О душепопечении и приходской православно-психологической помощи

image098В последнее время на фоне ухудшения  социально-экономической  ситуации в  мире  и  резкого увеличения общего числа психотравмирующих факторов с вытекающими  отсюда  запросами на кризисную психологическую и душевную помощь, всё чаще можно слышать упоминания и ссылки на необходимость развития  нравственно-ориентированной  психологии  и  возрождения  пастырского душепопечения.

В этом, действительно,  есть смысл, поскольку  перечень  вызовов  и угрожающих  факторов  не   уменьшается, а  только  увеличивается  день ото дня и парадигма  светской  психологии  совершенно бессильна перед  многими  проблемами, имеющими  под собой не  рациональную, а  душевно-духовную  и духовно-нравственную  основу:

  • Планомерное разрушение института традиционной семьи,
  • Кризис духовности и нравственности в современном обществе,
  • Вызовы современности (зависимости, права ЛГБТ, насилие, ювенальная юстиция, сексуальная распущенность, ЭКО и суррогатное материнство, стремление к бездетности, утрата смысла жизни и т.д.),
  • Рост экстремизма, отчуждённости и нетерпимости,
  • Увеличение деструктивного влияния сектантства и оккультизма,
  • Усиление потребительских и гедонистических тенденций,
  • Рост суицидов и серьёзных психических расстройств,
  • Неспособность светской (секулярной) психологии работать с душевными проблемами и травмами, требующими нравственно-ориентированного подхода,
  • Ограниченность возможностей священства удовлетворять всё возрастающие запросы населения в кризисной и психологической помощи в рамках установленных богослужебных правил и т.д.

Опыт работы  целого ряда реабилитационных  и кризисных центров православно-психологической   помощи  в  России   говорит  о том, что  в  обществе  уже  есть предпосылки   для  отхода  от  традиционной  психологической   помощи   (секулярной)  и  создании  системы  приходской православно-психологической помощи  в  виде  консультативных  служб  при  приходах  и  благочиниях   и  спрос именно  на  душевную поддержку  и духовно-нравственную  помощь  будет  в  ближайшее  время только  расти.

Таким образом, в последнее время  всё  острее  встаёт вопрос  наличия в структуре  Церкви системы соответствующих консультативных  и  душепопечительских служб, которые могли бы работать с соответствующими запросами со стороны прихожан, удовлетворяя растущий спрос и снимая со священства чрезмерную  кризисную нагрузку.   Ведь  ни для   кого не  секрет, что на провинции единственным кризисным психологом, работающем  в с  душевно-духовными проблемами, а заодно  консультантом  и  душепопечителем  в  одном  лице  является священник.

Именно по этой  причине на  многих  приходах, не  дожидаясь  централизованной помощи со стороны экзархата,  многие священнослужители уже берут  себе  в  помощь  кризисных психологов из числа воцерковлённых  людей,  имеющих соответствующее  образование  и опыт,  но это не  решает  проблемы в  целом, поскольку  речь  идёт о необходимости создания  единой  системы душепопечения и консультативной православно-психологической помощи  прихожанам  и населению регионов.

Говоря  о  современном  душепопечении, перед любым образованным  и воцерковлённым человеком встаёт резонный вопрос о том, а насколько совместимы между собой консультативная  психологическая  помощь  в  нравственном  её  аспекте  и  традиционное пастырское душепопечение, как  разновидность  религиозной помощи ?

Как ни странно, но противоречий с  православно-психологической   точки зрения  тут  не   возникает. Тем не  менее,  для  ответа  на этот вопрос  нужно разобраться с понятиями и определениями.

Душепопечение –  это  взращивание  в  соответствии  с  идеалом  Христовым  души  христианина  по заповедям  Евангелия и  духовно-нравственного закона  (Закона Божьего).

Психология  и в   частности православная это наука о душе, её свойствах, внутренней и внешней жизни, а также о душевных недугах и методах их лечения.

Таким образом, по существу, если вести речь о душепопечении и именно  православно-психологической помощи, а не светской (секулярной), – никаких противоречий не возникает.  Вопрос только в наличии православных психологов, как  таковых  и соответствующей  системе их подготовки.

Говоря другими словами, душепопечение сегодня – это по  существу  духовно-психологическая помощь воцерковлённым, воцерковляющимся и открытым к вере людям, в основе которой лежит нравственно-ориентированный и православный подход к оценке и рассмотрению психологическим проблем человека через призму духовно-нравственного состояния личности.

