О «ветхом» и «новом» человеке в структуре Логоса

В предыдущей главе мы рассмотрели состояние греха в структуре малого логоса человека через призму повреждения когнитома, имевшего изначально духовную ориентацию фокуса сознания и обладавшего ведением духовным, искусительной энергией самости и эгоизма, которая разделила на уровне сердца триединые силы души: познавательную, раздражительную, вожделевательную на три отдельных и самостоятельных силы: ум, чувство, волю, которые потеряли свою изначальную согласованность триединства «Мы» и пришли в состояние хаоса после получения энергетической составляющей самости, став: Я-умом, Я-чувством, Я-волей, после чего утратили фокус духовного сознания и стали нуждаться в постоянном согласовании.

Также мы рассмотрели древовидную структуру энергии греха, как основы рационального ума и мышления, имеющего хищную природу и ориентированного на захват и самоутверждение, внедрённого в когнитом первозданного человека и развиваемого на протяжении жизни посредством всей системы страстей и инстинктов параллельно первозданному духовно-нравственному разуму. Кроме того, мы рассмотрели все три уровни глубины залегания энергии греха (первородный, родовой и личный) в структуре когнитома и главный инструмент исправления и выравнивания когнитома — покаяние через переосмысление.

В этой главе мы перейдём к рассмотрению ещё одного глубинного и наиболее сущностного вопроса любой истинной веры и религии, а именно к вопросу понимания природы и соотношения «ветхого» и «нового» человека согласно христианского учения, как двух полюсов и полярных состояний человека, отражающих предельные уровни хаоса «ветхого» состояния и упорядоченности «нового», как соотношения предельной низости, слабости и глубины духовно-нравственного падения (разложения) человека и предельной высоты, силы и целостности, как духовного совершенства, достигнутого посредством исцеления от греха и упорядочивания когнитома по Логосу.

Иными словами, мы рассмотрим в этой главе весь спектр потенциала человеческих возможностей трансформации когнитома и малого логоса человека по всем 17-и слоям, заложенных Логосом для испытания и выработки совершенства в виде возможности полного выхода из системы греха (ветшания, страдания и смерти) посредством духовного обновления и полной внутренней трансформации (преображения) в процессе духовно-аскетического подвижничества и достижения высшего состояния бытия, возможного человеку, каким и является «новый» духовный человек, как олицетворение совершенства самого Логоса и победы над смертью.

Следует сразу сказать, что концепция «ветхого» и «нового» человека во всей полноте относится исключительно к христианской и преимущественно православной традиции, причём, не столько к современной синодальной, сколько к более древней святоотеческой, которая базируется на учении Христа о спасении души и согласном учении о душе святых отцов – подвижников Восточной Церкви. Цитаты о «новом» состоянии человека, которое и явил Христос своим ученикам после своего Воскресения, можно найти только у апостолов и у святых отцов церкви.

«…истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, … и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4; 22 — 24).

«А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его.» (Кол. 3; 8 — 10)

Самой большой бедой и даже трагедией мирового христианства стало то, что абсолютное большинство верующих с древних времён и по наши дни в силу естественной ограниченности и слабости телесного ума категорию «нового» человека поняло совершенно ложно и превратно через призму сугубо морального обновления прежнего «ветхого» человека. Иными словами принцип духовного совершенства как был, так и остаётся непонятным большинству верующих по сей день.

«Когда Апостол говорит: совлекитесь «ветхаго человека» (Кол. 3, 9.), тогда разумеет человека совершенного, у которого соответствуют очам свои очи, голове — своя голова, ушам — свои уши, рукам — свои руки, и ногам — свои ноги. Ибо лукавый осквернил и увлек к себе всего человека, душу и тело, и облек человека в человека ветхого, оскверненного, нечистого, богоборного, непокорного Божию закону, — в самый грех, чтобы не смотрел уже, как желательно человеку, но и видел лукаво, и слышал лукаво, и ноги его поспешали на злодеяние, и руки делали беззаконие, и сердце замышляло лукавое» (Преп. Макарий Египетский, Собрание рукописей 2, Духовные беседы, Беседа 2)

Из этой цитаты преподобного Макария Великого не сложно понять, что категория и «ветхого» человека и «нового» касается внутренней энергетической природы всего человека, а не отдельных его качеств.

Ветхое состояние

Что же представляет собой по существу в структуре логоса «ветхое» состояние человека ?

Очевидно, что «ветхое» состояние имеет отношение исключительно к телесной человеческой природе после повреждения эгоизмом и самостью или к обычному человеку, который считается в религиозной традиции «падшим» в силу повреждения «грехом». Согласно психологии Логоса, «падший» – это человек, когнитом которого имеет доминанту энергии страстей, пребывает в малом логосе матрицы человека и управляется программой хищного эго ума и интеллекта, ориентированного на захват, самоутверждение и получение удовольствия от жизни в любых формах.

