Возможно ли самостоятельно учиться Иисусовой молитве, если нет духовного наставника ?

Н.М. Новиков, схимонах Серафим

Вопрос обучения   молитвенной  практике  в  полном, т.е.  сущностном  смысле  понимания  молитвы  по святоотеческому  учению  в  разрезе  её  телесно-душевно-духовной  глубины  от молитвы  гласной (телесной)  до чистой и созерцательной (духовной),   является одним  из основополагающих  вопросов т.н. совершенной  веры, связанной   с  реальным  подвижничеством  и  аскетической   практикой, причём,  не  только  в   монастыре, но и в  миру. Парадокс  ситуации  состоит  в  том, что  абсолютное  большинство  глубоко  верующих убеждены   в  том, что  без духовных  наставников   и старцев  и  в  монастыре  и тем  более в миру  не   существует способов обучения умному  деланию и молитвенной практике. 

Данное  обстоятельство, а  точнее убеждение, в  настоящее  время и является  главным  препятствием  в  деле  освоения  верующими молитвы Иисусовой, которое  превращает  молитву  из  практики  умного делания   в  формализованный  и  поверхностный  ритуал, не  приносящий  никаких  духовных  плодов,  кроме  сугубо  психологического утешения и самоуспокоения.  Подобное отношение  к  молитве,  как  формальному  вычитыванию  тех  или   иных  славословий  для   получения  соответствующего  эмоционально-психологического, т.е. душевного утешения  стало  практически  повсеместной   практикой, которая   по отношению  к  реальной   молитве  является  грубой  имитацией, т.е. сугубо поверхностной  игрой  чувств  и эмоций. 

Разница между  психологической  имитацией молитвы  и молитвой   сущностной, т.е. глубинной  (душевно-духовной  и созерцательной) заключается в  том, что  имитация молитвы  не  распространяется  глубже  уровня  психики, а  потому  не  затрагивает  глубинных  структур  души,  тогда  как   молитва  истинная  распространяется на  самые  глубинные   структуры души  (внутреннюю клеть),  собирая   ум  и восприятие  и  проводя  их  через  т.н.  канал  сердца, имеющий  соответствующую  точку  входа.  Следует  с  грустью признать тот факт, что  к большому   сожалению подавляющее  большинство  верующих   и даже  священнослужителей   сегодня  уже  не  знают об  уникальной   технике   концентрации  и сведения   ума  и восприятия  в  канала   сердца  для  открытия   потенциала  сердечной,  самодвижной   и чистой  молитвы. 

А ведь  практика перехода  через  канал  сердца  от молитвы имитационной (поверхностной)  к молитве сущностной (глубинной и созерцательной)  и венчает собой  переход  от веры формальной (повседневной) к  вере сущностной (совершенной). Именно этот переход  к  вере   совершенной  в  настоящее  время и составляет наибольшую  трудность для  большинства истинно верующих, поскольку упирается  в  отсутствие  старцев и наставников умного делания.

            Вместе   с  тем  решение  данной дилеммы  существует. Как пишет исследователь святоотеческой  духовной  традиции Н.М. Новиков  в  своей  книге «Подвиг  в  миру»  –  Ответ давно дан одним из столпов исихазма — преп. Никифором Монахом *.

  *  Никифор Монах, Уединенник, Исихаст, Исповедник (ок. 1340), преподобный. Афонский подвижник XIV в., наставник и руководитель свят. Григория Паламы на поприще созерцания, о чем последний сам  свидетельствует в своих писаниях. Автор трактата, посвященного практике умно-сердечной молитвы.

Хотя, как прежде, так и ныне, не все согласны с его учением. Часто можно прочесть и услышать, что обучаться молитве по книгам нельзя. Но мнение это опровергается святыми отцами. Обратим внимание на известный трактат преп. Никифора в Добротолюбии, который считается (наряду со «Словом о трех образах внимания и молитвы» преп. Симеона (Нового Богослова) основным источником описания художественных  приемов молитвы *.

  *  Художественные приемы молитвы или художество (слав.) – аскетический метод сведения ума в сердце. Вспомогательная техника  управления вниманием, способствующая достижению и поддержанию умно-сердечной молитвы. В греческой литературе этому понятию соответствует  термин «психосоматический метод», что означает – психофизический  или буквально – душевнотелесный.

Здесь мы встречаемся с  утверждением, что отсутствие наставника не является препятствием к занятию умным деланием. Именно при невозможности найти опытного учителя прп. Никифор советует начинать обучение по его книге, при этом он предлагает прибегнуть к методу художества как к средству, заменяющему непосредственное старческое руководство. 

