«В течение 15–20 последних лет в нашей стране происходит становление православной психологии – психологии, основанной на православном понимании человека. Нам православная психология представляется как научная дисциплина, интегрирующая современную психологию и христианскую антропологию, а также и как прикладное знание.» (Л.Ф. Шеховцова)
Эти слова Ларисы Филипповны Шеховцовой – доктора психологических наук, профессора кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, председателя епархиального Общества православных психологов Санкт-Петербурга убедительно говорят о том, что христианская психология, как научная дисциплина, состоялась.
Состоялась она не потому, что о ней сегодня много пишут и говорят, регулярно издают книги, готовят специалистов в ряде учебных заведений, а интернет выдаёт более чем полмиллиона ссылок по соответствующим запросам. Она состоялась, прежде всего, с точки зрения верности и неизменности её методологической основы, за которой стоит поистине незыблемое и фундаментальное знание о духовно-нравственной природе человека, владея которым и осознавая подлинную природу души и смысл жизни, можно не потерять себя в повседневном хаосе современного мира.
Состоялась она потому, что несмотря на все конъюнктурные веяния и тенденции последних лет, связанные с укреплением позиций гедонизма, эгоизма и прагматизма, христианская психология стоит на прочном святоотеческом фундаменте нравственности и духовности, давая неизменно верное антропологически духовно-нравственное понимание природы человека и высшей цели его существования.
Состоялась она потому, что её верность практически подтверждена опытом огромного числа аскетов, христианских подвижников и миссионеров, которых она вдохновляла на социальное служение, подвиги просвещения и миссионерства, выступая источником знаний о душе и давая верные ответы на любые вопросы и вызовы времени, касающиеся основ человечности, нравственности, психического и душевного здоровья.
Мало кто знает о том, что среди наиболее образованных людей мира в лице нобелевских лауреатов верующие люди составляют 89,8 %, а среди всех религий нобелевских лауреатов христианство бесспорно лидирует, составляя 65,4% или 427 человек за период с 1901 г по 2000 г. Не это ли лучшее признание мудрости и верности христианского мировоззрения и парадигмы христианской психологии в широком смысле слова?
Для настоящего времени, отличающегося с одной стороны либерализмом, а с другой бурным ростом информационных технологий и средств коммуникации, характерно угрожающее нарастание общего уровня хаоса и социальной напряжённости из-за поляризации общества и усиления разрыва между сверх богатым меньшинством и нищающим большинством. Данный разрыв усиливается год от года, вызывая рост напряжённости в мире и увеличение общего числа кризисных ситуаций, психических и душевных проблем, связанных с социальной несправедливостью и сокращением свободных ресурсов всего человечества.
В этой связи парадигма академической психологии, в основе которой находится «свобода» человеческого эгоизма, оказалась просто не готова выступить беспристрастным и эффективным инструментом обеспечения здравомыслия на основе нравственности и морали в ситуации усиливающегося социального кризиса. Более того, парадигма рациональной психологии стала на сторону гедонизма и эвдемонизма, дав свободу самым низменным чувствам и потребностям, объявив эгоизм неизменной нормой психического бытия.
В данной связи в последнее время особенно остро встал вопрос о том, а есть ли в общественном и индивидуальном сознании хоть какой-то инструмент и регулятор этики, морали и нравственности, который мог бы стоять на защите самой человечности в её нравственном виде и был бы свойственен человеку по его высшей природе ? И ответ на этот не простой вопрос был найден.
Именно эту роль беспристрастного инструмента нравственного регулирования и упорядочивания психической и душевно-духовной сферы человека и взяла на себя христианская и в частности православная психология, которая сегодня, вырастая из конфессиональных рамок, формируется как некое междисциплинарное направление, в котором происходит соединение существующего теоретического базиса научной психологии и практического многовекового опыта психологии христианской.
Говоря другими словами, на наших глазах рождается не столько «новое» течение или направление психологии, сколько новая парадигма человека, опирающаяся не на психофизиологическую модель Вундта и всей немецкой школы, а на антропологический базис христианства и восточной патристики. Широкий круг публикаций по теме христианской психологии с участием ведущих специалистов РАН (Б.С. Братуся, В.И. Слободчикова, Ф.Е. Василюка и др. ) показал огромный интерес многих специалистов к проблеме психологии нравственности и нравственно-ориентированной личности через призму христианских ценностей.
Как известно, любую научную дисциплину можно считать состоявшейся только при том условии, если сформулирована её парадигма, определён её предмет, метод и категориальный аппарат. В этом отношении христианская психология, уже прошла этапы формирования методологического базиса и парадигмы, а потому имеет в своём распоряжении соответствующий категориальный аппарат, предмет и методологию, которые были рассмотрены ранее в разделе «О парадигме христианской психологии».
Таким образом, парадигму нравственно-ориентированной христианской психологии по причине направленности роста личности вверх от телесного состояния к душевному, а от душевного к духовному, можно в полном смысле слова называть парадигмой «вертикальной психологии», которая в отличие от психологии «горизонтальной», рассматривает не одно состояние человека, а три различных качественных состояния (телесное, душевное, духовное), которым соответствуют три совершенно различных психологии и системы ценностей:
- Телесное – психология эгоизма (рациональное мировоззрение),
- Душевное – психология жертвенности (нравственное мировоззрение),
- Духовное – психология святости * (духовное мировоззрение).
