О состоянии и методологии христианской психологии

bar

<<< Назад | Далее >>>

       «В течение 15–20 последних лет в нашей стране происходит становление православной психологии – психологии, основанной на православном понимании человека. Нам православная психология представляется как научная дисциплина, интегрирующая современную психологию и христианскую антропологию, а также и как прикладное знание.» (Л.Ф. Шеховцова)

image098

Эти слова Ларисы Филипповны Шеховцовой – доктора  психологических  наук, профессора  кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, председателя  епархиального Общества  православных психологов  Санкт-Петербурга убедительно говорят  о том, что христианская  психология, как научная  дисциплина, состоялась.

Состоялась она  не  потому, что о ней  сегодня  много  пишут  и говорят,  регулярно  издают  книги,  готовят  специалистов  в  ряде  учебных заведений, а  интернет выдаёт более  чем  полмиллиона  ссылок  по соответствующим запросам.  Она   состоялась, прежде  всего,  с  точки зрения  верности  и неизменности её  методологической основы, за  которой   стоит  поистине  незыблемое  и  фундаментальное знание  о духовно-нравственной   природе   человека, владея   которым  и  осознавая  подлинную природу  души  и  смысл  жизни,  можно не  потерять  себя  в  повседневном  хаосе  современного  мира.

Состоялась она  потому, что  несмотря  на   все  конъюнктурные   веяния и  тенденции последних  лет, связанные  с  укреплением  позиций  гедонизма, эгоизма  и прагматизма,  христианская  психология стоит на  прочном  святоотеческом фундаменте  нравственности  и духовности,  давая  неизменно  верное  антропологически  духовно-нравственное  понимание природы   человека  и  высшей  цели его существования.

Состоялась она потому, что  её  верность  практически  подтверждена опытом  огромного числа  аскетов,  христианских подвижников  и миссионеров,  которых  она  вдохновляла  на  социальное   служение,  подвиги просвещения  и миссионерства,  выступая   источником   знаний  о душе   и   давая верные  ответы  на  любые   вопросы и  вызовы   времени, касающиеся  основ  человечности,  нравственности,  психического и душевного  здоровья.

Мало кто знает  о том, что среди  наиболее  образованных  людей   мира  в  лице  нобелевских  лауреатов  верующие  люди составляют 89,8 %,  а  среди  всех  религий  нобелевских  лауреатов христианство  бесспорно лидирует,  составляя  65,4%  или  427  человек  за   период  с  1901 г по 2000 г.  Не это ли лучшее признание мудрости и  верности христианского  мировоззрения и парадигмы христианской  психологии  в  широком  смысле  слова?

Для  настоящего времени,  отличающегося  с  одной   стороны  либерализмом, а   с  другой  бурным  ростом  информационных  технологий   и средств   коммуникации, характерно   угрожающее  нарастание  общего уровня  хаоса  и  социальной  напряжённости  из-за  поляризации  общества и   усиления  разрыва  между  сверх  богатым  меньшинством  и  нищающим  большинством.  Данный  разрыв  усиливается  год  от года, вызывая рост  напряжённости в  мире  и  увеличение  общего числа  кризисных ситуаций,  психических  и душевных  проблем, связанных  с социальной несправедливостью  и сокращением  свободных ресурсов всего  человечества.

В этой  связи  парадигма  академической  психологии,  в  основе  которой  находится  «свобода»  человеческого  эгоизма,  оказалась  просто  не  готова  выступить  беспристрастным  и эффективным  инструментом  обеспечения  здравомыслия  на  основе  нравственности и  морали  в  ситуации  усиливающегося  социального  кризиса. Более  того, парадигма рациональной  психологии  стала на   сторону  гедонизма и эвдемонизма, дав свободу  самым  низменным чувствам и  потребностям,  объявив  эгоизм  неизменной  нормой психического бытия.

В данной   связи  в  последнее  время  особенно  остро встал  вопрос  о том, а  есть  ли  в  общественном  и индивидуальном сознании  хоть какой-то  инструмент и  регулятор  этики, морали и нравственности, который  мог  бы  стоять на  защите   самой   человечности  в  её  нравственном  виде  и  был  бы  свойственен человеку по  его  высшей природе ?  И ответ на  этот не простой   вопрос  был найден.

Именно эту  роль  беспристрастного  инструмента  нравственного  регулирования   и упорядочивания  психической  и душевно-духовной   сферы  человека  и  взяла  на   себя  христианская  и  в  частности  православная психология, которая  сегодня, вырастая  из  конфессиональных  рамок,  формируется  как некое  междисциплинарное направление, в котором  происходит соединение  существующего  теоретического базиса  научной  психологии  и  практического  многовекового опыта  психологии христианской.

Говоря  другими словами, на  наших глазах  рождается   не   столько  «новое»  течение   или  направление  психологии, сколько  новая  парадигма  человека, опирающаяся  не  на  психофизиологическую  модель  Вундта  и всей  немецкой  школы, а  на  антропологический  базис  христианства  и восточной  патристики.  Широкий круг публикаций по  теме  христианской  психологии   с  участием  ведущих  специалистов  РАН  (Б.С. Братуся, В.И. Слободчикова, Ф.Е. Василюка и др. )  показал  огромный  интерес  многих специалистов к  проблеме  психологии  нравственности  и нравственно-ориентированной  личности через  призму христианских ценностей.

Как известно,  любую  научную дисциплину можно считать состоявшейся  только при  том  условии, если сформулирована  её  парадигма,  определён  её предмет,  метод  и  категориальный аппарат.  В этом отношении христианская  психология,  уже  прошла  этапы  формирования  методологического  базиса и парадигмы, а   потому имеет в своём  распоряжении соответствующий  категориальный   аппарат,  предмет и  методологию, которые  были  рассмотрены   ранее в  разделе  «О парадигме  христианской  психологии».

