизни. Проще говоря, есть силы способствующие хаосу и разрушению человека, а есть силы способствующие обретению целостности и гармонии и во власти самого человека находится следование тем или иным силам и процессам.
Данная точка зрения на первопричины онкологических заболеваний в значительной мере коррелирует с точкой зрения современной науки, которая также рассматривает причины рака через призму естественной энтропии или повышение уровня хаоса в биологической системе. Иными словами, «человеческий компьютер» в один прекрасный момент может засоряться настолько, что даёт сбой и критическая ошибка влечёт за собой разрушение всей биоинформационной системы. В этой связи правомерно говорить о том, что в основе т.н. возрастного рака может лежать критический уровень накопленного хаоса, как утрата связи с человеческой «матрицей» и выпадение из неё.
- Т.е. первопричину рака с христианской точки зрения вы видите в потере и разрыве связи с Богом?
По большому счёту да, хотя не столько с Богом, сколько с самой матрицей биологического вида, поддерживаемой Богом. Здесь следует дать некоторое пояснение о характере этой связи. Дело в том, что говоря о разрыве связей с Богом, разрыв нужно понимать на информационном и энергетическом уровне, а это уровень гиперсетевых структур тонкой материи души или проводников по которым циркулирует первичная энергия и информация духа. Как уже говорилось, в системе тело – душа – дух, душа выступает своего рода тонким промежуточным звеном, своего рода тонкой духовной структурой, которая отделяет наше физическое тело от энергии Духа (Бога).
Святой Григорий епископ Фессалоникийский писал: «Как разлучение души от тела есть смерть тела, так и разлучение Бога от души есть смерть души. В этом собственно заключается душевная смерть.»
В этих отрывках четко указано на то, что душа человека – это та незримая структура, которая непосредственно контактирует с Богом. В этой связи становится понятно, что первопричины рака нужно искать не столько в теле человека (материи), сколько в сетевой структуре души и её энергиях. Именно с искажения качества энергии и разрушения тонкой сетевой материи души по всей видимости и начинается такое заболевание, как рак, и лишь позднее оно проявляется и материализуется в теле человека.
К сожалению природа сетевой материи души нам не ведома. Современная нейронаука только приближается через исследование нейросетей мозга и гиперсетей разума к пониманию феномена тонкой нейропроводящей сети организма, как некой основы или системы проводников энергии этой самой души, но то, что она есть, ни у одного верующего не вызывает сомнений.
Следовательно, весь вопрос понимания первопричин рака замыкается на состоянии целостности именно этой системы тонких проводников души, которые могут повреждаться самыми различными факторами. Вот, собственно, почему у рака так много причин и факторов канцерогенеза. Иными словами в основе противоракового иммунитета лежит духовно-душевно-телесная целостность человека и простота, а факторами канцерогенеза является то, что привносит хаос в целомудренную структуру души вплоть до разрыва связей между духом, душой и телом.
- Говоря о разрыве связей с Богом, правомерно ли считать раковое заболевание наказанием человека за его грехи?
Ни в коей мере. Это очень неверное понимание сущности Бога и сущности греха. Бог есть высший Закон бытия и Любовь, причём, безусловная, которую невозможно постичь умом человека. Именно поэтому Господь – это не «институт» наказания, а воспитатель и любящий отец, который дал человеку Закон правильной жизни и предупредил о том, что нарушение этого Закона приводит к страданию и смерти.
Людям проще всё свалить на Бога, но наказывает себя сам человек, нарушая высший Закон жизни через проявление полной свободы воли в жизни делать что хочу.
Разве Бог заставляет человека курить всю свою жизнь по пачке сигарет в день, накапливая в организме смолы и никотин ?
Разве Бог заставляет человека пить всю свою жизнь всякую отраву, разрушая печень, сердце и головной мозг ?
Разве Бог вынуждает человека каждый день переедать, накапливая невообразимые жировые отложения, забивая холестерином сосуды и все системы организма?
