Новый фронт практической православной психологии

image218В  РПЦ  водится новое послушание – клирикам предписывается быть помощниками начальников территориальных органов ФСИН  (Федеральных Органов Исполнения Наказания)  России по организации работы с верующими из числа осужденных  и заключённых.
Данное  направление является принципиально новым для Церкви  и священнослужителей, весьма  специфическим  и требующим  специальных  знаний и соответствующей  психологической  подготовки.

«Поминайте узников, как бы и вы с ними были во узах» (Евр. 13, 3).

Следует  сразу  сказать, что  проблема оказания соответствующей духовной помощи и поддержки взрослым людям и подросткам, оказавшимся в силу тех или иных обстоятельств в местах лишения свободы, является одной из наиболее деликатных в направлении  практической православной психологии.  До настоящего времени  эта   проблема централизованно ещё не  была  решена, а   ведь  в пенитенциарной системе находится огромное количество людей, которых ни в коей мере нельзя считать потерянными для общества, ибо неисповедимы пути Господни и подвиг Благоразумного разбойника оставляет шанс и надежду на спасение каждому.

По данным Федеральной службы исполнения наказаний на 1 января 2015 года в учреждениях УИС находилось 671,7 тысяч человек. Из них:

В 728 исправительных колониях отбывало наказание 550,8 тыс. человек, в том числе:

  • в 129 колониях-поселениях отбывало наказание 40 тыс. заключённых;
  • в 6 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы — 1897 заключенных.
  • в 219 следственных изоляторах и 108 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях содержалось – 117,4 тыс.
  • в 41 воспитательной колонии для несовершеннолетних – 1,7 тыс.

Также отдельно стоит отметить, что всего в учреждениях пенитенциарной системы содержится около 54,7 тысяч женщин, а при женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 668 детей. В общей сложности по данным центра тюремных исследований в России на начало 2015 г. было 673 818 заключённых, что составляет 468 человек на 100 000 населения.

В Республике Беларусь ситуация обстоит несколько лучше. Общее число заключённых составляет 31700 человек, что составляет 335 человек на 100 000 населения, хотя правозащитные организации говорят о других цифрах, тем не менее.

В любом случае это просто колоссальное количество людей, которым не только не менее чем тем, кто находится на свободе, а может и более их требуется духовная помощь и поддержка. Именно по этой причине необходимо чтобы как можно больше верующих людей и православных психологов приняли посильное участие в судьбе заключённых для их не только адаптации к нормальной жизни после возвращения из мест лишения свободы, а спасения человеческого, нравственного и духовного.

image219Тема православно-психологической помощи заключённым и лицам, вышедшим из мест лишения свободы, — это отдельная и можно сказать новая тема и направление деятельности для православного психолога, причём, тема весьма и весьма не простая. Сложность её определяется тем, что бывший заключённый — это в своей массе носитель совершенно определённого этикета, ценностей и культуры, а точнее субкультуры, существующей во всех пенитенциарных учреждениях.

Именно эти особые нормы поведения в тюрьме, определяемые тюремным этикетом, и оказываются барьером для вхождения в мир нормальных людей и от специалиста требуется подчас просто колоссальный объём усилий для того, чтобы изменить эти нормы тюремного кодекса и привести их в соответствие с христианскими нормами, которые и являются нормами человечности. Любому специалисту, работающему с этой категорией людей, не следует питать иллюзий по поводу радужных перспектив на этом фронте.

Увы, здесь очень важно чётко понимать, с кем придется иметь дело. А дело приходится иметь не просто с заблудшими и переступившими закон, а и с закоренелыми преступниками, матёрыми уголовниками, душевно больными людьми, а также и одержимыми теми или иными страстями души. Все эти категории людей отличаются своими особенностями поведения, наклонностями и характерными чертами, именно поэтому специалист — психолог, работающий с заключёнными и вышедшими из мест лишения свободы, должен хорошо знать не только основы православной психологии, но и психологию зоны и самих заключённых, различая основные типологии арестантов: авторитеты, блатные (братва) и мужики.

Говоря о психологии заключённых, следует отметить, что основными факторами, влияющими на формирование психологических особенностей у лишённых свободы, являются:

  • наличие строгого режима (в месте лишения свободы),
  • жёсткое ограничение потребностей,
  • резкое изменение сложившегося стереотипа жизни,
  • душевные и психологические переживания, связанные с осуждением и лишением свободы.