Таким  образом,  парадигму  нравственно-ориентированной   христианской  психологии  по причине направленности  роста  личности  вверх от телесного состояния   к  душевному, а  от душевного к  духовному,  можно в полном смысле  слова называть  парадигмой  «вертикальной  психологии», которая в отличие от психологии  «горизонтальной»,  рассматривает  не одно  состояние  человека, а три различных качественных состояния  (телесное, душевное, духовное), которым  соответствуют  три совершенно различных психологии  и  системы  ценностей:

  • Телесное – психология эгоизма (рациональное мировоззрение),
  • Душевное – психология жертвенности (нравственное мировоззрение),
  • Духовное – психология святости * (духовное мировоззрение).

Психология  святости в силу специфики данного состояния и его невыразимости научными понятиями и категориями,  отдельно не  рассматривается.

Следует  сразу  подчеркнуть, что  парадигма  нравственно-ориентированной  христианской психологии рассматривает эти  три  разных  взгляда  на мир  не разрозненно, а  в их единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.  С практической   точки зрения наибольший  интерес  представляют  психология  эгоизма  и  жертвенности, включая сам переход от одной  системе   ценностей  к  другой.

Парадигма нравственно-ориентированной  христианской психологии не отрицает парадигмы психологии рациональной (академической), а дополняет и расширяет  спектр её представлений  по вертикали возможностей духовно-нравственной трансформации человека в соответствии  с его  тройственной  природой – тело, душа, дух.

Принципиальной  особенностью  парадигмы  и всей   методологии  нравственно-ориентированной  христианской  психологии  является  то, что весь  её  методологический базис  базируется  не  на  одном, а  на  трёх видах знания, относящихся к  трём  различным уровням  утончения  материи:

  • «телесном знании», т.е. естественнонаучном, соответствующем, как уже  было сказано,  рациональному  или  эго  состоянию  сознания,
  • «душевном знании», т.е. религиозном или обращённом, соответствующем жертвенному состоянию сознания,
  • «духовном знании», т.е. сущностном или сакральном, соответствующем совершенному состоянию сознания, которое есть благодатное  состояние  святости.

Парадигму  нравственно-ориентированной христианской психологии можно в полной мере  считать методологией  формирования  наиболее  правильного мышления и практического христианского мировоззрения, которое наиболее верно и адекватно отражает законы бытия в разрезе  двух реальностей – материальной и духовной.

Характерной особенностью парадигмы  и методологического базиса  нравственно-ориентированной  христианской психологии можно считать наличие совершенно чёткого и конкретного  представления о высшем смысле  человеческой  жизни, который  заключается в  достижении  состояния  богоподобия  (обожении). Именно поэтому христианскую психологию  можно в полной мере  называть  психологией  духовно-нравственного спасения человека  и  всего падшего человечества  от безраздельной   власти эгоизма.

Таким  образом, парадигма христианской психологии – это совокупность фундаментальных антропологических знаний, вероучительных истин и соответствующих духовных свидетельств и подтверждений (артефактов), проливающих свет на подлинное тримерное устройство человека (тело-душа-дух), которое наиболее верно отражает высший смысл человеческой жизни в уподоблении Богу (обожении)  на основе  обращения  ума  (метанойи) и последовательного прохождения трёх уровней когнитивного и душевно-духовного роста  – телесного, душевного и духовного  или  более  развёрнуто по св. Феофану Затворнику  (телесного, телесно-душевного, душевного, душевно-духовного, духовного) .

Основанием  для  обращения  ума  является акт  покаяния (метанойи) и последовательного прохождения трёх уровней когнитивного и душевно-духовного роста  и  развития — телесного, душевного и духовного  или  более  развёрнуто по св. Феофану Затворнику  (телесного, телесно-душевного, душевного, душевно-духовного, духовного).

Главной  сложностью официального признания и практического использования методологического базиса  христианской психологии является его аксеологическая  или  ценностная  несовместимость с  доминирующей  в настоящее  время парадигмой  рациональной  психологии, которая  утверждает  приоритет эгоцентрического подхода к  жизни.

Ключевым  принципом  модели  христианской  психологии  можно считать   принцип  работы со  страстями тела,  души и духа  посредством  которого  и происходит  возрастание  духовное  и  переход  из страстного состояния   к  безстрастному.

В соответствии с христианской  антропологией  о тримерии  человека,  методология  работы   со страстями  предполагает  последовательное   прохождение  трёх  уровней (базовых  ступеней) когнитивного развития, которые  соответствуют трём фундаментальным когнитивным доктринам или  программам управления   сознанием :

  • — Программа Эго (телесный уровень),
  • — Программа Жертвы (душевный уровень),
  • — Программа Святости (духовный уровень),

которые отличаются друг от друга доминантой и соотношением страстей и добродетелей.

  • В программе Эго (эгоизма) страсти безальтернативно доминируют над добродетелями.
  • В программе Жертвы (нравственности) достигается равновесное соотношение страстей и добродетелей.
  • В программе Святости (сущности) добродетели безальтернативно доминируют над страстями.

Таким образом, методологический  базис  христианской  психологии  это  целостная  система установок, представлений и терминов, разделяемых всем христианским сообществом, о природе   человека  и характере  человеческой  повреждённости эгоизмом  (страстями тела, души и духа).  Исходя  из  этого  базисного  представления  о природе  повреждения  человека  страстями, составляющими  первородную, родовую и личную  повреждённости, и  вытекает  методология  духовно-нравственного   изменения (преображения  и спасения) человека  до первозданного  (адамного)  состояния.

