О природе эго и устройстве

bar

<<< Назад | Далее >>>

       «Эгоизм за последние десятилетия настолько глубоко и основательно укоренился в человеке,  что большинство людей считает сегодня его наличие главным признаком нормальности, но  эгоизм никогда не был «нормой» человечности,  поскольку он порождение демонизма»        

эгоО, пресловутый эгоизм, соблазнительное «Я-блочко» познания добра и зла, основа человеческой самости и грехопадения.

О, полновластный владыка всего существа ветхого человека,  падший ум в его состоянии  эго  рассудка и  эго  мышления, воспринимающего всё исключительно через призму  «Я».

О, незримый хищник и тиран, скрытый  в недрах  человеческой личности и  выходящий  на поверхность всеми страстями  души,  какова твоя сущность  и существует ли способ постижения твоей  алчной  природы, привнесённой некогда хитростью и обманом в целомудренное человеческое естество?

Да, отвечают аскетика, святоотеческая психология и духовное наследие  святых отцов  Церкви, способ познания природы человеческого эгоизма (самости) существует, и многие подвижники через аскетическую практику, посредством глубокого покаяния и работы со  страстями раскрыли многие секреты устройства эгоизма и основополагающие механизмы его работы.

Что же такое человеческий эгоизм и эгоцентризм, как состояние сознания, в его сущностном понимании особого способа Я-восприятия, Я-мышления и Я-мировоззрения современного человека?

Начинать исследование эгоизма следует с этимологии данного термина и понятия. Буквально эгоизм значит «Я-изм», поскольку само понятие «эго» происходит от латинского «ego», что значит «Я». Иными словами, эгоизм — это особый способ организации мышления и восприятия через призму личного человеческого «Я» со всеми признаками  и особенностями, присущими этому «Я». Речь идёт, прежде всего, о системе поддерживающих «Я» качеств и полноте власти «Я» над человеком — от ненависти к самому себе до безграничной любви.

Можно сказать, что эгоизм — это форма проявления человеком самости, как высшей распорядительной роли эго, т.е. «Я» от безграничного себялюбия — до ненависти к себе (вплоть до суицида).

Таким образом для эгоизма характерно качество самости, (я сам) как неограниченной распорядительной функции «Я», которая направлена на все сферы человеческой мыследеятельности по всему спектру возможностей личности.

Чаще всего эгоизм проявляет себя в виде извращённого самолюбия, как главной и доминантной установки любви себя превыше всего другого.

В этом отношении эгоизмом можно назвать такой тип организации человеческой мыследеятельности, который определяется бессознательным внутренним стремлением только к личной пользе и выгоде с нежеланием интересы других людей и коллективные интересы ставить выше личных.

Эгоизм всегда предполагает совершенно особый тип организации и структурирования когнитивной сферы, который можно назвать эгоцентризмом.

Эгоцентризм — это такой способ структурирования когнитивной сферы, в котором эго выступает своего рода «ядром» или центром сосредоточения всех интересов эго личности, замыкая на себя все когнитивные связи. Таким образом эго представляет собой в эгоцентрической структуре личности некую условную точку фиксации «Я» и сосредоточения всех когнитивных связей.

ЭгоИз данной схемы понятно, что при эгоцентризме в центре когнитивной сферы находится некое абстрактное человеческое «Я», наделённое при этом совершенно конкретными функциями, правами и полномочиями.

Именно это человеческое «Я», будучи по существу виртуальной структурой или когнитивной проекцией реальной личности, фактически замыкает на себя всю полноту власти над человеком, становясь своего рода «царём» внутри личности.

Примечательно то, что «Я» не возникает из ниоткуда, а целенаправленно формируется в процессе обучения и воспитания. Иными словами, эго представляет собой весьма динамичную и саморазвивающуюся систему, которая имеет устойчивую тенденцию к росту и укреплению, подобно «растению».

Иными словами, при благоприятных условиях, эго способно расти и укрепляться до значительных размеров, становясь не просто доминантой, а единоличным и полновластным «хозяином» всей системы сознания, формируя и утверждая соответствующее эгоцентрическое мышление и мировоззрение, как единственно правильное.

Носителей именно такого типа эго мышления и мировоззрения называют совершенными эгоистами, которые не видят в жизни никого и ничего, кроме себя.

Говоря об эгоизме, невозможно не коснуться вопроса истории исследования его структуры. Одна из первых моделей структуры эго была предложена основателем психоанализа З. Фрейдом в начале 20-х годов прошлого века («Психология масс и анализ человеческого Я» 1921 г).

Как уже говорилось ранее, характерной особенностью парадигмы академической психологии является то, что в основу модели и структуры личности изначально был положен принцип эгоцентризма, который и был сформулирован Зигмундом Фрейдом в его троичной концепции Эго (Я), Ид (Оно) и Супер Эго (Сверх Я).

Эго (Я) представляет собой по Фрейду ту часть человеческой личности, которая осознаётся как повседневное «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия и ощущения. По мнению того же Фрейда «Я» формируется в самом человеке в определённый момент зрелости из неких базовых структур бессознательного по мере формирования личности, становясь со временем основой всего сознательного.

Ид (Оно) — представляет собой два полярных и постоянно противоборствующих начала в человеке — конструктивное (либидо) и деструктивное (мортидо), взаимодействие которых и порождает по мнению того же Фрейда всю сознательную активность человека во всём богатстве впечатлений, ощущений, эмоций, перживаний и чувств.

Супер Эго (Сверх Я) — представляет собой по мнению того же Фрейда глубинные и неосознанные родительские образы наследственного (архетипического) характера или управляющие социальные программы, которые «сами собой» активизируются по мере роста и развития психики. По его мнению, именно с ними и связана религиозность человека и мысли о Боге, как «большом отце». Следует отметить, что данная схема выглядит весьма обоснованно с рационально-психологических представлений, хотя с точки зрения христианской антропологии и психологии тут имеется масса противоречий.

Эго Фрейд
Структура эго по Фрейду

Развивая эволюционную теорию возникновения сознания, Фрейд делает вывод о том, что сознание — это только часть психики, область осознаваемого индивидом, определяющая выбор поведения в социальной среде, однако не всецело, поскольку могут быть и другие факторы, мотивирующие поведение, относящиеся к общепринятому, этно-культурному или не осознаваемому (духовно-нравственному).

Исследование Зигмундом Фрейдом структуры эго приводит его к необходимости чёткого разграничения осознаваемого (психического) и не осознаваемого (духовного), вплоть до противоречий между ними, что сегодня можно считать заблуждением.

Тем не менее, Фрейд признаёт то, что в их бесконечной борьбе доминанта бесспорно принадлежит не осознаваемому, т.е. духовному.

В то же время, далее в глубь бессознательного, основатель психоанализа не пошёл, остановившись на утверждении дарвиновской модели, рассматривавшей сферу сознания, как результат перехода от прямой реакции (раздражения) к контролируемому поведению, регулируемому рассудком.

Для времени Фрейда это было, вне сомнения, передовое знание об устройстве психики, но с точки зрения современных знаний о природе сознания, предположения Фрейда выглядят по меньшей мере наивными и заведомо ограниченными.

Тем не менее, именно эгоцентричная модель устройства когнитивной сферы с подачи отцов психоанализа, стала главенствующей в парадигме академической психологии на долгие годы.

Развитие эго по З. Фрейду происходит относительно медленно и осуществляется на протяжении всего периода детства. Даже достигая той или иной степени физиологической зрелости, люди могут существенно различаться между собой по степени проявления эго.

Степень проявления эго получила в психологии название «силой эго». В практике известно не мало случаев, когда осознание своего собственного «Я» происходит с некоторой задержкой и дети вплоть до 10 — 12 лет могут, как бы не осознавать самих себя в качестве самостоятельных, т.е. самосознающих личностей, живя т.н. «безличностной» жизнью или жизнью без ощущения собственного «Я» в полном смысле этого слова.

Одним из подлинных открытий Фрейда, связанных с особенностями функционирования эго, можно считать ключевой принцип регулирования психической деятельности у любого носителя эго мышления. Это принцип «удовольствия», который и составляет основу гедонистического подхода к жизни.

Фрейд убедительно показал, что принцип удовольствия автоматически регулирует всю работу психики и эго мышления, причём, не просто регулирует, а модифицируется в принцип формируемой эго реальности, основанной на сплошном удовольствии.

Говоря другими словами, Фрейд научно доказал, что стремление к удовольствию является главным (доминантным) регулятором и побудительным мотивом в работе эго сознания, с помощью которого эго ум и создаёт окружающую его реальность. Данный принцип, известный как «гедонизм», по сей день является главным экзистенциальным критерием и движущим мотивом, который реализуется в подходах современной психологии.