* Психология святости в силу специфики данного состояния и его невыразимости научными понятиями и категориями, отдельно не рассматривается.
Следует сразу подчеркнуть, что парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии рассматривает эти три разных взгляда на мир не разрозненно, а в их единстве, взаимосвязи и взаимозависимости. С практической точки зрения наибольший интерес представляют психология эгоизма и жертвенности, включая сам переход от одной системе ценностей к другой.
Парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии не отрицает парадигмы психологии рациональной (академической), а дополняет и расширяет спектр её представлений по вертикали возможностей духовно-нравственной трансформации человека в соответствии с его тройственной природой – тело, душа, дух.
Принципиальной особенностью парадигмы и всей методологии нравственно-ориентированной христианской психологии является то, что весь её методологический базис базируется не на одном, а на трёх видах знания, относящихся к трём различным уровням утончения материи:
- – «телесном знании», т.е. естественнонаучном, соответствующем, как уже было сказано, рациональному или эго состоянию сознания,
- – «душевном знании», т.е. религиозном или обращённом, соответствующем жертвенному состоянию сознания,
- – «духовном знании», т.е. сущностном или сакральном, соответствующем совершенному состоянию сознания, которое есть благодатное состояние святости.
Парадигму нравственно-ориентированной христианской психологии можно в полной мере считать методологией формирования наиболее правильного мышления и практического христианского мировоззрения, которое наиболее верно и адекватно отражает законы бытия в разрезе двух реальностей – материальной и духовной.
Характерной особенностью парадигмы и методологического базиса нравственно-ориентированной христианской психологии можно считать наличие совершенно чёткого и конкретного представления о высшем смысле человеческой жизни, который заключается в достижении состояния богоподобия (обожении). Именно поэтому христианскую психологию можно в полной мере называть психологией духовно-нравственного спасения человека и всего падшего человечества от безраздельной власти эгоизма.
Таким образом, парадигма христианской психологии – это совокупность фундаментальных антропологических знаний, вероучительных истин и соответствующих духовных свидетельств и подтверждений (артефактов), проливающих свет на подлинное тримерное устройство человека (тело-душа-дух), которое наиболее верно отражает высший смысл человеческой жизни в уподоблении Богу (обожении) на основе обращения ума (метанойи) и последовательного прохождения трёх уровней когнитивного и душевно-духовного роста – телесного, душевного и духовного или более развёрнуто по св. Феофану Затворнику (телесного, телесно-душевного, душевного, душевно-духовного, духовного) .
Основанием для обращения ума является акт покаяния (метанойи) и последовательного прохождения трёх уровней когнитивного и душевно-духовного роста и развития — телесного, душевного и духовного или более развёрнуто по св. Феофану Затворнику (телесного, телесно-душевного, душевного, душевно-духовного, духовного).
Главной сложностью официального признания и практического использования методологического базиса христианской психологии является его аксеологическая или ценностная несовместимость с доминирующей в настоящее время парадигмой рациональной психологии, которая утверждает приоритет эгоцентрического подхода к жизни.
Ключевым принципом модели христианской психологии можно считать принцип работы со страстями тела, души и духа посредством которого и происходит возрастание духовное и переход из страстного состояния к безстрастному.
В соответствии с христианской антропологией о тримерии человека, методология работы со страстями предполагает последовательное прохождение трёх уровней (базовых ступеней) когнитивного развития, которые соответствуют трём фундаментальным когнитивным доктринам или программам управления сознанием :
- — Программа Эго (телесный уровень),
- — Программа Жертвы (душевный уровень),
- — Программа Святости (духовный уровень),
которые отличаются друг от друга доминантой и соотношением страстей и добродетелей.
- В программе Эго (эгоизма) страсти безальтернативно доминируют над добродетелями.
- В программе Жертвы (нравственности) достигается равновесное соотношение страстей и добродетелей.
- В программе Святости (сущности) добродетели безальтернативно доминируют над страстями.
Таким образом, методологический базис христианской психологии это целостная система установок, представлений и терминов, разделяемых всем христианским сообществом, о природе человека и характере человеческой повреждённости эгоизмом (страстями тела, души и духа). Исходя из этого базисного представления о природе повреждения человека страстями, составляющими первородную, родовую и личную повреждённости, и вытекает методология духовно-нравственного изменения (преображения и спасения) человека до первозданного (адамного) состояния.
Иными словами, христианская психология – это система большого телесно-душевно-духовного знания о том, каким образом происходит процесс внутренней трансформации личности (обожения) за счёт изменения соотношения страстей и добродетелей.
Таким образом, предметом нравственно-ориентированной христианской психологии является сам человек и его уникальная личность, а также все процессы формирования, развития и функционирования человеческой личности, изменения её качеств и направленности, в связи с её духовно-нравственным состоянием.