Иными  словами,  христианская  психология – это   система  большого   телесно-душевно-духовного  знания  о том,  каким образом происходит процесс внутренней трансформации личности (обожения) за счёт изменения  соотношения страстей и добродетелей.

Таким  образом, предметом  нравственно-ориентированной христианской психологии является  сам  человек и его  уникальная личность, а также все процессы формирования, развития и функционирования человеческой личности, изменения её качеств и  направленности,  в связи с её духовно-нравственным  состоянием.

Личность (от слов лик, лицо, ипостась), в  отличие  от  психики – это неповторимое и уникальное сочетание в  триединстве тела-души-духа всех творческих сил и способностей  человека,  нравственный  образ  которых   определяет  всю   направленность  человека  в жизни  и весь характер   его мыследеятельности.

 Христианская   психология  – это область знания, базирующаяся  на   христианской  антропологии  и святоотеческой традиции,    исследующая  через призму антропологической  катастрофы  все закономерности изменения формирования и развития душевных качеств, свойств  и состояний человеческой личности в  разрезе  трёх  базовых  состояний (телесного, душевного и духовного).

О структуре  и программе  курса по христианской  психологии

Как уже говорилось, в  настоящее  время  направление  христианской  психологии находится в  самом начале  своего  становления  и развития.  Данное   обстоятельство  и определяет  то, что  сегодня  существует  множество  взглядов  на  определение, предмет и структуру   христианской  психологии.

Так  до сих  пор ещё нет  чёткого  разграничения  между   понятиями  христианская,  святоотеческая  и  православная  психология  и ряд священнослужителей  категорически  отрицательно относятся к  данному  направлению, считая   его  разновидностью нового “сектантства” или  “модернизма”, вносящего  смуту  в  традиционное  учение  церкви.

Отдельного внимания  требует  вопрос  определения   статуса  направления  христианской  психологии  и  целевой   аудитории, поскольку  курс  христианской  психологии  для   мирян  и  священства  должен  учитывать различия  в  уровне  катехизической  грамотности, хотя  автор не  склонен  к  схоластическому  упрощению курса для  мирян  из того же  евангельского принципа  целостности духовно-нравственного знания  для  всех.

Первый  опыт открытия  энтузиастами  соответствующих учебных  курсов  по  христианской  психологии  при  православных  образовательных учреждениях выявил  серьёзную  проблему не  готовности  епархиальных  структур  и священства  к  принятию  и развитию  данного  направления под эгидой  церкви. Речь  идёт  об  отсутствии  в  епрархиальных структурах  какой-либо  нормативной  базы  по  этому  направлению  и  опыта, а  также самих специалистов  из числа священнослужителей, разбирающихся  в общей  и  современной  христианской  психологии.  Итог этого – закрытие соответствующих  пилотных  курсов  при  ряде  учебных заведений  России  и Беларуси.

Одной  из наиболее  серьёзных  методологических  проблем, стоящих  перед направлением христианской  психологии, является  проблема  определения структуры  и содержания   учебной  программы и  соответствующего  курса.

Первичный  опыт преподавания  в  2015  –  2016 гг  пилотного курса «Основы  православной  психологии»  в  рамках  Минского духовного училища  в  объёме 320  уч.  часов  показал, что  наиболее  целесообразно включение  в программу следующих  модулей:

  1. Исторический обзор психологических концепций в свете христианской антропологии.
  2. Методологические основы христианской психологии в  свете святоотеческого наследия.
  3. Святитель Феофан Затворник – основатель направления христианской психологии.
  4. Основы христианского психологического консультирования в  свете диалога  по  Т.А. Флоренской.
  5. Основы возрастной, педагогической и социальной  психологии  через  призму христианского мировосприятия.
  6. Основы кризисной психологии и религиозной  девиантологии.
  7. Основы пастырской и миссионерской психологии.

Если рассматривать  структуру  направления  христианской  психологии  в общем  и укрупнённом  ракурсе,  можно выделить  три  базовых психологических   блока  или  ступени  повышения  квалификации:

  • – психология подготовки к воцерковлению,
  • – психология воцерковления,
  • – психология кризисных ситуаций, возникающих по ходу воцерковления.

В данной связи методологический базис христианской психологии предполагает с одной стороны глубокое  знание  основ  психологии  святоотеческой, а  с  другой   стороны  психологии  социальной,  кризисной  и экзистенциальной, рассматривающей соответствующие когнитивные  изменения  в ходе  онтологического роста личности.

Таким образом, программа курса  и  категориальный  аппарат  христианской психологии должны, как  минимум, включать в себя  разделы  и категории, связанные  с  пониманием природы  «ветхого»  (падшего)  состояния человека, «нового»  (искупленного),  «метанойи», как  акта  обращения  сознания, а  также глубокое  понимание сути  категории нравственности  через  призму  христологии,  как базовой  и связующей, выступающей  красной  нитью во всей парадигме. Кроме  того, в базисе должны  быть отражены аспекты кризисной  и практической  христианской  психологии, а  также  аспекты психологии  воцерковления, миссионерской  работы  и психологии  внутрицерковных отношений.