Что касается подлинных причин, по которым Зигмунд Фрейд не стал утруждать себя погружением в бессознательное, оставим это на его совести и спишем на время воинствующего атеизма и гностицизма, когда любое упоминание о религиозности ставило крест на научной карьере. Вероятнее всего именно по этому З. Фрейдом и была введена универсальная и абстрактная категория «бессознательного», которая и вобрала в себя всё то, что лежит за пределами рационального рассудка.

С позиции представлений нравственно-ориентированной христианской психологии, сегодня можно совершенно уверенно говорить о том, что в категорию «бессознательного» З. Фрейд поместил человеческую душу и её тонкоматериальную природу, глубоко и основательно исследованную до него святыми отцами Церкви.

Таким образом, в категорию «бессознательного» в парадигме академической психологии попало всё то глубинное, сущностное и душевно-духовное, что не становится для рационального мышления объектом прямого и непосредственного осознания.

Таким вот путём ещё одной подмены и упрощения вся совокупность душевно-духовных процессов и явлений, оказалась категорией «бессознательного», а фактическим центром сознания и всей когнитивной сферы стало эго, т.е. «Я».

Позднее К. Г. Юнг, которого  считают  учеником Фрейда,  хотя  это совсем не  так, развил и углубил представление Фрейда о «бессознательном», т.е. о душевно-духовном, и выделил в нём более личное индивидуальное бессознательное (душевное) и менее личное коллективное бессознательное (духовное). Этими категориями по существу и было ограничено всё понимание душевно-духовного устройства человека в парадигме академической психологии.

Индивидуальное бессознательное по мнению Юнга было отражением природы «предсознания» или того неизвестного, что хоть и не осознаётся человеком в настоящее время, но может быть осознано им в принципе при условии развития осознания. Иными словами индивидуальное бессознательное — это то, что в принципе может быть частично постижимо и осознано.

Коллективное бессознательное по его мнению представляет собой те глубинные формы связей и зависимостей, как паттерны (шаблоны), которые невообразимо глубоко укоренились в сознании в результате всего прошедшего социального опыта всего человечества и по этой причине являются практически недоступными для восприятия и осознания, т.е. совершенно непостижимыми и не осознаваемыми.

Таким образом фактически была зафиксирована структура психического эго бытия (не духовно-нравственного), как результат естественной эволюции мышления на основе социально-исторического опыта.

Проще говоря, благодаря отцам психоанализа, т. е. Йозефу Брейеру и Зигмунду Фрейду научная психология получила в качестве объекта исследования внешнюю эгоцентрическую структуру психики, а вся глубинная структура души, включая систему движущих сил, просто исчезла и выпала из контекста исследований, перейдя в категорию индивидуального и коллективного бессознательного.

Отдавая должное отцам психоанализа, хочется напомнить, что в святоотеческом предании и наследии отцов Церкви ещё с первых веков христианства существовало знание о тримерии человеческой природы (тело, душа, дух) и тричастном устройстве души (ум, чувство, воля).  Одна   из первых концентрических схем устройства души через  призму  тримерии (тело, душа, дух) была  предложена  основателем  направления  христианской психологии святителем  Феофаном Затворником ещё   в 1875 г.

Продолжая разговор о структуре эго, у неискушенного читателя может возникнуть ложное представление о том, что эго или «Я», как некое «ядро», должно находиться в самом центре структуры личности, однако это заблуждение.

Развёрнутая структурная модель психического бытия, данная К. Г. Юнгом в 1935 г. в его Тавистокских лекциях убедительно показывает, что эго — это не «ядро» личности, а только внешняя периферическая «оболочка» мышления, а точнее место  концентрации нейронно-синаптических связей, ориентированных исключительно во внешний мир.  Проще  говоря, эго – это некий  условный  центр  человеческой личности, замыкающий  на   себя   все внешние  и внутренние связи.  Таким  образом, концентрическая   модель психического бытия с духовным «ядром» не   является изобретением Юнга. К.Г. Юнг лишь детализировал  тримерическую  схему св. Феофана  Затворника, выделив ряд подуровней от чувства (душевного) до бессознательного (духовного).

imageego
Схема психического бытия К.Г. Юнга

В соответствии с данной схемой психического бытия по Юнгу, видно, что в самом центре и глубине структуры личности находится индивидуальное и коллективное бессознательное (душевно-духовное), тогда как мышление находится на самой периферии всей многоуровневой когнитивной сферы.

В верности этой схемы нет оснований сомневаться, поскольку она коррелирует в общем мистическим представлениям и на протяжении многих лет составляет основу структуры психического бытия в аналитической психологии.

Таким образом, эго в соответствии с данной схемой есть, не что иное, как способ центрации мышления или форма структурирования и направленности всей когнитивной сферы вовне. Можно сказать, что эго чем-то напоминает сетчатку глаза, как внешняя оболочка сознания, выполняющая роль зеркала для отражения внешней реальности.

Таким образом, важнейшей особенностью эго является его обращённость во внешний мир и осуществление полного контроля над всей когнитивной сферой. Именно поэтому картина реальности, формируемая и отражаемая в эго сознании, практически полностью задействует весь ресурс внимания, не позволяя эго переключаться ни на что другое, кроме внешнего мира (эго реальности).

По этой причине картина реальности, сформированная эго, является как бы законченной, целостной и безальтернативной.  Структуру эго можно отобразить и в векторном виде по аналогии с человеческим глазом, обращённым во внешний мир.

«Орган зрения телесного – глаза, а орган зрения душевного – ум. Как тело, не имеющее очей, слепо, не видит солнца, освещающего всю землю и море, не может наслаждаться светом его, так душа, не имеющая благого ума и доброй жизни, слепа: не ведает и не славит Бога, Творца и Благодетеля всех (тварей), и войти в наслаждение Его нетлением и вечными благами не может.»  (Добротолюбие, Т. 1, О доброй  нравственности и святой  жизни, Антоний Великий)

Эго глаз
Векторная модель эго ума по Юнгу

На этой схеме, также впервые данной Юнгом в Тавистокских лекциях, область D и представляет собой область эго сознания. Прямая А — А условно обозначает линию порога сознания (когнитивного порога). С — внутренняя область мышления в направлении бессознательного. B — символизирует направленность вектора эго в сторону внешнего мира.

Как видно из данной схемы, эго имеет внешнюю границу, которая находится в области постоянного взаимодействия с внешним миром D — В. При такой направленности вектора внимания В, в плоскости А — А зеркала восприятия может отражаться только внешний мир, который ограничен когнитивным порогом эго сознания.

Глаз
Глаз человека, как модель эго ума

При такой ориентации мышления, очевидно, что эго ум D не может исследовать сам себя в направлении области С, переступая через когнитивный порог А — А.

Примечание: В святоотеческой психологии невозможность исследования человеческим умом самого себя, образно сравнивалась с невозможностью глаза видеть себя без вспомогательного отражающего инструмента.

Забегая вперёд, можно сказать, что для исследования эго умом самого себя, вектор В, обращённый во внешний мир, должен быть переориентирован диаметрально противоположно или обращён с внешнего мира на внутренний (душевно-духовный) т.е. за границу области С.

При этом нельзя не упомянуть и том, что той силой, которая способна обратить, т.е. диаметрально развернуть вектор всей системы эго сознания во внутрь, является сила метанойи (покаяния). Отсюда и происходит понятие обращения сознания (к вере).

Говоря об эгоизме, нельзя не сказать о том, что совершенно неправомерно считать эгоцентризм, как стадию индивидуации, олицетворением одного только зла, поскольку это необходимый этап развития человеческой личности, связанный с самоидентификацией, социализацией и утверждением личности в мире других людей.

Пороком и злом эгоизм и эгоцентризм становятся лишь тогда, когда приобретают в когнитивной сфере человека тотальный и деспотический характер, когда эгоистический подход к жизни становится безальтернативным и стяжательство доминирует над отдачей, а соперничество над сотрудничеством, когда самость и субъективизм становятся эго доминантой и организатор порядка эго ум превращается в деспота — надсмотрщика.

Говоря другими словами, эгоизм — это одна из форм организации человеческого сознания, как индивидуального, так и коллективного, стоящая на страже порядка низшего (примитивного) уровня и призванная упорядочивать хаос, в которой застревает индивидуальное и коллективное сознание, делая эту форму управления умом не просто доминантной, но единственно возможной, становящейся из помощника тираном и диктатором.

Продолжая исследование эго, как способа организации человеческой мыследеятельности, нельзя не отметить его наиболее важных особенностей.