Личность (от слов лик, лицо, ипостась), в отличие от психики – это неповторимое и уникальное сочетание в триединстве тела-души-духа всех творческих сил и способностей человека, нравственный образ которых определяет всю направленность человека в жизни и весь характер его мыследеятельности.
Христианская психология – это область знания, базирующаяся на христианской антропологии и святоотеческой традиции, исследующая через призму антропологической катастрофы все закономерности изменения формирования и развития душевных качеств, свойств и состояний человеческой личности в разрезе трёх базовых состояний (телесного, душевного и духовного).
О структуре и программе курса по христианской психологии
Как уже говорилось, в настоящее время направление христианской психологии находится в самом начале своего становления и развития. Данное обстоятельство и определяет то, что сегодня существует множество взглядов на определение, предмет и структуру христианской психологии.
Так до сих пор ещё нет чёткого разграничения между понятиями христианская, святоотеческая и православная психология и ряд священнослужителей категорически отрицательно относятся к данному направлению, считая его разновидностью нового “сектантства” или “модернизма”, вносящего смуту в традиционное учение церкви.
Отдельного внимания требует вопрос определения статуса направления христианской психологии и целевой аудитории, поскольку курс христианской психологии для мирян и священства должен учитывать различия в уровне катехизической грамотности, хотя автор не склонен к схоластическому упрощению курса для мирян из того же евангельского принципа целостности духовно-нравственного знания для всех.
Первый опыт открытия энтузиастами соответствующих учебных курсов по христианской психологии при православных образовательных учреждениях выявил серьёзную проблему не готовности епархиальных структур и священства к принятию и развитию данного направления под эгидой церкви. Речь идёт об отсутствии в епрархиальных структурах какой-либо нормативной базы по этому направлению и опыта, а также самих специалистов из числа священнослужителей, разбирающихся в общей и современной христианской психологии. Итог этого – закрытие соответствующих пилотных курсов при ряде учебных заведений России и Беларуси.
Одной из наиболее серьёзных методологических проблем, стоящих перед направлением христианской психологии, является проблема определения структуры и содержания учебной программы и соответствующего курса.
Первичный опыт преподавания в 2015 – 2016 гг пилотного курса «Основы православной психологии» в рамках Минского духовного училища в объёме 320 уч. часов показал, что наиболее целесообразно включение в программу следующих модулей:
- Исторический обзор психологических концепций в свете христианской антропологии.
- Методологические основы христианской психологии в свете святоотеческого наследия.
- Святитель Феофан Затворник – основатель направления христианской психологии.
- Основы христианского психологического консультирования в свете диалога по Т.А. Флоренской.
- Основы возрастной, педагогической и социальной психологии через призму христианского мировосприятия.
- Основы кризисной психологии и религиозной девиантологии.
- Основы пастырской и миссионерской психологии.
Если рассматривать структуру направления христианской психологии в общем и укрупнённом ракурсе, можно выделить три базовых психологических блока или ступени повышения квалификации:
- – психология подготовки к воцерковлению,
- – психология воцерковления,
- – психология кризисных ситуаций, возникающих по ходу воцерковления.
В данной связи методологический базис христианской психологии предполагает с одной стороны глубокое знание основ психологии святоотеческой, а с другой стороны психологии социальной, кризисной и экзистенциальной, рассматривающей соответствующие когнитивные изменения в ходе онтологического роста личности.
Таким образом, программа курса и категориальный аппарат христианской психологии должны, как минимум, включать в себя разделы и категории, связанные с пониманием природы «ветхого» (падшего) состояния человека, «нового» (искупленного), «метанойи», как акта обращения сознания, а также глубокое понимание сути категории нравственности через призму христологии, как базовой и связующей, выступающей красной нитью во всей парадигме. Кроме того, в базисе должны быть отражены аспекты кризисной и практической христианской психологии, а также аспекты психологии воцерковления, миссионерской работы и психологии внутрицерковных отношений.
На наш взгляд, программа и категориальный аппарат курса основ христианской психологи должны включать в себя следующие базовые понятия и представления:
- Представление об образе и подобии человека Богу
- Представление о Четвероевангелии и его символах
- Представление о тримерии человека (тело, душа дух)
- Представление о душе через призму святоотеческого учения
- Представление о себялюбии (эгоизме)
- Представление о жертвенности (самоотвержении)
- Представление о святости (совершенстве)
- Представление о повреждении человеческой природы (первородном, родовом, личном)
- Представление о страстях (тела, души, духа)
- Представление о покаянии (метанойе)
- Представление о сердце (телесном и духовном), как сосредоточии сил души
- Представление о познавательной силе души (уме)
- Представление о раздражительной силе души (чувстве)
- Представление о вожделевательной силе души (воле)
- Представление о девятерной схеме разложения трёх сил души на трёх уровнях (телесном, душевном, духовном)
- Представление о трёх состояния человека (естественном, падшем, искупленном)
- Представление о телесном состоянии естества
- Представление о душевном состоянии естества
- Представление о духовном состоянии естества
- Представление о нравственности
- Представление о молитве, психология молитвы
- Представление о смерти и вехах души
- Представление о Воскресении
- Представление о будущем состоянии
Данный категориальный базис, по сути не имеющий аналогов, позволяет не просто заглянуть в человеческую душу, как сакральное пространство, закрытое для рационального понимания, но позволяет работать с душой в плане целенаправленного изменения её базовых свойств и качеств.