На наш  взгляд,  программа  и  категориальный  аппарат  курса  основ христианской психологи  должны  включать в  себя следующие  базовые  понятия и представления:

  • Представление об образе и подобии человека Богу
  • Представление о Четвероевангелии и его символах
  • Представление о тримерии человека (тело, душа  дух)
  • Представление о душе через  призму святоотеческого учения
  • Представление о себялюбии (эгоизме)
  • Представление о жертвенности (самоотвержении)
  • Представление о святости (совершенстве)
  • Представление о повреждении человеческой  природы  (первородном, родовом, личном)
  • Представление о страстях (тела, души, духа)
  • Представление о покаянии (метанойе)
  • Представление о сердце (телесном и духовном), как сосредоточии сил  души
  • Представление о познавательной силе души (уме)
  • Представление о раздражительной силе души (чувстве)
  • Представление о вожделевательной силе души (воле)
  • Представление о девятерной схеме разложения трёх сил  души на  трёх уровнях (телесном, душевном, духовном)
  • Представление о трёх  состояния человека (естественном, падшем, искупленном)
  • Представление о телесном состоянии естества
  • Представление о душевном состоянии естества
  • Представление о духовном состоянии естества
  • Представление о нравственности
  • Представление о молитве, психология молитвы
  • Представление о смерти и вехах  души
  • Представление о Воскресении
  • Представление о будущем состоянии

Данный категориальный  базис,  по  сути  не  имеющий  аналогов,  позволяет  не  просто заглянуть в  человеческую душу, как сакральное  пространство,  закрытое  для рационального понимания, но позволяет  работать  с душой в плане  целенаправленного изменения её базовых свойств  и качеств.

Ядром или стержнем курса, вне  сомнения, должны быть «Методологические  основы  христианской  психологии». Данный  раздел должен  включать святоотеческое понимание природы   человека через  призму  трёх базовых  состояний (телесного, душевного, духовного), святоотеческое   учение  о душе и её тричастной структуре (ум, чувство, воля), а  также  святоотеческое   учение о страстях и Лествице духовной.

С практической точки зрения наибольший интерес представляет собой именно разделы  практической  и кризисной христианской  психологии, поскольку  данные  направления в  настоящее  время  наиболее  всего востребованы  и при  этом  менее  всего  проработаны  методологически.

Примерная структура раздела практическая православная  психология

  • Любовь, как качество, её обретение  и утрата
  • Актуальные вопросы подготовки к  семейной  жизни
  • Аддикции (зависимости) и профилактика аддиктивного поведения
  • Противоречия, связанные с пониманием пола (ЛГБТ)
  • Ювенальные технологии, как инструмент разрушения семьи
  • Доабортное женское консультирование
  • Насилие, его разновидности и профилактика
  • Психологическая помощь при тяжёлом соматическом заболевании
  • Онкопсихология
  • Работа в пенитенциарной  системе и особыми социальными  категориями
  • Работа с  жертвами тоталитарных и деструктивных  сект
  • Суицидальное поведение  и его профилактика
  • Психология воцерковления
  • Психология миссионерской работы
  • Пропедевтика аскетики

Говоря  о методологии  православной  психологии,  хочется  заострить внимание  на психологии воцерковления, как  особом  разделе, имеющем, если можно так  выразиться духовно-психологической  характер тесного взаимодействия с церковью и духовником.

Данный  раздел носит особо деликатный  характер, поскольку должен  учитывать разграничение   компетенции священника  и психолога.  Дело в  том, что в практическом  руководстве  по спасению сегодня  нуждается основная масса воцерковляющихся. В этой  связи работа   православного психолога не должна  идти вразрез работе  священника.

К сожалению, в силу неразвитости института  монашества, а также  отсутствия традиции старчества  и духовного  наставничества в  их  должном уровне,  огромное  число людей воцерковляется в  наше  время и двигается  к Богу самостоятельно, т.е. самочинно без душепопечения и руководства на свой страх и риск.

В итоге, как показывает практика  оказания практической православно-психологической  помощи, очень высок процент серьёзных ошибок  при  самочинном  воцерковлении  с неизбежными  расстройствами  и душевными отклонениями,  вплоть до  серьёзной психопатологии.

В этой связи особую актуальность имеет направление «Кризисной христианской  психологии» через  призму религиозной психопатологии (девиантологии), которая  имеет свою особую специфику.

Отдельного внимания  и рассмотрения  заслуживает вопрос  профессиональной  этики христианского психолога и требований, предъявляемых к  специалисту, позиционирующему  себя  таковым.  Практический  опыт убедительно говорит о том, что невозможно  работать  в  рамках  парадигмы  христианской  психологии  специалисту, который  сам  не   воцерковлен,   не   владеет в   полной   мере  основами  катехизиса, христианской  антропологии  и  не придерживается церковной  жизни, владея  лишь основами  общей  психологии.

Таким  образом,  парадигма  христианской  психологии  предъявляет  весьма  высокие  духовно-нравственные  требования к  специалистам, работающим в  данном   направлении,  в сравнении  с аналогичными  требованиями, предъявляемыми к светским психологам.

Опыт практической  работы минского «Клуба и школы православной психологии»  при  Духовно-просветительском центре Доме  православной книги,  говорит  о том, что  из всех проблем, с которыми приходится сталкиваться в работе  христианским  психологам, главными являются  семейные  проблемы, возникающие  в период воцерковления.

Говоря о методах  работы  христианского психолога, нельзя не сказать о том, что эти методы принципиально отличаются от методов и модели светской психологии.  Отличия  заключаются не  только в  методологии  нравственности  и  этическом  кодексе, но и в характере  отношений,  в  построении и ведении  терапевтической  беседы, в используемых техниках  и  ответственности за  результат  терапии.

