Вниманию всех заинтересованных в развитии направления Христианская психология.
Предлагаем вашему вниманию учебную программу ознакомительного модуля: «Теоретические и практические аспекты христианской психологии через призму современной науки и научной психологии».
Разработчик модуля кризисный психолог К.В. Яцкевич
Введение
Цель учебного курса
На фоне растущей социальной нестабильности в современном обществе и устойчивой тенденции к снижению общего уровня социальной культуры, морали и нравственности, что находит отражение в усилении гедонизма и потребительства в молодёжной среде и таких социальных пороках как многочисленные зависимости (химические и нехимические), сексуальная невоздержанность, отказ от следования принципам традиционной семьи и желания иметь детей, увлечение всевозможными деструктивными культами и течениями, снижение уровня патриотизма, сознательности и готовности к социальному служению и гражданскому долгу, очень остро встаёт вопрос духовного образования и духовно-нравственного просвещения современной молодёжи.
Решение данной задачи в условиях современного информационного, мульти-религиозного и многоконфессионального общества осложняет использование инструмента и методологии только одной традиционной религии (православия) и требует более универсального и современного подхода.
Таким подходом может быть использование духовно и нравственно-ориентированной психологии, как универсального инструмента и языка понимания и объяснения духовности, нравственности и морали, без жёстких религиозных стереотипов, шаблонов и клише.
В данной связи целью настоящего обучающего курса является попытка осмысления и понимания учащимися таких специфических понятий как духовность, нравственность и мораль с точки зрения не только религии, но и современной психологии и в частности духовно и нравственно-ориентированной.
Задачи обучающего курса
Задачами настоящего курса являются:
- Выработка у учащихся адекватного восприятия и понимания основных религиозных понятий и категорий через призму терминологического аппарата современной научной психологии в свете феноменологического подхода и метода, как интуитивного и свободного, т.е. максимально непринуждённого и сущностного понимания тех или иных религиозных понятий, категорий, артефактов и феноменов. Данный подход можно рассматривать как попытку расшифровки и перевода более архаичного и метафоричного языка религии на язык современной психологии через призму таких направлений как психология религии, экзистенциальная, когнитивная, трансперсональная, интегративная, христианская психология, нейропсихология и других, ставших отдельными психологическими направлениями, течениями и школами.
- Помощь учащимся в формировании правильного мульти-культурного мышления и нравственно-ориентированного мировоззрения, которое понимает специфику религиозного сознания и с пониманием и уважением относится к иным религиям, верованиям и мировым духовным культурам, отталкиваясь от единых ценностных понятий и категорий, определяющих человечность и общечеловеческие духовно-нравственные ценности.
- Исследование природы таких специфических понятий и категорий как мораль, нравственность, совесть, духовность в аспекте различных психологических школ и религиозных течений.
- Знакомство с основами нравственной доктрины христианства и основных христианских конфессий: православие, католицизм, протестантизм через призму современной психологии.
- Знакомство с основами христианской антропологии и нравственно-ориентированной христианской психологии, как учения святых отцов церкви о душе. Сравнительный анализ таких понятий как душа и психика в разрезе разных религий и психологических школ.
- Общее представление о душе. Что есть душа, происхождение души, природа души, душа и тело в разрезе представлений современной психологии и нейронауки.
- Современные подходы к пониманию духовности и выработке целостного мульти-культурного и нравственно-ориентированного мышления и мировоззрения.
Методы обучения
Курс предполагает 20 учебных часов – 17 лекционных и 3 практических занятия по следующим 10 темам:
1. Занятие № 1 (2 учебных часа)
«Введение в курс. Общее понятие и представление о духовности через призму современной психологии. Духовность в светском и религиозном понимании, современные представления о духовности».
2. Занятие № 2 (2 учебных часа)
«Общее понятие и представление о нравственности и морали в светском и религиозном понимании. Нравственность как психологическая категория, психология нравственности».
3. Занятие № 3 (2 учебных часа)
«Общее понятие и представление о совести в светском и религиозном понимании. Совесть как психологическая категория. Принципы работы инструмента совести».
4. Занятие № 4 (2 учебных часа)
«Нравственная доктрина христианства и основных христианских конфессий: православие, католицизм, протестантизм через призму современной психологии, христианство на фоне других мировых религий».
5. Занятие № 5 (2 учебных часа) «Основы христианской антропологии и психологии. Общее представление о душе от Аристотеля до наших дней. Психология, как наука о душе, эволюция представлений о душе».
6. Занятие № 6 (2 учебных часа)
«Что такое душа, природа души, происхождение души, строение души, отношение души и тела, предназначение души. Душа по христианским представлениям, путь души и предназначение».
7 Занятие № 7 (2 учебных часа)
«Силы души по христианским представлениям, понятие о познавательной силе, раздражительной и вожделевательной в свете современной психологии».