Такая позиция святого отца не согласуется с распространенным  в наше время представлением об умном делании,  когда преобладает скепсис или даже полный запрет на какие-либо попытки углубленного занятия молитвой. Последнее может быть оправдано, если учесть, каково в массе реальное духовное состояние современных христиан. Но то, что оправдано в широком смысле, не обязательно должно распространяться на частные случаи. Беда в том, что отрицательное отношение, которое можно встретить у современных пастырей к умной молитве, — это не безобидное явление, но, по существу, одна из форм варлаамитской ереси, выражающейся в недопонимании необходимости для христианина умного делания. Варлаамизм не признавал нетварности Фаворского света и тем самым отрицал возможность живого богообщения в молитве и возможность обожения человеческой природы. Как следствие, варлаамиты, которым уподобляются некоторые современные пастыри, отвергали насущную потребность в обретении непрестанной умной молитвы. Между тем учение исихазма признает практику умной молитвы необходимым средством на пути достижения богопознания и восхождения к обожению.

Обратимся к интересующему нас месту в вышеупомянутом  трактате. Всякий, приступающий к умному деланию,  говорит прп. Никифор, нуждается в руководстве:

«Нужно  искать наставника незаблудного.  Если нет на виду такого наставника, надо поискать его, не жалея трудов» (Добротолюбие, Т.5, Никифора Уединенника слово о трезвении и хранении сердца многополезное, с. 249)

Затем преподобный пишет:  «Аще не обретается», то есть «если же и при таком искании не найдется» таковой наставник, то тогда — «твори,  еже глаголю ти», или – «делай, что скажу тебе». И далее дается  описание приемов художественного метода умной молитвы:

«Ты убо сед, и собрав твой ум, введи его в ноздренный путь…» и прочее.

Отсюда очевидно, что художественный метод, по мысли  преп. Никифора, как раз и надлежит применять при самообучении  по книгам, в случае «аще» учитель «не обретается». Текст же своего трактата преподобный рекомендует использовать в качестве письменного руководства. Таким  образом, преп. Никифор, патриарх исихазма и наставник  святителя  Григория Паламы, благословляет при самостоятельном  обучении умному деланию обращаться к аскетическим  писаниям как к учебным пособиям.

Эту мысль можно встретить у афонских старцев. Так, Никодим Карульский * в своем Дневнике пишет, что был  смущен предостережениями Добротолюбия об опасности уклонения в прелесть при самостоятельных, без опытного руководителя, занятиях художественной умной молитвой. Советуясь со своим старцем Феодосием * *, он получил успо коительное разъяснение:

«Это было сказано, — отвечал старец  Феодосий, –  применительно к тем временам, когда кругом были  наставники такого делания, а в наше время более подходяще правило Никифора Монаха, ибо по нужде и закона пременение бывает… По нужде, когда нет наставника-руководителя, можно употреблять предложенный Никифором  Монахом способ умно-сердечной молитвы при помощи Божией».

*   Никодим Карульский 1984), схимонах. Послушник и сподвижник известного старца-отшельника Феодосия (Харитонова).

* * Феодосий Карульский (Харитонов; 1869-1937), иеросхимонах.  Афонский отшельник, известен как строгий подвижник и старец, духовник  русских пустынников на Карули. Ученик одного из оптинских старцев. В прошлом архимандрит, воспитанник КазДА и ее профессор, ректор Вологодской семинарии. Отказавшись от всех должностей и званий, удалился в уединение на Афон и поселился на Карули, где отшельничал до самой кончины.

Художественный «метод молитвы является, в сущности, практическим средством для начинающих, позволяющим избежать рассеяния ума и мечтания». Это следует из учения  свят. Григория Паламы, который «часто подчеркивает начальный и инструментальный характер этого способа, родственного, по его мнению, иным разновидностям телесной  аскезы».

Святитель пишет:

«Вполне уместно обучать, в особенности новоначальных… посредством дыхания посылать собственный ум внутрь. Ведь никто же из благомыслящих не станет воспрещать еще не достигшему созерцания вновь собирать в самого себя свой собственный ум некоторыми  приемами… Советуют им внимать частоте выдохов и вдохов и немного задерживать их, чтобы таким образом удержать ум» (Св. Григорий Палама).

Из более поздних учителей обратимся к преп. Паисию Молдавскому.*

*  Паисий Молдавский, Нямецкий (Величковский; 1722-1794.,преподобный. Память 15/28.11.)

