Учение отцов о происхождении души можно в полной мере считать фундаментальным духовным знанием, которое относится к дохристианской культуре и древней аскетической традиции, а потому данное знание не в полной мере коррелирует с массовой (профанной) религиозностью, ориентированной преимущественно на нравственные и не столь глубокие понятия и категории.
В данной связи усвоение знания о происхождении души предполагает достаточно высокий уровень образования и когнитивной зрелости, поскольку речь идёт о высших энерго-информационных процессах, закономерностях, понятиях и категориях.
Уровень глубины данного вопроса, действительно, запределен для человеческого сознания, поскольку касается основополагающих догматов христианства о Боге, о высшем духовном законе, о творении мира и человека, о грехопадении, о наследовании и передаче греха, о покаянии и искуплении, о будущей жизни и т.д.
Говоря более простыми словами, понимание вопроса происхождения души требует глубокого и даже фундаментального знания догматов, причём, не просто знания теоретического, а глубинного понимания принципов их работы и главное тех высоких энерго-информационных категорий и закономерностей, которые они отражают.
В силу естественных причин большинство современного священства и верующих приходит к пониманию сути этих вопросов только после многих лет духовной жизни и глубокого погружения в согласное учение отцов о душе. Именно по этой причине вопрос понимания происхождения души – это вопрос для глубоко продвинутых в вере и религиозном знании, идущих тесным путём высшего духовного познания энергетического устройства души по учению отцов.
Для большинства простых верующих данный вопрос носит сугубо абстрактный характер общего знания самого принципа без погружения в механику и высшую психологию устройства и создания души, как ёмкости для духовной энергий и структуры, задающей общие параметры человечности.
В свете современных знаний вопрос понимания происхождения души – это вопрос понимания природы «человеческой матрицы» или той самой первичной основы нашей человечности в виде уникально упорядоченного набора качеств (энергий) добродетели, которые через три силы души (ум, чувство, волю) задают исходный образ или «шаблон» первозданной человечности в лице Адама.
Именно этот исходный «шаблон» или образ, устойчиво сохраняющий и передающий из поколения в поколение основные параметры человека, как уникального биологического вида, обладающего кроме тела абстрактным мышлением, разумом и умом, и является предметом исследования в вопросе происхождения души.
Сложность этого вопроса обусловлена тем, что кроме понимания самих первичных энергий добродетели, отвечающих эталонному состоянию первозданного человека (Адама), нужно верно понимать ещё и саму ту структуру или ёмкость, которая удерживает в себе эти энергии, не давая им рассеяться.
Но кроме этого всего, нужно понять ещё и то, как изменились эти эталонные энергии первозданного человека (мудрость, мужество, целомудрие, правда) после грехопадения (повреждения себялюбием) и почему они стали передаваться всем людям от прародителей, как повреждённая наследственность, которая может позднее ещё больше отягощаться самим человеком или исцеляться и исправляться в зависимости от того, насколько правильной жизнью живёт человек.
Вопрос понимания происхождения души при всей его религиозной сути имеет сегодня самое прямое и непосредственное отношение к высшей науке и философии, поскольку касается всех аспектов наследственности – от более внешних, задающих параметры тела, до более глубинных, задающих параметры мышления и психики через ориентацию и структуру сети сознания.
С некоторой долей допущения можно сказать о том, что вопрос происхождения души – это вопрос первооснов самой научной геномики (раздела молекулярной генетики, изучающего геном и гены) и нейробиологии (науки о нервной системе в разрезе иерархии нервных сетей – от центральной и периферической до нейросетей мозга, разума и сознания).
Говоря другими словами, вопрос происхождения души с уровня современных знаний о человеке, – это вопрос о том, что определяет информационную структуру ДНК человека и что собой представляет та совершенная программная структура, по шаблону которой развивается каждый человек на земле.
