Предлагаем Вашему вниманию основной духовный труд крупного деятеля Русской церкви Нила Сорского в миру Николая Майкова (1433 – 1508) “Устав скитской жизни”. Скитской буквально значит затворнической, аскетической и монашеской. Нил Сорский – православный святой, преподобный, основатель скитского жительства на Руси, исследователь исихазма (священнобезмолвия) и умного делания на Афоне и в Палестине, автор «Предания», «Устава о скитской жизни», а также ряда посланий.
Известен своими аскетическими взглядами, а также изысканиями в области исихии и умного делания. Примерно между 1475 – 1485 годами преподобный Нил Сорский вместе со своим учеником Иннокентием Охлябиным совершил длительное паломничество в Палестину, Константинополь и на Афон с целью поиска учителей и практиков священнобезмолвия и умного делания в аспекте высших духовно-аскетических практик.
Долгое время Нил Сорский пробыл на Афоне, где основательно познакомился со всеми существовавшими там формами подвижничества (киновией, лавричеством, анахоретством и др.) и устройством монашеского быта и в результате с горечью признал, что даже там не смог найти подлинных учителей и практиков умного делания.
После возвращения в Россию на реке Соре, в небольшом удалении от Кириллова монастыря, Нил основал скит (монашеский приход), впоследствии названный Нило-Сорской пустынью.
В основу устройства скита он положил аскетические традиции монашеского жительства древних скитов Египта, Афона и Палестины. Требования к монахам, поступавшим в скит были самые строжайшие и намного превышавшие обычные церковные.
От желающего подвизаться в скиту преподобного Нила требовалось глубокое знание Писания, несгибаемая решимость следовать духовным принципам, жёсткая аскеза и постоянная молитвенная практика.
Выдержка из скитского устава: «Если есть и воля Божия, чтобы они пришли к нам, то подобает им предания святых знать, хранить заповеди Божии и исполнять предания святых отцов». В скит принимались только грамотные и опытные монахи, прошедшие все искушения в общежительных монастырях (киновии).
Целью преп. Нила Сорского было возродить на Руси древние формы строгого аскетического подвижничества на основе исихии (священнобезмолвия) и умного делания в ходе которых подвижники достигали высших духовных состояний и даров Святого Духа.
К тому времени знание об умном делании (не в форме молитвы Иисусовой, а в аспекте создания духовного тела), уже было почти полностью утрачено и пройдя весь Афон Нил Сорский так и не смог найти тех учителей, кто владел этим сакральным знанием и смог бы передать саму школу.
Из трудов Нила Сорского видно, что наибольшее влияние на него оказали такие отцы подвижники, как Григорий Синаит, Симеон Новый Богослов, Иоанн Лествичник, Исаак Сирин, Иоанн Кассиан Римлянин, Нил Синайский, Василий Великий.
Главным трудом преп. Нила Сорского следует назвать состоящий из 11 глав «Устав скитской жизни».
Предисловие к уставу: «Смысл этих писаний охватывает следующее: как подобает делание совершать иноку, хотящему истинно спастись в эти времена, что и мысленно и чувственно по божественным Писаниям и по житию святых отцов, насколько возможно, подобает поступать».
«Устав» преподобного Нила – это не регламент монашеской жизни, как можно подумать, а аскетическое наставление в духовной борьбе, в которой первостепенное внимание уделяется «умной» или «сердечной» молитве.
Нил Сорский – один из немногих русских святых, который принадлежит мистическо-созерцательному направлению в православном монашестве, возрождение которого связано с именем преподобного Григория Синаита. О связи преподобного Нила с исихазмом писала М. С. Боровкова-Майкова. Из современных авторов этому аспекту уделили внимание Г. М. Прохоров, Е. В. Романенко.
Всем глубоко верующим и знакомым с историей церкви, известен эпохальный спор двух святых – преп. Нила Сорского, поборника священнобезмолвия и строгого аскетического подхода к вере и преп. Иосифа Волоцкого, ратовавшего за имперский и более расслабленный (светский) подход к вере, которая тесно сплетается с государственностью.
Суть спора двух святых в действительности сводилась к тому – отдавать церковь под власть государства или сохранять полную автономию и отделение церкви от государства; вводить в церкви жёсткую систему единоначалия по аналогии с государственной системой или сохранять свободу традиции вероисповедания в виде лавричества, отшельничества, священнобезмолвия; делать веру массово-единообразной или сохранять различные школы, подходы и традиции и т.д.
Как известно, точка зрения преп. Иосифа Волоцкого, продвигавшего идею имперской или государственной церкви, восторжествовала над точкой зрения преп. Нила Сорского, отстаивавшего более строгий аскетический подход к вере с упором на Афонские традиции священнобезмолвия и старчества.
Последующие события показали, что более светская и “богатая” церковь по Иосифу Волоцкому стала источником многочисленных соблазнов, расслабленности и коррупции, которые через несколько столетий и привели к революции и торжеству коммунизма.
Устав скитской жизни
Перечень глав:
- О различении [стадий] ведущейся с нами мысленной брани, о победах и поражениях [в ней] и о том, что надо тщательно противиться страстям.
- О нашей брани с вышеописанным, и [о том], что должно побеждать [все] это памятью Божией и хранением сердца, то есть молитвой и безмолвием ума, и о том, как это делать. Здесь же и о дарованиях.
- О том, как и чем укрепляться при наступлении браней мысленного подвига.
- О поддержании всего делания в [течение] жизни нашей.
- О различии [видов] нашей борьбы и победы над восьмью главными страстными помыслами и над прочими.
- В общем о всех помыслах.
- О памятовании о смерти и о Страшном суде: как поучаться в этом [делании], чтобы стяжать эти помыслы в сердцах наших.
- О слезах: что подобает делать хотящим обрести их.
- Об охранении [себя] после того.
- Об отсечении [забот] и беспопечении истинном, каковое есть умерщвление для всего.
- О том, что в подобающую меру и не прежде времени эти делания подобает совершать, и о молитве об этом, и о прочем нужном.
Скачать книгу в формате PDF >>>