О парадигме христианской психологии

bar

<<< Назад | Далее >>>

       «Христово иго благо, и бремя легко» (Мф. 11, 30) Не возможет никто вступить на этот путь, если предварительно не совлечется ветхого человека, если не освободится от всех страстей, если не стяжет любви. (Авва Исаия)

image025

О, непреложный духовно-нравственный закон  посева,  роста и становления внутреннего человека, существующего и  развивающегося в  недрах человека внешнего психофизиологического.

О, непостижимая  наука о росте, развитии и созревании  человеческой души. 

О, великая тайна  духовно-нравственного  преображения  и перехода  от  человека «ветхого»  к человеку «новому»,  возможно ли  сформулировать эту мудрость и изречь  всю её глубину языком  психологии?

Да, в известной  мере,  возможно,  отвечают пропедевтика  аскетики, святоотеческое  предание  и сама парадигма нравственно-ориентированной  христианской психологии, которая  до последнего времени была  известна  больше,  как святоотеческое  учение  о душе, её  бессмертной природе и  спасении  во Христе.

Говоря  о парадигме христианской  психологии, следует  сразу  сделать оговорку  и  сказать, что она  не  имеет прямого отношения к парадигме психологии  академической, а  представляет  собой совершенно уникальную систему  знания и модель мироустройства  с  точки зрения христианской антропологии.  Что это значит ?

Это значит, что человек рассматривается в  этой системе  знания не как результат естественной эволюции  биологических видов, а  как  духовное  творение, целенаправленно созданное Творцом по  Своему  образу  и подобию для совершенно конкретных целей  и задач, которые не  были выполнены в   силу повреждения  человеческой  природы самостью (эгоизмом).

Таким  образом, парадигма  христианской  психологии – это  система  глобального знания о человеке, как творении Божьем, через  призму  тримерии тело – душа  – дух  от момента  создания  человека, включая  его падение  в грех  и  искупление,  до  дня   сегодняшнего.  Можно сказать, что парадигма  христианской  психологии – это знание  не  только  о психофизиологической   составляющей, а обо всей  телесно-душевно-духовной  полноте  устройства человека, включающей  в   себя, как сторону естественного, так  и сторону сверхъестественного, т.е.  невещественного.

Сторона сверхъестественного и невещественного, являющаяся неизмеримо более  сложной, ёмкой  и глубокой,  как  раз и составляет специфику  предмета  и парадигмы христианской психологии. Что же такое парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии ?

Это, прежде   всего, фундаментальная и проверенная  временем система знания о духовно-нравственной природе  человека  в тримерном  её понимании тело-душа-дух  через призму христианской антропологии, апологетики и эсхатологии.

В основе  парадигмы  нравственно-ориентированной  христианской психологии лежит, не  просто  духовное  знание, а  практический опыт огромного числа  аскетов, монашествующих и христианских подвижников, которые  прикоснулись к тайнам устройства  человеческой души, постигли её структуру и свойства, а  также все закономерности её функционирования  и роста, как  основы «нового» человека.

Парадигму христианской  психологии можно в  известной   мере   считать «Метапарадигмой»  человека с  большой  буквы, которая  непротиворечиво вмещает в  себя  не  только естественно-научное  знание, но и знание сверхъестественное, т.е.  мистическое и созерцательное (духовное),  как  бы отражая большую  карту мира во  всей  его материально-духовной полноте и глубине.

Применительно  к  человеку,  парадигму  нравственно-ориентированной  христианской  психологии можно считать системой большого знания о подлинной   природе   человека от момента   его создания  до грехопадения  и исцеления во Христе.

Одним из ключевых  постулатов  данной  парадигмы, составляющих её   фундамент,  является  представление  о первозданном состоянии человека  и последовавшей вслед за  этим  антропологической катастрофе, приведшей   к глубокому  повреждению и изменению всей  природы  человека.

Речь идёт о  нарушении  божественной  заповеди  о  не вкушении «запретного плода» с  древа  познания добра  и зла  или, говоря языком психологии, о повреждении человеческого существа  стремлением  к  самости  и  Я-познанию себя  и  мира,  в результате  чего  произошёл  разрыв  связи с  Богом  и   вся  природа   человека, т.е. тело-душа-дух  претерпела   глубочайшие  изменения.

В  соответствии  с  христианской   антропологией  результатом  вкушения «запретного плода» познания  (добра  и зла)  стало  повреждение  самостью ума Адама и всей  телесно-душевно-духовной природы человека, которая  из ангелоподобной и созерцательной, т.е. бесстрастной, нетленной и бессмертной  стала  глубоко  страстной, тленной и смертной.  Именно для  спасения человека  и рода  человеческого  от окончательной  гибели и  понадобилось пришествие   в  мир Спасителя – Иисуса  Христа для  восстановления  разорванной  связи человека с  Богом  и  для возвращения человеку  знания  и представления  о его первообразе.

«если изменение произволения в Адаме ввело страстность, тленность и смертность в естество [человеческое], то непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству через Воскресение бесстрастность, нетленность и бессмертие.» (Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 42)

Как видно из  рисунков,  в основе повреждения естества первозданного человека лежало изменение  ума, как  высшей  части души, который утратил  изначальную  прямую  связь  с  Богом   и духовным  сердцем  и  сконцентрировался  в  области рассудка  и головного мозга, став  из  сердечного   ума  рациональным.   Таким  образом,  в результате  вкушения  «запретного плода» Я-познания  человек  утратил  прямую  связь с духовным  сердцем   и  познавательная   сила  души  (ум)  из сердца  полностью перешла к  эго рассудку.  В результате Бог оказался отделённым  от человеческого рассудка чувственностью и эмоциональностью, т.е.  страстностью.

