Светлый праздник с ощущением скорби и горечи…
Только народ наш отошёл от одной трагедии в канун Нового Года в связи с крушением ТУ-154 в Чёрном море с ансамблем имени Александрова на борту и незабвенной доктором Лизой, как в самый канун православного Рождества всю православную общественность потрясла очередная трагедия – убийство настоятельницы женского монастыря в Борисовском районе – игумении Василиссы.
Первые вопросы: как это понимать и как к этому относиться, почему же монахиню и перед самым Рождеством ?
Очень не простые вопросы, требующие предельной взвешенности, осторожности и трезвости, причём и в рациональном и душевно-духовном смыслах. Можно выдвигать разные версии, что и происходит в социальных сетях – от противоречивости женского монашества, до страстности и слабости женской природы, но это не имеет прямого отношения к сути произошедшего.
Всё в нашем мире имеет свои причины и следствия и во всём с христианской точки зрения присутствуют два смысла – поверхностный (рациональный) и внутренний или сущностный (душевно-духовный) и они весьма различны, но людям проще даётся внешний смысл. В нём мы и постараемся разобраться, а вот о втором сущностном смысле, за которым стоит то, что одному Богу известно, мы говорить не станем, ибо всё, что попускается, делается не просто так, а с той или иной целью – указания, назидания, предупреждения и т.д. В любом случае убийство настоятельницы православного храма в канун одного из главных и светлых православных праздников – Рождества Христова по-своему и символично и знаково, как необходимость ощущения горечи и смирения перед предстоящим торжеством.
Да, можно говорить о том, что с духовной точки зрения матушка Василисса мученически ушла из жизни, как и Даниил Сысоев, оказавшись в лучшем месте по сравнению с нашим, но не хочется брать на себя чин и смелость судить об этом. Пусть это сделают духовники и служители Церкви, а вот о психологическом смысле и подоплёке очередной трагедии среди священства поделиться можно и наверно даже нужно.
Говоря о психологическом понимании случившегося, начать наверно следует с того, что факты гибели священников от рук опекаемых, душевно больных, одержимых, вышедших из мест лишения свободы и т.п. учащаются с каждым годом, и в этом нет ничего необъяснимого.
Более того, можно сказать даже, что в этом присутствует своя неумолимая закономерность и логика, связанная с разрушением нравственной основы общества, нарастанием глобального кризиса и ростом общего числа психически и душевно больных людей, потерявших работу, семью, кров, смысл жизни и ищущих прибежища в Церкви, как последней инстанции милосердия на этой грешной земле.
В этой связи ни для кого из специалистов в области кризисной психологии не секрет, что тенденция к росту общего числа душевных и психических расстройств среди населения, будет усиливаться год от года и поэтому число страждущих с каждым днём будет увеличиваться и вся эта кризисная нагрузка будет ложиться на плечи психологов и священства. О психологах и современной психологии говорить не станем, поскольку тут всё более-менее понятно, а вот о священстве стоит сказать и прежде всего с вопросов:
- а готово–ли современное священство к принятию этой возрастающей кризисной нагрузки ?
- готовы ли современные священнослужители к работе не только со своими чадами и пасомыми, а и с прочими болящими, страждущими, пережившими утрату, потерю смысла жизни, одержимыми, душевно- и психически больными, зависимыми и травмированными психически людьми ?
Что-то подсказывает, что современное священство, использующее в работе с паствой традиционные подходы к душепопечению конца 18-го – начала 19-го веков, к этой новой кризисной специфике совершенно не готово. А ведь что греха таить, душу современного человека, как представителя информационного общества, психологически подкованного и хорошо защищённого, простой проповедью уже не разбудишь без основательного разъяснения и толкования с использованием всё той же психологии, только христианской.
Католицизм и протестантизм, понимая эту психологическую особенность современного поколения давно уже взял на вооружение психологию, как эффективный инструмент в работе с людьми. Именно поэтому курсы по основам психологии и в т.ч. кризисной уже давно включены в подготовку пастырей и капелланов во всех духовных университетах.
Только в современном православии сохраняется недоверие к психологии и делается упор на традиционные подходы к душепопечению, которые уже не отвечают специфике когнитивной сферы человека 21 века, поскольку создавались для человека 16-го – 18-го века. Именно в этой связи известный богослов и епископ Н. Том Райт «Слишком долго мы читали Священное Писание глазами человека из 19-го века и с вопросами из 16-го. Теперь пришло время обратиться и смотреть на Писание глазами человека 1-го века и с вопросами 21-го».