8 Занятие № 8 (1 учебный час + практическое занятие)
«Понятие о сердце, как основополагающей категории христианской психологии. Сердце физическое и сердце духовное. Ум и сердце и их конфликт – основная дилемма христианской психологии».
9. Занятие № 9 (1 учебный час + практическое занятие)
«Представление о метанойе, как способе изменения ума, мышления и мировоззрения человека. Понимание покаяния и исповеди в свете парадигмы современной психологии».
10 Занятие № 10 (1 учебный час + практическое занятие)
«Парадигма христианской психологии, как науки о душе. Структура христианской психологии и история до наших дней. Современное состояние христианской психологии и перспективы».
Для заинтересовавшихся данным курсом и парадигмой христианской психологии предполагается расширенный курс «Теоретических основ христианской психологии и православного консультирования».
Занятие № 1 (2 учебных часа)
«Введение в курс. Общее понятие и представление о духовности через призму современной психологии. Духовность в светском и религиозном понимании, современные представления о духовности».
Занятие состоит из вводной части, в ходе которой даётся общее представление об образовательном курсе «Тема духовности в современной психологии через призму соотношения души и психики, основы христианской психологии» (45 мин) и основной (45 мин), в которой рассматривается тема духовности в современной психологии и различия в светском понимании духовности и религиозном.
На занятии также затрагивается тема современных представлений о духовности в свете развития информационных технологий, нейропсихологии и искусственного интеллекта.
Духовность рассматривается на данном занятии вне конкретного религиозного контекста, как всеобщее объединяющее начало сознания и сознательной деятельности, которое в человеческом обществе выражается и регулируется посредством моральных норм, нравственных ценностей и культурных традиций, сконцентрированных не только в религиозных учениях, а также в традициях, культуре, искусстве, творчестве и всей человеческой мыследеятельности.
Задачей данного занятия является выработка наиболее правильного представления о духовности вообще, как неотъемлемой части человеческой культуры и традиции, как подготовка почвы для последующего формирования целостного мульти-культурного мышления и нравственно-ориентированного мировоззрения, которое способно верно понимать любые религиозные понятия, категории, феномены и артефакты, не имеющие рационального объяснения.
Занятие № 2 (2 учебных часа)
«Общее понятие и представление о нравственности и морали в светском и религиозном понимании. Нравственность как психологическая категория, психология нравственности».
Занятие также состоит из двух частей. В первой части (45 мин) даётся общее представление о морали и нравственности, как категориях и рассматриваются главные различия в светском и религиозном понимании морали и нравственности, как проявленной и формализованной (зафиксированной) духовности, определяющей человечность по христианским представлениям.
Во второй части (45 мин) нравственность рассматривается более подробно как отдельная психологическая категория, которая фактически определяет через внутренний нравственный кодекс аксеологический базис человеческой личности, который отвечает за мыследеятельность и вектор направленности личности.
Задачей данного занятия является выработка у слушателей наиболее правильного представления о категории нравственности, как превращённой (фиксированной и интерпретированной) формы духовности, изложенной в виде норм и принципов поведения и отношения к себе, миру и ближним в соответствии с кодексом человечности.
Данное понимание категории нравственности в качестве главного критерия подлинной человечности принципиально важно для последующего перехода к пониманию нравственно-ориентированного мышления, мировоззрения и психологии, которая базируется не на потребительских и эгоистических, а духовно-нравственных ценностях.
Занятие № 3 (2 учебных часа)
«Общее понятие и представление о совести в светском и религиозном понимании. Совесть как психологическая категория. Принципы работы инструмента совести».
Занятие состоит из двух частей. В первой части (45 мин) даётся общее представление о совести как категории в разрезе как светского, так и религиозного понимания. В светском понимании совести делается особый акцент на восприятие совести как внутреннего чувства и сознания моральной ответственности за своё поведение, а также инструмента внутренней оценки моральности своих поступков перед самим собой и перед другими.
Во второй части занятия (45 мин) даётся более углубленное представление о религиозном понимании совести, как внутреннего закона и внутреннего сознания добра и зла, который присутствует в каждом человеке, но действует по разному в силу соответствующего образования и воспитания. В занятии даётся общее представление о совести в свете христианского вероучения и христианской психологии.
Задачей данного занятия является выработка у слушателей наиболее правильного представления о категории совести, как внутреннего инструмента нравственного самосознания, который по существу определяет нравственную направленность и ориентацию личности.
Данное понимание категории совести как главного инструмента нравственного выбора личности принципиально важно для понимания нравственной доктрины христианства и парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии, базирующейся на человеческой совести и нравственности.