Говоря о повреждении человеческой природы, следует обязательно подчеркнуть, то обстоятельство, что хотя процесс разрыва связи с Богом был одномоментным, тем не менее, сам процесс последующего разложения человеческой природы шёл постепенно. Говоря другими словами, силы души (ум, чувство и воля) теряли свою согласованность после разрыва в течение длительного времени.

Вначале человек потерял связь с духовным сердцем, как центром всех сил и энергий души ума, чувства и воли, а позднее и силы души распались, став автономными. В конечном счёте они полностью потеряли свою согласованность, породив массу противоречий между познавательной сферой, чувственной и сферой потребностей.

В данной связи можно смело утверждать о том, что главной проблемой всей современной психологии является проблема гармонизации обособленных и разнонаправленных сил души – ума, чувства и воли, что и порождает основную массу психологических проблем современного человека по мере дальнейшего разложения духовно-нравственной основы.

Именно по этой причине главным отличием парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии от парадигмы психологии академической является вопрос понимания степени здравости природы человека в аспекте наличия у человека самости и эгоизма.

Если парадигма академической психологии считает природу человека изначально идеальной и неповреждённой, как результат естественной эволюции биологических видов, то парадигма христианской психологии в точности наоборот считает человеческую природу глубоко повреждённой по сравнению с естественным и первозданным (телесно-духовным) состоянием человека.

Вот, собственно, откуда и исходит принцип духовно-нравственного исцеления души во Христе и спасения от безраздельного господства самости и эгоизма.

Под эгоизмом в парадигме христианской психологии понимается «Я-центризм» или замкнутость всей когнитивной сферы не на Бога и духовное сердце, как место Бога в душе, а на человеческое Я (эго), являющееся центром личности, который обеспечивает всё смыслообразование и мыследеятельность за счёт образования когнитивных связей соответствующего эгоцентричного типа.

В отличие от рациональной психологии, парадигма христианской психологии предлагает в корне иной принцип структурирования когнитивных связей и сил души к духовному сердцу, когда в центре личности находится не человеческое «Я» (эго), а Бог и совесть. Сложный переход ума и мышления от принципа «Я-центрации» к принципу Христоцентрации с изменением всех когнитивных связей в сетях мозга, разума и сознания и составляет предмет изучения христианской психологии.

Можно сказать, что христианская психология как раз и рассматривает процесс покаяния и обращения к вере, как процесс восстановления потерянной связи ума с сердцем через развитие внутренних связей сетей мозга и разума с сетью духовного сознания, которая проходит через духовное сердце.

Именно по этой причине в парадигме нравственно-ориентированной христианской психологии ключевая роль отводится не самоутверждению и укреплению самости и эгоизма, а в точности наоборот – лишению эгоизма его главенствующей роли в душе через послушание, самопознание и смирение.

Фактически речь идёт не столько о самоуничижении и полном отказе от эго «Я», сколько о познании его порочной сути и страстной природы и уравновешивании нравственностью и совестью через жертвенность и самоотречение.

Фактически покаяние есть не что иное, как возврат потерявших согласованность эго ума, эго чувства и эго воли обратно к сердцу, как месту Бога в душе, для приведения их в прежнее состояние согласованности и триединства – что думаю, то чувствую и к тому стремлюсь.

Вот какова в действительности роль основных категорий христианской психологии: эгоизма, жертвенности и святости, которые символизируют три состояния человека – телесное, душевное и духовное и показывают динамику трансформации сил и энергий души от эгоизма к святости через жертвенность и самоотречение.

Таким образом, парадигму нравственно-ориентированной христианской психологии можно считать не имеющей аналогов моделью, а точнее методологией познания и духовно-нравственного исцеления повреждённого эгоизмом человеческого существа для приведения его из повреждённого состояния в более естественное нравственное, а впоследствии и в духовное.

В этой связи не будет ошибкой утверждение о том, что парадигма христианской психологии позволяет человеку заново обрести его утраченную после грехопадения душевно-духовную и когнитивную силу.

Говоря о парадигме христианской психологии, нельзя обойти стороной святоотеческого предания и в частности трудов святых отцов церкви, которые фактически заложили базис самой парадигмы.

Автором одного из наиболее ранних и глубоких трудов по святоотеческой христианской психологии можно считать святого Макария Египетского, также именуемого Великим (около 300 — 391), Египет, Птинапор, – автора духовных бесед и аскетических наставлений о христианской жизни, почитаемого в лике преподобного, память которого совершается в Православной церкви 19 января.

Именно ему принадлежит одно из первых наиболее целостных систематизированных изложений методологических основ христианской психологии с точки зрения изложения основных этапов изменения человеческого естества – от создания и грехопадения до искупления во Христе и достижения состояния духовного совершенства (обожения) на пути духовного спасения.

Психологической ценностью труда преподобного Макария является то, что в своих Наставлениях о христианской жизни он одним из первых даёт наиболее целостное описание всей методологии преображения человеческого естества через призму трёх базовых состояний – естественного, падшего и сверхъестественного.