В этой связи современное душепопечение как  раз  и предполагает  тесное взаимодействие пастырского душепопечения и православно-психологической помощи или, говоря  другими  словами, обогащение традиционного душепопечения современным научно-психологическим знанием с сохранением неизменности святоотеческой основы и традиции.

Если обратиться к истории возникновения термина душепопечение, то он был введён в употребление святым Григорием Двоесловом  (540 – 604)  и он, вне сомнений, гораздо точнее и лучше передаёт суть заботы (опеки и попечения) о душе, а не о психике.  Именно по этой причине, говоря  о помощи страждущим сегодня,  нельзя  обойтись  одной  только  психологической   помощью, как  одним  только  душепопечением, поскольку  многие   проблемные   ситуации  требуют  сегодня  объединения   усилий священника  и православного психолога.

Проще  говоря, отвечая   на  вопрос  о том,  к  кому  лучше  обратиться,  – «к священнику  или  к   православному  психологу», –  нужно говорить о том, что  обращаться  лучше  к  священнику, имеющему психологическое  образование   или  к  православному  психологу, работающему  при храме.

Необходимость  обогащения  традиционного  пастырского душепопечения  знаниями  современной  психологии и в  частности кризисной  объясняется  тем, что  со времени  появления  душепопечения   в   его  традиционном  виде прошло  уже  полторы  тысячи лет, за   которые  очень  сильно  изменился  и  сам  человек, и  общество  и система  современных  знаний.

Таким образом, пастырское душепопечение в  наше   время  можно определить,  как разновидность  духовно-психологической помощи, которая основывается на Священном Писании и святоотеческом  предании,  в основе которой лежит рассмотрение психологических проблем личности, как проблем душевно-духовных  изначально, а уже во вторую очередь, как проблем психических и психологических. Иными  словами, если ещё  100  – 150 лет тому  назад  было достаточно одной  только душевно-духовной  работы с  человеком,  то сегодня  к  душевно-духовной  работе  добавляется  и аспект работы психологической.

Это и есть  ответ на   вопрос  о том  есть ли смысл  в соединении  пастырского душепопечения с православно-психологической помощью и  нельзя ли обойтись одним  только  душепопечением в его классическом виде?   Увы, сегодня уже нельзя.

Принципиальная важность и необходимость дополнения традиционного душепопечения современной православно-психологической и кризисной  помощью определяется тем, что основная масса современных воцерковляющихся  людей мыслит сугубо рационально и психологически  и  далека от той  традиционной религиозности,  набожности, душевности и заботы о душе, которая  имела  место 100 – 150 лет назад.

Даже само понятие души сегодня отсутствует в категориальном аппарате современного человека и заменено более рациональным и поверхностным термином психика, как отражающая способность и набор свойств сознания.  Вот почему  для современного рационально и психологически мыслящего человека, и душевный и тем более духовный уровни понимания жизни и  глубины большинства проблем закрыты и уже практически недоступны, тогда как именно психологический уровень общения и понимания, как более поверхностный и универсальный остаётся открытым для связи и работы с личностью.

Другими словами именно психология, причём, исключительно  православная,  как  нравственно-ориентированная,  может сегодня  быть  единственным путём и ключиком к душе, уму и сердцу современного человека.

Говоря  языком   самой  православной  психологии, можно сказать, что именно по причине имеющегося разрыва между т.н.:

– телесным умом (рациональным  психологическим  рассудком) и
– душевно-духовным умом (нравственным осознанием)

…классическое пастырское душепопечение в его  дореволюционном виде уже просто не ляжет на современный психологический  ум, как рациональный  и  прагматичный, а будет  им  отвергнуто в силу не соответствия именно психологии и психо-логике современного человека.

Иными словами, это и есть ответ на вопрос о том, почему душепопечение сегодня в его прежнем и классическом, т.е. дореволюционном виде уже практически бесполезно, как отражение  архаики  и  внешней формы, лишённой современного знания и содержания.

Ещё  одной   проблемой  душепопечения   можно назвать и  весьма  ограниченное   число  подлинных духовников и душепопечителей из числа  современного священства в совершенстве владеющих основами  святоотеческой психологии, глубоко знающих природу души и видящих душу, хотя довольно много и психотерапевтов и психологов.