  1. Начать, по всей видимости, следует с самого главного, что характерно эгоизму, — неистребимого внутреннего стремления человека руководствоваться в жизни только лишь интересами и побуждениями собственного «Я», которое занимает центральное положение в структуре личности, вокруг которого по существу вращается весь мир.
  2. Второй важнейшей особенностью эгоизма является бессознательное стремление личности к бесконечному удовлетворению запросов своего «Я» (эго) через захват или извлечение личной выгоды из всего, с чем сталкивается в жизни человек. В этой связи укрепление и разрастание империи «Я» становится для эго личности важнейшей задачей и смыслом жизни.
  3. Третьей особенностью эгоизма, вытекающей из первых двух, является высшая цель существования эгоизма, связанная с получением от жизни одного только удовольствия и удовлетворения. Можно сказать, что в системе эго отношений человек становится рабом и заложником гедонизма, как стремления к безграничному удовольствию и удовлетворению.

Из этих трёх наиболее важных особенностей эгоизма вытекает важнейшая характеристика эгоцентрического подхода к жизни, связанная с захватом всего ценного, полезного и значимого, что попадает в поле зрения человеческого «Я», не взирая на то, насколько захватываемое необходимо.

Данная установка на захват действует в программе эго автоматически. Именно поэтому главное для эго — это просто успеть захватить и сделать своим любой значимый ресурс.

Объектом захвата для эго может выступать практически всё доступное — материальные и нематериальные ресурсы, включая власть, славу, знания, внимание, привилегии, почести и т. д. Можно сказать, что абсолютно всё ценное и значимое, из чего эго может извлечь личную выгоду и использовать с пользой для себя, т.е. для самоутверждения и получения удовольствия, представляет для него интерес в плане захвата.

Любая эго система представляет собой однотипную структуру и способ упорядочивания мышления при котором все базовые функции и свойства психики (мышление, чувство, память, внимание, воля и т.д.) направлены, упорядочены и действуют совершенно определённым образом — эгоцентрически, т.е. под управлением условного центра «Я».

С позиции сущностного восприятия наиболее характерной особенностью эгоцентрической когнитивной сферы является разделённость (обособленность) трёх фундаментальных сил души — ума, чувства и воли, которые действуют как бы разрозненно и сами по себе. Данная разделённость основных движущих сил души и создаёт в эго-ориентированной когнитивной сфере абсолютное большинство внутренних проблем и противоречий из-за несоответствия направленности ума, чувства и воли, которое выражается известной фразой — «одно думаю, другое чувствую, а к третьему стремлюсь».

Исходя из своей главной функции захвата и контроля, эго является своего рода «когнитивным хищником». Именно по этой причине эгоцентрическое мышление является олицетворением не добродетельного, а «хищного» сознания, высшим состоянием которого является интеллект, руководимый эгоистической (эгоцентрической) целесообразностью.

Целесообразность в системе эго — это самоутверждение любой ценой и удовольствие от жизни до бесконечности. Интересы других любым эго в расчёт просто не принимаются.

В любой эго системе внимание к эго является одним из главных инструментов, питающих, укрепляющих и взращивающих эго систему. Именно по этой причине к вниманию эго всегда проявляет повышенный интерес и старается быть окруженным вниманием, стремясь всеми силами оказаться в самом его центре.

Любую систему эго поддерживают и сохраняют совершенно конкретные эго качества (энергии эго), которые в святоотеческой психологии именуются страстями. В системе эго практически все человеческие чувства и качества, включая глубоко возвышенные любовь, преданность, верность, честность, искренность и т. д. находятся в глубоко изменённом и даже извращённом состоянии.

К примеру такое качество как любовь, в системе эго лишено своей безусловности и жертвенной чистоты, а является разменной монетой, инструментом манипулирования, объектом захвата и стяжательства для использования опять же с целью получения от любви удовольствия и удовлетворения — сексуального (телесного), эмоционально-чувственного (душевного), эстетического и ментального (духовного).

Не будет большой ошибкой сказать, что жизненной установкой эгоизма является бесконечное расширение себя для получения максимально полного и возможного удовольствия и удовлетворения от жизни. В данной связи неизбежным и закономерным результатом неограниченного эгоизма является такое явление, как олигархизм или концентрация в руках одного сверх эго неограниченных материальных ресурсов и власти.

Что любопытно, стремление к абсолютной и единоличной власти является главной мета целью и сверх задачей любого эгоизма, который готов ради её достижения соперничать даже с Богом. Данная особенность эгоизма наиболее характерно выдаёт демоническую природу эго.

По своей сути и природе эгоизм — это не временное или преходящее состояние, сменяемое другим, а постоянно растущее и укрепляющееся состояние и качество когнитивной сферы, которое способно до самого основания пронизывать все уровни психического бытия человека, становясь тотальным и не оставляя душе альтернативы.

Таким образом эгоизм — это не просто доминантное состояние когнитивной сферы, а целостная и устойчивая программа управления сознанием (эго программа), которая, как «операционная система» компьютера, умом воспринимается как единственно возможный, верный и безальтернативный подход к жизни. Именно этом объясняется сложность и невозможность переубеждения закоренелых эгоистов.

Говоря о принципах работы любой эго системы, можно сказать, что ключевым является принцип безупречности внешней формы любого эго, которая при ярком блеске, солидности, благопристойности, галантности и прочих качествах, внушающих доверие, внутри себя в абсолютном большинстве случаев содержит ложь и пустоту.

Эгоистичная человеческая натура — это по существу эффектный, привлекательный и располагающий всем своим видом манипулятор, имеющий эффектный внешний камуфляж, внутреннее содержание которого совершенно не соответствуют его располагающей, броской и галантной внешности. Осознание эгоизмом двойственности своей природы, т.е. внешнего блеска и внутренней пустоты является для любого эго крайне болезненным вопросом от которого оно старается уйти любыми способами, откладывая на самый конец.

Эгоизм, как система построения и упорядочивания когнитивных связей, проходит несколько стадий своего развития от обычной беспричинной жадности и повышенной предприимчивости до олигархизма и имперского стремления овладеть всем миром. Типичный пример сверх эгоизма имперского масштаба — США.

В настоящее время эгоизм представлен чаще всего в бизнесе и крупном предпринимательстве. Современный эгоист — это успешный бизнесмен и крупный предприниматель, основные усилия которого сконцентрированы на расширении своей эго империи. Именно по этой причине крайне важная задача для эгоизма — это поддержание внешнего блеска и эффектного имиджа (муляжа) «безупречной» личности с целью произведения на окружающих нужного эго эффекта и впечатления.

Нужный эффект для эго — это затмевание всех «блеском и сиянием» своей исключительности, пускание всем в глаза «золотой пыли» успешности, основательности и солидности с вызовом к себе полного доверия у потенциальных жертв, для последующего использования их доверия.

Имидж успешности и безупречности жизненно нужен эгоизму с одной стороны для подпитки столь приятного ощущения собственной важности и значимости на фоне прочих менее значительных, а с другой стороны для ведения эффективной «охоты» на потенциальных жертв из числа наивных и доверчивых, впечатлённых обманчивым блеском внешних форм эго.

Для эгоизма, как совершенного «хищника» в человеческом облике, жизненно важно не быть чем-либо ограниченным в плане совести и ответственности. Именно по этой причине полная свобода для эго — это важнейшее условие любого эго существования. В современных условиях основной доктриной защиты свободы эгоизма является доктрина толерантности и либерализма.

В силу двойственности любой эго структуры (внешний блеск и внутренняя пустота), основным качеством любого эго является его неискренность и стремление выдавать желаемое за действительное. Именно по этой причине в системе эго отношений в принципе не существует и не может существовать подлинной и настоящей дружбы, как бескорыстных и искренних человеческих отношений, построенных на доверии, уважении, искренности и безусловной любви. Эгоизм просто не может удержаться от соблазна не поиметь для себя что-то с выгодой и за счёт «друзей». Именно поэтому «дружба» в системе эго всегда имеет оттенок скрытой выгоды и осуществляется преимущественно по принципу «ты — мне, а я — тебе». Без аспекта личной выгоды (прямой или косвенной), а с моральными обязательствами и личной ответственностью, дружба эгоизму не нужна и не интересна.

Супружество в системе эго — это особая, крайне болезненная и сложная тема, которая с одной стороны привлекает эго своими перспективами и социальным статусом, а с другой — ужасно напрягает своими обязательствами, ограничениями и ответственностью, т.е. необходимостью поступаться чем-то личным и жертвовать своим во имя общего (семейного).

Семья для эгоизма — это обуза, которая ему в тягость, поскольку лишает эгоизм привычных свобод и удовольствий, заставляя напрягаться, нести ответственность и страдать на для себя. По этой причине для эгоизма свойственны частые разводы, супружеские измены, многобрачие, сожительство, распутство и прочие формы т.н. свободных отношений.