Говоря другими словами, святой Макарий одним из первых даёт глубокое представление об антропологии и психологии человека в духовном смысле и контексте, которого нет в парадигме академической психологии, рассматривающей «падшее» состояние человека, как естественное и неизменное.

Второй его заслугой является то, что основываясь на христианской антропологии, он одним из первых даёт относительно подробное описание общей психологии спасения или процесса обожения человека с выделением основных этапов духовного роста (новоначалия, середины и совершенства) и тех изменений в душе, которые при этом происходят.

Составители Добротолюбия (св. Никодим Святогорец и св. Макарий Нотарас) таким образом структурировали труд святого Макария, что по тесту его духовных наставлений были выделены следующие 8 разделов или глав, которые можно в полной мере назвать методологическими основами святоотеческой психологии:

  • Светлое состояние первого человека.
  • Мрачное состояние падшего.
  • Единственное спасение наше – Господь Иисус Христос.
  • Образование твердой решимости последовать Господу.
  • Состояние трудничества.
  • Состояние принявших ощущение благодати.
  • Возможное христианское совершенство на земле.
  • Будущее состояние* по смерти и воскресении.

(Добротолюбие, Т. 1. Наставления святого Макария Великого о христианской  жизни, выбранные  из его бесед)

 * Будущее  состояние рассматривается  как  форма сверхъестественного.

  1. Светлое первобытное состояние
  • – Высшая цель и  благо человека в Богообщении.
  • – Человек был приспособлен к  этой   цели в самом сотворении.
  • – Первые  люди  были в Боге и обладали великими преимуществами и благами.
  • – Человек был свободен быть с Богом или отделиться. Он отделился и пал, как пали и духи.
  1. Мрачное состояние падшего
  • – Адам продал себя лукавому, а тот, завладев им, наполнил его всяким злом.
  • – Сожаление  Бога и Ангелов  о падшем.
  • – Состояние  падшего –  оставленность   запустелого дома.
  • – Вследствие падения вся тварь и весь род человеческий подвергся  действию страстей.
  • – Следствие падения – всюду в мире царствующее смятение.
  • – Все испытывали это, считая  падшее состояние естественным.
  • – Зло не  совсем умертвило человека,  остались в нем проявления духовной жизни.
  1. Господь устроитель спасения
  • – Умилосердился Господь и пришел воплощением для спасения нашего.
  • – Господь хочет, чтобы желающие спастись – спасались, но никого не принуждает.
  1. Образование  твёрдой  решимости спасаться в Господе
  • – Пробуждение от Бога.
  • – Борьба с собой для склонения воли на призыв  Господа.
  • – Представления и убеждения, действующие на склонение воли.
  • – Обретение  душой готовности  склониться на призвание последовать Господу.
  • – Последние   искушения   перед  обретением  решимости спасаться.
  • – Образование   крепкой решимости работать Господу для совершения своего спасения.
  • – Крепкая  решимость  подобна  жертве всесожжения.
  • – Все  неудачи на  пути спасения  от  отсутствия  крепкой  и твёрдой  решимости.
  1. Состояние  трудничества
  • – Цель  спасения в том, чтобы достигнуть обновления естества благодатью Святого Духа.
  • – Обращение  к  Богу  в покаянии,  – залог  начальной  благодати  по принятии таинства. Но не во всех  она   одинаково обнаруживается  и проявляется.
  • – Постепенность проявления  благодати Святого Духа в  душе.
  • – Трудничество –  это  понуждение   себя на всякое дело доброе и сдерживание  себя от всего не одобряемого совестью.
  • – Вторая  сторона  трудничества  – противиться себе в злом. Это  есть брань духовная.
  • – Рассудительность, внимание и осмотрительность – необходимые  составляющие  трудничества.
  • –  Надежда  и  непоколебимая  уверенность, что Господь увидит, сколь усерден труд, удостоверится в верности души, и даст ей Духа Святого и Сам сочетается с нею.
  • – Пост, бдение, уединение, телесный труд, послушание, взаимопомощь, терпение – обязательные   элементы  трудничества.
  • – Не ограничивание  себя  одной  только  внешней  стороной  трудничества.
  • – Не застревание  в  теории  спасения  и  голом  знании, лишённом  деятельностной   практики.
  • – Забота  о стяжании Духа  благодати.
  1. Состояние  принявших действенность духа
  • – У добросовестно, без  саможаления  ведущего   труды подвижничества,  наконец открывается сила и действенность благодати.
  • – Опасность принятия   первой  благодати  Духа за   совершенство духовное.
  • – Вкусившие благодати непрестанно больше и больше жаждут вкушать ее.
  • – Смирение  и нищета  духа – строго необходимые условие и всякого дальнейшего преуспеяния.
  • – Самомнение, превозношение, осуждение  –  главные  опасности  на  этом  отрезке  пути,  ибо за них отступает благодать, а без благодати – тотчас  падение.
  • – С радостью обретения  духовного сокровища, нужно иметь  и страх  его потери, чтобы не оскорбить Духа благодати, и Он не отошел.
  • – Хранение   ума  в  Господе  и  трезвое  руководство  на  пути спасения.
  • – Непрекращаемая борьба с помыслами и  утончёнными  движениями сердца.
  • – Усиление  по  мере  обнаружения  благодати  Духа  внешней  брани от других людей.
  • – Увеличение действия  благодати Святого Духа  в  душе  в  виде  озарений  ума  по  мере  борьбы  с  врагом.
  1. Высшая   степень  совершенства  христиан
  • – Совершенное  просвещение  души  с  созерцанием  Господа в Его Славе.
  1. Жизнь  будущего  века

Подход  святого Макария ни в   коей   мере   не   противоречит более  известному  в православной  среде  духовному  труду  «Лествица»  преподобного Иоанна Лествичника  (около  579 – 649)  – христианского богослова, аскета, игумена Синайского монастыря, память в 4-ю неделю (воскресение) Великого поста,  описывающего  30  ступеней  на  пути спасения.