Ядром или стержнем курса, вне сомнения, должны быть «Методологические основы христианской психологии». Данный раздел должен включать святоотеческое понимание природы человека через призму трёх базовых состояний (телесного, душевного, духовного), святоотеческое учение о душе и её тричастной структуре (ум, чувство, воля), а также святоотеческое учение о страстях и Лествице духовной.
С практической точки зрения наибольший интерес представляет собой именно разделы практической и кризисной христианской психологии, поскольку данные направления в настоящее время наиболее всего востребованы и при этом менее всего проработаны методологически.
Примерная структура раздела практическая православная психология
- Любовь, как качество, её обретение и утрата
- Актуальные вопросы подготовки к семейной жизни
- Аддикции (зависимости) и профилактика аддиктивного поведения
- Противоречия, связанные с пониманием пола (ЛГБТ)
- Ювенальные технологии, как инструмент разрушения семьи
- Доабортное женское консультирование
- Насилие, его разновидности и профилактика
- Психологическая помощь при тяжёлом соматическом заболевании
- Онкопсихология
- Работа в пенитенциарной системе и особыми социальными категориями
- Работа с жертвами тоталитарных и деструктивных сект
- Суицидальное поведение и его профилактика
- Психология воцерковления
- Психология миссионерской работы
- Пропедевтика аскетики
Говоря о методологии православной психологии, хочется заострить внимание на психологии воцерковления, как особом разделе, имеющем, если можно так выразиться духовно-психологической характер тесного взаимодействия с церковью и духовником.
Данный раздел носит особо деликатный характер, поскольку должен учитывать разграничение компетенции священника и психолога. Дело в том, что в практическом руководстве по спасению сегодня нуждается основная масса воцерковляющихся. В этой связи работа православного психолога не должна идти вразрез работе священника.
К сожалению, в силу неразвитости института монашества, а также отсутствия традиции старчества и духовного наставничества в их должном уровне, огромное число людей воцерковляется в наше время и двигается к Богу самостоятельно, т.е. самочинно без душепопечения и руководства на свой страх и риск.
В итоге, как показывает практика оказания практической православно-психологической помощи, очень высок процент серьёзных ошибок при самочинном воцерковлении с неизбежными расстройствами и душевными отклонениями, вплоть до серьёзной психопатологии.
В этой связи особую актуальность имеет направление «Кризисной христианской психологии» через призму религиозной психопатологии (девиантологии), которая имеет свою особую специфику.
Отдельного внимания и рассмотрения заслуживает вопрос профессиональной этики христианского психолога и требований, предъявляемых к специалисту, позиционирующему себя таковым. Практический опыт убедительно говорит о том, что невозможно работать в рамках парадигмы христианской психологии специалисту, который сам не воцерковлен, не владеет в полной мере основами катехизиса, христианской антропологии и не придерживается церковной жизни, владея лишь основами общей психологии.
Таким образом, парадигма христианской психологии предъявляет весьма высокие духовно-нравственные требования к специалистам, работающим в данном направлении, в сравнении с аналогичными требованиями, предъявляемыми к светским психологам.
Опыт практической работы минского «Клуба и школы православной психологии» при Духовно-просветительском центре Доме православной книги, говорит о том, что из всех проблем, с которыми приходится сталкиваться в работе христианским психологам, главными являются семейные проблемы, возникающие в период воцерковления.
Говоря о методах работы христианского психолога, нельзя не сказать о том, что эти методы принципиально отличаются от методов и модели светской психологии. Отличия заключаются не только в методологии нравственности и этическом кодексе, но и в характере отношений, в построении и ведении терапевтической беседы, в используемых техниках и ответственности за результат терапии.
По существу, многие подходы и методы академической психологии, основанные на сугубо рациональном подходе, в настоящее время нуждаются в духовно-нравственной трансформации и глубокой переработке через призму нравственности. Создание соответствующих методов и инструментов на основе уже имеющихся в психологии подходов (гештальт, системные расстановки, транзактный анализ, психодрама, психоанализ и др.) – серьёзнейшая проблема и перспективная тема в христианской психологии. Говоря о самой возможности использования христианскими психологами тех или иных методов, инструментов и технологий рациональной психологии, можно сказать, что это возможно в принципе, но только при условии творческого наполнения соответствующего метода принципиально иным содержанием – христианским и духовно-нравственным, а это в высшей степени не простой и творческий процесс.
В целом, оценивая возможности направления христианской психологии, хочется сказать, что это идеальный метод для работы именно с кризисными ситуациями и экзистенциальными проблемами, где в настоящее время имеется теоретический, методологический и практический вакуум. Вот, собственно, почему практически вся современная кризисная психология и психотерапия являются полем деятельности преимущественно христианских психологов, как нравственно ориентированных.
Вопрос разработки профессионального этического кодекса христианского психолога – это особый вопрос, требующий самого пристального внимания. Попытки его создания для специалистов, работающих в рамках нравственно-ориентированной парадигмы, предпринимались уже неоднократно, но следует признать, что до настоящего времени единого и общепризнанного варианта пока не существует.