По существу, многие  подходы  и методы  академической  психологии, основанные  на  сугубо  рациональном  подходе, в  настоящее  время  нуждаются  в  духовно-нравственной  трансформации и глубокой  переработке  через призму  нравственности.  Создание  соответствующих методов  и инструментов на  основе  уже   имеющихся  в  психологии подходов (гештальт, системные  расстановки, транзактный анализ, психодрама, психоанализ и др.)  – серьёзнейшая  проблема  и  перспективная  тема в  христианской  психологии.  Говоря  о  самой  возможности  использования христианскими психологами тех  или  иных методов, инструментов и технологий рациональной  психологии, можно сказать, что это возможно в  принципе, но только  при условии  творческого наполнения  соответствующего метода принципиально иным содержанием –  христианским  и  духовно-нравственным, а  это в  высшей   степени не  простой  и творческий  процесс.

В целом, оценивая  возможности  направления  христианской  психологии, хочется  сказать, что это идеальный метод  для работы именно с кризисными  ситуациями  и экзистенциальными  проблемами, где  в  настоящее  время  имеется теоретический, методологический  и практический  вакуум.  Вот, собственно, почему   практически вся современная кризисная психология и психотерапия  являются  полем деятельности преимущественно христианских психологов, как нравственно ориентированных.

Вопрос  разработки  профессионального этического кодекса христианского психолога – это особый  вопрос, требующий самого пристального внимания. Попытки его создания для  специалистов, работающих в  рамках нравственно-ориентированной  парадигмы, предпринимались уже неоднократно, но следует  признать, что  до настоящего времени единого и общепризнанного варианта пока не существует.

В качестве  примера и  образца приводим вариант программы курса  лекций  по  основам православной  антропологии  и психологии одного из  ведущих  специалистов по  данному  направлению Ю.М. Зенько.

Программа  курса  лекций

Введение

Общий план курса. Индивидуальное библиографическое консультирование в русле тематики лекций. Методологическое разграничение и определение основных терминов и понятий христианской антропологии и психологии.

Тема 1

Хронология святоотеческой антропологии и психологии

I – нач. IV вв.: древнехристианский период. IV век: золотой век богословской и аскетической образованности. V-XIV века: средние века. Основные темы святоотеческой антропологии и психологии. Антропологическо-психологические темы в исихазме.

Тема 2

Элементы библейской антропологии и психологии

Ветхозаветное учение о душе. Новозаветное провозвестие личности, свободы и спасения души. Библейское учение о грехопадении. Антропология и психология греха. Систасис (падение) человеческой души и его последствия. Экстраверсия души. Омрачение органов чувств. Православное учение о сердце.

Тема 3

Основания православной антропологии

Православная антропология, как основа для православной психологии. Тело, плоть, душа, дух. Образ Божий в человеке. Пол, брак, семья. Критики идеи андрогинизма. Грехопадение. Страсти, их классификация и внутренняя суть. Обращение, возрождение и обожение человека. Бог, как Личность. Православное учение о личности. Критика идеи человека, как микрокосма. Сознание, самосознание, совесть, “я”, самость. Святость и гениальность. К проблеме двоичности или троичности человеческого существа.

Тема 4

Православное учение о душе

Основные свойства и атрибуты души. Душевное устроение – как категория православной психологии. Основные силы и способности души по святоотеческой традиции: ум (разум), воля, эмоции (чувства), память, внимание, воображение (фантазия), органы чувств. Очищение, развитие и просветление души.

Тема 5

Происхождение и развитие души

Основные концепции происхождения души в христианстве: креационизм, генерационизм, традуционизм. Развитие и очищение души в христианстве. Стяжание душевных добродетелей, как путь христианского усовершенствования.

Тема 6

Бессмертие души

Смерть, как разделение души и тела. Бессмертие души и тленность тела. Посмертное существование души. Критика учения о предсуществовании и переселении душ (реинкарнации). Бессмертие души по благодати Бога.

Тема 7

Ум, разум, рассудок, слово

Определения основных понятий. Отличие ума от разума и рассудка. Мысли, идеи, понятия. Борьба со страстными помыслами. Очищение и перемена ума (матанойя): стяжание ума Христова. Ум и чувство. Совесть. Словесная сила души. Борьба с грехами празднословия и брани.

Тема 8

Воля

Определение воли в христианской психологии. Христианское учение о свободе воли. Свобода, самоволие, произвол. Совлечение своей воли: о смирении. Взаимодействие свободы человека и благодати Бога. Психологическое учение об оптимуме мотивации. Православная критика самовластного стремления к благодатным состояниям.

Тема 9

Эмоции, чувства, чувствования

Эмоции, чувства, аффекты, чувствования, страсти. Чувства, эмоции и сердце. Важность и необходимость религиозных чувствований. Вера, надежда, любовь, благоговение, ревность Божия, страх Божий, смирение. Новозаветное учение о любви-агапао (αγαπαω), в отличие от эроса (ερως) и филиа (φιλια). Негативные религиозные чувства: суеверие, фанатизм, исступление, нечувствие.

Тема 10

Память. Внимание. Фантазия, воображение

Определение памяти. Память и забывание. Память смертная, память Божия. Определение внимания. Внимание и молитва. Определение фантазии, воображения, представления. Откровения Божии и лжеоткровения. Борьба с воображением в православной аскетике.

Тема 11

Органы чувств

Характеристики основных органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Органы чувств в Библии и библейские сенсорные метафоры. Святоотеческое учение о хранении органов чувств. Христианский духовный опыт и современные проблемы сенсорной культуры.

Тема 12

Душевные состояния

Внутренний религиозный опыт, религиозные переживания и душевные состояния. Лестница душевно-духовных состояний. Религиозно-психологический анализ сна и сновидений. Благодатные и безблагодатные состояния. Святоотеческое учение о прелести.