Отличие  трудов  состоит  в  том, что  преп. Макарий  даёт в  своём труде  и  антропологию  и психологию спасения  одновременно,   перечисляя  основные  вехи  духовного пути,  тогда   как  преп. Иоанн  даёт  в  своём  труде Лествица  более  детальное описание  самой методологии  работы  над  страстями. В итоге  оба  труда  как  бы дополняют друг  друга,  одновременно обозначая  основные   вехи  духовного пути и  саму  методологию работы  со  страстями. Вот почему два  этих  труда вместе с  Евангелием  составляют методологический  базис парадигмы  христианской  психологии.

Всем, кто хочет  осваивать  парадигму  христианской  психологии, следует иметь  ясное  представление о  каждом  из  этих  трудов, понимая, что наряду со Священным  Писанием  они  составляют  неизменный  фундамент  всей святоотеческой  психологии, поскольку  в  точности отражают согласное учение  святых  отцов Церкви.

Таким  образом, парадигма христианской психологии – это проверенная   временем методология  раскрытия  богатства  и содержания  внутреннего мира  человеческой  души  на  основе  видения  в  первую очередь не  совершенств  личности, а  плачевности  состояния души  вследствие  её повреждения  эгоизмом и страстями.

В этом отношении  парадигма христианской  психологии  является  своего рода  путеводителем  души  для  вывода её  из  падшего  состояния  к  естественному, но вывода не  через  возвышение себя, а   через самоунижение и трудничество, т.е.  через  покаяние,  жертву  и  распятие  эгоизма.  Таким  образом,  парадигма  нравственно-ориентированной   христианской  психологии   является  в   полном   смысле  большой  психологией  очищения человеческой природы от власти и засилья  зла.

По причине направленности  духовного роста  вверх, парадигму христианской психологии можно в полном смысле  слова считать «вертикальной  психологией», которая в отличие от парадигмы психологии  «горизонтальной»  (рациональной),   рассматривает  не  одно  состояние  человека, а три различных качественных состояния  (телесное, душевное, духовное), через  призму  тримерии  тело, душа, дух.

«Ответствуем: три суть мысленные способа, по которым ведение восходит и нисходит; и бывает изменение как в способах, какими водится ведение, так и в самом ведении; и чрез это оно вредит и помогает. Три же способа суть: тело, душа, дух.» (Преп. Исаак Сирин, Слова  подвижнические, Слово 25)

Данным  трём  состояниям  соответствуют  три совершенно различных психологии  и  системы  ценностей:

  • Телесноепсихология эгоизма (рациональное  мировоззрение),
  • Душевноепсихология жертвенности (нравственное мировоззрение),
  • Духовноепсихология святости (духовное мировоззрение).

Следует  сразу  подчеркнуть, что  парадигма  нравственно-ориентированной  христианской психологии рассматривает эти  три  разных  взгляда  на мир  не разрозненно, а  в их единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.  С практической   точки зрения наибольший  интерес  представляют  психология  эгоизма  и  жертвенности и   собственно  переход от одной к  другой.

Может  сложиться  ложное  представление  о том, что  парадигма нравственно-ориентированной  христианской психологии  полностью  отрицает  парадигму психологии рациональной (академической).

Это не  так.  В  действительности парадигма  христианской  психологии не  отрицает, а  дополняет и расширяет  спектр представлений  психологии  академической по вертикали возможностей духовно-нравственной трансформации человека в соответствии  с его  тройственной  природой – тело, душа, дух.

Более  того, парадигма  нравственно-ориентированной  христианской психологии   показывает безграничные  возможности  духовно-нравственного  роста  человека, поставившего своей  высшей  целью  освобождение  от  пагубного влияния  эгоизма  и стремление   к  духовно-нравственному   совершенству.

image027
Соотношение двух парадигм психологии – христианской  и  рациональной

Как уже  отмечалось, принципиальной  особенностью  парадигмы  нравственно-ориентированной  христианской  психологии  является  то, что весь  её  методологический базис  базируется  на  трёх видах знания, относящихся к  трём  уровням  утончения  материи:

  • – «телесном знании», т.е. естественнонаучном, соответствующем, как  уже  было сказано,  рациональному  или  эго  состоянию  сознания,
  • – «душевном знании», т.е. религиозном  или обращённом, соответствующем жертвенному состоянию сознания,
  • – «духовном знании», т.е. сущностном или сакральном, соответствующем совершенному состоянию сознания, которое  есть благодатное  состояние  святости.

«Три состояния жизни признал разум: плотское, душевное и духовное. Каждое из них имеет свой собственный строй жизни, отличный сам по себе и другим неподобный.

Плотское устроение жизни то, когда всецело предаются удовольствиям и наслаждениям настоящей жизни, ничего не имея из душевного или духовного устроения, и даже не желая стяжать то.