Супружеские отношения в системе эгоизма, как уже говорилось выше, лишены своей подлинной основы — преданности, верности, жертвенности и ответственности, а имеют характер бизнес партнёрства или азартной игры с корыстной подоплёкой и окраской.

Эгоизм в супружеских отношениях проявляется в том, что любовь для эгоизма имеет собственническую окраску, а потому является одним из средств получения того же удовольствия и удовлетворения, только в более глубокой и личной форме (чувственно-эмоциональной).

Говоря другими словами, супружество в системе эго не имеет характера святости и не носит подлинно жертвенной окраски, а потому не является формой бескорыстного дарения (отдачи) себя и своей любви другому без остатка, какой подлинная любовь является по существу. Любовь для эго — это способ стяжания наиболее высоких чувств и эмоций для получения преимущественно личного удовольствия и удовлетворения, не задумываясь особо о том, что чувствует партнёр.

Характерной особенностью любви в системе эго является распространение собственнических отношений на объект своих чувств, вплоть до права «владения и распоряжения» объектом любви, как вещью и личной собственностью. По этой причине патологическая ревность к объекту любви является неизбежным элементом эго отношений. Эго просто не может допускать того, что объект его чувств и интересов может иметь такую же полную свободу и самостоятельность в проявлении своих чувств, как и само эго. По этой причине любые проявления самостоятельности и независимости объектом эго любви, вызывают у эго жгучие вспышки ревности, которая может доходить до гнева, слепой ярости и жестокой мести. За всем этим стоит особая система качеств и энергий, питающих эго, именуемых в святоотеческой психологии страстями.

Эгоизм — это тираническая по своей природе система, в которой по определению не может быть двух абсолютно равных «Я» и в супружестве в том числе. Отсюда исходит патологическое стремление любого эго к осуществлению полного (тотального) контроля над мыслями и чувствами объекта эго любви, причём, это в равной мере относится и к сильному и к слабому полу. В сущностном понимании эгоизм, как форма упорядоченности когнитивных связей, не имеет половых различий. Именно поэтому и эгоизм и сверх эгоизм в равной степени могут проявлять и мужчины и женщины. При этом мужской эгоизм чаще отличается вероломством и прямотой, а женский изысканностью, утончённостью и коварством.

Для любого эгоизма характерно патологическое недоверие всему и вся, по этой причине эгоизм всегда окружает себя системой информаторов и осведомителей и организует систему тотальной слежки и контроля за всем и вся, включая и объекты любви.

В системе эгоизма основным принципом и правилом организации и упорядочивания жизни является принцип эго целесообразности, т.е. целесообразности личной выгоды эго, которая всегда бывает тщательно просчитана математически.

Для эгоизма не существует такой категории, как высший духовно-нравственный закон или Закон Божий. Единственным существующим для эгоизма законом на земле является закон полной и неограниченной свободы эго. Вторым по значимости для эго является закон неприкосновенности частной собственности, как высшей ценности на земле.

В системе эгоизма нет всей полноты представлений о таких понятиях, как нравственность, духовность, жертвенность, справедливость, совесть, бескорыстие, служение, милосердие, сострадание, смирение, кротость и т. д.

Все разговоры о духовности, религиозности, вере, святости и т. д. для эгоизма полностью лишены смысла, т.е. рационального понимания, а потому являются не более чем пустыми словами.

Несмотря на все недостатки эго системы, эгоизм способствует развитию мышления, но только в рациональном виде (горизонтальном) калькуляторной и процессорной способности психики. Высшей формой развития эго мышления является интеллект, который не имеет ничего общего с духовным сознанием и духовной осознанностью, как мышлением вертикального типа.

Как ни странно, «духовность» также может иметь место в системе эгоизма, как вершина его интеллектуального и культурного развития, проявляющаяся как правило в образованности, просвещённости, а также эстетических и культурных предпочтениях.

Эгоизм может прикасаться и к такой высокой категории, как Бог, только будучи нацеленным на извлечение личной выгоды из всего и вся, эгоизм не может не извлекать выгоды и из категории Бога, эксплуатируя собственную «культурность» и «образованность», как проявления высшей духовности и божественности.

При глубоком исследовании феномена «духовности» любого эго, выясняется чаще всего то, что за ширмой «духовности» у эгоизма всегда прячутся страсти (гордость и тщеславие), выражаемые известной фразой святителя Феофана Затворника — «Сам дрянь-дрянью, а всё твердит: я не такой, как все прочие люди».

Эго, кончиком мизинца прикоснувшееся к духовности и религиозности, можно называть уже «душевное эго», поскольку оно вышло на уровень более высоких чувств и ощущений по сравнению с низшими (телесными).

Любой, кто осмеливается критиковать «душевное эго», рискует навлечь на себя всю силу его «божественного» гнева и почувствовать на себе всю беспощадность его «божественного» презрения и ненависти, вплоть до физического уничтожения. В этот момент и выясняется подлинная сущность любого «душевного эго».

Говоря об эго, нельзя не сказать о том, что «душевный эгоизм» в религиозных формах проявляет себя беспощадной религиозной ревностью и гневом, которые в силу слепоты могут быть просто бесчеловечно кровожадны и беспощадны к своим «врагам». В этом отношении такие явления, как национализм, религиозный экстремизм, фанатизм и д.р. являются крайними формами проявления «душевно-духовного эгоизма».

Усиливающееся в настоящее время противостояние западной и восточно-славянской цивилизаций является прямым результатом столкновения люциферианской доктрины эгоизма с христианской доктриной нравственности, как отражение извечного противостояния добра и зла.

Говоря об эгоизме, нельзя не коснуться специфики его ценностной основы, которая в абсолютном большинстве случаев рациональна, материальна и безбожна, как отражение ценностей одной только материальной стороны бытия. Духовные и религиозные ценности для эгоизма имеют только гипотетическое значение и реальной ценности не представляют. Именно по этой причине в системе эго сознания для Бога и духовной реальности места как бы не существует, как не существует и представления о двойственной телесно-душевной природе человека.

В системе эго мышления существует только внешний или «телесный человек», как результат эволюции биологических видов, который живёт для получения от жизни одних только благ и удовольствий. Именно поэтому задача каждого человека — взять от жизни по максимуму, а лучше всё. Такая вот нехитрая аксеологическая модель и управляет эго сознанием.

Следует отметить, что периодически эго допускает в свою когнитивную сферу мысли и рассуждения о существовании Бога, души и духовном бессмертии, но эти мысли в конечном счёте не приживаются в когнитивной сфере и вытесняются эго, как фантазийные и не соответствующие воспринимаемой эго реальности.

Таким образом, реальных представлений об устройстве мироздания, о наличии духовного мира, о Боге, о высшем смысле жизни человека, о душе, о бессмертии души и о духовном спасении в системе эго сознания просто нет в силу невозможности принятия этого знания эго умом.

Вот почему принцип работы любой системы эго подобен зеркалу, обращённому только во внешний мир, отражающему явления внешнего порядка. При таком устройстве эго, его реальное внутреннее состояние всегда остаётся как бы не исследованным. При этом любые попытки пробиться во внутренне пространство эго для исследования его состояния оказываются неприемлемыми для эго, как инвазия, а потому блокируются разнообразными эго защитами: замещение, компенсация, вытеснение, реактивное образование, отрицание, проекция, сублимация, регрессия и др..

Таким образом, особенность структуры эго мышления, обращённого во вне такова, что он с одной стороны не может исследовать сам себя, а с другой — препятствует любым импульсам, направленным на исследование и раскрытие внутреннего содержания эго и любые попытки проникновения за внешнюю границу эго расцениваются им как агрессия и нарушение границ.

Именно этим обстоятельством объясняется стремление эгоизма уйти от открытости, искренности, прямоты, доверия, простоты и любой критики, обращённой во внутрь эго, вскрывающей и обнажающей его внутреннюю суть.

Любые попытки прямой критики эгоизма практически всегда расцениваются им, как «негатив и агрессия» через призму эмоциональных фильтров и наоборот любая лесть, похвала и комплименты всегда приятны эгоизму в любых количествах, как «позитив и мир», поддерживающий иллюзию эго о его благополучии.

Активное стремление эгоизма к избеганию от любой критики и правды, отличной от правды эго, имеет своё логическое объяснение, связанное с не желанием эго исследовать своё внутреннее содержание, которое всегда проблемно и ложно.

Именно поэтому, будучи надёжно защищённым направленностью мышления во вне и иллюзиями о собственном благополучии, эгоизм может успешно чувствовать себя до смерти человека, не имея возможности узнать всей правды о себе и своей природе.

Принципиальная структура любого эгоизма хорошо соотносится с пирамидой, отражающей как статическую сторону эгоизма в виде качества самоутверждения, так и его динамическую сторону в виде качества соперничества.

