Заключение

bar

<<< |

       «Где Дух Святой, там как тень следует гонение и брань. Видишь, как Пророки, хотя в них действовал Дух, всегда гонимы были единоплеменниками? Видишь, как Господь, Который есть путь и истина, гоним был не иным народом, но своими. Свое племя – Израильтяне и гнали, и распяли Его. А подобное этому было и с Апостолами. Поэтому не должны мы изумляться этому, истине необходимо быть гонимой.»  (Добротолюбие, Т. 1., Наставления   святого Макария Великого)

image122

Резюмируя  курс  основ нравственно-ориентированной  христианской  психологии, хочется в очередной  раз  сформулировать  основные  его  вопросы:

  • Жива ли в наше время  расцвета информационных технологий и торжества рационального эгоизма  святоотеческая христианская  психология ?  Несомненно, жива,  как  неизменная  Лествица  духа,  вечная традиция  и  неразрывная   связь  с  духовным  наследием отцов  церкви.
  • Возможно ли в наше время  всеобщей  распущенности, вседозволенности  и  свободы  обращение   к  Богу  и  духовно-нравственное  спасение  во Христе  через  покаяние ?  Несомненно, возможно, поскольку  путь спасения  души верен,  вечен и  неизменен по своей  сути.
  • Реально ли на   фоне прогрессирующего  хаоса  и  безумия  мира  умное делание  и  совлечение  «ветхого»  человека  для  воздвижения «нового» ?  Несомненно, реально, поскольку это  цель  духовного  пути  и задача  каждого, идущего  тернистым путём спасения.

Так  что же мешает  сегодня многим людям  осознавать  всю гибельность и бесперспективность рационально-потребительского  и эгоистического подхода  к  жизни, чтобы открыть  для   себя  безграничный   потенциал духовно-нравственных  возможностей  в  лице  вечных  христианских ценностей ?

Что тормозит  и ослепляет современного человека в  выборе  верного  направления  развития,  в  определении  высшего смысла человеческой  жизни  через  раскрытие   безграничного  потенциала человеческого  сердца, как   места  обитания  человеческого   духа?

Мешает  прелесть и очарование миром  материальных  форм, которые  даются  каждому  лишь  как  атрибуты  для  Игры  в жизнь, в  ходе  которой  нужно не  забывать  о самом  главном – о взращивании и очищении  человеческой души, как  основы «нового»  небесного  человека, который  и  принимает эстафету жизни за  гробом у  «ветхого»   человека.

Незнание  этой великой  тайны  жизни о двойственной   природе   человека с  очарованием  и обусловленностью  одной  только внешней  стороной  мира  и есть  основа  общечеловеческой   прелести  и обращённости к  миру  внешних форм.

«Великая противоборница истины и в пагубу вводительница людей есть ныне прелесть, чрез которую в душах нерадивцев воцарился мрак неведения, отчуждающий их от Бога.  Три есть страсти (главнейшие ее [прелести] порождения): неверие, лукавство и разленение, кои одна другую рождают, и взаимно друг друга поддерживают.» (Добротолюбие, Т. 5, Григорий Снаит,  О заповедях и догматах, угрозах и обетованиях,122)

И действительно, говоря языком  христианской психологии, существуют три основных  причины, которые не  позволяли и не позволяют человеку приходить к вере и к Богу – это:

  • неверие, т.е. рационализм и прагматизм мышления,
  • лукавство, т.е. лживость и лицемерие  и
  • лень, т.е. нежелание напрягаться и трудиться для изменения себя и освобождения от власти  эгоизма.

Подводя  итог нашим  рассуждениям о методологии христианской  психологии, хочется сказать о том, что путь спасения души, завещанный  нам Спасителем, Его Апостолами  и  их учениками, остаётся  как  и  2000  лет  назад по-прежнему неизменным  и открытым  для  каждого ищущего сердца и ума.

