Подлинная вера должна всегда быть тесно связана с подлинным знанием и может базироваться только на подлинном знании, в частности знании духовном, которое есть знание о высшем, сверхъестественном и управляющем по отношению к низшему и естественному.
Овладение этим совершенным высшим знанием о том, как высшее (непроявленное) управляет низшим (одушевлённым) и есть главный труд по изменению и совершенствованию ума верующего для выработки совершенного духовного сознания, способного понимать и объяснять природу всего сущего не только с позиции естественного, но и с позиции сверхъестественного на основе высшего знания.
В то же время большинство верующих почему-то считает, что знание с верой вообще не связано и для веры вполне достаточно просто принять в душе существование Бога и загробного мира, посредством базового набора притч, мифов и сказок об этом.
Но это не вера на основе подлинного знания, а только религиозное допущение о вере и фантазия о сверхъестественном рационально мыслящего человека, ищущего знамений и чудес.
“Вера, которая зависит от знамений и чувств, – это не вера, это – сомнение, которое ищет доказательств…” (Джон Макартур)
В этой связи представляет большой интерес учение преп. Исаака Сирина о разных видах и степенях знания, а также о соотношении знания и веры.
По преп. Исааку Сирину, знание и вера являются двумя различными путями к совершенству: первый (Знание) ограничен рамками естественного закона, второй (Вера) имеет безграничный творческий потенциал.
В этом смысле «вера выше естественного (мирского) знания» и путь к Богу рассматривается как путь восхождения от естественного знания к вере, как знанию сверхъестественному.
Однако, по Исааку Сирину знание само по себе неоднородно и бывает разных видов или уровней усложнения (утончения):
– телесное (мирское) – рациональное,
– душевное (нравственное) – этическое,
– духовное (мистическое) – сущностное.
«Мирское знание», как естественное и научное, способствует развитию человеческой цивилизации.
«Душевное знание», как этическое и морально-нравственное, укрепляет в человеке нравственное или подлинно человеческое начало, однако еще далеко отстоит от совершенства.
Наконец, есть высшая форма знания — «духовное знание»: это то мистическое знание об энергийной природе мира, души и Бога-Троицы, которое находится за пределами любого рационального познания и за пределами естественного.
Это знание выше самой веры в душе – «Духовное знание» выше «веры от слышания»: оно порождается этой верой, но и порождает некую новую, высшую форму веры. Оно есть синоним «созерцания», или «созерцательной веры», и является даром Божиим:
«Это высшее духовное знание… дается, как дар, деланию страха Божия. Когда исследуешь внимательно делание страха Божия, тогда найдешь, что оно есть покаяние. И духовное знание, следующее за ним, есть то самое, о чем мы сказали, что залог его приняли мы в Крещении, а дарование его принимаем покаянием. И дарование этого, о котором мы сказали, что принимаем его покаянием, есть духовное знание…
Духовное же знание есть откровение сокровенного. И когда ощутит кто сие невидимое и во многом превосходнейшее, тогда принимает оно от этого название духовного знания, и в ощущении его рождается иная вера, не противоположная вере первой, но утверждающая ту веру.
Называют же ее верой созерцательной.
Прежде был лишь слух, а теперь созерцание; созерцание же несомненнее слуха». (Преп. Исаак Сирин, О божественных тайнах и о духовной жизни, Об основных богословских темах и об эсхатологии преп. Исаака Сирина)
Прежде были лишь слух означает, что прежде человек только слепо верил в сверхъестественное только своими ушами, но сам лично это сверхъестественное не воспринимал непосредственно и сверхчувственно.
Созерцание духовное – это уже обретение высшей возможности непосредственно воспринимать сверхчувственно и сверхумно всё то, о чём ранее человек только слышал ушами.
Говоря о высшем духовном знании, преп. Исаак Сирин говорит о знании, которое приобретается от прямого духовного созерцания энергий мира, души и Самого Бога.
Видеть (созерцать) внутренним зрением и воспринимать энергии духа в их подлинном нетварном виде – это высшее достижение для сознания и восприятия человека на пути обожения…
По книге преп. Исаака Сирина, “О божественных тайнах и о духовной жизни” (Иллариона Алфеева), Об основных богословских темах и об эсхатологии преп. Исаака Сирина