Душевное стоит в средине между грехом и добродетелью, когда пекутся о довольстве и здоровье тела, и заботятся о славе человеческой, равно и труды по добродетели не отметают, и избегают дел плотских, не прилежат ни к добродетели, ни к греху: к добродетели, по причине несладости ее для них и притрудности, а греху, из за страха лишиться человеческих похвал.

Духовное же устроение – то,  когда не изволяют иметь ничего из первых двух и не допускают худа, отличающего каждое из них, но, будучи свободны от того и другого, на посребренных крылах любви и бесстрастия, перелетают чрез оба состояния, не позволяя себе делать ничего из запрещенного». (Добротолюбие, Т, 5, преп. Никита Стифат, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума, 3)

Данные три  вида знания  символизируют собой  целостные реальности, как   способы  мировосприятия, которые  отличаются друг от друга утончённостью  сознания  и  глубиной проникновения  ума  в телесно-душевно-духовное  устройство человека.

Самым грубым  и поверхностным является «телесный»  уровень  восприятия  и осознания   человеком  себя, как тела. Гораздо более  глубоким  и утончённым является «душевный» уровень  восприятия и осознания, связанный  с  открытием  человеческой  души  и  качествами  (энергиями), питающими  душу, разделяющимися  на  страсти и добродетели.

И, наконец, наиболее тонким и самым глубоким является «духовный» уровень, который  очень сложно выразим синтаксически и связан с  устройством  духовного мира через  призму  энергий  и энергийной   природой существ духовного мира.

Таким  образом, в  парадигме  христианской  психологии, как  парадигме  духовной психологии, воедино соединяются  все  три вида  знания, причём, соединяются (интегрируются)  бесконфликтно.  Именно по этой  причине парадигму христианской психологии можно считать интегральной парадигмой.

Как и положено  любой  дисциплине, христианская  психология  имеет  свою методологию, свой  категориальный  аппарат, а  также структуру, которая отражает основные  этапы  и направления  деятельности.

Категориальный аппарат парадигмы  христианской  психологии  включает в  себя следующие базовые   понятия  и категории христианского вероучения:

  • Представление об образе и подобии человека  Богу
  • Представление о  Четвероевангелии и его символах (Человек, Вол, Лев, Орёл)
  • Представление о  тримерии человека (тело, душа  дух)
  • Представление о  душе через  призму святоотеческого учения
  • Представление о  себялюбии (эгоизме)
  • Представление о  жертвенности (самоотвержении)
  • Представление о святости (совершенстве)
  • Представление о повреждении  человеческой  природы  (первородном, родовом, личном)
  • Представление о страстях (тела, души, духа)
  • Представление о покаянии (метанойе)
  • Представление о сердце (телесном и духовном), как  сосредоточии сил  души
  • Представление о  познавательной силе души (уме)
  • Представление о раздражительной силе  души (чувстве)
  • Представление о вожделевательной силе  души (воле)
  • Представление о девятерной схеме разложения   трёх сил  души на  трёх уровнях (телесном, душевном, духовном)
  • Представление о  трёх  состояния человека (телесном, душевном, духовном)
  • Представление о телесном  состоянии естества (падшем)
  • Представление о  душевном состоянии естества (естественном)
  • Представление о духовном состоянии естества (сверхъестественном)
  • Представление о нравственности
  • Представление о  молитве, психология молитвы
  • Представление о смерти и  вехах  души
  • Представление о Воскресении
  • Представление о  будущем состоянии
Схема посева, роста и формирования “нового” человека

Как видно из  схемы, методологический  базис христианской  психологии делает  упор не  на   «ветхого» (телесного), а  на «нового» (душевно-духовного) человека.

Данный подход, не  имеющий  аналогов,  позволяет  не  просто  раскрыть   человеческую душу, как сакральное  пространство,  закрытое  для рационального понимания, но позволяет  работать  с душой в плане  целенаправленного изменения её базовых свойств  и качеств.

Говоря  другими словами, парадигма  христианской психологии позволяет  раскрыть  внутреннее  сакральное  пространство  человеческой  души и  проследить  всю последовательность изменения  основных сил  души  человека, как  в  процессе  грехопадения, так  и в  ходе  искупления, т.е.  перехода  от «ветхого» состояния   к  «новому».

Таким образом, парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии – это методология  духовно-нравственного  исцеления  человеческой души  для возврата   человека  в  его изначальный статус и чин  богоподобия.

 «Человек  есть тварь, получившая  повеление стать Богом»  (Василий Великий).

Парадигму  нравственно-ориентированной христианской психологии можно в полной мере  считать методологией  формирования  наиболее  правильного мышления и практического христианского мировоззрения, которое наиболее верно и адекватно отражает законы бытия в разрезе  двух реальностей – материальной и духовной.

Характерной особенностью парадигмы  нравственно-ориентированной  христианской психологии можно считать наличие совершенно чёткого и конкретного  представления о высшем смысле  человеческой  жизни, который  заключается в  обожении, т.е. достижении  состояния  богоподобия. Именно поэтому парадигму христианской психологии  можно в полной мере  называть  парадигмой  духовного спасения человека  и  всего падшего человечества.