Разве Бог призывает человека вести аморальный образ жизни, иметь беспорядочные половые связи и передавать половым путём огромное количество инфекции и вирусов ?
Разве Бог подхлёстывает человеческие эмоции и страсти, порождающие ненависть, злобу, агрессию, обиду, которая разушает душу человека изнутри ?
Всё это делает человеческое невежество, человеческая страстность и человеческие слабости. Бог же только учит человека тому, как избежать страдания и почему нужно следовать в жизни высшему Закону, заповедям Святого Писания и Святых Отцов.
Именно поэтому не Бог, а сам человек наказывает себя таким заболеванием как рак, за своё собственное невежество, за свою собственную бездуховность и игнорирование высшего духовно-нравственного закона.
Говоря о таком недуге, как рак, можно сказать ещё, что это особое заболевание, которое накладывает символическую печать смертного греха не только на самого больного, но и на весь его род и потому заставляет не только самого больного, но и весь его род серьёзно задуматься над проблемой покаяния и духовного спасения.
В этой связи такое заболевание как рак, можно считать совершенно особым знаком высшего внимания для начала серьёзной работы над собой и эта работа предполагает как лечение тела, так и лечение души и духа. Причём, лечение духа и души имеет первостепенное значение.
Как говорил преп. Серафим Саровский «Все болезни бывают у нас от греха, от них ослабевают страсти, и человек приходит в себя, и кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.…Отними грех – и не будет болезней. Болезнь очищает грехи».
- Есть ли основания прямо говорить о том, что в основе ракового заболевания может лежать человеческая бездуховность?
Я бы так категорично не ставил вопроса. На мой взгляд в основе ракового заболевания лежит общая необразованность и невежественность человека о самом себе и своей духовной природе, а духовная необразованность – это как раз то дикое поле на котором и произрастают первопричины рака. Я уже говорил, что духовность и религиозность – это совершенно разные понятия. Можно быть до умопомрачения религиозным фанатиком, но при этом глубоко невежественным духовно и даже бездуховным. Это и есть та причина, по которой многие священники болеют раком и их религиозность никак не помогает им избежать этого недуга.
Есть и обратные при меры – тот же пример святого Перегрина Лациози, именем которого в онкологии назван синдром спонтанного самоизлечения, а точнее самоисцеления от рака без применения каких-либо лечебных средств, а силой веры, молитвы м намерения исцелиться.
Перегрин Лациози в возрасте около 60 лет обнаружил у себя на ноге костную опухоль больших размеров, которая требовала ампутации нижней конечности, поэтому он стал каждый день просить в молитвах Бога о выздоровлении. Во время одной из молитв он увидел Господа, который прикоснулся к его больной ноге. После этого его рана постепенно затянулась, кровотечение прекратилось, а сама опухоль исчезла. Священник умер в 1345 г., спустя 20 лет после своего загадочного исцеления, в возрасте 80-ти лет, при этом рецидивов опухоли за последующие годы у него ни разу не возникало. Это ещё раз доказывает сверхъестественную природу данного недуга, которая далеко уходит за уровень материи.
В данной связи духовность следует понимать не через призму церковности и религиозности, а через призму внутренней целостности, полноты и духовной силы человека владеть собой и управлять собой силой веры и духа. Духовный человек – это не просто религиозный, образованный, культурный или начитанный человек, а дисциплинированный внутренне и внешне, который знает высший духовный Закон и строго ему следует, а потому всегда целостен, здрав, полон сил и энергии.
Именно поэтому подлинно духовный человек никогда не позволит себе нарушения высшего Закон, никогда не позволит себе погрязнуть в зависимостях, слабостях и вредных привычках, никогда не окружит себя невежеством и порочностью, поскольку у него есть внутренний нравственный закон и порядок, которому он следует в жизни. У бездуховного человека такого Закона и внутреннего порядка нет. Бездуховный человек всегда более расслаблен, изнежен, капризен и менее защищён высшим Законом, чем духовный, перед всеми отрицательными факторами. Таким образом сила духовности в высшем знании и внутреннем порядке, который и делает духовного человека более сильным, целостным и совершенным.