В этом заявлении нет никакого ренегатства, ереси или акривии (искажения), а есть постановка актуальной задачи – воцерковления человека 21-го века для которого уже недостаточно мифологии 18-го века, а нужна психологическая подготовка и интеллектуальная расшифровка смысла веры и спасения с точки зрения той же святоотеческой психологии, как подлинной науки о душе. Но с последним (психологическим объяснением и толкованием писания) и имеются наибольшие проблемы, поскольку догматическое лобби в Церкви всеми силами противится любым новшествам и нововведениям, считая их обновленчеством. В этой связи имеет место извечный конфликт «каноников» и «обновленцев».
Можно сказать, что именно по этой причине подходы к воцерковлению и душепопечению продолжают оставаться архаичными и устаревшими, уже не отвечающими новым вызовам и запросам времени, как и специфике душевных проблем и когнитивной сферы современного человека.
К чему это в итоге приводит ?
Это приводит к тому, что относительно трезвомыслящие люди и молодёжь, сталкиваясь с подобной дремучестью, церковной архаикой и устаревшей методологией 18-го века, попросту разочаровываются в Церкви и уходят в другие более привлекательные психологически направления и религии, а аккумулируются вокруг Церкви преимущественно болящие, т.е. опустившиеся, умственно отсталые, душевно и психически больные люди, которым просто некуда больше податься, кроме храма и число этих людей стремительно увеличивается.
В росте числа болящих вокруг Церкви нет ничего плохого, наоборот – это знак доверия Церкви и священству. Плохо другое – то, что современное священство совершенно не готово к принятию соответствующих эмоциональных, душевных, социальных и психологических нагрузок, особенно на провинции, где именно священнослужитель оказывается в роли и душепопечителя и «педагога» и «социального работника» и «кризисного психолога». Вот в чём состоит основная проблема современного душепопечения.
В этой связи нужно честно признать, что если роль душепопечителя и педагога священнику ещё более – менее близка, то роль «социального работника» и «кризисного психолога» является для священника совершенно не свойственной, а скорее навязанной спецификой нынешнего тяжёлого в социальном и психологическом отношении времени. При этом роль «психолога и психотерапевта» является для священника совершенно новой и требующей специальной подготовки.
Вряд ли об этом знают священники, но кризисная психология в последнее время по актуальности и востребованности вышла на первый план среди всех прочих направлений психологической помощи. Вот почему в работе с особым контингентом (лицами БОМЖ, освободившимися из мест заключения, пережившими смерть близких, пострадавшими от техногенных катастроф, беженцами, одержимыми, жертвами деструктивных сект, совершившими неудачный суицид, имеющими зависимости, находящимися в эзотерической прелести и т.д. и т.п.) священнику уже практически не обойтись без знаний в области кризисной психологии и религиозной психопатологии.
Если таких знаний у священника нет (а у абсолютного большинства их нет), – он реально рискует совершить грубую ошибку в работе с болящим и стать мишенью для одержимого, сектанта или психически больного. А если он при этом не позаботится о безопасности и откроет душу болящему или одержимому или проявит личную пристрастность, – то конфликта трудно будет избежать.
Во всяком случае именно этой спецификой и можно объяснить целый ряд нелепых смертей среди священнослужителей, ставших достоянием широкой общественности:
- – Игумен Авенир (Смолин), настоятель храма Вознесения Господня в г. Фурманов – зверски убит принятыми на постой освобождёнными из мест лишения свободы,
- – Иеромонах Вадим (Смирнов), настоятель храма Михаила Архангела в селе Артеменкино Вурнарского района – убит ножом 22-летним послушником, жителем Новочебоксарска,
- – Игумен Виссарион (Глазистов) – избит до смерти взятым к себе в дом алкоголиком,
- – Протоиерей Павел Адельгейм – зарезан одержимым,
- – Игумен Макарий (Лошкарёв) – убит неизвестными на улице, предположительно сектантами,
- – Протоиерей Николай Меденцев, настоятель Свято-Покровского храма города Белореченска – убит во время разбойного нападения,
- – Протоиерей Анатолий Мешков – убит с целью ограбления,
- – Игумен Даниил (Соколов), настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском – убит в своей келье, вероятнее всего ревностным сектантом и т.д.
Анализируя причины гибели священнослужителей, хочется сказать, что в ряде случаев, как свидетельствуют факты, за гибелью священника, кроме происков «злых сил», очень часто стоит элементарная неосмотрительность, невнимательность, а также чрезмерная душевная открытость и доверчивость ко всем без разбора, за которой стоит или неопытность или отсутствие соответствующей психологической подготовки.