Сегодня уже нет никаких сомнений в том, что эта первичная энергетическая структура, которая и задаёт все параметры человечности, существует, что она как-то, где-то и на чём-то прописана, как высшая программа вида «homo» неким удивительным языком, который на порядок совершеннее языка генома, что она откуда-то транслируется и именно по этой совершенной программе живёт и развивается каждый человек на земле.
Вопрос понимания происхождения души – это и есть ответ на вопрос о том кто же создаёт эту удивительную духовную программу жизни: Бог, человек, кто-либо ещё или она существует сама по себе. Поиск ответа на этот вопрос – это одна из самых сложных задач для ума всего человечества и каждого человека в отдельности. Сложнее этого вопроса только вопрос понимания природы самого Бога, как Создателя всего сущего.
Сложность данного вопроса, требующего просто нечеловеческих, а точнее сверхчеловеческих знаний о человеке и его природе, была причиной рождения большого числа разных теорий о происхождении души и многочисленных религиозных споров о том, кто создаёт душу, как «матрицу» человека и «носитель» всей информации о человеке одновременно.
Сам факт, а точнее артефакт духовного спасения и существования «нового» духовного человека, как чистой энергии осознания, не имеющей материальной и психофизиологической основ, говорит о том, что дуща имеет под собой совершенно чёткую программу внутреннего роста, развития и совершенствования, по которой и идёт рост и развитие души параллельно с телом.
Совершенство данной программы состоит в том, что когда программа развития тела человека начинает сворачиваться, активизируя процессы старения и дряхления, программа развития души, как внутреннего энергетического человека, наоборот активизируется как бы делая перенос всей полноты личности со смертного тела, как оболочки, на бессмертную душу, как основу.
«аще внешний наш человек и тлеет, но внутренний обновляется» (2Кор. 4:16)
В согласном учении отцов программа развития тела и программа развития души, именуются упрощённо «двумя клетями», т.е. двумя ёмкостями или сетями: внешней клетью (тела) и внутренней клетью (души).
«В той внутренней, сердечной клети паче, неже между стенами затворятися часто человеку подобает, и собравши вся помышления своя, представляти ум свой Богу, и молитися к Нему втайне теплотою духа и верою живою, купно же и поучатися в Богомыслии, да возможет возрасти в мужа совершенна.» (Свят. Дмитрий Ростовский, Внутренний человек, в клети сердца своего уединенный, поучающийся и молящийся втайне, Гл. 1)
В этой цитате кратко изложена суть внутреннего (умного) делания посредством переноса акцента всех усилий подвижника с внешней клети во внутреннюю клеть души для развития богомыслия и духовного сознания, как основы «нового» совершенного человека, который и есть результат программы развития души.
Понимание природы данной программы развития каждой души, как внутренней «клети», от момента зачатия человека до момента смерти и исхода из мира материи и есть суть вопроса происхождения души.
Все подходы к пониманию этого вопроса можно условно разделить на два направления, из которых одно придерживалось идеи невозможности познания тайны происхождения души, как писал блаженный Августин – «Вот стар уж я, а и теперь также не понимаю тайны происхождения души, как не понимал и в юности». Другое направление придерживалось иной точки зрения о возможности пусть и не полного, но познания хотя бы самого принципа происхождения души, как уникального творения, созданного из двух «клетей» природ – духа (энергии) и материи (вещества), как некой «программной модели» и «её материального воплощения».
«…взяв от сотворенного уже вещества тело, а от себя вложив дыхание, творит как бы некоторый второй мир – великий в малом, помещает на земле другого ангела, почитателя, составляемого из разных природ, зрителя видимой твари, участника твари невидимой, владыку земли, поклонника небесного царства; земного и небесного, смертного и бессмертного, видимого и невидимого, который занимает средину между величием и ничтожеством, и который в одно и то же время – и дух и плоть» (Свят. Григорий Богослов, Творения, Ч. 3)
Библейская культура прочно закрепила принцип «вдыхания» жизни Богом, как и принцип происхождения всех людей от Адама и целый ряд наиболее видных отцов первых веков, включая свят. Киприана, Амвросия Медиоланского, Ириня Лионского и др. придерживались точки зрения о том, что люди все люди по преемству от Адама получают первородный грех (повреждение страстями) и передают его дальше своим потомкам.
