Протоиерей Валерий Швецов
Церковное душепопечение берет начало с момента рождения Церкви Христовой и основывается, во-первых, на примере Самого Христа, который оказывал помощь подобного рода людям – “И приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их” (Мф. 4:24). Христос в Евангелии неоднократно призывает своих последователей оказывать помощь как нищим, заключенным, так и больным. (Мф. 25:31–46 и др.).
Во-вторых, церковное душепопечение основывается на христианском взгляде на личность человека. Личность в христианской антропологии рассматривается в единстве духовных, душевных и телесных проявлений, и это единство достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа.
По словам преп. Никодима Святогорца, “Дух твой, ищущий Бога Небесного, да властвует над душою и телом, назначение которых устроить временную жизнь”. В этом единстве – здоровье и норма человеческого бытия.
По утверждению свт. Феофана Затворника, духовную сферу в человеке составляют: “благоговение и жизнь в страхе Божием, совесть, искание Бога”, а архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), известный врач-хирург, писал, что “духовность есть высшее достижение человеческой души”.
Единство и гармония всех сторон человеческой личности, состояние, которое было дано человеку в его первозданной чистоте, затем было утеряно в результате пренебрежения законами духовной жизни, теперь является заданным человеку, искомым состоянием: “Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа” (1 Фес. 5:23). Это завещание св. апостола Павла проходит через все века,