«Ученик» – фильм Кирилла Серебренникова 2016 г.

Ученик«Ученик»  (2016 г)  –  так  называется фильм Кирилла Серебренникова, снятый по пьесе Мариуса фон Майенбурга «Мученик», которая  с  успехом  идёт сегодня почти во всех странах мира, поскольку поднимает одну  из крайне актуальных проблем нынешнего времени –  проблему религиозного фанатизма  и радикализма, причём, через призму христианства и православия (в  фильме), как  религии мира и любви.

Данный   фильм, отнюдь, неспроста  рецензируется  на   сайте  православной  психологии, поскольку  тема, поднятая  в  нём,  имеет  самое   прямое  отношение  к  православной  психологии и  психологическим  особенностям  проявления  религиозности в  наше   время,  которых  намеренно  избегает церковь и о  которых  не  знает  мир  и светская  психология.  Именно эти  сугубо психологические  особенности, а  точнее  даже  закономерности  пробуждения  и  проявления  духа и ответственны за такое   явление, как  религиозный  фанатизм  и радикализм. Вот почему  понимание  их позволяет  лучше и глубже  осознать тему  религиозного  радикализма, имеющую  самое   прямое  отношение  не  только к  исламу, но и к  христианству  и  православию.

Возвращаясь  к фильму, следует сказать, что он позиционируется не  как массовое, а  как  авторское кино  и арт-хаус. Во всяком случае именно в  этом  разделе  он находится на   крупнейшем  файлообменнике  Рутрекер.  В фильме  снимаются:  

  • Пётр Скворцов — Вениамин Южин
  • Юлия Ауг — Инга Южина, мать Вениамина
  • Виктория ИсаковаЕлена Львовна Краснова, учительница биологии
  • Николай Рощинотец Всеволод
  • Александра Ревенко — Лидия Ткачёва
  • Ирина Рудницкая — Ирина Петровна
  • Светлана Брагарник — Людмила Ивановна Стукалина, директор школы
  • Александр Горчилин — Григорий Зайцев
  • Антон Васильев — Олег Иванович Сельненко, учитель физкультуры и др.

В фильме  не  задействованы   известные   актёры.  Из более-менее известных исполнителей можно  отметить  лишь  Викторию Исакову, блестяще  сыгравшую в  фильме «Остров»  Павла Лунгина роль одержимой  и Николая Рощина, исполнившего  роль священника отца Всеволода, более  известного в  театральной  среде.

Итак, о чём же  этот  весьма  неординарный фильм, если попытаться кратко  сформулировать  его  главную  идею  и посыл ?

Это фильм (и пьеса)  о пробуждении духа и  веры  в  современном  молодёжном  сознании  и тех,  порой, шокирующих и  парадоксальных  формах, которыми  себя   проявляет пробужденный  дух, не   считаясь  ни с   кем  и ни с   чем, кроме…   …слепой  и фанатичной   веры   в Бога и Священное   Писание.  Любые  трудности  и  испытания  жизни  и   даже   сама   смерть  для   пробужденного духа  ничто, ибо он не  знает  страха  и готов  к   мученичеству  за  правду. Иными  словами,  фильм  о  феномене  религиозного  фанатизма  и радикализма,  за   которым  в  действительности  стоит  вовсе  не извращённое  мировосприятие, а  глубоко  нравственное  чувство, которое  ещё  очень не  зрело   практически  и  которое  через  совесть  и сердце  ищет   справедливости  в   мире  сплошной  лжи и не  находит.

Вениамин Южин  –  это старшеклассник  не  от мира   сего,  увлечённый  изучением  Священного Писания, которое  открывает  ему  глаза  на  мир  и духовно-нравственные  истины  бытия.  Веню  считают  в  школе  чудаком  и  проповедником,  его никто не   понимает, даже   собственная   мать, видящая   в  нём  кого угодно  – наркомана,  сексуально озабоченного,  психически  ненормального, но только  не   пробужденного  духовно  и не уверовавшего  в Бога всем  сердцем.   Весь  мир  ополчается  против   Вени Южина, пытаясь  сделать его  нормальным  и никто  не   может  понять, что   религия  и религиозные   ценности для   него  –  это  подлинное   чувство  и реальный  смысл  жизни, а  не  преходящее  увлечение.   Даже  священник  отец Всеволод,  отчасти  понимая,  что происходит  с  Вениамином,  также пытается  только   заигрывать с  ним  в  миссионерство,  уходя  от предельной  правдивости  и искренности.

Особенностью фильма   является  то, что  он  не  обличает  юношеский   религиозный   фанатизм   и не   превозносит  религиозное  мученичество, а   пытается в  нём  разобраться  с  христианской  точки  зрения, как  совершенно  естественном   внутреннем   духовно-нравственном   протесте  против  окружающей   лицемерной  действительности,   в  которой   аморальность, ложь  и бездуховность  стали  нормой.