Во всей этой иносказательной библейской мифологии не до конца ясным остаётся только один вопрос – Адам – это реальная исторически личность или мифологический и собирательный образ прародителя, как и все прочие персонажи Рая и Книги бытия в лице райских «Древ», «Змея», «Плода познания», «Шести дней творения» и др. символов, которые являются лишь архетипами или образами сложно выразимых энергетических и информационных процессов.
Сам факт того, что «Древо жизни» – это символ Бога, «Древо познания» – символ человека, а «Плод познания» – душа и её энергии (страсти или добродетели), уже является основанием того, что «Шесть дней творения мира», как и «Адам с Евой» – это также только архетипы и собирательные образы первых людей, а вовсе не реальные исторические личности. В противном случае смешивание реальных исторических личностей с мифами и архетипичными образами – это грубая ошибка и искажение логоса, что недопустимо.
«Итак, посредине его посажено Древо Жизни и другое насаждение, называемое Древом познания добра и зла. Какие же они? Внемли разумно. Древо Жизни это сам Бог, Создатель всего, как написано: Бог посреди его — он не поколеблется. Древо же знания, конечно, Познание и добра и зла, это наша природа и устройство людей. Ибо человек есть вместилище ведения и добра и зла Ибо он действительно является вечноцветущим Древом знания, посаженным после переведения сущих из не-сущих в этом раю творений, как и Давид начертал в Псалмах: И будет он как дерево, посаженное при потоках вод» (Преп. Никита Стифат, Трактат о Рае, Сколькими способами мы видим божественный рай чувственно воспринимаемым при благочестивом созерцании, 9).
Таким образом, есть все основания полагать, что Адам и Ева – это не реальные исторические личности, а как прочие архетипы Библии, лишь прообразы первых людей, удачно отражавшие общие черты и закономерности повреждения эталонной природы души энергиями себялюбия (эгоизма).
Чтобы не уводить читателя в непролазные дебри духовно-философских рассуждений и споров на эту тему, которая имеет самое прямое отношение к учению отцов о происхождении души, следует знать главное и итоговое. Все концепции всех исследователей этого вопроса свелись в конечном счёте к следующим концепциям.
- Идея предсуществования душ, посылаемых всем людям с Небес.
- Идея сотворения души самим Богом для каждого тела.
- Идея автономного рождения души по закону Божьему.
- Идея рождения души самим родителями.
- Идея рождения души телом только на 40-й день в теле или в момент зачатия.
«Одни утверждают, что души ниспосылаются в тела с неба; другие, – что они приходят в бытие вместе с телом, творимые Богом; третьи, признавая, что человек создан по образу Божию, думают, что души происходят путем обыкновенного рождения; иные полагают, что душа рождается от взаимодействия двух сторон – мужчины и женщины, подобно тому, как искра является от удара камня о железо. Наконец по мнению некоторых душа начинает существовать в самый момент зачатия тела; по мнению других, – только спустя сорок дней после зачатия» (Свят. Григорий Нисский, Антропология Григория. Нисского. А. Мартын., стр. 538 )
Между этими пятью теориями на протяжении довольно длительного времени шла самая бескомпромиссная борьба, которая в итоге привела к тому, что из пяти осталось только три наиболее ключевых гипотезы, которые, к слову, существуют и по сей день.
- Теория предсуществования душ (оригенизм)
- Теория создания душ только Богом (креационизм)
- Теория создания душ родителями по высшему закону (традуционизм)
1 Теория предсуществования.
Теория, а точнее гипотеза предсуществования душ, именуемая оригенизмом, имеет несколько разных видов и направлений в зависимости от того, где именно предполагается существование душ, которые позднее вселяются в готовые тела. Известны несколько вариантов этой гипотезы:
- – души пребывают в соединении с Богом
- – души пребывают в единой (мировой) душе
- – души странствуют по телам людей и животных
Общий смысл гипотезы предсуществования состоит в том, что все души человеческие от создания мира и до вселения их в тела, живут в каком-то особом месте, откуда каждая душа, когда рождается на земле тело, вселяется в него подобно временному обиталищу (дому) как в награду, так и в наказание.