Тема 13

Практическая суть православной психологии

Православная психология и аскетика. Духовная интроверсия. Самонаблюдение и самопознание в православной психологии. Трудности самопознания и средства против них. Психологическая борьба с грехом. Хранение органов чувств.

Заключение

Перспективы развития христианской антропологии и психологии и их значение для современности. Критика западной антидуховной психологии. Возможность и необходимость возвращения к душе современной русской психологии. Возможные пути и методы этого возвращения, возникающие при этом проблемы.

Семинарские занятия

Семинарские занятия для закрепления пройденного материала и развития навыков самостоятельной работы. Устные выступления на избранные темы, защита письменных рефератов.

Литература

Тема 1-2.

  1. Владимирский Ф. Состояние души пророков при откровениях Духа Святого // Вера и разум. 1902, №№ 13, 16, 17.
  2. Воронцов А. А. Учение Библии о душе человека // Православный собеседник. 1900, № 7-8, с.1-46, № 9, с.47-48 (отд. изд.: Казань: Типо-лит. Импер. ун-та, 1900).
  3. Давыденко В. Ф. Святоотеческое учение о душе человека. – Харьков, 1908 (Харьков, 1903; “Вера и разум”. 1902-1903 гг.).
  4. Зенько Ю. М. Сердце // Его же. Психология и религия. – СПб., 2002, с. 239-258 (приложение).
  5. Ианнуарий (Ивлиев) архим. Основные антропологические понятия в Посланиях святого апостола Павла // Альфа и Омега. 2002, № 1(31), с. 13-18.
  6. Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996 (переизд.: Париж, 1950).
  7. Симон Т. Психология ап. Павла. Пер. с нем. – М., 1907.

Тема 3.

  1. Алексий патр. Христианский взгляд на человека и образование // Вопросы психологии. 1993, № 2, с.6-8.
  2. Андрей Лоргус свящ. Православная антропология. М., 2002 (на правах рукописи).
  3. Бердяев Н. Проблема человека: К построению христианской антропологии // Ступени. 1991, № 1, с.79-104 (Путь. № 50, 1936).
  4. Булгаков С. Развитие личности как религиозная задача // Киносценарии. 1991, № 4, с.167-169.
  5. Вышеславцев Б. П. Образ Божий в существе человека // Русская религиозная антропология. Антология. Т. 2. М., 1997, с.380-400 (Путь. № 49. 1935, окт.-дек., с.48-71).
  6. Григорий Нисский. Об устроении человека. Пер., прим. и послесл. В. М. Лурье. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1995.
  7. Зенько Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии. – СПб.: Речь, 2007.
  8. Зенько Ю. М. Христианское определение понятие и феномена личности // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 10. – СПб.: СПбАППО, 2006, с.108-112.
  9. Зенько Ю. М. Целостность как основной методологический принцип в христианской антропологии (и пример его применения к проблеме состава человеческого существа) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Педагогика. Психология. 2006, IV:2, с.167-182.
  10. Зеньковский В. В. Принципы православной антропологии // Русская религиозная антропология. Т. 2. М., 1997, с.431-466 (переизд.: Вестник РСХД. № 153, 1989, с.5-20; № 154, 1989, с.67-91).
  11. Иванов Н. П. И сказал Бог…: Библейская онтология и библейская антропология: Опыт истолкования Книги Бытия (гл. 1-5). Клин: Христианская жизнь, 1997.
  12. Игнатий (Брянчанинов) свят. Слово о человеке. М.: Изд-во Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1997 (СПб., 1995).
  13. Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности // Его же. Богословие и Боговидение. М., 2000, с.289-302 (переизд.: Богословские труды. 14. М., 1975, с.114-120).
  14. Муравьев В. Новый человек – καινος ανθροπος – по учению ап. Павла // Вера и разум. 1904, № 22, с.519-528, № 23, с.613-622.
  15. Немезий еп. Емесский. О природе человека. Пер. с греч. Почаев, 1905 (М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996).

Тема 4.

  1. Айвазов И. Критический обзор материалистических теорий против субстанциональности души. – М., 1912 (Голос церкви. 1912).
  2. Аничков Д. С. Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ее бессмертии. – М.: Изд-во Имп. Моск. ун-та, 1777 (переизд.: Мысли о душе. М., 1996, с.89-108).
  3. Афанасий Александрийский. О том, что человек может познавать Бога в душе своим умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна // Христианское чтение. 1837, ч. 4, с.113-125.
  4. Григорий Богослов. О душе // Его же. Собрание творений. Т. 2. Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1994, с.31-35.
  5. Душа человеческая. Положительное учение православной Церкви и Святых Отец. – Св.-Тр. Ново-Голутв. мон., 1992.
  6. Исаак Сирин. О душе, о страстях и о чистоте ума // Его же. Слова подвижнические. М., 1993, с.19-25 (Христианское чтение. 1824, ч. 14, с.145-155).
  7. Кашменский Стефан прот. Святоотеческое учение о душе. – Пермь, 2002.
  8. Кашменский Стефан прот. Систематический свод учения св. отцов церкви о душе человеческой. В 3-х ч. – Вятка, 1860-1865.
  9. Феофан Затворник еп. Душа и ангел – не тело, а дух. – М.: Талан, 1997 (3-е изд.: М., 1913; 2-е изд.: М., 1902; 1-е изд.: М., 1891).

Тема 5.