Да, священник – это слуга Божий и проводник света добродетели в современном инфернальном мире, который имеет особую благодать священства, но это не делает его абсолютно «защищённым», «неприкасаемым» и «неискушаемым», а наоборот повышает интерес сил зла к искушению его добродетели. Вот почему бдительности и осознанности в каждой жизненной ситуации для священника никто не отменял и покров благодати не отрицает опытности и знания человеческой психологии и психопатологии.
Более того, с точки зрения психологии очень часто именно чрезмерная доверчивость и открытость с упованием на свои добродетели и промысел, сами провоцируют зло на преступления, становясь мишенями там, где нужны трезвость и бдительность, а особенно среди болящих, одержимых и страждущих.
Это конечно же не значит, что священнику нужно избегать всех душевно больных, одержимых, болящих и страждущих или дистанцироваться от них, но значит, что кроме православного катехизиса, апологетики и догматики, каждому священнику сегодня жизненно необходимо владеть и элементарным психологическим знанием и прежде всего в области кризисной православной психологии, психологии воцерковления и религиозной психопатологии. Альтернативной этого может быть наличие на приходе подготовленного православного психолога, который и будет принимать на себя часть кризисной нагрузки, профессионально разбираясь в той или иной сложной ситуации и помогая священнику в выборе вида помощи болящему. Наличие таких консультативных кризисных служб при епархиях и благочиниях – это реальный выход из ситуации.
К большому сожалению с наличием на приходах подготовленных психологов, как и со знанием священством основ кризисной психологии и обстоит наибольшая проблема и в РПЦ и в БПЦ, поскольку соответствующих курсов по кризисной православной психологии в церкви нет до сих пор (хотя курс такой существует уже давно) и эту самую кризисную православную психологию многие священники вынуждены сегодня постигать только на практике, зачастую, ценой собственной жизни.
Все попытки активистов и новаторов данного направления достучаться до высшего церковного руководства с предложением о введении такого курса, пока закончились неудачей, как и 100 лет назад. Именно по этому поводу архиеписокп Никон (Рождественский) писал в своих дневниках:
«Как жаль, что наша церковная власть в свое время не поручила святителю Феофану Затворнику составить учебник психологии по творениям святых отцов и учителей Церкви! Никто не мог бы выполнить этой задачи лучше этого святителя-подвижника. А то ведь – что грех таить? — в наших духовных семинариях вместо психологии преподается в сущности патология души человеческой. Учебники психологии составлены на основании западных писателей, коих миросозерцание далеко от учения святоотеческого» (Архиепископ Никон (Рождественский). Дневники. Козни врагов наших сокруши… 1910 — 1917 г.).
К слову, год назад в январе 2016 г. группой православных психологов из Минской школы православной психологии для Борисовской епархиии БПЦ был предложен обучающий Церковный социально-педагогический проект под названием:
«Отработка методики организации и деятельности при храмах епархии службы православно-психологической приходской помощи страждущим».
В задачи проекта входило:
- – разработать и отработать методику поиска и отбора психологов
- – отработать методику информирования, рекламы и направления людей к приходским психологам
- – отработать способы взаимодействия и соработничества (в рамках перечня типовых ситуаций) между священником и психологом в совместной душепопечительской деятельности
- – по-возможности, отработать способы взаимодополняющей работы группы психологов (2 и более) на приходе с оптимальным распределением специализаций
- – апробировать методику финансирования работы приходского психолога из различных источников (пожертвования страждущих, минимальный приходской оклад, государственное финансирование (1/4 или 1/2 ставки), помощь благотворителей и т.п.)
- – отработать методику и технологию, приемы и техники православно- психологического консультирования страждущих
- – наметить и апробировать подходы, принципы, методы повышения психологической квалификации работников приходов (продавцы, свечницы, хор, социальные, педагогические и иные работники)
- – наметить и апробировать (по-возможности) подходы, принципы, методы духовно-просветительской нравственно-воспитательной работы приходского психолога с семьями, родителями, молодежью, военнослужащими регионов (через взаимодействие и помощь со стороны власти)
- – апробировать пути открытия и обустройства приходских комнат для психологического консультирования
- – отработать методику повышения квалификации и сопровождение психологов на местах со стороны психологов, ведущих курс «Основ православной психологии» в Минском духовном училище (на 3 курсе Школы катехизаторов).
К сожалению, церковное руководство не заинтересовалось данной инициативой и данным проектом…
Поэтому скорбим о смерти убиенной игумении Василиссы и принимаем эту трагедию как знак усиливающейся беззащитности истинной веры и Церкви в современном инфернальном мире.
Упокой Господи в селениях праведных душу р.б. Василиссы…
Кризисный православный психолог К.В. Яцкевич