«души существуют прежде тел и что бесчисленное множество оных заключено в одном каком-то месте, из которого соделавшие какой-либо грех высылаются в тела, дабы они, очистившись чрез сие наказание, возвратились в собственное место» (Блаж. Феодорит «О человеке», 218)
Данной гипотезы придерживались многие выдающиеся философы Греции – Пифагор, Платон и Плотин и др., а также учителя церкви блаженный Феодорит, Ориген, Дидим Александрийский, св. Мефодий, Иоанн Иерусалимский, Евагрий и др. отцы.
Название данное направление получило по учению Оригена, согласно которому все души в самом начале, еще до создания материального мира, были сотворены совершенно одинаковыми по своей природе. После падения Денницы и вследствие охлаждения любви к Богу, души также ниспали в нравственном отношении, и для их исправления Бог посылает их в те или иные тела на земле.
Данная гипотезаочень хорошо отражала сугубо человеческую идею социальной справедливости и воздаяния за грехи, но она совершенно не стыковалась с высшим законом движения божественной энергии, идеей свободы воли, целью достижения духовного совершенства и энергетическим устройством мира и самого человека.
Ещё одним преимуществом данной гипотезы было то, что она очень логично обосновывала в своё время то, что сегодня можно определить, как врождённую предрасположенность человека ко злу или добру, когда один ребёнок с самого рождения бывает одержим бесами и имеет доминанту страсти, а другой наоборот является отражением доминанты мира, любви и добродетели.
Второй аргумент в пользу этой гипотезы был связан с наличием т.н. духовной памяти или общего для всех людей высшего духовного знания о мире энергии и духов, которое буквально каждым человеком вспоминается при жизни во плоти в процессе покаяния и составляет основу т.н. внутреннего знания о спасении души.
Данные аргументы были отметены многими выдающимися отцами Восточной Церкви и объяснены с совершенно иной точки зрения на природу и происхождение души. В их числе Ириней, Тертуллиан, Григорий Нисский, Варсонофий, Софроний, Иоанн Дамаскин, Григорий Богослов, Григорий Назианзин, Кирилл и Климент Александрийские, блаж. Иероним, блаж. Августин, Лев Великий и др.
Глубокое знание святыми отцами энергетической природы души, её структуры и самого высшего духовного закона движения божественной энергии, позволило им через созерцание глубоко разобраться в природе души и понять всю структуру «матрицы» человечности, которая была буквально повреждена после грехопадения.
Парадокс гипотезы предсуществования душ состоит в том, что до открытия генетических механизмов передачи наследственных признаков, она была по сути единственным способом «чудесного» (божественного) объяснения врождённой предрасположенности души и духовной склонности. Неся в этом контексте незначительную долю истины, данная гипотеза не могла долго просуществовать в церкви.
В силу желания один раз поставить точку в этом вопросе, чтобы прекратить плождение ересей, V Вселенский Собор вынес следующее определение по оригенизму.
«Если кто говорит или думает, что души человеческие предсуществуют, т. е. будто они прежде были разумными и святыми силами, но, пресытившись божественным созерцанием, и обратившись на худшее, охладели чрез то в любви к Богу… и в покаяние за то сосланы в тела: таковому анафема» (Соборное постановление).
Оригенизм или гипотеза предсуществования душ при всей её привлекательности в настоящее время окончательно отвергнута церковью и признана заблуждением.
2 Теория креационизма.
Данная теория, утверждавшая, что душа всякий раз создаётся только самим Богом, как создателем всего сущего, была значительное время очень популярна среди отцов Западной и частично Восточной церкви.