В данной связи духовность – это целостность личности, основа внутреннего и внешнего порядка, позволяющая эту целостность сохранять, а бездуховность – это хаос и беспорядок внутри человека, который ослабляет и провоцирует болезнь.
- Как Вы говорили, сегодня уже известно, что какой-то одной причины, вызывающей раковое заболевание, нет. Этих причин или факторов современной науке известно множество, среди которых химические, физические, биологические, экологические, психосоматические, наследственные и т.д. Как эти причины соотносятся с принципом нравственности?
Хороший вопрос. Духовность и нравственность – это, конечно же, не 100% гарантия от всех болезней и проблем в жизни человека. В то же время нравственность даёт человеку более верное направление для движения по жизни в соотвествии с тем самым высшим Законом. Нравственность можно сравнить с системой правильных ценностных ориентиров, которые как раз и помогают соблюдать высший духовный Закон и сохранять целостность тела, души и духа.
Если сравнить между собой нравственного человека и безнравственного, то нравственный будет более защищён своим внутренним кодексом от всех соблазнов жизни, слабостей и вредных привычек, а значит, будет более целостен и силён нравственно и духовно.
Нравственный человек по совершенно естественным причинам будет избегать в жизни вредных привычек, злоупотреблений, пристрастий, случайных половых связей, обид, ревности, затаённой злобы и прочих страстных состояний, поскольку это естественно вытекает из самого духовно-нравственного состояния и отношения к себе и к жизни.
Таким образом, правильное духовно-нравственное отношение к себе, к жизни и другим является своего рода защитой, которая позволяет сохранять целостность и целомудрие, а это и есть снижение риска и вероятности заболеть раком для духовно- нравственного человека, как более целостного, сильного и здравого.
Сегодня уже известно, что многие факторы канцерогенеза действуют накопительно. Т.е. все они накопительно оказывают своё негативное воздействие на потенциал жизненной энергии в конечном счёте ослабляя его настолько, что происходит разрушение работы генетического аппарата и всей системы обновления организма. Из практики совершенно точно известно, что духовно образованные люди в общей массе реже болеют раковыми заболеваниями и имеют большие шансы на выздоровление, прежде всего, благодаря знанию и правильному отношению к жизни.
- Константин Владимирович, существует расхожее мнение о том, что рак в духовном плане связан с таким качеством, как обида. Насколько это по-вашему верно?
По-моему, это верно лишь отчасти, поскольку обида – это далеко не единственное отрицательное качество, которое отягощает душу человека и удаляет его от Бога. В числе известных восьми страстей (смертных грехов), кроме обиды есть печаль и уныние. А обиды как таковой или как отдельного «смертного греха», там нет вообще. В то же время обида – это чрезвычайно тягостное состояние души, которое буквально отравляет душу и вводит человека в очень отягощённое состояние, лишая радости и жизненных сил. Не зря же есть такая поговорка – затаить обиду – это то же самое, что самому принять яд и при этом ждать того, чтобы отравился им кто-то другой.
Яд обиды – это энергия разрушения себя изнутри. Если долго носить в душе обиду – это буквально отравлять себя изнутри неким вредоносным потенциалом отложенного для кого-то зла, поэтому с точки зрения психосоматики тут есть связь и зависимость. Есть предположение, что состояние обиды – это и есть энергия, которая не свойственна душе и Богу. Кстати, здесь опять же всплывает аспект духовности. Заметьте, непрощённая обида. т.е. мало того, что это состояние уныния, печали и затаённого зла, так она ещё и непрощённая, как старый ржавый гвоздь в теле души, который постоянно травмирует душу.
Непрощённую обиду может иметь и хранить только бездуховный человек и это можно считать его личным грехом злопамятности, обиды и непрощения. Кроме того, Вы же понимаете, что если на обиду накладывается ещё целый ряд отрицательных факторов и вредных привычек, то какая это получается ядовитая смесь для духа, души и тела.