Внутренним армирующим стержнем и верхушкой всей пирамиды человеческого эгоизма, как уже отмечалось ранее, всегда являются высшие страсти души — тщеславие и гордость.

Следует подчеркнуть, что эгоизм — это в большинстве случаев активное состояние когнитивной сферы, которое не может пребывать в покое и без деятельности. Эгоизм всегда динамичен и деятелен в плане поиска доступных ресурсов и ниш для захвата и самоутверждения.

Как уже говорилось ранее, эгоизм ничего не делает и не может делать в жизни от чистого сердца и без личной выгоды. Практически каждый бескорыстный с вида поступок в программе эго всегда преследует ту или иную скрытую цель или вторичную выгоду.

Даже благотворительность в системе эго не носит характера подлинной жертвенности и служения, а носит во многих случаях характер сделки или приобретения эгоизмом весьма почётного, уважаемого и престижного имиджа «добродетеля» и «благотворителя». Данный имидж бывает нужен эгоизму чаще всего для того, чтобы с его помощью получить доступ к ещё большим ресурсам и власти для самоутверждения.

В какой-то мере правомерно говорить о том, что благотворительность и милосердие для эгоизма — это своего рода «овечья шкура» для волка по натуре, который желает получить доступ к стаду.

Как полноценная программа управления сознанием, имеющая не одну степень защиты, эгоизм умеет в совершенстве маскироваться и прятать свою подлинную природу, прикрываясь снаружи самыми благими целями, задачами и намерениями.

Единственное, чего не может спрятать в жизни эгоизм, — это конечных результатов и плодов всех своих усилий, которые и были его самой главной целью в жизни. Плодами эгоизма всегда были, есть и будут слава, известность, успех, богатство, роскошь, удовольствие, защищённость и т.д., причём, с обязательной пометкой «только для меня любимого».

Все разговоры и громкие заявления эгоизма о социальной справедливости, демократии, равенстве, гуманизме, свободе слова и т. д. — не более чем пропагандистская мишура и средства манипуляции для утверждения господства самого эгоизма, ведомого этим же принципом «только для меня любимого».

В этой связи известная Евангельская цитата «Итак по плодам их узнаете их.» (Мф. 7—20) — как нельзя лучше отражает принцип распознания эгоизма.

Двуличная природа любого эгоизма, у которого внешняя сторона идёт вразрез с внутренним содержанием, очень точно выражается Евангельской метафорой «окрашенных гробов», адресованной фарисеям и книжникам:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.» (Мф.23;27-28)

Данная цитата, адресованная по существу самым образованным в духовном отношении людям того времени (толкователям духовных законов), говорит о том, что эгоизм может иметь место не только в светском, но и в религиозном сознании, где он защищает себя по сути высшим законом и Самим Богом.

В этой связи становится понятно, что проникновение во внутреннее пространство эго для его исследования — это сложнейшая задача, в ходе которой нужно преодолевать мощнейшую систему защит эго активно препятствующих любому вмешательству.

Тем не менее, исследование эго возможно. В большинстве случаев для его исследования применяются соответствующие «зеркала» сознания и более совершенные мировоззренческие доктрины (духовно-нравственные), в которых ум обладает более высокой проницательной способностью.

Характерной чертой любого эго, выдающей его природу, является неудержимая тяга эго к самоутверждению и соперничеству, поэтому сильное это просто не может не соперничать с кем-либо или на чем-либо не самоутверждаться, демонстрируя свою ментальную мускулатуру.

Степень выраженности эгоизма у разных людей может быть различной и определяется она, как правило, степенью «Я» -центрации и соотношением в душе человека соответствующих страстей и добродетелей, т.е. соотношением эгоистических и духовно-нравственных энергий.

Степень эгоизма может косвенно определяться и силой защиты личностью своего внутреннего содержания, которое у эго личности практически всегда очень несовершенно и плачевно, а потому весьма травматично. Говоря другими словами, эгоизму практически всегда есть что защищать внутри себя, — с одной стороны собственную структуру, а с другой — её неизменность.

Существующая сегодня в академической психологии тенденция к укреплению личностных границ есть по существу, не что иное, как научно обоснованная концепция защиты человеческого эгоизма и эгоцентрического мировоззрения от любых воздействий и попыток изменения.

Следует заметить, что несмотря на всю силу эго защит, структура эго была глубоко исследована соответствующими духовно-аскетическими методами и практиками монашествующими и духовными подвижниками, посвятившими освобождению от эгоизма, как наследия «ветхого человека», всю свою жизнь.

Сегодня можно уже прямым текстом говорить о том, что внутри себя эгоизм прячет собственную тень, как целостную систему хаотичного сосредоточения различных качеств (страстей и добродетелей), среди которых именно страсти наиболее деятельны и активны.

Данная система взаимодействия страстей и добродетелей, описанная Фрейдом как взаимодействие мортидо и либидо в структуре Ид, и составляет основу психического эго бытия.

Состояние эго в духовно-нравственной иерархии является промежуточной и низшей стадией развития мышления в его совершенствовании и восхождении от низшего животного ума к уму божественному.

Программа эго, как этап развития рационального мышления, олицетворяет собой по существу этап индивидуации личности, когда посредством «Я» идёт процесс персонализации. В этом отношении человеческое «Я» играет не деструктивную роль в системе развития когниции.

В основе деструкции «Я» лежит отсутствие сдерживающих эго факторов в виде совести, нравственности, страха и ответственности перед Богом.

Именно при отсутствии сдерживающих эго факторов, все основные качества (энергии) эго, искажённые соответствующими страстями тела, души и ума, создают устойчивый порочный круг циркулирования их в когнитивной сфере вокруг «Я».

Говоря о природе эго, следует сказать, что человеческое «Я» основой самости стало только после повреждения (грехопадения) первого человека Адама. Иными словами, только в результате повреждения естественной и изначально непорочной природы человека самостью, эгоизм стал нераздельной частью человеческого существа.

Таким образом, раскрывая главный секрет эго, можно сказать, что глубоко внутри себя эгоизм прячет собственную повреждённость, которая и проявляется в природе человека основными страстями духа, души и тела: гордость, тщеславие, уныние, печаль, гнев, сребролюбие, любодеяние, чревоугодие*.

* У святых отцов встречаются разные схемы определения базовых восьми страстей.

Данные восемь порочных качеств или страстей души, имеют прямое отношение ко всем трём уровням триединой человеческой природы. В этой связи не будет ошибкой сказать, что эгоизмом был повреждён не только ум человека, но всё человеческое существо — тело, душа и дух.

Гордостью и тщеславием оказался повреждён человеческий дух (ум и нрав); унынием, печалью, гневом и сребролюбием оказалась повреждена душа (сердце), а похотью и чревоугодием оказалось повреждено тело человека (физиология и плоть).

Таким образом, эгоизм, как мировоззрение и образ мышления — не есть результат эволюционного развития, а есть результат повреждения изначально духовного естества человека самостью, т.е. стремлением жить без Бога.

Данные восемь базовых качеств, как базовых энергий, обладают способностью плодить целый ряд т.н. производных вторичных качеств такой же порочной т.е. эгоистичной или «ветхой» природы.

Среди них можно выделить:  неискренность, лукавство, хитрость, надменность, высокомерие, раздражение, нетерпимость, бессердечность, гнев, злоба, ярость, ненависть, насилие, корысть, скупость, алчность, жадность, жестокость, зависть, ревность, пренебрежение, презрение, кощунство, самоуспокоение, самооправдание, самообман, самоуверенность, цинизм, пошлость, хамство, наглость, упрямство, неприятие, отрицание, сопротивление, соперничество, раздражительность, агрессивность, лицемерие,  коварство, тщеславие, честолюбие, гордость, трусость, лесть, злорадство, мстительность, скепсис, неверие, осуждение, клевета, подлость, одиночество, скука, тоска, скорбь, отчаяние, безутешность, безысходность, страдание и др. 

В системе уровней духовной иерархии по св. Феофану Затворнику эгоизм соответствует телесному состоянию человека и занимает низшее положение в иерархии управляющих когнитивных программ – от животного до телесно-душевного.

Как видно из схемы, в низшем своём качестве эгоизм имеет абсолютную доминанту страстности 100%, но по мере своего роста и приближения к душевному состоянию добродетельная часть постепенно увеличивается. Тем не менее, общее состояние телесного человека, находящегося под управлением программы Эго – страстное.