Психология осужденного во многом определяется именно его отношением к самому факту лишения свободы. Особенности психологии осужденных проявляются в определённом комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. К наиболее типичным из них следует отнести:

  • состояние ожидания изменений (пересмотра дела, освобождения), характеризующееся нетерпением и повышенной напряжённостью, что часто приводит к резким срывам в поведении.
  • состояние безнадёжности и обречённости, что влечёт за собой апатию, пассивность во всех действиях, проявлениях;
  • угнетённое состояние, как следствие влияния самой зоны и её порядков;
  • состояние тоски (по дому, свободе, любимым людям) является типичным состоянием в месте лишения свободы.
    Психология системы пенитенциарных учреждений различает следующие этапы или периоды
  1. Период адаптации, привыкания к новым условиям жизни, который длится первые три-четыре месяца, а иногда и больше. В этот период особенно остро ощущается ограничение потребностей, изменение привычного стереотипа. Всегда имеет место сужение возможности удовлетворения сложившихся потребностей, что вызывает состояние повышенной раздражительности. У отдельных лиц это, наоборот, выражается в состоянии подавленности и угнетенности.
  2. Период появления и развития интересов в новых условиях жизни. Этот период связан с появлением и развитием положительных эмоций, состояний, вызывающих и повышающих психическую активность осужденного. Интересы, вызывающие такие состояния, могут быть самые различные: создание микрогруппы, участие в жизни коллектива осужденных, выполняемая работа, культурный досуг, учёба, свидания с родственниками и т.д. Появление нового круга интересов, расширение структуры выполняемых социальных ролей способствуют изменению психологии осужденного.
  3. Период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием. Процесс перевоспитания немыслим без появления такого периода. Он характерен появлением целей в жизни, выработкой путей их достижения. В психологии осужденного в большей степени проявляются раскаяние в совершенном преступлении, переживание его в сочетании со стремлением возместить нанесённый вред. Для этого периода характерна переоценка ценностных характеристик в жизни, что связано с определённым комплексом психических состояний, связанных с подобным изменением отношений, а часто и мировоззрения.
    * У особо опасных рецидивистов в этот период внутренней перестройки (ломки) часто проявляется крайняя недисциплинированность. В основе ее лежит наличие отрицательной доминанты, как установки и целенаправленности и как следствие этого импульсивность, подчас переходящая в психопатичность и агрессивность.
  4. Период, предшествующий освобождению заключённого. Ожидание освобождения часто переживается очень тяжело, оно связано с переживанием трудностей, которые ожидают его в новых условиях (взаимоотношения в семье, на работе и т.д.). По этой причине возможно развитие психических состояний угнетённости, повышенной раздражительности и т.д.
    Психологическая помощь заключенным и вышедшим из мест лишения свободы, по понятным причинам различна и имеет свою специфику.

Помощь заключённым в первую очередь должна быть направлена на адаптацию их к местам лишения свободы. Человек попадает в тюрьму надолго, могут пройти годы, прежде чем он покинет ее стены. Ему предстоит функционировать в непривычной среде, поэтому психологическое сопровождение процесса привыкания к условиям изоляции крайне важно, особенно в период следствия и суда, т. е. до вынесения приговора. В этот период заключенный находится в очень тяжелом состоянии: он неожиданно вырван из привычного мира и помещен в достаточно агрессивную среду. Он не знает своего будущего, того положения, в котором находится его уголовное дело (например, какими доказательствами его вины располагает следствие), он боится сказать лишнее слово и в то же время стремится выговориться, чтобы снять сильное эмоциональное напряжение. Это состояние может усугубляться переживанием совершенного преступления.

Помощь вышедшим из мест лишения свободы должна быть направлена на их восстановление в правах и адаптацию к нормальной жизни, что закреплено в основных положениях Конвенции ООН о правах человека: право на жизнь и выживание, достойное существование, образование, труд, обеспечение возможностей для благоприятного развития участия в жизни общества, защиту всех основных прав и свобод личности.

Социальная реабилитация связана с восстановлением бывших осужденных в статусе и дееспособности. В психологическом смысле это означает их восстановление как социальных субъектов. Основой социальной реабилитации осужденных должно стать изменение к ним отношения окружающих на всех уровнях: макроуровне (общество в целом), мезоуровне (социальные институты, производственные коллективы, общественные организации), микроуровне (семья, родственники, малый круг общения).

Особенностью и спецификой православно-психологической помощи осужденным может быть то, что процесс отбывания наказания может успешно сочетаться с процессом воцерковления, причём, для этого есть соответствующие психологические и душевные предпосылки в виде наличия времени.

Именно поэтому при должной миссионерской активности и психологической грамотности из мест лишения свободы могут вернуться не просто осознавшие своё преступление и раскаявшиеся, а глубоко покаявшиеся и воцерковлённые люди, внутренне преобразившиеся.

«…преступникам, отвергнутым обществом, нужна любовь. Они, как малые дети, бывают чувствительными к ней…», «…наши современные тюрьмы и исправительно-трудовые колонии – это огромные приходы, нуждающиеся в Слове Божием и духовном окормлении, может быть больше, чем обычные приходы в миру…». (Священник Глеб Каледа)

Автор: admin

Добавить комментарий