Отличие  нашего  времени  заключается только в  размерах  и глубине  лжи, внедрённой  за  годы  атеизма  в   индивидуальное  и коллективное  сознание.  Современный   человек настолько сильно обусловлен  одной только внешней стороной  жизни, что эта  вещественная сторона  полностью закрывает от  человека  Бога  и  внутреннюю душевно-духовную сторону, которая не   связана  с  рассудком  и умом  головы, а  связана  с  совестью  и умом  сердца.

Но стоит  человеку  обратить  взор  внимания  на  собственное   сердце  и приоткрыть  эту  заветную дверцу  души, как  слова  Спасителя «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.» (Мф. 7; 7-8) –  обретают реальную  силу, становясь проводником в  мир духа.

Тем не  менее,  мир тотальной  конкуренции и страстей, изобилующий  ложью, лукавством  и лицемерием, рождает во многих  человеческих душах пессимизм  и неверие  в  то, что  истина  может  в  жизни  торжествовать, а   духовное спасение в  наше время  ещё возможно.

Этот пессимизм сегодня  усиливается нарастанием  хаоса  на  фоне процессов  глобализации,  технократизации  и информатизации, превращающих  мир в  сплошную матрицу  и  сеть из которой  нет  выхода.

Не лучшим образом  обстоят дела и в  церкви, которая  переживает период смуты, раздоров и увеличения  критики в   адрес церковного руководства, когда  заслуженной, а   когда  и нет.  Многие подходы к  душепопечению конца  18-го века сегодня   уже  не  работают  применительно к  человеку века 21-го, который интеллектуально,  психологически и душевно совершенно другой – менее законопослушный  и целомудренный, а более  распущенный,  расчётливый  и рациональный. Это и вызывает к  жизни  такой  предмет, как христианская  психология, который  должен найти и дать рациональному  уму самые  неопровержимые доказательства  и аргументы в  защиту христианских  ценностей на   понятном   ему   языке.

Именно христианская психология, как подлинная  наука  о душе в  своём  изначальном смысле  должна  вернуть  естествознанию  ту   самую  душу, которую  оно потеряло более 100  лет назад  в  эпоху  воинствующего атеизма  и гностицизма, когда  зарождалась парадигма академической  психологии в  форме наивной рефлексологии и психофизиологии.

В хаосе  современного мира  и на  фоне возрастающих внутрицерковных  противоречий у многих искателей истины  возникает ложное представление  о том, что спасение  в городской  среде  (в  миру) сегодня уже  невозможно в  силу торжества гедонизма, эгоизма  и  потребительства  на  фоне  отсутствия  института  старчества  и наставников умного делания.

Именно по этой  причине многие искатели истины и неофиты  грезят  о спасении  души в  уединении, в удалённых от социума местах, отмеченных теми  или   иными  духовными событиями  и  артефактами или связанных с  известными святыми, достигшими сверхъестественного состояния и даров Святого Духа.

За  поисками подлинной духовности, мест силы и духовных наставников (старцев),  многие верующие отправляются в  паломничества  и  далёкие странствия, совершенно забывая  о том, что для  Святого Духа  не существовало и не существует преград и расстояний и что тесный  путь спасения  потому  и называется «тесным» и «тернистым», что изначально  предполагает трудности  и искушения, а  не романтику.

Начитавшись  святоотеческого предания  и книг о житии святых, изобилующих  мистикой и духовными артефактами, многие неофиты и  обольщённые, пытаются  сразу  начинать с   верхних  ступеней  духовной Лествицы, сосредотачиваясь  на  практиках «сердечной   молитвы»  и  «созерцания», не понимая  того, что любое  Домостроительство начинается не  с крыши, а с  фундамента.

Отказываясь  от послушания, социального служения и миссионерства, а  сразу  же  выбирая  для  себя  путь  умного делания,  аскезы и  анахоретства, требующий  особой  готовности,  устойчивости и силы  веры,  они совершенно забывают о  том, что  «Тайны христианства  открываются подвижнику постепенно, соответственно его духовному преуспеянию» по слову святителя Игнатия  Брянчанинова.

