Раздражительная сила души или сила чувства по учению отцов является средней (центральной) из сил, которая непосредственно и напрямую связана с духовным сердцем, как главным органом чувства и его инструментом совестью. Именно эта сила через совесть, как интуицию и внутренне сознание добра и зла, выравнивает и корректирует все решения, действия и поступки человека в жизни, подобно мойре Лахесис, выравнивающей священную нить жизни и судьбы.
Раздражительная сила души ответственна за весь чувственный мир человека от глубоко интуитивного знания и предчувствия до всего многообразии оттенков и чувств человеческой души, как от самой возвышенной душевной эйфории и экзальтации до самой глубины скорби, боли и страдания.
Раздражительную силу души по праву именуют главным компасом, барометром и навигатором всех остальных сил души, которой подобен незримому «нерву», дающему чёткую ответную реакцию на любое действие и поступок человека для всех уровней его тримерии (тело, душа, дух).
Раздражительная сила души отвечает едва ли не то самое яркое, сильное динамичное и прекрасное, что есть у каждого человека в жизни – его чувственно-эмоциональную сферу, особенно, у телесного человека, руководимого преимущественно чувствами, инстинктами и неосознанными побуждениями.
Раздражительная сила души в отличие от ума и воли, которые проявляют себя позднее, имеет место с самого рождения, как сторож души, который именно через раздражение (плач, крик и слёзы) даёт родителям понимание того, что с ребёнком что-то не так, раз активизировано его раздражение, как одна из активных сил души.
«Поелику чувства рождаются у нас немедленно, вместе с нашим рождением, и ими пользуемся с первых дней жизни; а у чувственности великая близость с неразумною жизнию (инстинктами), потому что подобное сему усматривается и у бессловесных (животных);
между тем как ум, не развертывающийся во младенчестве, встречает как бы препятствие в своей деятельности, и некиим образом утесняется преобладанием неразумного чувства; то посему самому ошибочное и погрешительное употребление исполненного любви расположения делается началом и основанием порочной жизни» (Свят. Григорий Нисский, Творения, Ч. 2, 337)
Раздражительная (чувственная) сила души ответственна за все самые сильные чувства, эмоции и переживания человека, составляющие нередко главный смысл его жизни, включая такие сильные как ненависть и любовь, горе и счастье, боль и блаженство, страдание и наслаждение, вдохновение и опустошённость, безутешность и благодать и т.д.
Глубокая интуиция и внутренне знание чего-то наверняка без думания и рассуждения – это результат работы раздражительной силы души. Угрызение совести от заведомо подлого поступка или лжи – это результат работы раздражительной силы души. Внезапно возникшая симпатия или резкая антипатия только от обмена взглядами – это работа раздражительной силы души. Глубокая душевная радость с умилением и слезами счастья – это работа раздражительной силы души. Вспышка гнева, агрессии и ярости – это тоже всё результат работы раздражительной силы души, которая запускает автоматически большое число процессов, связанных с движением эмоциональной энергии по всем проводникам души.
Такое светлое, приятное и возвышенное чувство как любовь во всех её проявлениях (телесной, душевной, духовной), которое многими верующими по праву считается главным атрибутом «божественности», также является самым прямым результатом работы раздражительной силы души, которая от Бога по незримой связи непосредственно проходит через духовное и физическое сердце человека, а потому и ощущается всем человеческим сердцем.
«Сердце – это то место, где Бог открывается как Любовь и Свет. В этом Свете человек созерцает евангельские заповеди как отражение небесной вечности и Славу Христа как единородного Сына Своего Отца» (Митр. Иерофей Влахос, Православная психотерапия).
«Где сердце? Где отзывается и чувствуется печаль, радость, гнев, и прочее – там сердце» (Св. Феофан Затворник, Собрание писем, Т. 3, с. 234)
Раздражительная сила души, как «ток» божественной энергии проходит непосредственно через духовное сердце человека и его совесть. Именно поэтому и переживание Бога, как ощущение благодати и любви, человек также чувствует раздражительной силой души и своим физическим сердцем.