Своим становлением креационизм обязан текстам Священного Писания, утверждающим творческий акт Создателя, сотворившего Вселенную из ничего, а затем создал и все виды жизни на земле, включая и человека из различных форм неживой материи природы. Как и оригенизм, креационизм имеет множество течений, из которых наиболее известны следующие:
- – младоземельный креационизм, настаивающий на буквальном следовании шестидневному творению Книги Бытия Ветхого Завета
- – староземельный креационизм, где шесть дней творения интерпретируются как символическая метафора, имеющая в реальности иную длительность
- – креационизм постепенного творения, согласно которому Бог непрерывно направляет процесс изменения биологических видов.
Последний вид креационизма существует и в наше время, как креационизм эволюционный, пытающийся объяснять происхождение души Богом неким комбинированным способом с использованием эволюции, как божественного инструмента. Идея креационизма существовала в церкви, как основная, довольно длительное время после анафемы оригенизма, но по мере развития естествознания и она стала не выдерживать силы критики и аргументов против. Данную идею разделяли многие выдающиеся отцы церкви – Ириней Лионский, Лактанций, свят. Кирилл Александрийский, Афанасий Александрийский, свят. Ефрем Сирин, Иларий, Амвросий Медиоланский и др. отцы.
Библейским основанием данной концепции служит известная цитата писания.
«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7).
Ряд выдающихся отцов Церкви твёрдо стояли на позициях креационизма, включая и святителя Иоанна Златоуста.
«душа не рождается и не рождает, и не знает какого-либо отца, кроме того, кем сотворена» (Свят. Иоанн Златоуст, Цит. по: Давыденко С.28)
«Надобно признать за верное, что один только Бог может творить души… Ясно открывается, что души происходят не от наших отцов и матерей, но от Бога. Который есть наш общий Отец и один сохраняет в сокровищнице Своей премудрости тайну нашего рождения, так как Он один власть над сим рождением имеет» (Лактанций, О творении Божьем Ч. XVIII, 312)
С момента своего создания, у этой идеи были противоречия и в частности с цитатой из писания – «и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2:2). По этой цитате после шестого дня всё творение Богом прекратилось. Тем не менее, креационисты нашли выход из этой ситуации в понимании прекращения творения только новых видов жизни. Творение и поддержка жизни уже созданных видов как бы продолжалось.
«Бог ежедневно творит души, ибо Его желание есть уже само действие, и Он не перестает быть Творцом, что составляет церковную точку зрения, соответствующую словам Спасителя: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин 5:17)» (Блаж. Иероним, Цит. по: Фокин А. Р. Различные патристические подходы к вопросу о происхождении человеческой души)
Идея креационизма получила довольно сильное подкрепление фактом безсеменного зачатия Иисуса Христа, который получил душу от Бога, а не от родителей (человеков) по идее традуционизма, но этот аргумент позднее был оспорен пониманием Христа как второго Адама, который получил душу по образу Адама Ветхого (Быт. 2:7).
При всех достоинствах данной гипотезы, у неё есть ряд недостатков, среди которых самым главным является аргумент о том, что она не может объяснить порочной наследственности, как механизмов первородного и родового повреждения. Проще говоря, Бог не может по здравой логике каждый раз создавать душу, имеющую те или иные наследственные пороки и повреждения, которые от родителей передаются детям.
Иными словами, передача наследственных признаков, как и первородного повреждения души самостью (эгоизмом), говорит о том, что родители также участвуют в создании души и наполнении её в том числе и собственным наследственным содержимым.
Таким образом, по мере развития представления о сложных механизмах наследственности, которая касается не только тела, но и психики и эмоциональности, т.е. ментальных и витальных наклонностей души, идея чистого креационизма стала трансформироваться и «эволюционировать» в более сложные модели, учитывающие и аспекты эволюции и аспекты наследственности.
Тем не менее, следует отметить, что именно креационизм в вопросе происхождения души на длительное время стал доминирующим представлением среди большинства православных философов. Довольно любопытное решение данной проблемы предложил митрополит Макарий (Булгаков), который объединил креационизм и традуционизм, говоря, что «души творятся Богом, но из душ родителей» (Митрополит Макарий (Булгаков), Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 442.).