В этой  связи всем ищущим  хочется ещё раз напомнить о том, что  во  времена  информационных технологий  от современного мира  рационализма  не существует спасения  внешнего, а  существовало, существует  и может существовать  только  спасение  внутреннее  или  сердечное, связанное  с  открытием ёмкости  и потенциала  человеческого сердца, которое  и становится  местом  для  возведения  внутреннего храма.

Следует  честно  признать, что  современный  мир с его совершенными  информационными технологиями сегодня способен проникнуть куда  угодно и может  обнаружить  на  земле  даже  «меченый атом», но  проникнуть   в  глубину  человеческого сердца, чтобы  зафиксировать  там  «кванты»  духовного света  в  храме человеческой души,  для   мира  и его  технологий  было, есть и будет недоступным.   Никакие информационные технологии, никогда  не  смогут покуситься  на  духовное сердце человека, поскольку  это ипостась  Духа,  над которой властен только Сам  Господь.

Именно поэтому в  качестве некоторого напутствия всем современным искателям духовности и истинной веры, осваивающим методологические  основы психологии спасения, хочется напомнить о том, что само христианство рождалось и распространялось не на провинции, а  именно в городах, где  была  сконцентрирована  вся цивилизационная мысль,  знание и человеческая  культура.

«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за тó, что ты не узнал времени посещения твоего.

И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.   И учил каждый день в храме.» (Лк. 19; 41 – 47)

Если вспомнить библейскую историю, то окажется, что именно провинции  в  силу  консерватизма дольше всего оставались под властью языческих заблуждений и стереотипов. Это сказано к  тому, что актуальность  мегаполисов  и крупных городов, как концентраторов  не  только  рационализма и прагматизма, но  и самой  прогрессивной  человеческой  мысли, до сих пор не  потеряла  актуальности  в  плане  поля  деятельности  духовного просвещения.

Другое  дело в   том, что  сами  подходы  к  миссионерству  и просвещению, как  и миссионеры, сегодня  должны  быть  иными  и высоко  грамотными  и  психологически  и информационно.  Ярким  примером  этого может служить Джорданвилл  (штат Нью-Йорк), как заграничное представительство РПЦ, давшее  миру, казалось бы,  в  самом  сердце мирового  прагматизма  и  сверх эгоизма США,  таких столпов современной духовности и православной веры, как архиепископ  Аверкий (Таушев) и отец Серафим Роуз (Платинский).

Говоря  другими словами, мысли о том, что  бегство от мира,  затворничество  и  уединение есть единственные способы спасения в  наше  время, являются прелестью, т.е. глубоко ложными установками, уводящими  сознание из реальности  бытия в мистику воображений о духовности.

Преподобный Исаак Сирин, считающийся одним из непревзойдённых учителей всех монашествующих, в своём слове  «О крестной  деятельности» писал:

«Деятельность крестная (спасение) двояка; по двоякости естества и она разделяется на две части. Одна, состоя в терпении плотских скорбей, производимых действованием раздражительной части души, и есть, и называется деятельность.

А другая заключается в тонком делании ума и в Божественном размышлении, а также и в пребывании на молитве, и так далее; она совершается вожделевательною частию души и называется созерцанием. И одна, то есть деятельность, очищает, по силе ревности, страстную часть души, а вторая – действенность душевной любви, то есть естественное вожделение, которое просветляет умную часть души… »

Смысл сказанного преподобным состоит в  том, что любое  спасение предполагало  и предполагает и практику  и теорию, как  способы  проработки  и  взаимодействия  внешнего и внутреннего. Без  деятельностной  стороны, тяготееющей к  внешнему, нет  и не   может быть  рассудительной  стороны, тяготеющей к  внутреннему:

Первая практика (деятельностная и чувственная)  обнажает всю суть человеческой натуры, позволяя  познавать всё несовершенство  души, открывая фронт для внутренней работы.  Вторая практика (рассудительная  и умственная)  есть практика делания  осмысления  опыта  и делания   выводов, что и есть  делание  духовного  ума.

При этом ни в какое  время недопустимо разделение этих подходов с выбором   одной  только практики умного делания или молитвенного делания, чем, по сути, и озабочены практически все неофиты  и эзотерики.