Занятие № 4 (2 учебных часа)
«Нравственная доктрина христианства и основных христианских конфессий: православие, католицизм, протестантизм через призму современной психологии. Нравственная основа Евангелия, отличия христианства от других мировых религий».
Занятие состоит из двух частей. В первой части (45 мин) освещается нравственная доктрина христианства и основных христианских конфессий (православие, католицизм, протестантизм) с точки зрения не богословия, а психологии нравственности и основных нравственных заповедей Евангелия, как норм и правил наиболее правильного поведения и отношения к себе, миру и другим людям.
Во второй части занятия (45 мин) даётся более углубленное представление о Четвероевангелии, как универсальном и не имеющем аналогов кодексе человеческой нравственности, а также рассматриваются главные отличия христианства от других мировых религий (иудаизма, буддизма, индуизма).
Задачей данного занятия является выработка у слушателей правильного представления о современном христианстве, его целях и задачах, исторической миссии, основополагающей нравственной доктрине и конфессиональных разграничениях, имеющих место в настоящее время.
Занятие № 5 (2 учебных часа)
«Основы христианской антропологии и психологии. Общее представление о душе от Аристотеля до наших дней. Психология, как наука о душе, эволюция представлений о душе».
Занятие состоит из двух частей. В первой части (45 мин) освещается антропологическая доктрина христианства (в разрезе антропологической катастрофы) и даётся общее представление о направлении христианской психологии, как нравственно-ориентированной, нацеленной на возвращение человеку утраченной духовно-материальной целостности.
Во второй части (45 мин) даётся общее представление о христианской психологии как направлении познания, которое исследует феномен души от Аристотеля до наших дней. Душа в данном случае рассматривается как феномен и категория сверхъестественного вне конкретного религиозного понимания, а с точки зрения философии и эволюции представлений о душе от античности вплоть до наших дней.
Задачей данного занятия является знакомство слушателей с христианской антропологией и психологией, как базовыми дисциплинами, которые служат когнитивным фундаментом для правильного понимания основной категории христианской психологии – души, как духовной основы личности.
Занятие № 6 (2 учебных часа)
«Что такое душа, природа души, происхождение души, строение души, отношение души и тела, предназначение души. Душа по христианским представлениям, путь души и предназначение».
Занятие состоит из двух частей. В первой части (45 мин) даётся общая информация о душе, природе души, строении, отношении души и тела, истории представлений о душе в контексте всей духовной культуры человечества и мировых религий. Данное занятие преследует цель максимально актуализировать представление о душе, как объективной категории, которая имела место на протяжении всей истории человечества.
Во второй части (45 мин) даётся более конкретное представление о душе и пути души в христианстве и христианской психологии в контексте согласного учения о душе святых отцов Восточной Церкви.
Задачей данного занятия является выработка у слушателей наиболее правильного и целостного представления о душе, как основной категории христианской психологии, которая интересовала человеческое познание от античности до наших дней и претерпела существенную трансформацию представлений.
Занятие № 7 (2 учебных часа)
«Силы души по христианским представлениям, понятие о познавательной силе, раздражительной и вожделевательной в свете современной психологии».».
Занятие состоит из двух частей. В первой части (45 мин) даётся общая информация о трёх силах души – познавательной силе (уме), раздражительной силе (чувстве) и вожделевательной силе (воле) в контексте согласного учения о душе и парадигмы христианской психологии.
Во второй части (45 мин) идёт сравнительный анализ понимания души и трёх её движущих сил в разрезе двух парадигм – христианской и научной психологии. Проводится общий сравнительный анализ понимания души и динамика изменения представлений о душе в научной психологии.
Задачей данного занятия является получение слушателями наиболее общего представления о силовом устройстве души и трёх её движущих сил в разрезе парадигм христианской и научной психологии.
Занятие № 8 (1 учебный час + 1 практическое занятие)
«Понятие о сердце, как основополагающей категории христианской психологии. Сердце физическое и сердце духовное. Ум и сердце и их конфликт – основная дилемма христианской психологии».
Занятие состоит из двух частей. В первой части (45 мин) даётся общая информация о категории духовного сердца, как основной категории христианской психологии в контексте философской дилеммы извечного противостояния ума и сердца. Рассматривается понимание конфликта ума и сердца с точки зрения современной научной психологии.
Во второй части (45 мин) практического занятия идёт интерактивное исследование конфликта ума и сердца на конкретных примерах и жизненных ситуациях. Исследуется два типа и подхода к реагированию – ситуационный, как рационализированный и диспозиционный, как сердечный.
Задачей данного занятия является правильное понимание слушателями категории духовного сердца в контексте парадигм христианской и научной психологии, а также вытекающего мировоззренческого конфликта между умом и сердцем.
Задачей практического занятия является выработка умения различать и правильно пользоваться двумя подходами к оценке ситуации и принятию решений – ситуационным (от ума) и диспозиционным (от сердца).