В качестве примера и образца приводим вариант программы курса лекций по основам православной антропологии и психологии одного из ведущих специалистов по данному направлению Ю.М. Зенько.
Программа курса лекций
Введение
Общий план курса. Индивидуальное библиографическое консультирование в русле тематики лекций. Методологическое разграничение и определение основных терминов и понятий христианской антропологии и психологии.
Тема 1
Хронология святоотеческой антропологии и психологии
I – нач. IV вв.: древнехристианский период. IV век: золотой век богословской и аскетической образованности. V-XIV века: средние века. Основные темы святоотеческой антропологии и психологии. Антропологическо-психологические темы в исихазме.
Тема 2
Элементы библейской антропологии и психологии
Ветхозаветное учение о душе. Новозаветное провозвестие личности, свободы и спасения души. Библейское учение о грехопадении. Антропология и психология греха. Систасис (падение) человеческой души и его последствия. Экстраверсия души. Омрачение органов чувств. Православное учение о сердце.
Тема 3
Основания православной антропологии
Православная антропология, как основа для православной психологии. Тело, плоть, душа, дух. Образ Божий в человеке. Пол, брак, семья. Критики идеи андрогинизма. Грехопадение. Страсти, их классификация и внутренняя суть. Обращение, возрождение и обожение человека. Бог, как Личность. Православное учение о личности. Критика идеи человека, как микрокосма. Сознание, самосознание, совесть, “я”, самость. Святость и гениальность. К проблеме двоичности или троичности человеческого существа.
Тема 4
Православное учение о душе
Основные свойства и атрибуты души. Душевное устроение – как категория православной психологии. Основные силы и способности души по святоотеческой традиции: ум (разум), воля, эмоции (чувства), память, внимание, воображение (фантазия), органы чувств. Очищение, развитие и просветление души.
Тема 5
Происхождение и развитие души
Основные концепции происхождения души в христианстве: креационизм, генерационизм, традуционизм. Развитие и очищение души в христианстве. Стяжание душевных добродетелей, как путь христианского усовершенствования.
Тема 6
Бессмертие души
Смерть, как разделение души и тела. Бессмертие души и тленность тела. Посмертное существование души. Критика учения о предсуществовании и переселении душ (реинкарнации). Бессмертие души по благодати Бога.
Тема 7
Ум, разум, рассудок, слово
Определения основных понятий. Отличие ума от разума и рассудка. Мысли, идеи, понятия. Борьба со страстными помыслами. Очищение и перемена ума (матанойя): стяжание ума Христова. Ум и чувство. Совесть. Словесная сила души. Борьба с грехами празднословия и брани.
Тема 8
Воля
Определение воли в христианской психологии. Христианское учение о свободе воли. Свобода, самоволие, произвол. Совлечение своей воли: о смирении. Взаимодействие свободы человека и благодати Бога. Психологическое учение об оптимуме мотивации. Православная критика самовластного стремления к благодатным состояниям.
Тема 9
Эмоции, чувства, чувствования
Эмоции, чувства, аффекты, чувствования, страсти. Чувства, эмоции и сердце. Важность и необходимость религиозных чувствований. Вера, надежда, любовь, благоговение, ревность Божия, страх Божий, смирение. Новозаветное учение о любви-агапао (αγαπαω), в отличие от эроса (ερως) и филиа (φιλια). Негативные религиозные чувства: суеверие, фанатизм, исступление, нечувствие.
Тема 10
Память. Внимание. Фантазия, воображение
Определение памяти. Память и забывание. Память смертная, память Божия. Определение внимания. Внимание и молитва. Определение фантазии, воображения, представления. Откровения Божии и лжеоткровения. Борьба с воображением в православной аскетике.
Тема 11
Органы чувств
Характеристики основных органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Органы чувств в Библии и библейские сенсорные метафоры. Святоотеческое учение о хранении органов чувств. Христианский духовный опыт и современные проблемы сенсорной культуры.
Тема 12
Душевные состояния
Внутренний религиозный опыт, религиозные переживания и душевные состояния. Лестница душевно-духовных состояний. Религиозно-психологический анализ сна и сновидений. Благодатные и безблагодатные состояния. Святоотеческое учение о прелести.
Тема 13
Практическая суть православной психологии
Православная психология и аскетика. Духовная интроверсия. Самонаблюдение и самопознание в православной психологии. Трудности самопознания и средства против них. Психологическая борьба с грехом. Хранение органов чувств.
Заключение
Перспективы развития христианской антропологии и психологии и их значение для современности. Критика западной антидуховной психологии. Возможность и необходимость возвращения к душе современной русской психологии. Возможные пути и методы этого возвращения, возникающие при этом проблемы.
Семинарские занятия
Семинарские занятия для закрепления пройденного материала и развития навыков самостоятельной работы. Устные выступления на избранные темы, защита письменных рефератов.
Литература
Тема 1-2.
- Владимирский Ф. Состояние души пророков при откровениях Духа Святого // Вера и разум. 1902, №№ 13, 16, 17.