К сожалению, западная психофизиология  атеизма и рационализма  почти  100 лет безальтернативно владевшая   умами большинства  людей  в  нашей стране, наложила  отпечаток  и на современное духовенство. Говоря  об актуальности в  наше  время такого  направления  как  православная  психология, нельзя  не  привести слова Архиепископа Никона (Рождественского):

«Как жаль, что наша церковная власть в свое время не поручила святителю Феофану Затворнику составить учебник психологии по творениям святых отцов и учителей Церкви! Никто не мог бы выполнить этой задачи лучше этого святителя-подвижника. А то ведь – что грех таить? – в наших духовных семинариях вместо психологии преподается в сущности патология души человеческой. Учебники психологии составлены на основании западных писателей, коих миросозерцание далеко от учения святоотеческого.»  (Архиепископ Никон (Рождественский), Дневники, Козни врагов  наших сокруши…)

В данной  связи  можно сказать о том, что для реального изменения ситуации на местах сегодня нужна система принципиально «Нового» душепопечения, основанного на неизменном святоотеческом предании, наследии и святоотеческой психологии, но дополненного современным научно-психологическим знанием и подходами к работе с кризисными ситуациями.

Таким образом,  речь идёт и не об отказе от классического душепопечения и не об отказе от рациональной психологии, а о совмещении и обогащении пастырского душепопечения современным научно-психологическим знанием с сохранением неизменности святоотеческой основы и традиции.  Говоря другими словами, церкви и обществу сегодня нужна новая  парадигма  психологии, которую  можно назвать  психологией нравственности и душевности, как особый вид деятельности и душепопечения.

Как это сделать ?

Это отдельный вопрос, требующий основательной проработки и подготовки соответствующей  концепции. Вначале потребуется разработка концепции  с созданием головного центра душепопечения и православно-психологической  помощи. Далее можно вести речь о создании епархиальных центров, методически подчинённых головному.

Параллельно можно вести разговор о создании приходских душепопечительских центров. На первоначальном этапе решение проблемы душепопечения и организации кризисной православно-психологической помощи страждущим, может быть связано с созданием в каждом благочинии соответствующей душепопечительской и консультативной службы. В отдельных случаях можно вести речь о наличии православного психолога при храме, что уже частично практикуется. Именно об этом говорил кризисный психолог Михаил Хасьминский на страницах журнала «Фома» в сентябрьском номере за 2015 г. в статье «Психолог в храме».

В связи с тем, что светская психология оказывается беспомощной перед многими вызовами времени и кризисными ситуациями душевного характера, а число нуждающихся в душепопечении и кризисной помощи постоянно растёт, напряжение и в обществе и в церкви усиливается.

В  России данная   проблема   уже  решается.  По данным портала русской православной психологии  на  территории  России  функционирует уже около 100  служб  и  центров душепопечения, реабилитации и кризисной православно-психологической помощи.  В Белоруссии пока нет ни одного и все попытки реализации данной идеи наталкиваются на неприятие направления  православной психологии, как альтернативы существующей системе психологической помощи населению, которая  давно уже не способна решать данную проблему  в  нравственном   ключе, а  не   коммерческом.

Вот почему вопрос стоит в разработке соответствующей концепции и системы кризисных и консультативных служб при приходах, где помощь может оказываться и бесплатно и на основе добровольных пожертвований. Иными словами, речь идёт о развитии целого направления душепопечительской и приходской православно-психологической помощи, которой сегодня очень не хватает.

В этой связи почти пророчески звучат сегодня слова профессора Киевской духовной академии Леонида Соколова о душепопечении и пастырстве, когда более 100 лет назад он говорил о важности использования в душепопечении психологического подхода и основания:

«Все пастырские богословия отличаются теоретическим характером, они, прежде всего, питают ум, но пастырство требует не теории и знания, а жизни и деятельности. …И вот мы видим, что люди, изучившие основательно и твердо системы пастырского богословия, …на деле оказываются, однако, плохими пастырями, сухими теоретиками и настоящего пастырского дела не делают, потому что в них нет психологического основания для этого дела».

К.В. Яцкевич, кризисный православный  психолог

Автор: admin

1 комментарий о “О душепопечении и приходской православно-психологической помощи

  1. В настоящее время идёт работа над концепцией душепопечения и приходской православно-психологической помощи.

Добавить комментарий