При этом нужно чётко понимать, что весь спектр состояний любви, порождаемых раздражительной силой души (филео, сторге, эрос, агапао), как любовь телесная, душевная и духовная – это совершенно разные и практически несовместимые по своим энергиям и переживаниям типы и виды любви, которые недопустимо смешивать.
Нет секрета в том, что основная масса простых верующих, не имея полноты знания о состоянии духовного безстрастия и безстрастной (безусловной) Любви Бога, под «божественной» любовью в абсолютном большинстве понимает глубоко искажённую любовь телесно-душевную, как глубоко страстную, эмоционально-чувственную и непостоянную в виде приятного сердечного сладострастия или эйфории. Это всё также обусловлено работой раздражительной силы души и разным её преломлением страстями на телесном, душевном и духовном уровнях.
Сила чувственности в аспекте любви, как главном её проявлении у человека, настолько велика, что для очень большого числа людей (особенно молодых) составляет основу и смысл всей жизни даже несмотря на то, что не возвышается выше телесного или телесно-душевного уровня и не переходит на уровень любви подлинно духовной, как осознанной, безусловной и безстрастной.
В этой связи можно утверждать, что сила обольщения человека низшей чувственной любовью, связанной с похотью и сексуальным инстинктом, является и его «богом» и его проклятием одновременно, которое держит человека на уровне похотливого животного и не выпускает из рамок этой телесной чувственности на более высокие ступени душевно-духовного развития и познания любви подлинно духовной.
Данное обстоятельство и является объяснением того, почему чувственная сфера для человека бывает превыше ума и воли и фактически застилает (закрывает) человеку разум во многих ситуациях буйства чувств.
«И как у нас двойное некое естество (невещественное и вещественное), срастворенное из духовного и чувственного, то вследствие сего двойная у нас и жизнь, совершающаяся сообразно тому и другому естеству, и именно по части чувственной телесно, а по другой части бесплотно. Но тем, что прекрасно, и тем, что не таково, не одно и то же, равно служит для того и другого вида нашей жизни. Напротив того, для жизни духовной — духовное, а для чувственной и телесной части то, что угодно признавать таковым чувству.
Итак, поелику чувство рождается вместе с началом нашего бытия, а ум, который может раскрываться в человеке только постепенно, ожидает, когда придет он в соразмерный возраст, то понемногу раскрывающийся ум находится по сей причине под владычеством чувства, и что всеми силами непрестанно берет верх, тому привыкает повиноваться, то и признавая или хорошим, или дурным, что или избирает, или отвергает чувство. Посему затруднительным и безуспешным для нас делается уразумение истинно доброго; потому что бываем предубеждены решением чувств, ограничивая хорошее только тем, что веселит и услаждает» (Свят. Григорий Нисский, Творения, Ч. 2, 337).
В данной связи раздражительная сила души или сила человеческой чувственности – это по существу самый главный ориентир для движения души по жизни, если нет иных ориентиров и прежде всего силы ума (осознанности). Весь животный мир существует фактически благодаря одной только силе раздражения и чувственности, которая полностью компенсирует инстинктами возможности абстрактного мышления и логического рассудка.
В этой связи неудивительно, что по учению отцов после грехопадения и повреждения души самостью (эгоизмом), именно чувственное очарование вещественным миром стало вторым важным фактором, который усилил процесс падения и удаления человека от Бога.
«Я не говорю, что Адаму не следовало пользоваться чувством; ибо не напрасно он обложен был телом, но что не следовало ему преимущественно услаждаться чувственным, и ради чувственного, а следовало, усматривая через чувственные впечатления красоту тварей, востекать к Виновнику ея, и Им услаждаться с изумлением, сугубые имея причины изумляться Создавшему, а не к чувственному прилепляться и тому дивиться, оставя мысленную красоту Создателя. Так должен был действовать Адам» (Преп. Феодор, Добротолюбие, Т.3. Преподобного нашего отца Федора слово умозрительное, 24).
Таким образом, раздражительную силу души можно с полным правом называть главным «нервом» и человеческого тела и души.