По существу  фильм  можно назвать даже  духовно-просветительским  из-за  обилия  цитат   из  Ветхого и Нового Заветов, поскольку  он   не   просто показывает  проблему  феномена   радикализма   изнутри, а   утверждает   естественное  стремление  души   к  духовно-нравственному  развитию   в  наше  секуляризированное, развращённое  и безнравственное   время.

Следует  отметить, что  режиссёр фильма  Кирилл Серебренников внес  не  очень  немного  изменений  в  свой  фильм в  отличие  от пьесы  «Мученик» («Märtyrer»), но они весьма существенны, поскольку акцент с  мученичества перенесён на   ученичество, а, значит,  идея  фильма  изначально  рассматривается  под  несколько  иным  локусом восприятия, который, как   уже   говорилось,  добавляет  не  трагизма, а  глубины  понимания  процессу  духовного  пробуждения  и  становления  через  призму  учительства  и  ученичества.  В этой  связи  становится  понятно  и  то, что  и  Гриша Зайцев (Александр Горчилин),  названный «любимым  учеником» Вени  (как  и в  Евангелие),  также оказывается в фильме  и учеником и мучеником, который  погибает от рук  Вени  Южина.

Фильм  оставляет в   целом очень хорошее  впечатление  откровенностью,  прямотой  и  игрой   актёров.   Проблема  усиления  противоречий  между формальными   и  подлинными   духовно-нравственными  ценностями в  современном  молодёжном  сознании  отражена  предельно  откровенно. Предельная  прямота  вообще   является  особенностью  фильма.  Особенно  трогает  сцена  спора   Вени  Южина  с  отцом   Всеволодом  в  спортзале,   в  которой    Веня   выходит   бесспорным   победителем,  фактически  загоняя  в  угол и  безжалостно обличая формализованную  позицию  школьного священника  цитатами  из самого   Евангелия, после   чего  отец Всеволод  приглашает  его на   миссионерскую работу.   Иными  словами,  даже   критика  в   адрес  современного  обмирщённого  священства,  выглядит в   фильме  очень  правдиво  и поучительно.

Проводя некоторую параллель с  фильмом «Училка», хочется  отметить не  плохое  отражение специфики  современного  секулярного  образования, вызывающего естественный  духовно-нравственный   протест  личности  против  навязываемой  доминанты животного начала  над  человеческим духовно-нравственным.  Наиболее  ярко это  отражено в  эпизоде  с уроком  сексуального просвещения, где  преподаватель  биологии  Елена Львовна  раздаёт всем ученикам  морковки в  виде «фаллоимитаторов»  и презервативы  для  отработки  навыков пользования  противозачаточными  средствами. Данный  эпизод  отчасти даже  шокирует  своей  натуралистичностью и не   менее  натурной  реакцией Вени Южина, раздевающегося  до гола  перед  всем  классом для утверждения правды.

Какова же  мораль и в   чём трагедия Вениамина Южина  и ему подобных  духовно пробужденных  праведников ?  Она  в  известной святоотеческой   мудрости – “увидишь молодого, летящего на  небо, –  стащи его  за  ноги на  землю”.  К сожалению  трагедия Вени и ему подобных радикалистов-праведников  состоит  в  незнании  духовного наследия  и отсутствии практической  жизненной   мудрости и опыта для того, чтобы  в  одиночку  бросать  вызов  обществу и миру, выступая  их «спасителем».

На протяжении  более  чем  2000  лет  жизнь  убедительно доказывает, что  знание Священного Писания   и  мудрость его использования в  жизни – это совершенно  разные вещи  и мудрость, в  отличие  от  голого  знания,  требует наличия  смирения,  бесстрастия  и любви.  «Не суди и не   судим  будешь…»  К сожалению, Вениамин, как и сотни  других   таких  же  молодых и духовно  пробужденных,  не  смог  устоять  в  безусловной  любви, чтобы  удержаться от осуждения  своего «любимого  ученика».  Он его осудил и даже  более  того –  лично привёл  в  исполнение свой  собственный  пристрастный  приговор.  Увы, именно так  падает  с  высоты  духовного знания  любая радикальность и любой фанатизм и этот фильм это доказывает болеем чем  превосходно.

Из недостатков сценария  можно отметить  философскую  перегрузку  некоторых  диалогов о  нравственности и  тему семитизма, освещённую  с  некоторой  предвзятостью. В целом очень  достойное  кино.  Фильм  уже  есть   на  Рутрекере   для   свободного скачивания  >>>  

Автор: admin

Добавить комментарий