В христианской психологии известно около 298 греховных страстей, как отрицательных качеств и энергий души, которые искажают течение божественной энергии благодати.
- С этим можно согласиться, но как тогда с точки зрения той же обиды или любого другого отрицательного душевного качества можно рассматривать причины врождённой и детской онкологии, особенно, в младенческом возрасте, если дети ещё попросту не могли успеть нагрешить?
Ещё один хороший вопрос. На него, действительно, ответить не так-то просто, особенно с научной точки зрения, а вот с духовной, как раз таки и возможно. Дело в том, что душа человека – это категория вневременная. Временно только тело, а душа бессмертна и потому наследственная информация, включая и родовые генетические проблемы, может переходить по всему роду для отработки детям от родителей.
Священное Писание говорит – «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» – с этими словами Бог обращается к Моисею. Очевидно, что любой тяжкий порок какого-либо человека в роду, зафиксированный в совести, может передаваться по наследству вплоть до четвёртого поколения и время когда он будет проявлен в той или иной форме не определено.
В древности люди не знали основ генетики, а просто наблюдали за тем или иным родом, отмечая наследственные закономерности, но не понимая их механики. Современная генетика и геномика уже частично объясняет механизмы наследственной передачи информации и генетических поломок и искажений. Поэтому новорожденные и дети, естественно, могут страдать и страдают не за свои грехи, а вероятнее всего за грехи их рода, т.е. родителей, дедушек с бабушками, прадедушек с прабабушками и т.д.
Кроме того, дети могут становиться и заложниками общечеловеческого невежества и хаоса, особенно, когда это невежество и хаос проявляется в виде разрушения среды обитания, т.е. экологического загрязнения. К сожалению, нужно признать, что мы с вами живём сейчас в очень «грязное» и в духовно-нравственном и в экологическом отношении время и количество этой грязи, включая эмоциональную и психическую, постоянно увеличивается. Отсюда и повышение риска искажённой наследственности.
Поэтому тут не чему особо удивляться. Все люди – это одна семья и один большой мета организм и все мы связаны общей связью. Если где-то были захоронены радиоактивные отходы, где-то слиты в реку отходы химического производства, где-то отравлен ядовитыми газами воздух, где-то сэкономили на очистных сооружениях и т.д., то всегда рано или поздно от этого кто-то пострадает и его организм невольно станет жертвой за отравление и уничтожение природы. Это также нужно учитывать, говоря о детской онкологии.
- Константин Владимирович, а можно ли как-то определить с духовной точки зрения сам механизм возникновения и прекращения такой болезни, как рак?
Говоря об онкологических заболеваниях, боюсь, сделать это вряд ли возможно и с духовной и с научной точек зрения. Дело в том, что данное заболевание выходит за рамки самого глубокого из известных науке уровней живой материи, – уровня структуры ДНК.
Опытные онкологи говорят так – рак – это величайшая тайна и загадка природы, поскольку совершенно непонятно откуда рак приходит и куда он уходит. В клинической онкологии есть два уникальных явления – явление спонтанной малигнизации in vitro, т.е. возникновения рака изничего без видимых причин буквально на ровном месте и явление синдрома Перегрина или исчезновения рака также на ровном месте и без видимых причин. Эти явления лучше всего говорят о непостижимой природе рака.
Как я уже говорил, первопричины этого недуга коренятся, по всей видимости, на уровне тончайшей сетевой структуры материи души человека и циркулирующих там энергий, а это недоступный для исследования уровень, связанный с сакральным и духовным. Поэтому я думаю, что до уровня причинности рака человечеству не добраться, ведь это фактически уровень Бога и высших биоинформационных и энергоинформационных процессов. Он для нас пока ещё закрыт и это правильно, поскольку нельзя прикасаться к божественному грязными руками, точнее умами.
В наших силах знание и соблюдение высшего духовно-нравственного Закона по слову преподобного Серафима Саровского «Все болезни бывают у нас от греха, от них ослабевают страсти, и человек приходит в себя, и кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.…Отними грех – и не будет болезней. Болезнь очищает грехи».