Данный   принцип двоякого делания или  грамотного сочетания  деятельности  и рассуждения  очень хорошо иллюстрируется  принципом  слаженного использования «двух  вёсел»  в  процессе гребли.  Стоит  гребцу  начать грести только одним веслом, как лодка перестаёт двигаться  и начинает кружить на  одном  месте. То же   самое происходит и с  теми, кто концентрируется на  одной теории  или  одной   практике.

Пётр Мамонов, кадр из конофильма “Остров”

 «Всякого человека, который прежде совершенного обучения в первой части (деятельностной) переходит к сей второй (умственной), привлекаемый ее сладостию, не говорю уже – своею леностию, постигает гнев за то, что не умертвил прежде уды  свои, яже на земли  (Кол.3:5), то есть не уврачевал немощи помыслов терпеливым упражнением в делании крестного поношения, но дерзнул в уме своем возмечтать о славе крестной.

Сие-то и значит сказанное древними святыми, что если ум вознамерится взойти на крест прежде, нежели чувствилища его, исцелясь от немощи, придут в безмолвие, то постигает Божий гнев.»

Смысл сказанного с психологической точки зрения  прост  и  состоит в том, что невозможно приблизиться  к  высшему (духовному),  не  проделав  прежде  соответствующей тяжёлой и грязной  работы  с  низшим (телесным и душевным).

Языком метафоры это значит, что нет смысла  приступать к возведению крыши дома, не  воздвигнув предварительно прочного основания (фундамента) и стен.

Применительно к  духовному   спасению  и стяжанию  благодати это значит, что неочищенный ум  ни при каких условиях  не может прикоснуться  к подлинной  духовности  и тайнам духа  до тех пор,  пока  весь  не  вывернется  «наизнанку»  и  не  очистится от всех страстей  и остатков  эгоизма  покаянием, послушанием и смирением, что  и  есть  инструменты  совлечения  «ветхого»  естества.

Как уже  говорилось ранее,  современное  христианство и православие  за   последние   столетия претерпели  существенные  изменения,  которые  связаны  с интеллектуализацией  и рационализацией  богословия, а  также  отходом  от глубоко  аскетической  практики  и традиции  в  сторону  морализма и  социальной  работы.  Данный уклон именуется схоластикой  и обмирщением  исконной  традиции  с  упором  на  душевность,  а  не  духовность.

В данной   связи многим священнослужителям не следует забывать о том, что социальное служение  – это, вне   сомнений, важнейший   фронт для  любого пастыря, но   служение  Богу, начинается  не  с  социальной  работы, а  с  открытия  Богу  духовного сердца и пока  оно  закрыто, не   размягчено и  не  пробуждено, –  пастырь ничем не  отличается от психолога,  работающего рассудком  и умом  головы, а  не совестью  и умом  сердца.

Именно по этой  причине  для  каждой  души,  становящейся  на  путь духовного спасения,  т.е. и для  пастыря  и для  христианского  психолога  и для  простого верующего,  кроме  общих  принципов  душепопечения, послушания и обрядоверия,  правилом  должно быть  каждодневное трудничество и понуждение  себя  к  изучению  святоотеческого  наследия  и предания.  В этом  залог успешного умного делания в  наше  время.

В то же  время подход к  каждой  душе в   силу  её специфики  и индивидуальности не  должен быть огульным, а  должен  быть индивидуальным  и персональным, как  и используемые инструменты, будь то «кнут» или  «пряник».

«Путеводитель не всем, приходящим к послушанию, должен говорить: путь сей узок и тесен (ср.: Мф. 7: 14) и не каждому: …иго сие благо и бремя… легко… (Мф. 11: 30), но должно рассматривать и избирать приличные врачевства.