- Воронцов А. А. Учение Библии о душе человека // Православный собеседник. 1900, № 7-8, с.1-46, № 9, с.47-48 (отд. изд.: Казань: Типо-лит. Импер. ун-та, 1900).
- Давыденко В. Ф. Святоотеческое учение о душе человека. – Харьков, 1908 (Харьков, 1903; “Вера и разум”. 1902-1903 гг.).
- Зенько Ю. М. Сердце // Его же. Психология и религия. – СПб., 2002, с. 239-258 (приложение).
- Ианнуарий (Ивлиев) архим. Основные антропологические понятия в Посланиях святого апостола Павла // Альфа и Омега. 2002, № 1(31), с. 13-18.
- Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996 (переизд.: Париж, 1950).
- Симон Т. Психология ап. Павла. Пер. с нем. – М., 1907.
Тема 3.
- Алексий патр. Христианский взгляд на человека и образование // Вопросы психологии. 1993, № 2, с.6-8.
- Андрей Лоргус свящ. Православная антропология. М., 2002 (на правах рукописи).
- Бердяев Н. Проблема человека: К построению христианской антропологии // Ступени. 1991, № 1, с.79-104 (Путь. № 50, 1936).
- Булгаков С. Развитие личности как религиозная задача // Киносценарии. 1991, № 4, с.167-169.
- Вышеславцев Б. П. Образ Божий в существе человека // Русская религиозная антропология. Антология. Т. 2. М., 1997, с.380-400 (Путь. № 49. 1935, окт.-дек., с.48-71).
- Григорий Нисский. Об устроении человека. Пер., прим. и послесл. В. М. Лурье. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1995.
- Зенько Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии. – СПб.: Речь, 2007.
- Зенько Ю. М. Христианское определение понятие и феномена личности // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 10. – СПб.: СПбАППО, 2006, с.108-112.
- Зенько Ю. М. Целостность как основной методологический принцип в христианской антропологии (и пример его применения к проблеме состава человеческого существа) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Педагогика. Психология. 2006, IV:2, с.167-182.
- Зеньковский В. В. Принципы православной антропологии // Русская религиозная антропология. Т. 2. М., 1997, с.431-466 (переизд.: Вестник РСХД. № 153, 1989, с.5-20; № 154, 1989, с.67-91).
- Иванов Н. П. И сказал Бог…: Библейская онтология и библейская антропология: Опыт истолкования Книги Бытия (гл. 1-5). Клин: Христианская жизнь, 1997.
- Игнатий (Брянчанинов) свят. Слово о человеке. М.: Изд-во Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1997 (СПб., 1995).
- Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности // Его же. Богословие и Боговидение. М., 2000, с.289-302 (переизд.: Богословские труды. 14. М., 1975, с.114-120).
- Муравьев В. Новый человек – καινος ανθροπος – по учению ап. Павла // Вера и разум. 1904, № 22, с.519-528, № 23, с.613-622.
- Немезий еп. Емесский. О природе человека. Пер. с греч. Почаев, 1905 (М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996).
Тема 4.
- Айвазов И. Критический обзор материалистических теорий против субстанциональности души. – М., 1912 (Голос церкви. 1912).
- Аничков Д. С. Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ее бессмертии. – М.: Изд-во Имп. Моск. ун-та, 1777 (переизд.: Мысли о душе. М., 1996, с.89-108).
- Афанасий Александрийский. О том, что человек может познавать Бога в душе своим умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна // Христианское чтение. 1837, ч. 4, с.113-125.
- Григорий Богослов. О душе // Его же. Собрание творений. Т. 2. Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1994, с.31-35.
- Душа человеческая. Положительное учение православной Церкви и Святых Отец. – Св.-Тр. Ново-Голутв. мон., 1992.
- Исаак Сирин. О душе, о страстях и о чистоте ума // Его же. Слова подвижнические. М., 1993, с.19-25 (Христианское чтение. 1824, ч. 14, с.145-155).
- Кашменский Стефан прот. Святоотеческое учение о душе. – Пермь, 2002.
- Кашменский Стефан прот. Систематический свод учения св. отцов церкви о душе человеческой. В 3-х ч. – Вятка, 1860-1865.
- Феофан Затворник еп. Душа и ангел – не тело, а дух. – М.: Талан, 1997 (3-е изд.: М., 1913; 2-е изд.: М., 1902; 1-е изд.: М., 1891).
Тема 5.
- Ириней Лионский. Нелепость учения о переселении душ // Его же. Творения. М., 1996, с.211-213 (кн. 1, гл. 33).
- Кураев Андрей диакон. Раннее христианство и переселение душ. – М.: Гнозис, 1996.
- Лосский Н. О. Учение о перевоплощении // Переселение душ. Сборник. М., 1994, с.357-383.
- Милославский П. Исследования о странствиях и переселениях душ // Переселение душ. М., 1994, с.18-228.
- Переселение душ: проблема бессмертия в оккультизме и христианстве. Сборник статей. – Париж, 1935 (переизд.: М., 1994).
Тема 6.