Вместе с тем всё в жизни имеет свою причину и следствие и такое заболевание как рак, также, поэтому по большому счёту если есть путь к болезни, значит, должен быть и путь к исцелению от неё.
- Как Вы относитесь к фактам чудодейственных исцелений от рака у той же Клавдии Устюжаниной, монахини Антонии и других?
Совершенно нормально. Эти случаи подпадают под категорию т.н. синдрома Перегрина или синдрома необъяснимого самоисцеления. Это как раз те самые уникальные случаи, когда в дело вступают высшие силы и сам Бог. Но это крайне редкие случаи проявления высших духовных возможностей (артефактов) и к ним всё же следует относиться больше как к исключению из правила, но не как к правилу. В то же время в абсолютном большинстве всех тех случаев успешного лечения рака, которые известны, также имело место глубокое духовно-нравственное преображение пациента по ходу лечения. Т.е. после лечения недуга человек становился внутренне уже другим, более осознанным и чистым душевно, познавшим, что называется, дыхание вечности и тяжелую руку страдания и смерти.
- Говоря о лечении рака, какие методы на ваш взгляд являются более эффективными официальные или альтернативные?
Это не совсем корректная постановка вопроса. Эффективность лечения рака в системе конвенциальной онкологии составляет сегодня в мире в среднем (по всем видам рака) немногим более 52% с учётом пятилетней выживаемости. По альтернативной онкологии статистика, по понятным причинам отсутствует, но думаю в десятки раз меньше и дело тут не только в обилии шарлатанов в сфере альтернативной онкологии. Дело в том, что сами опухоли просто так никуда не исчезают и их нужно просто своевременно удалять, пока они не разрушили организм, а сделать это можно только в системе официальной медицины. Проще говоря, своевременная операция с удачной химиотерапией или лучевой – это и есть наиболее эффективный способ лечения, а альтернатива – это только дополнение к основному лечению или способ реабилитации.
Огромный потенциал имеется сегодня у ранней диагностики и системы скрининга, т.е. возможности устанавливать наличие недуга без явной симптоматики, а при обследованиях, когда человек ещё даже не знает о том, что у него рак. На ранних стадиях большинство видов рака имеют высокие показатели излечиваемости. Вот почему нельзя сбрасывать со счетов систему профилактики, скрининга и ранней диагностики.
Что касается возможности использования пациентами дополняющих средств по ходу основного лечения, то это отдельный вопрос. Здесь у конвенциальной онкологии есть над чем работать, и направление православной психологии также может быть одним из направлений помощи онкологическим пациентам, наряду с духовностью.
- А какова на Ваш взгляд роль самой духовности в процессе лечения, её можно как-то определить или нет?
Роль духовности в процессе лечения онкологического заболевания огромна. Этот вопрос, кстати, поднимался на последнем семинаре «Актуальные вопросы взаимодействия Церкви и системы здравоохранения от скрининга онкологических заболеваний до паллиативной помощи», который проходил 21 ноября 2016 г. во Всехсвятском храме г. Минска и на котором присутствовало духовенство и руководство онкологической отрасли. На этом семинаре впервые за последнее время и онкологами и священниками была отмечена важная роль духовности и веры на всех этапах лечения онкологического заболевания, вплоть до паллиативной помощи.
Я не возьму на себя смелость говорить об использовании духовности именно в лечении рака, но скажу, что в плане смягчения бремени недуга нет более эффективной помощи, чем духовная. В то же время есть факты, доказывающие, что воцерковление может способствовать излечению, но это очень не простой и длительный путь, требующий определённой внутренней зрелости и готовности, а среди онкологических пациентов, к сожалению, очень не много верующих и склонных к вере людей. Большинство, как показывает практика, приходят к вере именно благодаря недугу и в процессе его лечения. Мой личный опыт онкопсихолога говорит о том, что при таком недуге, как рак, кроме лечения тела, нужно первостепенное значение придавать лечению души и духа человека. Кстати, именно поэтому за рубежом во многих лечебных учреждениях онкологического профиля, наряду с психологами, работают и священнослужители. При этом любопытно то, что может использоваться как религиозный или узко конфессиональный, так и межрелигиозный и межконфессиональный подход. Мне ближе первый, т.е. конфессиональный и в частности православный, дающий максимально глубокий взгляд на человека и сущность проблемы.