Именно в силу особенностей мышления и характера доминирующих энергий страстей, как животных инстинктов, «ветхий» человек являет собой на земле образ высшего хищника во плоти, который будучи носителем энергии эго, является порочным по природе и повреждённым с самого рождения, т.е. страстным, тленным и смертным, или проще говоря подверженным естественным процессам старения, разрушения и неизбежной смерти всей своей органической материи в лице тела и мозга.

Старение и смерть «ветхого» человека можно считать не чем иным, как следствием постепенного нарастания динамики хаоса и процессов энтропии в когнитоме и всей тримерии дух, душа, тело, поскольку «ветхий» человек не знает своего энергетического устройства, высшего Закона движения энергии, а также принципов и правил поддержания и достижения высшего порядка, а потому «ветхий» человек не может следовать Закону высшего порядка, а следует своему «Я» (эго), как ложному и несовершенному уму, который и порождает внутренний и внешний хаос.

«Ветхий человек совлек с себя человека совершенного и носит одежду царства тьмы, одежду хулы, неверия, небоязненности, тщеславия, гордыни, сребролюбия, похоти, и другие одеяния царства тьмы, нечистые и скверные рубища [души]» (Преп. Макарий Египетский, Духовные беседы, Беседа 2, 5)

«Человек, каким он стал по падении, есть ветхий человек» (св. Феофан Затворник, Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам)

Следует заметить, что «ветхое» состояние человека с точки зрения психологии Логоса обусловлено не одним только «грехом» и внутренним хаосом энергий эгоизма и страстей, но и рядом иных факторов высшей природы и в частности действием силы «разрушителя», которая работает из самого Логоса как бы стимулируя изнутри процессы старения и разрушения любого живого организма особым заданным свыше образом силой «разрушителя». Таким образом, Логос и способствует рождению и развитию когнитома и определяет сроки его существования в органическом теле, задавая базовые параметры и временные рамки жизни души в физическом теле.

«И рече Господь Бог: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть: будут же дние их лет сто двадесять» (Быт. 6; 3).

Данная цитата книги Бытия буквально обозначает – «Не может Дух Мой [безсмертный] быть в этих людях вечно, поскольку они одна лишь плоть[органика]: будет их жизнь длиться 120 лет».

Говоря другими словами, Бог (Логос) фактически ввёл ограничение продолжительности телесной жизни человека примерно 120 годами, заложив в саму жизнь факторы старения и разрушения «ветхой» материи. И хотя данные факторы действуют косвенно и накопительно, через связывание и омертвление жизненной энергии, которой к старости уже практически не остаётся в когнитоме, тем не менее, данные факторы фатальны для жизни и не допускают «безсмертия» во плоти, вызывая смерть тела при снижении потенциала жизненной энергии ниже заданных параметров.

Таким образом «ветхость» является своего рода заданным свыше базовым критерием малого логоса человека, как программы жизни в физическом теле, который непреложен и неизменен для человека. Иными словами, смерть тела для «ветхого» человека абсолютно неизбежна по высшему Закону, если… за время жизни человек не успеет выйти из «ветхого» состояния в «новое», что означает изменить себя так кардинально, чтобы стать подобным (синергийным) Духу и достичь возможности вхождения в Логос для продолжения существования уже в «новом» духовном качестве и состоянии.

Говоря другими словами, Логос через высший Закон движения энергии во вселенной поставил перед «ветхим» человеком и всем человечеством совершенно конкретную задачу развития и расширения осознания от телесного к душевному, от душевного к духовному, а от духовного к Логосу, что и предполагают три состояния бытия по учению святых отцов (телесное, душевное, духовное). И только успешное выполнение этой трудной задачи развития и совершенствования когнитома на всех трёх ступенях телесно-душевно-духовного роста до 17-го слоя обеспечивает возможность сохранить когнитом от разрушения в большом «Огне Бога» и продолжить своё развитие уже в Логосе «новым» духовным человеком.

Данный путь внутренней самотрансформации традиционно именуется аскетикой в самых разных её видах и религиозных формах. В этом и заключается суть достижения духовного безсмертия через внутреннее преображение, что можно понимать как самое глубокое и полное изменение за время жизни всей внутренней энергетической природы человека, как заменой всех качеств и энергий страстей на доминанту и энергию даже не человеческих, а высших божественных добродетелей (мудрость, мужество, здравомыслие, правда), что соответствует полному выходу из «матрицы» эгоизма малого логоса и вхождению в Логос большой высшим интегральным умом и мышлением не «ветхого», а уже «нового» человека, как человека «Небесного».