Об этом состоянии ума и души падшего («ветхого»)  человека очень хорошо высказался Апостол Павел:

«И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.» (Рим. 1;28-31)

«Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1Кор. 19;24)

Все перечисленные выше качества, присущие эгоизму по его энергийной природе, являются качествами низшего уровня, которые отражают в большей степени не человеческие, а животные принципы отношений между людьми, основанные на соперничестве, противостоянии и жестокой конкуренции, как законе грубой силы и мести: «перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Лев. 24;20)

Как уже было сказано, система перетекания и циркулирования в  телесно-душевно-духовной природе   человека данных качеств, образует у личности целостную «токопроводящую сеть»  страстей, которая  подпитывается соответствующими энергиями. Тем не   менее,  первопричиной   или  семенем  всех  страстей  является  эгоизм.

«…ни один человек не рождается со страстию  определенною. Каждый из нас приходит  в свет сей только с семенем всех страстей — самолюбием (эгоизмом) . Сие семя потом жизнию и свободною  деятельностию развивается, растет и  раскрывается в большое дерево, которое ветвями  своими покрывает всю греховность нашу, или всю область грехов, потому что всякий грех непременно уже укрывается под  ним или висит на какой-нибудь его ветке.  Главнейшие ветви самолюбия суть: гордость,  лихоимание, сластолюбие.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, опыт христианской  психологии, С. 168)

В святоотеческих трудах есть не мало упоминаний об эгоизме,  который  именовался  «самолюбием», «самоугождением», «самостью» и считался худшим из человеческих качеств, являющихся основанием для проявления всех прочих пороков.

«Действующее в нас начало греховной жизни есть себялюбие или самоугождение, иначе эгоизм: самость. Сокрушается самость,— и воскресает у человека страх Божий, или чувство зависимости от Бога, в покаянии.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, опыт христианской  психологии, с 267)

«Самолюбие, как, неоднократно говорилось состоит причиной всех страстных помыслов; ибо от него рождаются три главнейшие помысла вожделевательной части души: чревоугодия, сребролюбия и тщеславия. Потом от чревоугодия рождается помысел блудный; от сребролюбия любостяжательный; от тщеславия гордостный; прочие же все следуют за каждым из сих трех, как – то: помысел гневный, печальный, злопамятный, унывный, завистливый, клеветливый и прочие. Сии страсти связуют ум предметами вещественными, и клонят его к земле, налегая на него, подобно тягчайшему камню, тогда как он по природе легче и тоньше огня».

«Начало всех страстей есть самолюбие, а конец гордость.»  (Св. Максим Исповедник, Четыре сотни глав  о любви, Третья сотница о любви 56, 57)

Как отмечает тот же святой Максим Исповедник:  «Самолюбие есть безрассудное любление тела. Отсекший его, отсек и все страсти, кои из него.»

Любление тела в  данном  случае  есть не что иное, как  движение  на   поводу у  потребностей  плоти, связанное   с  удовлетворением  многочисленных физиологических  потребностей  и запросов  низшей  человеческой  природы. Как видно из схем классификации страстей, основные страсти тела, души и духа разделяются на корневые страсти, от которых берут своё начало прочие, и производные (дочерние).

 «О самолюбии, всех ненавидящем, верно сказал некто из премудрных: лютая брань самолюбия, как тиран некий, стоит во главе всех помыслов, коими тремя оными (сластолюбие, сребролюбие и славолюбие) восхищет ум наш. Самолюбие, сластолюбие и славолюбие изгоняют из души память Божию; когда же пресекается память Божия, тогда поселяется в нас мятеж страстей. Самолюбие бывает родительницей неисчетных страстей, Почему, когда кто исторгает из сердца самолюбие, тогда легко возьмет силу и над другими страстями, при содействии Господа. Ибо из него обыкновенно рождается: гнев, печаль, злопамятство, сластолюбие и необузданная дерзость. И побежденный им неизбежно побеждается и прочими страстями.Самолюбием же называем мы страстное расположение и любовь к телу с исполнением плотских пожеланий.» ( Феодор Эдесский, Добротолюбие,  Т. 5)

Во многих трудах святых отцов первых веков христианства эгоизм, как особый образ падшего ума (мышления хищного типа), очень часто именуется змием.

«Ибо воздержание от худого не есть еще само совершенство, разве вошел уже ты в уничиженный ум и убил змея, который таится под самым умом, во глубине помыслов, гнездится и умерщвляет тебя в так называемых тайниках и хранилищах души, потому что сердце есть бездна, итак, разве его ты умертвил и изринул из себя всякую, бывшую в тебе, нечистоту. Все любомудрствующие, и закон и Апостолы, и пришествие Христово имеют целью очищение.» (Добротолюбие, Т. 1.  Наставления святого Макария Великого о христианской жизни, 164)

Характерной особенностью святоотеческой психологии является бескомпромиссный подход к пониманию эгоизма, как главного источника зла в человеческой природе, с которым нужно вести непримиримую борьбу, вплоть до полного искоренения.

«Эгоизм нaдо убить. Если сaми не убьете, то Господь молот зa молотом будет посылaть, чтобы рaзбить сей кaмень.

Сaмоугодие и сaможaление свидетельствуют, что в сердце пребывaет я, a не Господь»  (Св. Феофан Затворник, Наставления в духовной жизни)

В то же самое время парадигма академической психологии по отношению к эгоизму занимает откровенно стимулирующую позицию, направленную на укрепление эгоизма и границ личности.

С чём связан данный парадокс?

Он связан прежде всего с тем, что именно наличие или отсутствие эгоизма (эгоцентризма) оказывается ответственным за характер мышления и мировоззрения личности.

Наличие эгоизма способствует формированию преимущественно собственнического мышления и гедонистического мировоззрения, а отсутствие эгоизма способствует формированию преимущественно гражданского мышления и духовно-нравственного мировоззрения.

Таким образом рациональная психология ориентирует личность на светские и потребительские эго ценности, а психология святоотеческая ориентирует личность на духовно-нравственные ценности, как прямо противоположные.

В чём состоит главная опасность доминанты эгоизма и эгоцентрического подхода к жизни?

Она состоит в том, что посредством энергий и установок соперничества и самоутверждения эгоизм способствует обособлению и отчуждённости, порождая хаос, нестабильность и распад социальных систем.

Мало кто знает о том, что основным качеством эгоизма по его природе является неискренность (ложь). Именно по этой причине эгоизм вовсе не так безобиден, как это может показаться на первый взгляд.

По своей природе любой эгоизм — это расчётливый, хладнокровный и высший хищник, который управляем преимущественно страстями, т.е. низшими качествами и энергиями, но наделён при этом рассудком или интеллектом, как мощным инструментом изменения окружающей реальности, с помощью которого эгоизм умеет достигать своих целей, не взирая ни на кого и ни на что.

Можно утверждать, что мета задачей любого эгоизма является стремление любыми «правдами и неправдами» расширять себя до бесконечности, достигая всё новых высот и возможностей для захвата и увеличения потенциала своего могущества.

Олигархизм, ставший в последнее время нарицательным символом эпохи рыночного беспредела, не является высшей целью эгоизма. Высшая и конечная цель любого носителя программы эго — это цель самого падшего ангела (Люцифера), как прародителя эго — стать единовластным хозяином мира, равным Богу.

Такова парадоксальная природа эгоизма, как программы управления сознанием, которая из организатора эго порядка в начальной стадии, в конечном счёте неизбежно становится его разрушителем и уничтожителем посредством усиления всеобщего хаоса. Именно это мы все сегодня наблюдаем в масштабе всей цивилизации. Вот почему свобода эгоизма — это верный залог разрушения нравственности и порядка. Именно по этой причине любой эгоизм не должен быть безальтернативным, а должен иметь духовно-нравственную альтернативу для баланса и возможности нравственной трансформации (преображения).

Жизнь была бы несправедлива, если бы эгоизм был неуязвим и не имел в своей хорошо защищённой структуре «ахиллесовой пяты». Дело в том, что будучи не связанным с Богом, как Духом и источником любого бытия, эгоизм накрепко привязан не к духу, а к плоти. Плоть же является тленной и смертной, как «ветхая» основа бытия.

Проще говоря, «ахиллесовой пятой» человеческого эгоизма является его смертность, т.е. тленность, временность и конечность, поскольку по заданным условиям жизни невозможно «бессмертие» и «бесконечное» существование в тленном и смертном телесном состоянии. Бессмертие возможно только в духовном состоянии до которого любому эгоизму нужно дорасти, пройдя через самораспятие.

Иными словами, как бы ни было могущественно чьё-либо человеческое эго и как бы ни был высок его авторитет, обеспечивающий ему при жизни практически безграничную власть и возможности, такой неумолимый фактор, как смерть…

…в любом случае неизбежно оборвёт существование эго, принудительно остановив процесс его роста и развития, как заведомо конечный.