«Ибо раздражительность есть душевный нерв, сообщающий душе силу к прекрасным предприятиям. И если когда случится, что душа расслаблена сластолюбием, раздражительность, закалив ее, как железо закаливается погружением, из слабой и весьма изнеженной делает ее мужественною и суровою» (Св. Василий Великий, Т. 1, Беседа 10).
Сегодня с уровня развития нейронауки можно с большой долей вероятности предполагать, что раздражительная сила души в теле человека действует именно через нервную систему на всех её уровнях и отделах – от центральной и периферической до нейросети мозга. В то же время на уровне самой души, как нематериальной субстанции, раздражительная сила может действовать по всей видимости уже через более тонкие, совершенные и практически невещественные гиперсети разума и сознания, которые тоже являются формой нервной деятельности, только высшей.
В данной связи всё тело человека благодаря нервной системе – это поле деятельности раздражительной силы души и её многочисленных энергий.
Говоря о раздражительной силе души нельзя не коснуться вопроса её изначального состояния и предназначения у первозданного человека (Адама), о чём очень хорошо сказал учитель церкви и монашества преподобный Исаак Сирин.
«Ко второй части души (чувству) принадлежат: трезвение и усердие вместе с мужественным перенесением скорбей и всякого рода злостраданий, которые обычно посылаются ради достижения божественных благ; а также решительность, крепость и мужество сердца, способность противостоять всему вредоносному и устрашающему – будь то от демонов, от людей, от пресмыкающихся или от диких зверей, от голода, труда, нужды, болезни и прочего, даже от самой смерти: а все это по действию вражию случается с естеством человеческим ради имени Божия» (Преп. Исаак Сирин, О божественных тайнах и о духовной жизни, Беседа 19, П.1).
Из этого изречения преподобного становится понятно, что раздражительная сила души изначально дана была первозданному человеку как сила поддержания первозданной человечности в качествах трезвости, мужества и устойчивости духа человека перед любыми жизненными трудностями и испытаниями в его стремлении к достижению совершенства. Не сложно заметить, что эти качества соответствуют состоянию духовного воина, а не безвольного, слабого и раболепного существа.
Святитель Василий Великий очень точно определил функцию силы чувственности, сравнив её с духовным воином, задача которого постоянно поддерживать здравое состояние духа, не допуская расслабленности, а выступая своего рода хранителем здравого состояния сил души.
«Раздражительная сила души пригодна нам еще для многих дел добродетели, когда она, подобно какому-то воину, сложившему оружие перед вождем, с готовностью подает помощь, где приказано, и споборствует разуму против греха» (Св. Василий Великий, Т. 1, Беседы, Беседа 10).
Таким образом, сила чувств изначально была хранителем духа и сил души, которую можно сравнить с бдительным «сторожевым псом», который помогает пастуху пасти стадо, охраняя их от любых врагов.
«Если ты не раздражен против лукавого, невозможно тебе ненавидеть его, сколько должно. Думаю, что с равною ревностью должно и любить добродетель, и ненавидеть грех. Для этого же весьма полезна раздражительность, когда она, как пес за пастухом, следуя за рассудком, остается кроткою и послушною тем, которые оказывают помощь, скоро бежит на зов рассудка, но приходит в свирепость от чужого голоса и взора, хотя по видимому они и дружелюбны, сжимается же от страха, когда слышит голос знакомого и друга. Вот самое лучшее и правильное содействие, какое раздражительная сила может оказать разумной части души» (Св. Василий Великий, Т. 1, Беседы, Беседа 10).
Центральное или срединное положение силы чувств между двумя другими силами души (умом и волей) придаёт ей двойственный характер, связанный с тем, что сила ума и сила воли могут определённым образом влиять на силу чувств, создавая спектр чувств, обусловленных или умом или волей. Соответственно и ум с волей, смешиваясь с чувствами, также могут терять свою изначальную ориентацию.
«Когда ум увлекается чувствами, тогда и он ест с ними звериную пищу (страстную). А когда чувства увлечены умом, тогда они приобщаются с ним ангельской (благодатной) пищи» (Преп. Исаак Сирин, Слова подвижнические, 280).