Многие современные догматисты следуют в наше время именно этой комбинированной теории, которая по сути переводит креационизм в форму традуционизма.
3 Теория традуционизма.
Данную теорию, которая утверждает о том, что души создаются не Богом, а родителями по высшему божественному закону движения энергии и информации, можно считать наиболее святоотеческой, поскольку именно её поддерживали самые глубокие и выдающиеся святые отцы Восточной Церкви. Теория традуционизма, также известная как генерационизм, была развита в набольшей мере стоиками и главным ее выразителем в христианском мире был учитель христианской церкви Тертуллиан, который развил это учение как способ противостояния идее Оригена о предсуществовании душ.
«Если душа есть телесное существо и неразрывно соединено с телом, то явно, что происхождение души таково же, как и тела, и одновременно с ним. Так как душа не одной природы с Богом, а есть только дыхание Его; то она зачинается вместе с телом силою человека, ибо в акте зачатия участвуют не только тело, но и душа с своими желаниями.
Следствием акта бывает двоякое семя: душевное и телесное. Эти семена в начале совершенно между собою смешаны, и не могут быть отделены друг от друга; но потом мало-помалу из этих семян, при содействии Божием и ангелов, образуется во чреве матери человек. Как тело происходит от другого, так и душа от другой; и душа Адама есть материнская душа всех прочих, – даже душа Евы произошла от его души» (Тертуллиан, De anima. 19, 25, 27).
Именно Тертуллиану принадлежит по существу одно из первых выражений принципов наследственности.
«…различие душ, для которых источником служит душа Адама, произошло от причин случайных, и, следовательно, есть нечто прившедшее (привнесённое), а не необходимое, природное. Если душа, столь простая и не разнообразная в семени, разнообразится в своих плодах; то это разнообразие происходит от различия неба, почвы, телесных свойств, наук, искусств и т. п. (т.е. изменчивости в процессе жизни) Что создано и рождено, то по природе изменчиво и может возродиться, и обновиться; только нерожденное и несотворенное остается недвижимым и неизменяемым, а это прилично единому Богу. Св. Писание говорит, что Бог может и от «камене сего воздвигнуть чада Аврааму» (Тертуллиан, De anima. 20, 21)
Приверженцем идеи традуционизма был и один из величайших богословов и отцов-подвижников первых веков преподобный Макарий великий, названный ещё при жизни за обилие духовных даров земным богом.
«Отцы на земле рождают чад от своего естества, тела своего и души своей, и рожденных как чад своих со всем рачением тщательно обучают, пока не соделаются совершенными мужами, преемниками и наследниками» (Макарий Великий, Духовные беседы, Беседа 30).
Главным аргументом в пользу гипотезы традуционизма является неоспоримый факт наследственности, т.е. передачи из поколения в поколение целого ряда признаков и особенностей, которые включают и соответствующие повреждения, именуемые родовым повреждением (наследуемые заболевания и склонности) и первородным (повреждение души эгоизмом).
Говоря другими словами, идея традуционизма, несмотря на её более чем двухтысячелетний возраст, очень хорошо коррелирует со знанием современной науки о наследственности. Это говорит о верности самой гипотезы, которая в акте сотворения души допускает действие двух законов одновременно:
- – закона развития тела (по естественным законам) и
- – закона развития души (по духовным законам).
Таким образом, согласно идеи традуционизма душа, как и тело человека, создаётся по существу «естественным» (точнее сверхъестественным) образом через обмен энергией и информацией между двумя душами, только не по материальному закону (закону вещества), а по закону духовному (закону энергии). Данный закон обмена энергией (и информацией) можно с полным правом считать высшим духовным законом, который отражает очень специфические закономерности передачи наследственной информации очень высоких порядков.