Проще говоря, любой человеческий эгоизм, как бы он ни был совершенен, защищён и неуязвим, неумолимой и безжалостной силой смерти неминуемо будет остановлен в свой час и поставлен перед зеркалом высшей справедливости, а точнее самой истины, с обнажением всего внутреннего содержания.

При этом сама смерть носит характер не «уничтожителя» жизни, как с ужасом кажется эго, а только «разделителя» исходного (тело-душа-дух) на отдельные части:

«Жизнь есть соединение и сочетание ума (духа), души и тела; а смерть есть не погибель этих сочетанных (частей), а расторжение их союза» (Добротолюбие, Т. 1, Преп. Антиний Великий, О доброй нравственности и святой жизни)

Проще говоря, смерть в программе эгоизма является самым ужасным кошмаром и недоразумением, который беспардонно обрывает защищённое и обеспеченное существование эго. Именно по этой причине любое эго больше всего в жизни боится смерти и потому старается избегать, как мыслей о смерти, так и встречи с ней всеми возможными силами и средствами.

Причины столь патологичной боязни эгоизмом мыслей о собственной смерти достаточно просты и заключаются в том, что смерть является для эгоизма более могущественной силой, перед которой эгоизм совершенно бессилен и беспомощен со всем его земным могуществом, авторитетом и защищённостью.

С другой стороны смерть для эгоизма — это олицетворение страха и неведения о том, что ждёт эгоизм за порогом смерти и есть ли он вообще. Иными словами, эгоизм в большинстве случаев не имеет представления о возможности продолжения жизни души после смерти тела.

Третья причина страха эгоизма перед смертью связана с ужасом от неизбежной и окончательной потери эгоизмом всех накопленных за жизнь «сокровищ», возможностей и перспектив, которые невозможно взять с собой. Эгоизм просто не может смириться с мыслью о том, что всё, абсолютно всё, что было для него значимо и ценно в земной жизни, ему придётся оставить, причём, не просто оставить, а навсегда, взяв с собой только свою душу, о состоянии которой при жизни он не знал и не хотел знать.

Именно это осознание собственной беспомощности перед силой смерти жутко страшит эгоизм, поскольку в арсенале его знаний нет знания о душе, о смерти и о посмертной жизни и знакомство с этим духовным знанием при жизни никогда не входило в рациональные жизненные планы эгоизма. Эгоизм, конечно, допускал возможность смерти для других и даже был на похоронах других, но он никогда не допускал всерьёз возможности смерти для самого себя и поэтому специально к ней никогда не готовился. Откровенно говоря, эгоизм даже не знал о том, что может существовать какая-то подготовка к смерти.

Вся структура эго при одной только мысли о собственной смерти приходила в сильнейшее возбуждение и волнение, начиная дрожать, как осиновый лист, не говоря уже о принятии смерти и какой-то намеренной подготовке к ней.

Таким образом, несмотря на все достоинства и преимущества программы эго, у неё самой, как и всех её носителей, есть один существенный, а точнее «фатальный недостаток» — это отношение эгоизма к смерти.

Страх перед смертью и возможным прекращением существования в неизменном и хорошо защищённом от всех проблем статусе, — это, пожалуй, самый главный недостаток любого человеческого эго.

Если попытаться исследовать причины избегания эгоизмом мыслей и рассуждений о неизбежности смерти, то среди всех прочих на первом плане окажется полная концентрация эгоизма только на внешней стороне жизни.

Именно вовлечённость, т.е. степень погружения эгоизма исключительно во внешний мир оберегает эго от мыслей о смерти и посмертной участи практически до самого последнего дня, когда уже сама смерть недвусмысленно напоминает человеку о неизбежности перехода в иной мир. Вот тогда смерть для носителя эго становится тем самым ужасным, самым жутким и самым трагичным из всего, что только может быть.

Углубляясь в анализ причин страха эгоизма перед смертью, можно сказать, что в основе этого глубинного страха не всегда лежит только лишь боязнь неизвестности того, что находится за порогом жизни и смерти.

В основе внутреннего страха эгоизма перед смертью находится, прежде всего, его неготовность к встрече с самой Истиной — со Христом, который голосом совести и нравственности всегда был рядом с эго, у которого при жизни в силу загруженности делами катастрофически не хватало времени на духовное образование и просвещение.

Оказываясь по ту сторону жизни уже без привычных масок респектабельности, успешности и самоуверенности, эгоизм чаще всего испытывает шок и потрясение от видения себя в реальном состоянии. Истина самым безжалостным, но справедливым образом просто обнажает всё внутреннее содержание эго, т.е. всю ту пустоту и мерзость «костей мертвых и всякой нечистоты» в виде лукавства, хитрости, лжи, лицемерия и т.д., которые эгоизм при жизни тщательно маскировал и скрывал от всех, кроме Истины и собственной совести.

Таким образом глубокая нераскаянность в своей порочности перед лицом Истины — вот подлинная причина страха эгоизма перед смертью.

К сожалению только за порогом жизни эгоизм делает для себя открытие того, что Истину обмануть или перехитрить невозможно. В безупречно чистом зеркале Истины во всех подробностях отражается подлинное состояние эгоизма, все его прижизненные мысли, планы, намерения, поступки и дела, которые теперь выглядят в абсолютно беспристрастном свете. Только теперь до эгоизма доходит осознание того, что в действительности для Истины нет ничего тайного и всё тайное в зеркале совести оказывается явным.

Это зеркало Истины представляет собой, не что иное, как безупречность нравственного закона (Закона Божьего) с инструментом совести, как отражающего слоя для самого беспристрастного и объективного отражения состояния души. Только теперь, стоя перед этим зеркалом, человеческое «Я» самостоятельно может делать оценку собственным делам и своему состоянию.

Вся земная жизнь «Я» (эго), скрученная временем в плотную спираль, в одночасье оказывается развёрнутой перед зеркалом Истины, как «летопись» человеческой жизни и последовательность выборов, решений и поступков, которые представлены на суд совести, как высшему судье и незримому оку Божьему, которое всегда было открыто в сердце (душе) человека.

Для эго это кажется удивительным, что та самая совесть, которой эго ранее почти не замечало, которая доставляла эгоизму при жизни столько хлопот и неудобств своей несговорчивостью, теперь его судит по его делам.

Только теперь, глядя зрением ума в беспристрастное зеркало Истины, эгоизм впервые получает поистине уникальный шанс увидеть самого себя и состояние собственной души в подлинном свете всей полноты правды о себе и своей природе. При жизни во плоти, часть этой правды была для эго закрыта его обращённостью во внешний мир. Теперь же, за порогом плоти, и духовная сторона жизни стала для эго явной.

В зеркале самой Истины эго уже без макияжа и грима ясно «видит» собственное плачевное состояние, поскольку в этом же зеркале Истины эго видит и то, что можно назвать подлинным человеческим и духовно-нравственным совершенством.

Недоумение, которое испытывает эго перед зеркалом Истины, связано с тем, что совершенством в нём оказывается вовсе не то, что ценило и превозносило эго при жизни, а то, чего эго практически не замечало, избегало или считало «ущербным» — праведность, бескорыстие, целомудрие, смирение, кротость, милосердие, веру, надежду, любовь и т. д.

Самое большое удивление и открытие эго связано с тем, что посредством зеркала совести эго само оценивает себя по своим делам и выносит себе вердикт и нет какого-то внешнего судьи, а есть закон соединения подобного с подобным.

Этот суд совести в чистом свете беспристрастного зеркала Истины воспринимается эгоизмом, как ослепляюще яркий свет и огонь, которым воспаляются изнутри все страсти и порочные качества эго, ведь в свете Истины Христовой просто нет места тени и лжи.

Именно поэтому накал страстности всех порочных качеств и энергий эгоизма, которые не синергийны Богу, в ярком свете Божественной Истины становится для эго геенским огнём его совести, жгущим его изнутри.

Данная визуализация посмертной участи эго вовсе не преследует цели напугать или чем-либо обусловить читателя, а направлена лишь на понимание того, что за порогом смерти для личности нет «пустоты», а есть жизнь, только в совершенно ином её качестве и состоянии, о которых должен заранее знать каждый образованный человек, поскольку это знание относится ко общечеловеческой духовной культуре и традиции.

К большому сожалению эгоцентрический подход к жизни по ряду причин стал в последнее время не просто доминантным, а безальтернативным. Именно эта безальтернативность эгоизма и тенденция к усилению позиций эгоизма в индивидуальном и общественном сознании порождает и провоцирует огромное количество проблем и противоречий в современном мире.

Нельзя не отметить и влияния на этот процесс парадигмы академической психологии, как инструмента формирования рационально-прагматичного мышления и мировоззрения, которое и является основой эгоцентризма.