«Каждый, давший волю чувствам, дал волю и сердцу (силам дукши)» (Преп. Исаак Сирин, Слова подвижнические, 419).
Данная особенность чувственной силы проявляется в том, что любое сильное чувство способно устремлять за собой и ум и волю, как бы ослепляя их и увлекая за собой, т.е заставляя двигаться на поводу у сильных чувств и эмоций. Этим обстоятельством объясняется психологический феномен «аффекта» (душевного волнения), когда в состоянии повышенного чувственно-эмоционального возбуждения люди совершают поступки и преступления, совершенно не осознавая и не контролируя себя при этом.
Именно по этой причине полный контроль всех чувств и эмоций , что выражается в состоянии безстрастия у святых отцов считается состоянием совершенства души, овладевшей силой собственной чувственности. Начало этой работы по взятию контроля над всеми чувствами и эмоциями связано с взятием контроля над пятью органами чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), как входными вратами для разных видов энергий.
«Укажу на самый видный, на упорядочение и исправление пяти чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Когда кто держит их в порядке и владеет ими разумно, – явно, что душа его в своем чине, здорова, и человек тогда является настоящим разумным животным, и действует по разуму и рассуждению, а не как животные несмысленные, состоящие во власти у своих чувств. Владение пятью чувствами будто есть очень простое дело, но я тебе скажу, что кто властвует над пятью чувствами, тот властвует над всею вселенною и над всем, что в ней, ибо у нас все бывает от них и чрез них.» (Преп. Симеон Новый Богослов, Творения и гимны, 54)
Таким образом, чувственная сфера человека – это не только источник удовольствий и радостей телесной жизни, но и провокатор действия всех страстей тела, души и духа, включая страсть гнева в душе, которая является формой глубоко искажённого и не контролируемого раздражения. В данной связи все чудовищные злодеяния и преступления, совершённые в гневе и ярости, в действительности совершены искажённой силой раздражения, которая имеет место у всех людей без исключения.
Общий принцип падения или разложения раздражительной силы души после грехопадения аналогичен падению вожделевательной силы души (воли) и связан с приобретением раздражением вектора самости (Я), который и сделал чувственность автономной силой, утратившей изначальную связь с духовным сердцем (совестью) и согласованность с умом и волей.
В итоге отпавшая от Духа высшая чувственность огрубела, полностью утратив духовное чувство и восприятие и стала исключительно телесной, полностью переключившись на обслуживание запросов эго, ведомого преимущественно инстинктами и страстями. Остатки прежнего духовного чувства сохранились в раздражительной силе души после грехопадения в виде качества интуиции или предчувствия (сердцем), как центром внутреннего знания, куда так или иначе всё равно стекаются все силы души.
С точки зрения согласного учения отцов о душе сердце человека (духовное) – это единственное место и орган души, который знает о духовной природе человека и помнит Бога, как подлинный центр сосредоточения всех чувств и сил души в отличии от ума и рассудка.
«Сторона чувства – сердце. Кто не знает, сколь великое значение имеет в жизни наше сердце. В сердце осаждается все, что входит в душу совне и что вырабатывается ее мыслительной и деятельной стороной; чрез сердце же проходит и то все, что обнаруживается душою вовне. Потому оно и называется центром жизни. Дело сердца – чувствовать все касающееся нашего лица. И оно чувствует постоянно и неотступно состояние души и тела, а при этом и разнообразные впечатления от частных действий душевных и телесных, от окружающих и встречаемых предметов, от внешнего положения и вообще от течения жизни, понуждая и нудя человека доставлять ему во всем этом приятное и отвращать неприятное.» (Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, 12, 48)

Говоря о восстановлении (очищении и исцелении) раздражительной силы души до состояния совершенства можно сказать что этот процесс во многом аналогичен восстановлению и вожделевательной силы души (воли). Инструментом для начала исцеления раздражительной силы души также является покаяние и работа с чувствами и пятью органами чувств по их приведению в здравое состояние.