Таким  образом, парадигму  православной психологии  можно определить, как  совокупность фундаментальных антропологических знаний, вероучительных истин и соответствующих духовных свидетельств и подтверждений (артефактов), проливающих свет на подлинное устройство человека через призму тримерии (дух — душа — тело), которое наиболее верно отражает высший смысл человеческой жизни в уподоблении Богу (обожении).

В наше время углубляющегося духовно-нравственного кризиса, когда  в сознании большинства  людей  доминирующей  является доктрина  эгоизма  с её гедонистическими  и эвдемоническими ценностями, ложно обуславливающими  человека иллюзорными представлениями о счастье и смысле  жизни, парадигма нравственно-ориентированной  христианской психологии является едва ли не  единственным инструментом  и технологией  глубокого  и качественного оздоровления человеческого сознания.

Главной  сложностью официального признания и практического использования парадигмы  христианской психологии является её  аксеологическая  или  ценностная  несовместимость с  доминирующей  в настоящее  время парадигмой  рациональной  психологии, которая  утверждает  приоритет эгоцентрического подхода к  жизни.

С чем можно сравнить парадигму нравственно-ориентированной христианской психологии ?

Её можно сравнить с высоким маяком, установленном на прочном фундаменте, который ярко светит в кромешной тьме жизненной суеты, указывая  неизменно верное направление спасительной гавани для всех кораблей, яхт и судов, дрейфующих по волнам бушующего житейского моря.

Её можно сравнить с навигатором  жизни или подробной картой движения по неизвестной и пересечённой местности, полной опасностей и всевозможных препятствий, на которой  предусмотрительно указаны все наиболее опасные места, а также заботливо отмечены все убежища, места привалов и стоянок для одиноко странствующих путников и небольших групп.

Её можно сравнить с трудной  дорогой возвращения домой из некоторого очень длительного, захватывающего и утомительного странствования по свету, в котором пришлось волей обстоятельств едва не  позабыть о доме и своих любящих родителях, которые нас всегда ждут и помнят о нас. И это возвращение домой с предвкушением долгожданной встречи наполняет сердце  каждого странника особым трепетом и невыразимой радостью.

В упрощённом смысле парадигму христианской  психологии можно уподобить особой методологии взращивания человеческой  души, как своего рода «живого растения», способного приносить  благодатные  плоды  веры.  Именно этот образ плодоносной  виноградной  лозы, использовал  Сам Христос, обращаясь к  ученикам.

Картинки по запросу виноградная лоза картинки«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают». (Ин.15:1-6)

Таким  образом, парадигма  христианской  психологии  есть  не   что иное, как  наиболее  верный  алгоритм или  последовательность шагов  по взращиванию «нового» человека:

  1. Подготовка когнитивной почвы к  «посеву» семени духовного знания,
  2. Посадка семени «нового» человека (крещение),
  3. Ожидание первых всходов души «нового» человека,
  4. Борьба с «вредителями» души  (страстями),
  5. Укрепление души «нового» человека (правильная  духовная жизнь),
  6. Обретение первых «плодов» веры,
  7. Осознанное служение церкви и христианской  добродетели.
Христианская психология – это уникальная “агротехнология” взращивания души

Можно и далее приводить метафоры, отражающие те или иные стороны и грани парадигмы христианской психологии, но в природе просто не существует тех слов, формулировок и определений, которые были бы способны точно передать всю многосложную глубину и  суть этой уникальной когнитивной системы и методологии духовно-нравственного совершенствования.

У читателя   может  возникнуть  вполне  закономерный   вопрос  о том, почему  при  всех её  преимуществах  христианская  психология  не  так  популярна  в  мире, как  психология  академическая  и рациональная ?

Связано это  с  тем, что, во-первых, парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии  неизмеримо  сложнее  психологии академической, а  потому  является  своего рода  высшей  психологией человеческой  души.  Во-вторых, она  болезненно  устраняет  все   иллюзии  о  «совершенстве»  современного  человека  и  обнажает  природу  человеческой   повреждённости  эгоизмом,  чем  отчасти  травмирует  и отталкивает  рациональное   мышление, стремящееся к  позитиву.  В третьих,  стоя  на   позициях   правды  и истины, она накладывает  на  человека  серьёзную ответственность   за  всё  происходящее  с  ним  и  в  мире, который  переживает  духовно-нравственный кризис  и  закат  цивилизации.

Вот почему  эта  модель знания рассчитана на  наиболее трезвых и  осознанных людей, которых по понятным  причинам всегда меньше.

Говоря  о парадигме  христианской  психологии, нельзя  не  отметить того обстоятельства, что она  носит  интегрированный  характер,  соединяя воедино естественнонаучные знания  с  религиозными.

Среди  основных  принципов  парадигмы нравственно-ориентированной  христианской психологии  можно выделить следующие.

  1. Принцип тримерии человека – тело-душа-дух, как творения Божьего, созданного по Образу и Подобию.

Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.» (2 Тим 4;3-5)

Схема тримерии души по св. Феофану Затворнику

«Есть три мысленные способа, по коим ведение восходит и нисходит. Способы сии суть: тело, душа, дух»  (Преп. Исаак Сирин, Подвижнические  наставления, 42)

Говоря другими словами, парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии рассматривает человека через призму взаимосвязи  трёх  самостоятельных  основ: тела – души – духа, как уровней утончения материи  по мере естественного перехода от материальности к духовности.

  1. Принцип Образа и Подобия человека Богу.