  1. Ириней Лионский. Нелепость учения о переселении душ // Его же. Творения. М., 1996, с.211-213 (кн. 1, гл. 33).
  2. Кураев Андрей диакон. Раннее христианство и переселение душ. – М.: Гнозис, 1996.
  3. Лосский Н. О. Учение о перевоплощении // Переселение душ. Сборник. М., 1994, с.357-383.
  4. Милославский П. Исследования о странствиях и переселениях душ // Переселение душ. М., 1994, с.18-228.
  5. Переселение душ: проблема бессмертия в оккультизме и христианстве. Сборник статей. – Париж, 1935 (переизд.: М., 1994).

Тема 6.

  1. Вышеславцев Б. Бессмертие, перевоплощение и воскресение // Переселение душ. М., 1994, с.315-335 (Переселение душ. Париж, 1935, с.109-134; Человек. 1993, № 2, с.80-96).
  2. Глаголев С. С. Вопрос о бессмертии души // Вопросы философии и психологии. 1893, кн. 4(19)-5(20).
  3. Григорий Двоеслов. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. – М., 1996 (Казань, 1860).
  4. Серафим Роуз иером. Душа после смерти: Современный “посмертный опыт” в свете учения Православной Церкви. Пер. с англ. – М., 1991.
  5. Флоровский Георгий прот. Бессмертие Души. – М.: Вэб-Центр “Омега”, 2004 (интернет-издание).
  6. Франк С. Учение о переселении душ // Переселение душ. М., 1994, с.268-288 (Переселение душ. Сборник. Париж, 1935, с.7-33).

Тема 7.

  1. Амвросий (Гренков) иеросх./ Поучения старца иеросхимонаха Амвросия о том, сколь много мы заботимся о теле и сколь мало о душе, а также о покаянии. – М.: Печ. А. И. Снегиревой, 1896.
  2. Богословский Н. Библейское учение о совести // Православный собеседник. 1903, № 10.
  3. Дорофей св. О совести // Христианское чтение. 1829, ч. 25, с.131-138.
  4. Ефрем Сирин. О покаянии // Его же. Творения. Т. 3. М., 1994, с.74-77.
  5. Макарий Египетский. О свободе ума // Его же. Духовные беседы, послания и слова. Св.-Троицк. Серг. Лавра, 1998, с.442-467.
  6. Никита Стифат. Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900, с.111-144.
  7. Сильницкий Г. Г. Разум человека по учениям исихастского и схоластического богословия // Синергия. Сборник. М., 1995, с.249-271.
  8. Феодор Студит. Об охранении и очищении наших чувств и об исповедании дурных помыслов // Его же. Творения. Т. 2. СПб., 1907, с.916-918.

Тема 8.

  1. Августин Аврелий. О свободе воли. Книга вторая // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. Т. 1. СПб., 2001, с.25-65.
  2. Антоний /Храповицкий/ иером. Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности. – СПб., 1887 (2-е изд.: СПб., 1888).
  3. Астафьев П. Е. К вопросу о свободе воли. – М.: Тип. А. Гатцука, 1889 (Из Трудов Моск. психол. о-ва).
  4. Байдакова М. Ю. Перспективы соотнесения теологических и психологических взглядов на проблему воли // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.139-142.
  5. Ефрем Сирин. О непостоянстве человеческой воли // Его же. Творения. Т. 5. М., 1995, с.184-189.
  6. Ефрем Сирин. О свободе нашей и о том, что человек создан свободным // Его же. Творения. Т. 3. М., 1993, с.396.
  7. Ириней Лионский. О том, что люди свободны и имеют способность избрания // Христианское чтение. 1838, ч. 3, с.241-253.
  8. Лосский Н. О. Свобода воли // Его же. Избранное. М., 1991, с.481-597.
  9. Мефодий еп. Патарский. О свободе воли // Богословские труды. Сб. 3. М., 1964, с.187-208.

Тема 9.

  1. Введенский А. И. О видах веры в ее отношении к знанию. – М., 1894.
  2. Введенский А. И. Психология веры (Религиозная вера как биогенетический принцип в психологии). – /Сергиев Посад/, 1899.
  3. Вениамин (Исупов) иерод. Учение церковных писателей о страхе Божием. – Киев, 1906.
  4. Вышеславцев Б. П. Сердце в индийской и христианской мистике // Вопросы философии. 1990, № 4, с.62-87 (Париж: YMCA-press, 1929).
  5. Галич А. Ощущение религиозное // Его же. Картина человека. СПб., 1834, с.408-412.
  6. Евагрий Понтийский. Послание о вере // Его же. Аскетические и богословские сочинения. М., 1994, с.141-156.
  7. Ефрем Сирин. О покаянии // Его же. Творения. Т. 3. М., 1994, с.74-77.
  8. Кожевников Ф. Вера, как психологический факт с научной точки зрения и как добродетель по учению Св. Писания и Церкви // Вера и разум. 1908, № 7, с.64-88.
  9. Лука (Войно-Ясенецкий) архиеп. Сердце как орган высшего познания // Человек. 1991, № 6, с.104-115.
  10. Магнитский В. прот. Религиозные чувствования. – Пг.: Тип. Алекс.-Невск. об-ва трезвости, 1914.
  11. Нечаев А. Вера и Любовь по учению св. апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Павла. – Тамбов, 1910.
  12. Никифор уединенник. Слово о хранении и трезвении сердца многополезное // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.239-251.
  13. Соколов П. П. Вера. Психологический этюд. – М.: Тип. И. Н. Кушнерева, 1902 (Вопросы философии и психологии. 1902, кн. 2(62)-4(64)).
  14. Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия // Его же. Философские произведения. М., 1990, с.69-103.

Тема 10.