Суть покаяния для раздражительной силы души – это изменения вектора её направленности и характера деятельности через её обращение от раздражительности к кротости, воздержанию, сердцу и совести.
Как и в случае силы воли, сила чувственности или раздражительная сила души по разному проявляет себя на трёх уровнях человеческого естества в виде соответствующих уровней чувств:
- Чувства телесные, имеющие отношение к телесному состоянию человека и проявляющие себя в виде широкого спектра необузданных чувств и эмоций «Я» (эго), управляемых преимущественно страстями души.
- Чувства душевные, как переходные, имеющие отношение преимущественно к душевному состоянию человека и проявляющие себя в виде нравственных чувств и качеств «Не я», связанных с уравновешиванием страстей душевными добродетелями.
- Чувства духовные, имеющие отношение к духовному состоянию человека «Мы», проявляющие себя духовным переживанием доминанты добродетели и благодати духа.
Чувства телесные, которые имеют место у абсолютного большинства людей, можно определить как наиболее порочный тип страстной чувственности, которая не осознаётся и не контролируется даже будучи тесно связанной с сердцем и совестью, а всецело управляется страстями и эмоциями, а потому всецело обращена на получение личной выгоды и личного удовольствия.
К телесным чувствам можно отнести все те виды чувственных возбуждений, которые спонтанно возникают на самом грубом эмоциональном (психофизиологическом) уровне в связи с естественной реакцией души под управлением человеческого эго («Я») на различные типы раздражителей. К этим чувствам можно отнести все страсти души – гнев, печаль, уныние, ревность, зависть, смятение, тревогу, страх, возмущение, а также азарт, эйфорию, кураж, панику, ярость и т.д.
«К чувствам, стоящим на низшей степени, относятся скорые волнения или поражения сердца (affectus), погашающие самодеятельность рассудка и воли и сопровождающиеся особенными изменениями в теле. Большею частию сии волнения, происходя в низшей части, суть следствия нечаянного встревожения эгоистического животолюбия, при обстоятельствах ему благоприятных или неблагоприятных. Потому иногда их все относят к животно-чувственной части человека» (Св. Феофан Затворник, Начертание христианского нравоучения, Р.10).
Как правило, низшие телесные чувства, как и у животных так и у человека, носят неконтролируемый и бессознательный характер, поскольку непосредственно связаны со страстями, которые работают на уровне соответствующих рефлексов и инстинктов. Именно по этой причине именно телесные чувства, как инстинктивно-бессознательные, являются излюбленным объектом воздействия духов для манипулирования человеком.
Очевидно, что у людей, не обладающих достаточно развитым умом и волей, т.е. не способных к самоконтролю и самосознанию (саморефлексии), низшие чувства могут полностью овладевать душевной сферой личности, вызывая помрачение сознания, паралич воли, изменение чувственности и всей системы восприятия. Именно таким путём происходит овладение душой соответствующими страстями и стоящими за ними бесами.
«Их разделяют по разрушительным действиям на высшие силы человека. Так, одни погашают ясность сознания, как-то: удивление, изумление, увлечение внимания, испуг; другие подрывают волю, как-то: страх, гнев, ретивость; третьи наконец терзают самое сердце, которое то радуется и веселится, то скучает, скорбит, досадует и завидует, то надеется и отчаивается, то стыдится и раскаивается или даже попусту мятется мнительностью» (Св. Феофан Затворник, Начертание христианского нравоучения, Ч.1. Состояние низших пожеланий).
Чувства душевные. В отношении «душевных» чувств у отцов имеет место двойственность мнений, связанная с тем, что душевными чувствами отцы именуют и сами органы восприятия души, и душевные чувства (энергии) переходного состояния от телесного к духовному.