Занятие № 9 (1 учебный час + 1 практическое занятие)
«Представление о метанойе, как способе изменения ума, мышления и мировоззрения человека. Понимание покаяния и исповеди и молитвы в свете парадигмы современной психологии».
Занятие состоит из двух частей. В первой части (45 мин) даётся общее понимание важнейшей категории христианской психологии – метанойи (покаяния), как духовной практики изменения мышления и мировоззрения в контексте двух парадигм – христианской психологии и научной. Рассматриваются категории покаяния, исповеди и молитвы в свете представлений современной научной психологии.
Во второй части (45 мин) практического занятия идёт интерактивное исследование категории метанойи (покаяния) и исповеди на конкретных примерах и жизненных ситуациях. Исследуется механизм работы покаяния и исповеди на конкретном примере, демонстрирующем принцип изменения мышления.
Задачей данного занятия является выработка практического умения использовать принцип метанойи (покаяния) и исповеди в жизни для решения личных проблем и помощи другим в разрешении психологических трудностей и сложных жизненных ситуаций. В данном занятии готовится когнитивная почва сознания для понимания парадигмы христианской психологии.
Занятие № 10 (1 учебный час + 1 практическое занятие)
«Парадигма христианской психологии, как науки о душе. Структура христианской психологии и история до наших дней. Современное состояние христианской психологии и основы христианско-психологического консультирования».
Занятие состоит из двух частей. В первой части (45 мин) даётся общая информация о парадигме христианской психологии, как науки о душе, кратко освещается структура христианской психологии и основные разделы теоретической и практической христианской психологии, делается экскурс в историю появления христианской психологии в России, как самостоятельной дисциплины.
Во второй части (45 мин) практического занятия даётся практический пример христианско-психологического консультирования с разбором конкретной жизненной ситуации. Идёт интерактивное обсуждение и исследование отличий традиционного психологического консультирования и консультирования в парадигме христианской психологии.
Задачей данного занятия является демонстрация слушателям специфики христианского психологического консультирования и выработка у слушателей понимания главных отличий в подходах и этических кодексах академической психологии и христианской.
Данные занятие являются ознакомительным или вводным курсом в предмет «Христианская психология», как отдельный и углубленный образовательный курс.
Средства обучения
Слушатели должны иметь или тетради для записей или средства аудио-визуальной фиксации. Для учебного процесса требуется помещение не менее 30 м. кв. на 25 – 30 посадочных мест.
Из оборудования требуется видеопроектор и доска для рисования маркерами. График проведения занятий согласовывается в рабочем порядке.
Слушатели должны знать
Основы обшей психологии и ориентироваться в общих вопросах духовности и религии.
Слушатели должны уметь
Развивать способность к абстрактному и нестандартному мышлению, быть терпимыми к представителям иных религий, конфессий и духовных культур.
Практические занятия.
Занятие № 1 Конфликт между умом и сердцем.
Учащимся даётся наглядный пример проблемной ситуации, решаемой «умом», исходя из принципа целесообразности и ситуативности, а также другой пример ситуации, решаемой «сердцем», исходя из принципа совести и диспозиции, рассматриваются и определяются отличия, плюсы и минусы каждого из подходов.
Затем группе даётся конкретная жизненная ситуация, которую учащиеся должны разрешить одним из двух подходов или их сочетанием.
Данное занятие позволяет практически разобраться в конфликте между умом и сердцем и научиться пользоваться двумя подходами – ситуационным и диспозиционным.
Занятие № 2 Метанойя (покаяние)
Учащимся даётся наглядный пример кризисной ситуации, решаемой посредством «метанойи» (покаяния) и описывается механизм изменения ума в процессе покаяния и исповеди.
Затем группе даётся конкретная жизненная ситуация, связанная с личностным кризисом, которую учащиеся должны разрешить любым из существующих подходов, включая и метод покаяния с определением эффективности решения проблемы.
Данное занятие позволяет практически разобраться в сути инструментов покаяния и исповеди, понять механизм их работы и научиться пользоваться данными инструментами для решения личных проблем и помощи другим.
Занятие № 3 Христианско-психологическое консультирование
Учащимся даётся краткое представление об этическом кодексе христианского психолога и его отличиях от этического кодекса светского психолога.
Затем группе даётся практический пример христианско-психологического консультирования с разбором конкретной жизненной ситуации через призму двух парадигм – академической психологии и христианской.
Данное занятие позволяет слушателям получить наглядное представление о специфики христианского психологического консультирования и выработать понимания главных отличий в подходах и этических кодексах академической психологии и христианской.
Для связи info@psyheo.by
Дополнения:
Учебно-тематический план
Список рекомендуемой литературы
Основная литература