Наши онкологические учреждения в этом отношении только начинают осваивать духовность, как реальное направление помощи онкологическим пациентам.
- Константин Владимирович, а что бы вы могли порекомендовать тем людям, которые только получили известие о таком страшном и тяжелом недуге, как рак ?
Прежде всего, я бы им порекомендовал ни в коем случае не падать духом, не паниковать и не опускать рук перед болезнью, расписываясь в собственной беспомощности. Первое, что нужно сделать – это преодолеть стресс от диагноза, а далее не суетиться и не кидаться во всевозможные тяжкие или крайности.
Существует общий алгоритм, известный как программа 12 шагов, которая и представляет собой последовательность шагов пациента в процессе лечения рака. Это христианская программа, в её основе принцип покаяния. Это ключевой принцип, поскольку именно покаяние выступает основой для изменения мышления пациента и его отношения к жизни и недугу.
Вот основные её шаги:
- Шаг – Преодоление первичного стресса
- Шаг – Осознание диагноза
- Шаг – Принятие диагноза
- Шаг – Знакомство с недугом
- Шаг – Принятие вызова
- Шаг – Прохождение курса лечения
- Шаг – Никого не виню
- Шаг – Глубоко каюсь
- Шаг – Спаси Господи
Далее идёт разделение на два сценария и прогноза: благоприятный и неблагоприятный.
Благоприятный прогноз:
- Шаг – Дополняющие средства
- Шаг – Профилактика рецидива
- Шаг – Социальное служение
Неблагоприятный прогноз:
- Шаг – Качество жизни
- Шаг – Психотерапия смерти
- Шаг – Человеческое достоинство
- Как Вы думаете, есть ли у человечества шансы победить рак окончательно?
Вы знаете, Виктория, если за предыдущие 40 – 50 лет, несмотря на все открытия и инвестиции в онкологию, эффективность лечения рака в мире выросла только на 6 – 7 %, то надежд на панацею мало, а точнее нет. Это честный ответ. Нам придётся жить с этой проблемой точно так же, как мы и жили ранее, разве что средства обеспечения качества жизни могут облегчить бремя недуга, но «таблетки от рака не появится», в этом я уверен на 120 %.
Этого не случится по той простой причине, что человечество ещё нравственно и духовно попросту не готово к тому, чтобы выходить на уровень корректировки первопричин этого недуга, ведь это уровень Самого Господа. Иными словами нам в ближайшие десятилетия нужно будет учиться жить с этим тяжелым недугом. Единственное, что будет в наших силах – это уменьшение бремени страдания от этого недуга, т.е. улучшение качества жизни, а также увеличение сроков дожития.
Безрецидивное излечение, останется уделом достаточно ограниченной части пациентов, которые силой веры откроют в себе внутренние духовные силы и ресурсы. Для всех остальных и прежде всего пожилых людей, к большому сожалению, рак останется по большей части пока ещё непобедимым.
Именно поэтому качество жизни онкологических больных – это сегодня такой же главный фронт борьбы с раком, как и разработка новых методов лечения. Это не значит, что человечеству нужно опускать руки перед этим недугом, но это значит, что нужно переносить акцент с разработки одних только технологий лечения, на разработку технологий социально-психологической и конечно же духовной помощи, на разработку технологий улучшения качества жизни и что крайне важно – качества смерти онкологических больных. Именно по этой причине нужно больше уделять внимания развитию таких направлений, как паллиативная медицина, медицинская реабилитация, онкопсихология, духовная помощь и поддержка онкологических пациентов и т.д.
Как говорится, по вере нашей, да будет нам.
Вопросы задавала Виктория Михайлова – практикующий медицинский психолог.