«Надобно знать, что поелику человек двойствен, т.е. состоит из тела и души, то и чувства имеет двоякие. Есть пять чувств душевных и пять чувств телесных. Душевные у мудрецов называются силами души, и суть следующие: ум (знание), разум (рассудок), мнение (мышление), воображение и чувствование; телесные же чувства суть: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание.» (Преп. Ефрем Сирин, Добротолюбие, Т. 2, О страстях и добродетелях, 1)
Не сложно понять, что в данном случае речь идёт именно об органах восприятия самой души: ум, разум, мнение, воображение, чувство, а не душевных чувствах человека в переходном состоянии от телесного к духовному.
Душевные чувства переходного спектра – это те особые чувства, которые проявляются в душе в процессе покаяния в результате борьбы со страстями души, когда доминанта энергий страстей начинает уступать место доминанте энергий добродетелей. Душевные чувства – это чувства морального характера, утверждающие превосходство нравственности над эгоизмом.
Душевные чувства в отличие от телесных имеют ярко выраженную нравственную составляющую, но в отличие от подлинно духовных ещё не имеют должной чистоты безстрастия, поскольку содержат большую долю рациональности и прагматизма, что связано с присутствием высших страстей ума (тщеславия и гордости).
Как уже говорилось ранее, душевные чувства имеют спектральный разброс по степени их тяготения к той или иной силе души (уму, чувству, воле) и потому могут подразделяться дополнительно на:
- Теоретические (тяготеющие к силе ума)
- Эстетические (тяготеющие к силе самого чувства)
- Практические (тяготеющие к силе воли)
«Чувства душевные суть те движения сердца, кои происходят в нем вследствие изменений, происходящих в душе от свойственной ей деятельности. Они разделяются на теоретические, практические и эстетические, поколику, то есть, происходят от воздействия рассудка и воли или суть следствия вращания сердца в себе самом, или в своей благодати» (Св. Феофан Затворник, Начертание христианского нравоучения, Ч.1. Состояние низших пожеланий).
Разнообразие чувств той или иной личности по слову святителя Феофана связано с особенностями конкретной души и различным преломлением самих чувств в душе под действием сил ума, воли и чувства:
Теоретические чувства (преломляемые умом), способствуют формированию и развитию самой души (стремление к познанию, пониманию, убеждению, рассуждению, утверждению, сомнению, использованию интуиции, анализа, отрицанию, познанию горечи заблуждения, познанию чувства правды и истины и др.). Очевидно, что теоретические чувства души в значительной степени способствуют правильному развитию высшей познавательной основы души (ума) посредством укрепления и развития силы познания.
Эстетические чувства, способствующие пробуждению в душе стремления ко всему совершенному и прекрасному через развитие эстетического вкуса посредством умения видеть и воспринимать прекрасное (изящное). К эстетическим чувствам можно отнести все виды чувственных переживаний от созерцания прекрасного и совершенного (божественного), способствующих утончению вкуса, развитию эстетической восприимчивости и чувственности.
Эстетические чувства души в духовно-нравственном их восприятии способствуют утончению и очищению от грязи страстей «материи» самой души и проявлению самой силы чувственности в её изначальном виде, как способности воспринимать прекрасное и совершенное, чтобы к нему и стремиться.
«Тогда как умом человек хочет все собрать в себя, а волею – себя выразить вовне, или известь наружу в делах богатство своего внутреннего стяжания, сердце пребывает в себе и вращается внутри, не исходя» (Св. Феофан Затворник, Начертание христианского нравоучения, Ч.1. Состояние сил чувствующих, или сердца).
Практические чувства, способствующие испытанию и укреплению души в разных состояниях и обстоятельствах (захват – жертва, разрушение – созидание, ненависть – любовь, горе – счастье, боль – блаженство, страдание – наслаждение, вдохновение – опустошённость, безутешность – благодать и др.). Практические чувства души, как отражающие в себе проявление воли, способствуют выравниванию структуры души и её укреплению в практическом смысле – быть со-работницей и проводницей высшей божественной воли, а не низшей личной. Практические чувства души можно назвать испытанными силами самой жизни на прочность и жизнеспособность.
По «тетраморфу» все душевные чувства – это те чувства, которые проявляются в душе на двух первых ступенях «Человек» (исполняющий заповеди) и «Вол» (несущий трудничество и послушание).