В этой связи с грустью приходится констатировать, что некогда прогрессивные и перспективные нравственно ориентированные подходы к пониманию природы личности, включая разработки школы советской психологии, к большому сожалению, сегодня преданы забвению.

Именно по этой причине в условиях нарастания динамики хаоса (энтропии) и движения общества в сторону инфернализации, эгоцентризм выглядит наиболее адекватной моделью мировоззрения, которая наилучшим образом коррелирует с гедонистическими нравами и ценностями потребительского общества.

Тем не менее, адекватность эгоизма в условиях полной и неограниченной свободы эго, как известно, заканчивается деградацией и полным вырождением любого вида. Эксперимент « Вселеннная 25» это доказал 25 раз.

Именно поэтому наличие духовно-нравственной альтернативы эгоизму и эгоцентризму — это необходимое условие для любой нравственно здоровой личности и социума. В основе методологии работы с эгоизмом лежит святоотеческое учение о страстях и борьбе со страстями души.

Говоря о сложностях работы с эгоизмом, нельзя не отметить того, что особенностью эгоизма, как когнитивной модели, является то, что в абсолютном большинстве случаев он как бы не осознаётся носителем эго программы. Именно поэтому для осознания своего эгоизма многим людям требуются соответствующие испытания, которые могли бы обнажить эго и показать его внутреннюю суть и природу. Иными словами, зафиксировать эгоизм в себе и осознать его можно только с помощью зеркала совести через внутренние реакции и проявления «Я».

Сила человеческого эгоизма, как правило, определяется силой защиты человеком своего «Я». Именно поэтому, если попытаться определить самую главную эго установку сознания, то ей окажется бессознательная установка о «сверх ценности», т.е. чрезвычайной важности и значимости собственного «Я», которое нужно всячески в жизни укреплять и защищать.

Как мы уже выясняли ранее, данная установка является в значительной мере ложной и создающей условия для безальтернативной доминанты эго. Одним из наиболее негативных следствий доминанты эго и эгоистического подхода к жизни является то, что этот подход утверждает между людьми не нравственные, а сопернические и конкурентные (т.е. хищнические) отношения, основанные на законах хитрости, лицемерия, грубой силы и т.д.. Совершенно очевидно, что этот тип отношений между людьми является антигуманным и безнравственным.

Говоря о нарастающем кризисе семьи и традиционных семейных ценностей, можно с большой долей уверенности утверждать, что это прямое следствие доминанты эгоизма и эгоистических взглядов на жизнь, когда каждый человек даже в рамках семьи на протяжении всей жизни не выходит за рамки границ своего персонального «Я» (эго), дабы двое стали «плотью единой» (Быт.2;23—24).

image023
Принцип эго отношений а семье

Рассматривая роль «Я» во временном аспекте, не будет преувеличением сказать, что, будучи лишь виртуальным и условным центром (точкой сборки) всей системы сознания, созданным буквально из ничего, «Я» получает на время человеческой жизни в свои руки практически всю полноту власти над личностью, т.е. мышлением, восприятием, деятельностью и направленностью человека в жизни.

Именно с этим монопольным и практически ничем не ограниченным положением «Я» в жизни современного человека и бывает связано абсолютное большинство психологических трудностей и проблем, вызванных, прежде всего, не желанием и не готовностью структурой «Я» учитывать интересы других людей, чтобы вступать в другие формы отношений на принципах «Не я» и «Мы».

Особенность монополии эго такова, что получая в свои руки всю полноту власти над сознанием, эго не желает учитывать даже интересы собственной когнитивной сферы, лежащие за пределами эго на более глубоких уровнях бессознательного.

Структурирование «Я» в формате эго у всех людей происходит примерно по одинаковой схеме, подчиняясь общим законам роста и развития личности из индивида. С точки зрения нейропсихологии для того, чтобы одинаково воспринимать и интерпретировать окружающую реальность, условное место фиксации «Я», как точки концентрации (сборки) восприятия, у всех людей должно быть примерно одинаковым.

Можно предполагать, что своё начало структура эго получает из первородного повреждения, которое в виде заданной ориентации мышления получает от рождения каждый без исключения человек.

Далее по мере формирования когнитивной сферы, эго структура укрепляется и набирает силу, напоминая растущее «растение». Следует отметить, что в детстве каждый ребёнок какое-то время пребывает в двойственном состоянии «Не я» — «Я», но в один прекрасный момент эго выходит на поверхность сознания и как «мыльный пузырь» охватывает системой связей всю поверхность сознания. Именно этим эффектом (поверхностного натяжения) объясняется целостность и непрерывность эго восприятия.

Таким образом, разделяя частично мнение основателей психоанализа, «Я» в аспекте эго правомерно считать «плоской» проекцией многомерной человеческой личности, создаваемой самим сознанием. Вместе с тем, открытым остаётся вопрос существования кроме «Я» телесного, «Не я» душевного и «Мы» духовного, которые имеют разную структуру, подчиняются разным законам и формируются по мере духовного возрастания личности.

С психологической точки зрения «Я» — это необходимая на определённом этапе развития личности форма организации и структурирования самого процесса познания через призму личного восприятия, ощущения, осмысления и чувства, которая должна уступать место по мере развития личности другим и более совершенным моделям. Неспособность современного человека даже частично отказываться от запросов собственного «Я» и контролировать его является по существу одной из главных проблем эгоцентрического подхода к жизни.

Совершенно очевидно, что сила и степень эгоцентричности  у разных людей в силу самых разных факторов может быть различной — от тотальной до частично сдержанной и уравновешенной высшими надстроечными инструментами.

Говоря об ограничителях эго, нельзя не сказать о том, что одним из наиболее действенных ограничителей эго является совесть, как голос высшей справедливости, которая работает автоматически из под сознания (на уровне индивидуального бессознательного) и потому в нормальной когнитивной сфере никогда не отключается.

Таким образом, практически любой эгоизм в принципе имеет механизмы внутреннего сдерживания, главным из которых является совесть, нравственность, чувство справедливости и способность человека учитывать и уважать интересы других людей, а значит действовать не только на стяжание и захват, но и на служение и отдачу.

Говоря об эгоизме, нельзя не сказать и о противоположном ему способе ориентации сознания и вектору направленности мышления. Этим способом и качеством является альтруизм или жертвенность.

Альтруизм (лат. alter — другой, другие) — это такой тип организации человеческой мыследеятельности, который в отличие от эгоизма связан с отдачей и преимущественно бескорыстной заботой о благополучии других.

Иными словами, альтруизм — это форма отвержения от самого себя и своего «Я» или приношение в жертву своих личных выгод в пользу блага и интереса другого человека, других людей или общего блага.

Таким образом, эгоизм не является безальтернативным и единственно возможным подходом к жизни. Кстати, «чистое эго» в реальной жизни встретить довольно сложно, поскольку, как правило, в абсолютном большинстве случаев под эгоизмом понимается доминирование качеств эго над соответствующими добродетелями и жертвенными качествами и наоборот, если речь касается «чистого альтруизма».

Тем не менее, крайне редко в жизни встречаются носители выраженного эгоизма и альтруизма. В обоих случаях это люди как бы не от мира сего. Патологических эгоистов чаще всего отличает просто нечеловеческий прагматизм, рациональность и ориентированность на личную выгоду в каждом действии и поступке, от которых веет «машинным холодом» бесчувственности, бездушия, алчности и расчётливости.

Патологических альтруистов наоборот всегда отличает практически полное бескорыстие, патологическая самоотрешённость, открытость, чувственность и душевная простота с желанием делать добро, служить всем и каждому и делиться с каждым самым последним. От всех альтруистов исходит неизъяснимое душевное тепло милосердия, сострадания, доброты и жертвенной любви.

Говоря об отличительной особенности нынешнего времени, можно с большой долей уверенности говорить о том, что оно отличается ярко выраженной доминантой индивидуального и коллективного эгоизма во всех сферах человеческой деятельности и парадигма научной психологии только усиливает позиции каждого индивидуального эго.

Выражая озабоченность складывающейся ситуацией, хочется сказать, что общий тренд к укреплению позиций эгоизма в индивидуальном и общественном сознании к сожалению неизбежен, поскольку такова общая динамика глобальных процессов, происходящих в сознании всего человечества.

Вместе с тем, духовно-нравственная альтернатива эгоизму существовала и существует. По всей видимости, настало время всерьёз задуматься над новой парадигмой нравственно-ориентированной психологии подлинно человеческих отношений, основанных на взаимной и жертвенной любви.

Если мы не можем общими усилиями обеспечить рая на земле для всех, то мы как минимум обязаны хотя бы не допустить на земле ада для всех, а для этого все мы неизбежно должны освоить искусство альтруизма и служения ближнему.

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (Мф.7:12).

*   *   *

<<< Назад | Далее >>>