- Вышеславцев Б. Бессмертие, перевоплощение и воскресение // Переселение душ. М., 1994, с.315-335 (Переселение душ. Париж, 1935, с.109-134; Человек. 1993, № 2, с.80-96).
- Глаголев С. С. Вопрос о бессмертии души // Вопросы философии и психологии. 1893, кн. 4(19)-5(20).
- Григорий Двоеслов. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. – М., 1996 (Казань, 1860).
- Серафим Роуз иером. Душа после смерти: Современный “посмертный опыт” в свете учения Православной Церкви. Пер. с англ. – М., 1991.
- Флоровский Георгий прот. Бессмертие Души. – М.: Вэб-Центр “Омега”, 2004 (интернет-издание).
- Франк С. Учение о переселении душ // Переселение душ. М., 1994, с.268-288 (Переселение душ. Сборник. Париж, 1935, с.7-33).
Тема 7.
- Амвросий (Гренков) иеросх./ Поучения старца иеросхимонаха Амвросия о том, сколь много мы заботимся о теле и сколь мало о душе, а также о покаянии. – М.: Печ. А. И. Снегиревой, 1896.
- Богословский Н. Библейское учение о совести // Православный собеседник. 1903, № 10.
- Дорофей св. О совести // Христианское чтение. 1829, ч. 25, с.131-138.
- Ефрем Сирин. О покаянии // Его же. Творения. Т. 3. М., 1994, с.74-77.
- Макарий Египетский. О свободе ума // Его же. Духовные беседы, послания и слова. Св.-Троицк. Серг. Лавра, 1998, с.442-467.
- Никита Стифат. Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900, с.111-144.
- Сильницкий Г. Г. Разум человека по учениям исихастского и схоластического богословия // Синергия. Сборник. М., 1995, с.249-271.
- Феодор Студит. Об охранении и очищении наших чувств и об исповедании дурных помыслов // Его же. Творения. Т. 2. СПб., 1907, с.916-918.
Тема 8.
- Августин Аврелий. О свободе воли. Книга вторая // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. Т. 1. СПб., 2001, с.25-65.
- Антоний /Храповицкий/ иером. Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности. – СПб., 1887 (2-е изд.: СПб., 1888).
- Астафьев П. Е. К вопросу о свободе воли. – М.: Тип. А. Гатцука, 1889 (Из Трудов Моск. психол. о-ва).
- Байдакова М. Ю. Перспективы соотнесения теологических и психологических взглядов на проблему воли // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.139-142.
- Ефрем Сирин. О непостоянстве человеческой воли // Его же. Творения. Т. 5. М., 1995, с.184-189.
- Ефрем Сирин. О свободе нашей и о том, что человек создан свободным // Его же. Творения. Т. 3. М., 1993, с.396.
- Ириней Лионский. О том, что люди свободны и имеют способность избрания // Христианское чтение. 1838, ч. 3, с.241-253.
- Лосский Н. О. Свобода воли // Его же. Избранное. М., 1991, с.481-597.
- Мефодий еп. Патарский. О свободе воли // Богословские труды. Сб. 3. М., 1964, с.187-208.
Тема 9.
- Введенский А. И. О видах веры в ее отношении к знанию. – М., 1894.
- Введенский А. И. Психология веры (Религиозная вера как биогенетический принцип в психологии). – /Сергиев Посад/, 1899.
- Вениамин (Исупов) иерод. Учение церковных писателей о страхе Божием. – Киев, 1906.
- Вышеславцев Б. П. Сердце в индийской и христианской мистике // Вопросы философии. 1990, № 4, с.62-87 (Париж: YMCA-press, 1929).
- Галич А. Ощущение религиозное // Его же. Картина человека. СПб., 1834, с.408-412.
- Евагрий Понтийский. Послание о вере // Его же. Аскетические и богословские сочинения. М., 1994, с.141-156.
- Ефрем Сирин. О покаянии // Его же. Творения. Т. 3. М., 1994, с.74-77.
- Кожевников Ф. Вера, как психологический факт с научной точки зрения и как добродетель по учению Св. Писания и Церкви // Вера и разум. 1908, № 7, с.64-88.
- Лука (Войно-Ясенецкий) архиеп. Сердце как орган высшего познания // Человек. 1991, № 6, с.104-115.
- Магнитский В. прот. Религиозные чувствования. – Пг.: Тип. Алекс.-Невск. об-ва трезвости, 1914.
- Нечаев А. Вера и Любовь по учению св. апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Павла. – Тамбов, 1910.
- Никифор уединенник. Слово о хранении и трезвении сердца многополезное // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.239-251.
- Соколов П. П. Вера. Психологический этюд. – М.: Тип. И. Н. Кушнерева, 1902 (Вопросы философии и психологии. 1902, кн. 2(62)-4(64)).
- Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия // Его же. Философские произведения. М., 1990, с.69-103.
Тема 10.
- Голощапов С. Галлюцинации и религиозные видения // Вера и разум. 1915, № 2, с.205-240.
- Игнатий (Брянчанинов) еп. Слово о чувственном и духовном видении духов // Его же Творения. Т. 3. М., 1993, с.1-67.
- Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. 6-е изд. – М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1890.