Духовные чувства, как чувства высшей природы по отношению к телесным и душевным, возникают (проявляются) в душе от воздействия самого Бога (Святого Духа), как источника нетварных божественных энергий благодати. С известной долей допущения можно говорить о том, что всё высокое творчество и искусство движется преимущественно духовными чувствами (божественным вдохновением).
«Такие духовные чувства суть те изменения в сердце, кои происходят в нем от созерцания или воздействия на него предметов из духовного мира. Совокупность их можно назвать чувствованиями религиозными. Так как душа грешная отделена от Бога и мира Божественного, то чувств религиозных в истинном их виде в ней быть не может. Их и нет почти. Это лучше всего видеть из сравнения состояния сих чувств в человеке-грешнике и истинном христианине» (Св. Феофан Затворник, Начертание христианского нравоучения, Ч.1, О силах чувствующих, или сердца).
«Живущему в Боге свойственно быть полну чувствами, истекающими от действия Его на душу. Что сказать о чувствах, в продолжение самого изменения на лучшее происходящих в душе и составляющих естественный оного состав и следствие, как то: о сознании своей виновности пред Богом, стыде пред Ним, раскаянии, жаре ревности к богоугождению, чувстве помилования во Христе Иисусе – Господе нашем и спасения ради Его? Это исключительное достояние людей, к Богу обратившихся и Богу работающих» (Св. Феофан Затворник, Начертание христианского нравоучения, Ч.1., Сердце как приятелище и вместилище духовных чувств).
Следует чётко различать подлинно духовные чувства и чувства высоко эстетические, которые по незнанию многие считают духовными. Все эстетические чувства, включая даже самые возвышенные, – это душевные чувства. Духовные чувства – это те чувства, которые вообще не имеют отношения к миру материи, а сконцентрированы на познании самого Бога, духовного мира и высшего закона движения божественных энергий.
Духовные чувства – это чувства по сути уже «нового» духовного человека (Христа, Адама), который победил все страсти тела, души и духа и совлёк с себя скафандр физиологии, как страстного начала, став причастником бытия нового века и мира ещё при жизни.
Среди духовных чувств можно выделить: благоговение, страх Божий, покаяние, смирение, преданность, благодарность, блаженство, целомудрие, невозмутимость, мужество, радость, вера, надежда, любовь и др. При кажущейся простоте и подобии душевным качествам многие духовные качества имеют совершенно иное наполнение и содержание.
По «тетраморфу» все духовные чувства – это те чувства, которые проявляются в душе на двух высших ступенях «Лев» (вступающий в схватку с духами зла) и «Орёл» (раскрывающий крылья духовного сознания и восприятия).
Самым удивительным во всём этом является то, что несмотря на иерархию чувств телесного, душевного и духовного характера, все они своим вместилищем имеют ёмкость духовного сердца, как центра всех энергий и сил всего человеческого существа. В этом отношении духовное сердце выступает в полной мере «точкой сборки» не только всех сил и энергий души, а всей картины мира человека в телесном, душевном и духовном состоянии.
«В сердце отражаются своей деятельностью все силы существа человеческого на всех их степенях. Следовательно, в нем должны быть чувства духовные, душевные и животно-чувственные (телесные), которые, впрочем, и по образу своего происхождения, и по своим свойствам так разнятся, что и самую способность чувствовать надобно полагать в трех видах.» (Св. Феофан Затворник, Начертание христианского нравоучения, Ч.1. О сердце, как центре сил существа человеческого)
Из всего сказанного о чувственности и её видах следует, что характер чувственной сферы человека, за которой стоит действие раздражительной силы души, целиком и полностью определяется доминантой страстности или добродетельности души или соотношением страстей и добродетелей, как соответствующих энергий.
В данной связи нет никаких сомнений и в том, что не только душевное, но и физическое здоровье человека в аспекте здоровья сердца физического также напрямую зависит от состояния и чистоты сердца духовного.
«Больше всего оберегаемого оберегай своё сердце, ибо из него исходит жизнь» (Притч. 4; 23).