Отягченным лютыми грехами и склонным к отчаянию прилично второе врачевство, а склонным к высокоумию и самомнению – первое средство».  (Преп. Иоанн Лествичник, Лествица, Слово к пастырю, Гл.VII. П.2)

К сожалению,  в  последнее  время  в   силу  ряда  объективных  причин  в среде т.н. белого  духовенства  наметилась опасная  тенденция  к  развитию  не  ума  сердца  и совести, а   ума  головы  (интеллекта),  который  не связан с  Богом.  При этом  происходит  опасная  подмена  практики  созерцания, умного  и молитвенного  делания  практикой  демагогии  и религиозной  философии, как  формами  интеллектуализации  религиозного мышления.

Это  весьма   опасная  тенденция  ухода  от  болезненной  и   необходимой   каждому  пастырю  процедуры  раскрытия  духовного сердца  с  распятием  своего  эго (Я), как  основы  ума  «ветхого» человека, без  чего не   может  быть проявления «нового».  Интеллектуализация  богословия  и  усиление  философско-догматического  мышления  –  это  гибельный  путь  для  христианства, уводящий  от Бога  и  прямого созерцания  в  дебри эллинизма и  пустопорожней  философии и демагогии.

Практическая  жертвенность  и работа  на   самых  острых  социальных  фронтах  с  полной   самоотдачей  и  раскрытием  потенциала   сердца  была, есть  и будет  единственной  и наиболее   эффективной  формой  проработки  и  выворачивания   «наизнанку»  всей   структуры  эгоизма, как  основы  человеческой  порочности.   Именно поэтому современный  мир  и социум  во  всём  обилии  их  страстей  и пороков  –  это едва ли  не  лучшее  поле  деятельности для  реального подвига  и  проявления  качеств  подлинной жертвенности и добродетели.

В данной   связи  современный социум,  опьянённый идеями равенства, свободы  и толерантности  со всей  его психологией лицемерия  и лжи  является едва  ли не лучшим «тренажёром» для  укрепления  и развития  подлинно жертвенных  и  духовно-нравственных качеств. Вот только  желающих пользоваться  этим  эффективным «тренажёром» искушения  и  распятия  праведности, веры, надежды  и любви считанные единицы.

Таким образом, современный  социум  является таким  же актуальным  фронтом духовно-нравственной  и просветительской  работы, открывающим  невообразимо широкое  поле  практической  деятельности для всех ищущих  и спасающихся.

Участками и передовыми этого фронта  духовно-нравственной работы сегодня  являются  не  только хосписы, приюты, больницы, психиатрические  клиники, специальные  учреждения,  родильные  и детские дома,  дома  инвалидов  и престарелых,  учреждения  пенитенциарной  системы  и  т.д.

Христианская  психология  и  нравственно-ориентированный  подход сегодня востребованы  во всех  социальных  институтах – в  системе воспитания и образования, в  системе  здравоохранения,  в  юриспруденции, в экономике, в  армии, в  системе  исполнения  наказания  и  т.д., как  единственно правильная форма  отношений  между  людьми.

Востребованность направления  христианской  психологии  объясняется  сегодня прогрессирующим  ростом общего числа социальных  проблем  и кризисных ситуаций, требующих не  секулярного (светского), а  духовно-нравственного подхода.

Такие  вызовы  современности и проблемы, как: разрушение  института  традиционной  семьи, зависимости,  бытовое  насилие, ювенальная юстиция, сексуальная распущенность, ЭКО, суррогатное материнство, стремление  к бездетности, утрата смысла жизни, суицидальное  поведение и т.д. требуют кроме традиционного душепопечения,  профессиональной психологической   помощи на  духовно-нравственной и христианской  основе.

В этой  связи  остро  встаёт вопрос  о наличии на  приходах консультантов   или   специалистов, которые  могли бы  помогать  священству в работе и служении страждущим людям.

Каковы  перспективы  у  данного направления ?  Об этом  трудно  сейчас  говорить, но можно уверенно  сказать  другое  – маятник истории, качнувшись в  сторону воинствующего атеизма  и гностицизма,  предав  почти на 100  лет забвения  истинного Бога  и  православную  традицию, сегодня  делает глобальный поворот  назад  в  сторону  христианской нравственности и духовности.  Сможет  ли общество и церковь  правильно использовать этот  благоприятный момент ?