Мы видим, что он очень остро осознавал, насколько необходим опытный проводник на узком пути умного делания. Не раз со всей серьезностью он возвращается к этому вопросу:

«Художеством же святые отцы называют  эту святую молитву, думаю, потому, что как художеству человек не может научиться сам собою без искусного художника, так и этому мысленному деланию молитвы без искусного наставника навыкнуть невозможно. Но дело это, по святому Никифору, и многим, или даже и всем, приходит от учения; редкие же без учения, болезненностью делания и теплотою веры, прияли его от Бога… Умом в сердце приносить Богу таинственную жертву молитвы, так как это духовное художество, без научения, как выше указано, невозможно». (Об умной, или внутренней, молитве: Сочинение блж. старца схимон. и архим. Паисия Величковского. М., 1902. С. 36.)

Но если дело это без научения невозможно, то само научение, за недоступностью учителя-старца, возможно посредством учителя-книги. Преп. Паисий вторит Никифору Монаху и разъясняет, что, при отсутствии живых носителей традиции, истинным наставником в умном делании могут и должны быть святоотеческие писания.

Надо учесть, что отцы при этом нисколько не умаляют значения послушания, которое необходимо оказывать своему духовнику. Об этом отдельный разговор пойдет ниже. В своей работе «Главы о умней молитве» старец Паисий обращается к тем, кто в лице своего духовника не может обрести опытного и искусного наставника умной молитвы.  Такие наставники тогда (как и теперь, как и во многие другие времена) были редкостью, но это, говорит старец, не повод для отчаяния, и указывает, что нужно делать. Оставаясь в послушании у своего духовника, не самочинно – то есть взяв у него благословение, — нужно, уповая на Божию помощь, приступить к изучению отеческих писаний о молитве. Учение святых отцов, уясненное из книг, заменит, по уверению старца, истинного наставника тому, кто воспримет это учение с верой и последует ему с любовью. Отцы, просвещенные Божественной благодатью, до тонкостей изложили в книгах учение об умной молитве, у них и нужно учиться этому деланию. По их же молитвам благодать Божия будет нам помогать и, без всякого сомнения, вразумит, как научиться этому божественному делу.

Нужно отметить, что в свою очередь свт. Игнатий (Брянчанинов), указывая на цитируемый здесь трактат преп. Паисия, отзывался о нем как о душеполезной книге, которая «показывает непрелестный  образ упражнения Иисусовой молитвой… Таковое упражнение молитвой Иисусовой, — подчеркивает святитель, — приличествует всем вообще христианам, как жительствующим в монастырях, так и жительствующим посреди мира» (Св. Игнатий Брянчанинов, Собрание  писем, 1995, с. 249).

В письмах преп. Паисия можно встретить конкретный  пример, когда он рекомендует самостоятельно обучаться  умно-сердечной молитве по книгам. В послании к монахине Марии (Протасьевой) * старец пишет:

 *  Мария (Протасьева; 1760-1813), схимонахиня, в схиме Марфа.

«Прилежно, с великим  вниманием и размышлением, читай в отеческих книгах о молитве, совершаемой умом в сердце. Такая молитва есть самый истинный и наиболее богоугодный монашеский подвиг. Если ты, изучая святых отцов, уразумеешь с помощью Божией верное понятие об этой молитве, то тогда, призывая на помощь Бога, понуждай себя на ее делание, и ты получишь от нее великую пользу для своей души» (Жите и писания  Молдавскаго старца  Паисия. С. 267.).

Преп. Паисий проповедует обязательное для христианина изучение святоотеческих писаний.  Позиция противников умной молитвы рассматривается им как грех, как внутренняя болезнь – «недуг душевный»… 

«Отрицание исихазма, – подчеркивает старец, – порождено пребыванием вне той реальности, в которой совершается обожение. Борцы против умной молитвы — это те, кто находится вне Церкви», их  недоверие отцам — «это незнание и отсутствие опыта полноты христианской жизни, в которую вводят поучения святых отцов и Иисусова молитва».

Отеческие писания «необходимы  для духовной жизни, как воздух для тела, они нужны «к пользе душевной и исправлению и ко истинному здравому непрелестному и смиренномудренному разуму», они являются критерием распознания ортодоксии, орудием ее хранения и защиты… Творения отцов и умная молитва хранят христианина от ереси и способствуют проявлению в нем чуда преображения» (Прп. Паисий (Величковский): Автобиография… М., 2004. С. 322, 323.).

P.S. Таким  образом, всем  истинно верующим  нужно твёрдо знать о том, что в  соответствии со  святоотеческим  преданием не существует запретов  на  практику молитвы  Иисусовой  и умного делания, если последнее осуществляется  верующим  без  наличия  старца  и  соответствующего  духовного наставника, а  только  лишь по писаниям  святых отцов,  благоговейно и с молитвенным  упованием  на помощь Святого Духа.

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». (Мф. 11;12)

Ещё  о внутреннем  подвиге >>>

Автор: admin

Добавить комментарий