Данные закономерности по всей видимости настолько специфичны, что даже возможностей топологии (раздел высшей математики) и теории вероятностей недостаточно для их описания. Говоря другими словами, традуционизм наиболее непротиворечиво передаёт весь процесс создания, роста и развития души с точки зрения всех аспектов: древнего аскетического (магического) знания, догматов православия и современной науки о наследственности.
Именно по этой причине целый ряд святых отцов – основателей православия и в т.ч. Афанасий великий, свят. Григорий Нисский, Григорий Богослов, Аполинарий, Иоанн Дамаскин, были приверженцами данной идеи, которая отражала глубину совершенства замысла Божьего и самого духовного закона, который объединял в себе и закон роста и развития тела и закон роста и развития души, как два закона, действующих синергийно один другому.
Об этом принципе соединения двух законов и приоритете закона роста и развития души очень хорошо высказался святой Григорий Богослов.
«Подтверждением слов моих служит любовь твоя, которая неполна; потому что любишь в детях не душу, а одно тело; сокрушаешься, когда тело изнемогает, и радуешься, когда оно цветет. Отец и досточтимая мать больше болезнует сердцем о неважных телесных недостатках в детях, чем о важных пороках и великих недостатках душевных. Ибо телу они родители, а душе нет. Если и я называю тебя матерью, то относительно худшей части» (Свят. Григорий Богослов, Похвала девству, 64.)
Несмотря на свою глубину и преемственность древнему духовному знанию, гипотеза традуционизма по сей день ещё не принимается в православии, как единственно верная и потому по данному вопросу по сей день имеет место расхождение во взглядах (двойственность). Данное расхождение обусловлено преимущественно тем, что идея традуционизма очень сложна для понимания, тогда как гипотеза креационизма относительно легко объясняет процесс творения души с точки зрения «всемогущества» Бога, в котором не имеет смысла разбираться простым верующим.
Иными словами, когнитивный порог (порог осознания) в данном случае является естественным препятствием, которое преодолевает очень ограниченная часть верующих, стремящихся к высшему духовному познанию. Для остальных идея «чуда» и акта «чудесного» сотворения души Богом является вполне устраивающим объяснением.
В настоящее время в догматическом богословии имеет место хождение двух гипотез одновременно (креационизма и традуционизма), которое выразил известный догматист епископ Сильвестр в следующей цитате.
«На это приходится отвечать тем, что прародительский грех не составляет личного греха, принадлежащего одним прародителям, а только его последствия, переходящие от прародителей ко всем потомкам, вследствие родового и морального между ними единства.
Последствия же эти состоят, с одной стороны, в недостатке утраченных еще первородителями сверхъестественных даров Божиих, а с другой в поврежденности, тяготении к чувственности и смерти, зарождающихся под влиянием греховных пожеланий, и вследствие своей внутренней связи с душою и на душу вредоносно действующего тела, а также в духовно моральном влиянии на детей со стороны их родителей, начиная с утробы матерей.
Но при этом, естественно, возникает новый вопрос: для чего же Бог обрекает на столь неблагоприятные и тяжелые условия неповинные Им Самим созидаемые, души? На это опять остается отвечать только тем, что Бог, определивши созидать человеческие души для тел, имеющих путем рождения происходить от самых прародителей, положил вместе с тем и соединить их судьбу внутренне с судьбой прародителей, вследствие чего, хотя они, ставши членами человечества, должны были совместно с прародителями подвергнуться всем тягостным последствиям их падения, но за то вместе же с ними имели сделаться причастниками тех благ, какие имели быть дарованы человечеству его Искупителем» (Определение предмета догматического богословия, Епискоа Сильвестр. Т. 3., 338)
В целом же в вопросе происхождения души, по всей видимости, следует руководствоваться принципом ограниченности возможностей человеческого ума для постижения всей тайны творения души, поскольку реальный процесс и механизм творения души может иерархично совмещать в себе несколько гипотез одновременно.
Источник: Глава 12 из книги “Согласное учение отцов Восточной Церкви о душе, святоотеческая православная психология”, 2020 г. Минск, К.В. Яцкевич. 570 с.