Образность и подобие человека Творцу в свете учения Святых Отцов Восточной Церкви состоит в том, что Бог Троица (Отец – Сын – Святой Дух) находит своё преломление в природе человека через призму:

  • человеческого ума, который соответствует Богу Отцу,
  • человеческого слова (порождаемых умом мыслей  и идей), которые соответствуют Богу Сыну  и
  • человеческого нрава (духа), как  концентрированного  выражения  внутренней  природы   человека,  который соответствует Богу Святому Духу.

 «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт.1:26)

«Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святаго Духа» (Св. Игнатий Брянчанинов, Аскетические  опыты, Т.2)

  1. 3. Принцип  высшего  предназначения  человека, который  заключается в  обожении или  уподоблении  человека  Богу.

«Человек есть тварь, получившая   повеление  стать Богом» (Св. Василий Великий, PG, t. 36, col. 560 A)

«Не малоценна же предлежащая нам в обозрение цель, не уступает она первенства ни одному из чудес мира, а, может быть, и важнее всего нами познаваемого, потому что ни одно другое существо не уподобляется Богу, кроме этой твари – человека»  (Св. Г. Нисский, Об устроении человека, Ч.1)

  1. Принцип антропологической катастрофы, который  рассматривает всё естество современного человека глубоко повреждённым  в результате  грехопадения.

 «Когда  человек  пал, то подвергся всестороннему расстройству и сам в  себе и в  своих  отношениях» (Св.  Феофан Затворник, Начертание  христианского нравоучения)

  1. Принцип долженствования или рассмотрения цели и  смысла человеческой  жизни через призму  неотвратимости  высшего духовно-нравственного закона (Закона Божьего).

«Создатель всего сущего дал каждой душе естественный нравственный закон в помощника и союзника в деле совершения тех дел, которые нужно исполнять» (Еп. Евсевий Кессарийский)

«Нравственный закон является общим для всего человечества, и учит, что все совершенное человеком против природы должно заслужить осуждение среди людей, как нечто позорное и ужасное». (Тертуллиан)

«Бог вложил в человека врожденный закон, который управляет человеком как капитан кораблем или как извозчик лошадью» (Иоанн Златоуст)

  1. Принцип покаяния или «метанойи», как метод кардинального изменения направленности мышления и образа жизни на основании добровольного и свободного выбора.

«С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4;17).

 «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа». (Деян. 2;38)

  1. Принцип трудничества  и понуждения в деле борьбы со  страстями  и стяжания добродетелей.

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11;12)

  1. Принцип постепенности  духовно-нравственного возрастания, который говорит о том, что  на  пути нравственного совершенствования и духовного спасения человек проходит соответствующие этапы  и  стадии:

  • – духовное состояние,
  • – душевно-духовное состояние,
  • – душевное состояние,
  • – телесно-душевное состояние,
  • – телесное состояние.

«Видите, сколько у нас сторон или, лучше, степеней жизни! Есть сторона и степень жизни духовная, есть духовно-душевная, есть собственно душев­ная, есть душевно-телесная (кажется, я не оттенил ее как следует – сюда принадлежат наблюдения с воображением и памятью, желания из потребностей тела и чувства телесных состояний и впечатлений), есть телесная. Пять ярусов, но лицо человека одно, и это одно лицо живет то тою, то другою, то третьею жизнью и, судя по тому, какою жизнью живет, получает особый характер, отражающийся и в его воззрениях, и в его правилах, и в его чувствах, то есть оно бывает или духовным — с духовными воззрениями, правилами и чувствами, или душевным – с душевными понятиями, правилами и чувствами, или плотским – с плотскими мыслями, делами и чувствами.» Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, 12, С. 43)

  1. Принцип  девятеричной иерархии сил души (ума, чувства, воли) на  трёх  уровнях человеческого естества (тело, душа, дух).
Схема “девятерной” иерархии сил души по св. Феофану Затворнику

«Не мудрено заметить, что внутри нас есть три рода действий: ум (мысли, представления, соображения); чувства (чувства всякого рода), воля (желания, склонности, предприятия. Но как в составе существа нашего нельзя не различать трех частей: тела, души и духа, то и те три рода действий являются в нас на трех степенях, или в трех состояниях, именно: телесном (животном), душевном и духовном.

Полагая теперь в основание каждому из сих кругу действий особую силу, мы должны сознать девятерную иерархию сил, во внутреннем нашем мире качествующих и действующих под прикрытием тела, этого грубого вещественно-стихийного состава, как и в природе девятерная иерархия вещественных сил действует под видимым нами грубым составом нашей планеты и как в мире невидимом, духовном есть девять чинов ангельских.» (Св. Феофан Затворник, “Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии”, XXV, c 233)

  1. Принцип разграничения компетенции психолога, работающего в нравственно-ориентированной  христианской  парадигме  и  священнослужителя.
  2. Принцип неукоснительного соблюдения нравственно-этического кодекса христианского психолога и духовного окормления.
  3. Принцип служения психологической науке и практике, забота о духовно-нравственном здоровье личности, семьи и всего общества.

Из  задач  парадигмы нравственно-ориентированной  христианской  психологии можно отметить следующие:

  • Теоретические:

– разработка единой интегрированной   концепции  человека в разрезе   тела-души-духа  через  призму  святоотеческой традиции,

– переработка существующих подходов  и методов с  наполнением их духовно-нравственным  содержанием,

– разработка  учебных  планов  и программ по  курсу нравственно-ориентированной  христианской  психологии,

– подготовка учебно-методических  пособий по  курсу основы  православной  психологии и др.