- Кашменский С. прот. Святоотеческое учение о душе. – Пермь, 2002.
- Попов И. В. Экстаз и откровение в системе бл. Августина // В память столетия Московской духовной академии. Сб. Ч. 2. М., 1915, с.455-508.
- Симеон Новый Богослов. Слово о трех образах внимания и молитвы // Его же. Творения. Т. 2. Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1993, с.179-191.
Тема 11.
- Виссарион /Нечаев/ еп. Грехи чувств. – М., 1888.
- Елисеев Владимир иерей. Оккультная медицина и недозволенные Богом способы отверзения чувств // Православная Церковь и современная медицина. Сборник. СПб., 2000, с.206-224.
- Зенько Ю. М. Органы чувств: сенсуалистский и христианский подходы // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.123-126.
- Игнатий (Брянчанинов) еп. Слово о чувственном и духовном видении духов // Его же Творения. Т. 3. М., 1993, с.1-67.
- Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ // Сборник проповеднических образцов (Проповеди святоотеческие и церковно-отечественные). 2-е изд., испр. и доп. СПб, 1912, c.178-184.
- Скворцов К. Трактат Тертуллиана о зрелищах (по Фреппелю) // Труды Киевской Духовной академии. 1865, № 7, с.321-253.
- Театр: О зрелищах, развлечениях и театре. – М.: КАЗАК, 1998.
- Тертуллиан. О зрелищах // Его же. Избранные сочинения. М., 1994, с.277-293.
Тема 12.
- Арсений /Жадиновский/ архим. О духовной прелести. – М.: Печ. А. И. Снегиревой, 1911.
- Владимирский Ф. Состояние души пророков при откровениях Духа Святого // Вера и разум. 1902, №№ 13, 16, 17.
- Гуревич А. Состояние отчаяния и духовная практика (по преподобному Силуану Афонскому и архимандриту Софронию) // Альфа и Омега. 1998, № 1(15), с.189-200.
- Зенько Ю. М. Секулярный и христианский подходы к измененным состояниям сознания // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.126-128.
- Коновалов Д. Г. Психология сектантского экстаза. – Сергиев Посад, 1908.
- Максим Грек. О прелести сонных мечтаний // Его же. Сочинения. Ч. 1. Св.-Тр. Серг. Лавра, 1910, с.97-99.
- О различных состояниях души в исихии // Петр (Пиголь) игумен. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999, с.174-181.
Тема 13.
- Братусь Б. С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998, № 4.
- Дронов Михаил прот. Талант общения. Дейл Карнеги или авва Дорофей? – М.: Новая книга, Ковчег, 1998.
- Зенько Ю. М. Психолого-педагогические выводы из христианского определения личности // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 11. – СПб.: СПбАППО, 2007, с.21-25.
- Иерофей (Влахос) митр. Православная психотерапия: Святоотеческий курс врачевания души. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004.
- Котов И. В. Психическое здоровье народа как проблема церкви и государства // Церковь и медицина на пороге третьего тысячелетия. Минск, М., 1999, с.151-161.
- Мордвинцева Л. П. Новейшие отечественные публикации по христианской психологии // Человек: образ и сущность. М., 1997, с.108-120.
- Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск по христианской психологии. 2003, № 3 (38), июль-сентябрь.
- Швецов Валерий прот. Церковное душепопечение лиц с психическими расстройствами (Теоретические аспекты) // Милосердие и профессионализм. Сборник. СПб., 2003, с.138-150.
Заключение.
- Братусь Б. С. Христианская психология как новое движение в России // Психология и христианство. М., 1995, с.21.
- Владимир (Цветков) о., Веселова Е. К., Волохонская Е. Я., Манеров В. Х., Черняева С. А., Шеховцова Л. Ф. Предмет и метод православной психологии // Психология и христианство. М., 1995, с.79-80.
- Зенько Ю. М. Психология и религия. – СПб.: Алетейя, 2002.
- Зеньковский В. В. Задачи религиозной психологии // Христианская мысль. 1917, № 1, с.24-45.
- Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. Отв. ред. Б. С. Братусь. – М.: Наука, 1995.
- Ничипоров Борис свящ. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. – М.: Школа-Пресс, 1994.
- Психология и христианство: путь интеграции. 3-я междунар. конфер. СПб., 10-13 мая 1997 г. – СПб.: ИМАТОН, 1997.
- Шеховцова Л. Ф. Развитие сознания человека // Духовные и социальные проблемы современной России в свете Православия. СПб., 2002, с.161-163.
- Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. – СПб.: Речь, 2005.
- Яновский М. И. Перспективы сближения психологии и христианства // Психология и христианство. М., 1995, с.89-90.
«Благой Господь наш даровал естеству нашему и то свойство, что больной, видя врача, веселится, хотя, может быть, и никакой пользы от него не получит. Свяжи и ты, о досточудный муж, пластыри, порошки, глазные примочки, пития, губки, и при сем небрезгливость, орудия для кровопускания и прижигания, мази, усыпительные зелия, ножи, перевязки. Если мы не имеем сих припасов, то как покажем врачебное искусство?»
(Преп. Иоанн Лествичник, Слово к пастырю, Гл.2)
* * *