Утверждаем,  спасение в мире в  наше  время возможно, причём, именно  современный мир и социум со всеми их проблемами являются исключительно благодатным, т.е.  реальным  полем трудничества для  любого подвижника и истинно верующего.

Утверждаем, святоотеческая  традиция  жива  и каждый, кто осознанно  ступил сегодня  на  этот путь, будет  поступательно  двигаться  в  направлении  станции Спасение   вместе со «новым»  человеком.

Утверждаем, несмотря  ни на   что,  Церковь  Христова  непоколебима  и никакие   врата   ада  её  не  одолеют, поскольку  России в  деле  духовного  спасения человечества  отведена  роль цивилизационного центра возрождения  православной нравственности и духовности.

Утверждаем, Лествица в  Небо  открыта  каждому уверовавшему  во Христа  и покаявшемуся,  преодолевшему  рациональный   страх  распятия   своего эгоизма  для  подъёма над  собой:

 «в царские божественные чертоги нет другого кратчайшего пути восхождения малою лествицей добродетелей, как умерщвление пяти противных послушанию страстей, именно: преслушания, прекословия, самоугодия, оправдания и пагубного высокого о себе мнения.» (Преп. Григорий Синаит)

Какие существуют сегодня  препятствия в  мире для спасения  посредством социального служения, милосердия и жертвенного проявления  тех добродетелей, о которых говрит преподобный Григорий Синаит ?  Никаких.

 «Познав из опыта, я утверждаю еще то, что монах никогда не имеет нравственного совершенства без следующих добродетелей: поста, воздержания, бодрствования, терпения, мужества, безмолвия, молитвы, молчания, плача и смирения.  Эти добродетели друг друга рождают и охраняют.»  (Добротолюбие, Т.5, Преп. Григорий Синаит, О безмолвии и двух образах молитвы. 15 глав.)

Поэтому  подлинную духовность  в  наше  время, как и  2000 лет  тому  назад,  искать нужно  в трезвении,  в  трудничестве,  в  самопожертвовании, в  долге,  в  социальном  и духовно-нравственном  служении ближним, т.е. на  самых сложных участках и фронтах социальной работы,  ибо:

  «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие  усилие восхищают его.» (Евангелие от Матфея 11, 12.)

Вот почему  спасение в  наше время практически невозможно без проявления  полной  самоотдачи  в социальном служении и послушании  на  самом  острие жизни  и на линии фронта противостояния зла  и добра.

Материал, изложенный в этой  книге, для  многих  людей, стремящихся  к   логическому  пониманию православия  и  православной  психологии,  может стать надёжной  методологической  опорой как  для  личного роста,  а  также помощи ближним.

Направление нравственно-ориентированной  христианской  психологии,  делающее первые  шаги, сегодня  активно нуждается в  методологической поддержке и развитии.

Данный  материал может стать методологической  базой и основой для разработки соответствующих учебных планов,  программ и курсов подготовки  христианских психологов.

 *   *   *

<<< |

На  этом бесплатная  часть  учебного курса заканчивается  и начинается  платный  раздел  углубленного изучения  Согласного учения святых отцов  церкви  о душе, а  также  её природе, происхождении, струтуре, состояниях и предназначении, включая  прикладные  аспекты  христианской  психологии.

Для  продолжения  знакомства  с  материалом нужно сделать  заявку  и произвести  оплату.  Вы  это сможете  сделать  при желании не  покидая данной страницы.

СТУПЕНЬ 2:  Основы учения о душе (планый раздел)