  • Практические:

– удовлетворение растущего спроса со стороны  населения (воцерковляющихся людей) на  православно-психологическую помощь ,

– разработка методов коррекционной и психотерапевтической работы на основе  святоотеческой  психологии и аскетической  практики,

– помощь человеку  и социуму в формировании практического христианского мировосприятия, которое  наиболее верно и адекватно отражает  действительность и др.

  • Экспериментальные:

– Описание практического опыта работы  православного психолога  в  разрезе  современных  вызовов  и нравственных проблем,

– Проведение исследований по  отдельным направлениям православной  психологии,

– Открытие кризисных  центров при  приходах для оказания практической   помощи нуждающимся и др.

Таким образом,  парадигму  христианской психологии можно считать не просто  нравственной альтернативой психологии рациональной, а  «подлинной психологией человеческой  личности», которая  в  полной  мере  соответствует  науке  о душе,  изначально  составлявшей предмет исследований Аристотеля  и святых отцов Церкви.

Ключевой задачей парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии  можно считать  формирования  нравственно  и духовно  здравой  личности, имеющей  практическое  христианское мышление  и мировоззрение, как  наиболее верно отражающее  иерархическое устройство мироздания и соответствующее духу Евангелия, как единого кодекса человеческой нравственности, данного людям Самим Богом.

Как и положено  любой  дисциплине,  христианская  психология  имеет не  только категориальный  аппарат, но определение,  свой  предмет, свою методологию, а  также уникальную структуру.

Христианская   психология  — это область знания, базирующаяся  на   христианской  антропологии  и святоотеческой традиции,    исследующая  через призму антропологической  катастрофы  все закономерности изменения формирования и развития душевных качеств, свойств  и состояний человеческой личности в  разрезе  трёх  базовых  состояний (телесного, душевного и духовного).

Предметом  христианской психологии является человек и его  уникальная личность, а также все процессы формирования, развития и функционирования человеческой личности, изменения её качеств и  направленности,  в связи с её духовно-нравственным  состоянием через  призму  телесного, душевного и духовного уровней.

Личность (от слов лик, лицо, ипостась), в  отличие  от  психики — это неповторимое и уникальное сочетание в  триединстве тела-души-духа всех творческих сил и способностей  человека,  нравственный  образ  которых   определяет  всю   направленность  человека  в жизни  и весь характер   его витальности и  мыследеятельности.

В рамках парадигмы христианской  психологии  можно  выделить  теоретическое направление  и прикладное.  Говоря о структуре христианской психологии, можно  говорить о следующих её  направлениях:

  • психология подготовки к  воцерковлению
  • психология воцерковления
  • пропедевтика  аскетики

Таким  образом,  христианская психология  – это  в  полной   мере  научная дисциплина, которая  в  настоящее  время  находится в  стадии активного развития  и формирования.  Кроме  выше  названных  задач  парадигмы  христианской  психологии, можно  отдельно  выделить  социальную и научную  задачи  парадигмы.

Социальной задачей нравственно-ориентированной христианской психологии является глубокое нравственное оздоровление человеческого общества с утверждением приоритета коллективных духовно-нравственных ценностей, над частными и потребительскими с формированием между людьми подлинно человечных отношений на основе христианской нравственности и морали, а также забота о нравственном  здоровье  личности, семьи и всего общества.

Научной задачей  нравственно-ориентированной христианской психологии  является основательная научная разработка данного направления для его официального признания  и включения в  перечень  дисциплин  для  учебных  заведений христианской направленности.

Говоря  о  методологической   специфике  дисциплины  христианской психологии, нельзя  не   сказать о том, что  это в  значительной   мере  интегративная  и метапарадигмная  дисциплина,  которая  творчески  объединяет  в одном подходе различные   взгляды,  расширяя  границы представлений о мироздании и человеческой личности по вертикали духовно-нравственной иерархии.

В условиях усугубляющегося кризиса духовности и нравственности парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии  является по существу методологической основой всей современной кризисной психологии, стоящей  на страже   человеческого сознания, разрываемого на  части  многочисленными проблемами, противоречиями и вызовами  времени.

Вместе с  тем, первый  опыт направления христианской  психологии убедительно показывает, что в самой   Церкви ещё  существует  целый  ряд стереотипов  и предубеждений  в  отношении  психологии вообще  и христианской в  частности.  Именно  по  этой   причине  данное  направление  не   имеет  поддержки  со стороны  церковного руководства  и  запрос на  его  развитие,  к  большому  сожалению, как  отсутствовал, так  и отсутствует, о чём в своё  время очень  точно и  красноречиво высказался архиепископ Никон (Рождественский).

 «Как жаль, что наша церковная власть в свое время не поручила святителю Феофану Затворнику составить учебник психологии по творениям святых отцов и учителей Церкви! Никто не мог бы выполнить этой задачи лучше этого святителя-подвижника. А то ведь – что грех таить? – в наших духовных семинариях вместо психологии преподается в сущности патология души человеческой. Учебники психологии составлены на основании западных писателей, коих миросозерцание далеко от учения святоотеческого.»  (Архиепископ Никон (Рождественский), Дневники, Козни врагов  наших сокруши…1909 – 1910 гг)

*   *   *

<<< Назад |  Далее >>>