  1. Голощапов С. Галлюцинации и религиозные видения // Вера и разум. 1915, № 2, с.205-240.
  2. Игнатий (Брянчанинов) еп. Слово о чувственном и духовном видении духов // Его же Творения. Т. 3. М., 1993, с.1-67.
  3. Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. 6-е изд. – М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1890.
  4. Кашменский С. прот. Святоотеческое учение о душе. – Пермь, 2002.
  5. Попов И. В. Экстаз и откровение в системе бл. Августина // В память столетия Московской духовной академии. Сб. Ч. 2. М., 1915, с.455-508.
  6. Симеон Новый Богослов. Слово о трех образах внимания и молитвы // Его же. Творения. Т. 2. Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1993, с.179-191.

Тема 11.

  1. Виссарион /Нечаев/ еп. Грехи чувств. – М., 1888.
  2. Елисеев Владимир иерей. Оккультная медицина и недозволенные Богом способы отверзения чувств // Православная Церковь и современная медицина. Сборник. СПб., 2000, с.206-224.
  3. Зенько Ю. М. Органы чувств: сенсуалистский и христианский подходы // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.123-126.
  4. Игнатий (Брянчанинов) еп. Слово о чувственном и духовном видении духов // Его же Творения. Т. 3. М., 1993, с.1-67.
  5. Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ // Сборник проповеднических образцов (Проповеди святоотеческие и церковно-отечественные). 2-е изд., испр. и доп. СПб, 1912, c.178-184.
  6. Скворцов К. Трактат Тертуллиана о зрелищах (по Фреппелю) // Труды Киевской Духовной академии. 1865, № 7, с.321-253.
  7. Театр: О зрелищах, развлечениях и театре. – М.: КАЗАК, 1998.
  8. Тертуллиан. О зрелищах // Его же. Избранные сочинения. М., 1994, с.277-293.

Тема 12.

  1. Арсений /Жадиновский/ архим. О духовной прелести. – М.: Печ. А. И. Снегиревой, 1911.
  2. Владимирский Ф. Состояние души пророков при откровениях Духа Святого // Вера и разум. 1902, №№ 13, 16, 17.
  3. Гуревич А. Состояние отчаяния и духовная практика (по преподобному Силуану Афонскому и архимандриту Софронию) // Альфа и Омега. 1998, № 1(15), с.189-200.
  4. Зенько Ю. М. Секулярный и христианский подходы к измененным состояниям сознания // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.126-128.
  5. Коновалов Д. Г. Психология сектантского экстаза. – Сергиев Посад, 1908.
  6. Максим Грек. О прелести сонных мечтаний // Его же. Сочинения. Ч. 1. Св.-Тр. Серг. Лавра, 1910, с.97-99.
  7. О различных состояниях души в исихии // Петр (Пиголь) игумен. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999, с.174-181.

Тема 13.

  1. Братусь Б. С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998, № 4.
  2. Дронов Михаил прот. Талант общения. Дейл Карнеги или авва Дорофей? – М.: Новая книга, Ковчег, 1998.
  3. Зенько Ю. М. Психолого-педагогические выводы из христианского определения личности // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 11. – СПб.: СПбАППО, 2007, с.21-25.
  4. Иерофей (Влахос) митр. Православная психотерапия: Святоотеческий курс врачевания души. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004.
  5. Котов И. В. Психическое здоровье народа как проблема церкви и государства // Церковь и медицина на пороге третьего тысячелетия. Минск, М., 1999, с.151-161.
  6. Мордвинцева Л. П. Новейшие отечественные публикации по христианской психологии // Человек: образ и сущность. М., 1997, с.108-120.
  7. Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск по христианской психологии. 2003, № 3 (38), июль-сентябрь.
  8. Швецов Валерий прот. Церковное душепопечение лиц с психическими расстройствами (Теоретические аспекты) // Милосердие и профессионализм. Сборник. СПб., 2003, с.138-150.

Заключение.

  1. Братусь Б. С. Христианская психология как новое движение в России // Психология и христианство. М., 1995, с.21.
  2. Владимир (Цветков) о., Веселова Е. К., Волохонская Е. Я., Манеров В. Х., Черняева С. А., Шеховцова Л. Ф. Предмет и метод православной психологии // Психология и христианство. М., 1995, с.79-80.
  3. Зенько Ю. М. Психология и религия. – СПб.: Алетейя, 2002.
  4. Зеньковский В. В. Задачи религиозной психологии // Христианская мысль. 1917, № 1, с.24-45.
  5. Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. Отв. ред. Б. С. Братусь. – М.: Наука, 1995.
  6. Ничипоров Борис свящ. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. – М.: Школа-Пресс, 1994.
  7. Психология и христианство: путь интеграции. 3-я междунар. конфер. СПб., 10-13 мая 1997 г. – СПб.: ИМАТОН, 1997.
  8. Шеховцова Л. Ф. Развитие сознания человека // Духовные и социальные проблемы современной России в свете Православия. СПб., 2002, с.161-163.
  9. Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. – СПб.: Речь, 2005.
  10. Яновский М. И. Перспективы сближения психологии и христианства // Психология и христианство. М., 1995, с.89-90.

 «Благой Господь наш даровал естеству нашему и то свойство, что больной, видя врача, веселится, хотя, может быть, и никакой пользы от него не получит. Свяжи и ты, о досточудный муж, пластыри, порошки, глазные примочки, пития, губки, и при сем небрезгливость, орудия для кровопускания и прижигания, мази, усыпительные зелия, ножи, перевязки. Если мы не имеем сих припасов, то как покажем врачебное искусство?»

(Преп. Иоанн Лествичник, Слово к пастырю, Гл.2)

*   *   *

<<< Назад | Далее >>>