  • Лекция 13: Согласное учение отцов о душе как основа аскетики и святоотеческой христианской психологии
  • Лекция 14: Душа, её природа, структура и происхождение по учению отцов церкви
  • Лекция 15: О страстях и добродетелях души
  • Лекция 16: О трёх силах души  (уме, чувстве, воле)
  • Лекция 17: О желательной силе души (воле)
  • Лекция 18: О раздражительной силе души (чувстве)
  • Лекция 19: О познавательной силе души (уме)
  • Лекция 20: О духовном сердце и совести  
  • Лекция 21: О грехе и видах греха (первородном, родовом, личном)
  • Лекция 22: О покаянии (метанойе)   
  • Лекция 23: Об энергии благодати
  • Лекция 24: О  тримерии (тело, душа и дух) и трёх состояния человека (телесном, душевном, духовном)
  • Лекция 25: О степенях молитвы 
  • Лекция 26: О лестнице духовной преп. Иоанна
  • Лекция 27: О спасении души по  учению  отцов
  • Лекция 28: Об умном делании
  • Лекция 29: О христианском совершенстве
  • Лекция 30. О Тетраморфе (Человек, Вол, Лев, Орёл)
  • Лекция 31: Об отречении и видах отречения
  • Лекция 32: О смерти
  • Лекция 33: О воскресении и будущем веке
  • Лекция 34: Учение отцов о душе и современная наука 

СТУПЕНЬ 3:   Практические аспекты христианской психологии  (платный раздел)

  • Лекция 35: Основы христианского психологического консультирования
  • Лекция 36: О кризисной христианской психологии и религиозной психопатологии
  • Лекция 37: О психологии прелести и  одержимости
  • Лекция 38: Психология юродства
  • Лекция 39: Опыт Минской  школы  христианской  психологии
  • Лекция 40: Неординарный случай  из практики
  • Лекция 41: Современное состояние  и методология христианской психологии
  • Лекция 42: Основные направления прикладной христианской психологии 
    •    Психология семьи и семейных отношений
    •    Зависимости  и профилактика зависимого поведения
    •    Противоречия, связанные с пониманием пола 
    •    Ювенальные технологии, как инструмент разрушения семьи
    •    Раннее сексуальное просвещение  и его  последствия
    •    Доабортное женское консультирование
    •    Насилие, его разновидности и профилактика
    •    Психологическая помощь при тяжёлом заболевании
    •    Психология православного здравосозидания
    •    Онкопсихология
    •    Психология окончания  жизни (психотерапия   смерти)
    •    Православная танатология
    •    Психология  горя  и горевания
    •    Суицидальное поведение  и его профилактика
    •    Работа в пенитенциарной  системе
    •    Психология   подготовки  к   воцерковлению
    •    Психология воцерковления
    •    Религиозная  психопатология и кризисная  психология
    •    Психология миссионерской работы
    •    Психологические   аспекты внутрицерковных отношений
    •    Сектоведение  и  психологические  особенности других религий
    •    Православная  психология как  пропедевтика аскетики
    •    Психология умного делания
  • Лекция 43: Литература и учебные программы по  христианской психологии
  • Лекция 44: Практические задания

Раздел  оплаты  за  обучение  

Заявка  на  обучение
 


    Заявление на обучение

    Ваша Фамилия (обязательно)

    Ваше Имя (обязательно)

    Ваше Отчество (обязательно)

    Дата рождения (обязательно)

    Наличие высшего образования (обязательно)
    ДаНет

    Воцерковлённость или приход (обязательно)

    Ваш e-mail: (обязательно)

    О себе:

    Приложения (сканы оплаты)

    Приложения (прочие документы)


     

    Все права защищены © 2025 psyheo.by
    Внимание, конкурс!

     


    Внимание, открыт набор на учебный курс

    “Основы христианской психологии” – 2017 – 2018 уч. год.


     

    Курс рассчитан, как на специалистов, уже имеющих базовое психологическое образования, так и на интересующихся христианской психологией и не имеющих психологического образования. Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю по адресу Логойский тракт 22А, корп. 2, ауд .314. В соответствии с утверждённым учебным планом и программой курс рассчитан на календарный год, имеет объём 300 учебных часов и предусматривает 3 экзамена и 3 зачёта.

     

    Программа курса:

    История психологии.

    Методологические основы христианской психологии.

    Основы психологического консультирования.

    Основы возрастной, педагогической и социальной психологии.

    Кризисная христианская психология.

    Практическая христианская психология.

    Пропедевтика аскетики.

     

    Дополнительная информация по тел. 8-029 (624-04-44)

     

    ×