«Всякий христианин, который хочет быть истинным, а не ложным христианином, должен стать новым или обновленным человеком; или новым созданием; не ласкай же плоти твоей, и не все делай, что она хочет. Надо ее распинать со страстями и похотями (Гал.5:24), если хочешь христианином или Христовым быть. Много труда и подвига требуется, чтобы человеку измениться и стать добрым деревом, которое само собою добрые плоды дает.» (Свят. Тихон Задонский, О покаянии )

Таким образом «ветхость» можно считать принадлежностью всего малого логоса человека слоёв с 1-го по 17-й и не верно полагать, что только телесное (рациональное) состояние является «ветхими», а душевное (религиозное) и духовное (интегральное) является уже «новым». Как это ни странно, но духовное состояние человека в самом начале данного уровня с 13-го по 15-й слои также является «ветхим» и смертным по существу и природе.

В то же время именно в духовном состоянии начинается «матаморфоза» пробуждения «новой» формы бытия и открывается выход к «новому» человеку, который лежит за границей 17-го слоя. Вот почему достижение «нового» состояния человека возможно только после совлечения «ветхого» или выхода из малого логоса слоёв с 1-го по 17-й, как сугубо «ветхой» человеческой формы. В этом выходе за рамки и границы «ветхости» и заключается смысл любого духовно-аскетического подвижничества и спасения души в рамках любой религии мира и духовного учения. В тоже время именно в христианстве и учении Христа этот выход обозначен наиболее чётко и точно, несмотря на то, что абсолютное большинство верующих совершенно не понимает сути этого выхода и «совлечения ветхости».

Может сложиться  очень  соблазнительное, но при этом  совершенно ложное  представление  о том, что мораль и  нравственность  являются главными  критериями «нового»  состояния  человека, но  это совершенно не  так.  И мораль и  нравственность –  это состояния  того  же  «ветхого»  человека  только  повернувшегося  от  эгоизма  в сторону  сугубо  человеческой   добродетели,  но  ещё  не  достигшего  добродетели божественной.   Именно  по  этой   причине большинство религиозных моралистов наделяет   мораль и  нравственность  ложной  божественностью и даже святостью, как едва ли не главной основой и условием спасения души.

Вместе с тем  мораль и нравственность  в системе Логоса – это лишь обратный  эгоизму  полюс человеческой самости, который к спасению души почти не имеет прямого отношения, поскольку  выступает  только общепринятой  нормой  поведения  человека  в социуме  (в миру), которая  соответствуют  матрице  «ветхой»   человечности, а потому способствуют более  правильному  поведению  и уменьшению необоснованных трат энергии благодати   для  проживания  заданных   120  лет. 

Для  достижения  безсмертия  и спасения  души   голой  морали и нравственности   катастрофически мало и   нужно  то, что  обладает  ещё более высоким упорядочивающим  энергетическим   эффектом чем мораль и нравственность. Данным средством  выступает  аскетика, как  высшая  наука  о достижении  духовного  совершенства  через перераспределение  всех энергий  тела,  души  духа. Вот почему мораль и нравственность – это удел  только  верующих мирян, как душевных людей, а  аскетика – это удел иноков, схимников и исихастов, как духовных людей, которым нужен максимальный упорядочивающий  и  трансформирующий   эффект, которого не даёт и не может дать ни одна мораль и нравственность,  как  не имеющая представления об энергии  и  энергетической  трансформации  человека.

Сам процесс перехода из «ветхого» состояния в «новое» можно изобразить схематически, условно соотнеся внутреннюю трансформацию человека со стадиями превращения «гусеницы» в «бабочку» через стадию «окукливания» в коконе. В этом сравнении «гусеница» как раз и соответствует природе «ветхого» человека, а «бабочка» является отражением «нового», которое обретается не сразу, а через длительный процесс «окукливания», что и соответствует духовно-аскетической практике совлечения «ветхого» человека.

Схема соотношения “ветхого” человека и “нового”

Как видно из этой схемы, развитие «нового» человека начинается прямо изнутри «ветхого» в момент крещения, как принятия «семени» духовного ума (первой духовной связи), которое закладывается в когнитом в период завершения телесной фазы перед началом душевного роста и развития. Как уже известно, далее идут стадии «прорастания семени» и начала душевно-духовного роста и развития, которые завершаются формированием «нового» человека, получающего уже внетелесный опыт бытия, как при жизни, так и после смерти «ветхого» человека. В этой удивительной трансформации и состоит смысл духовной жизни и спасения, поскольку «новый» человек — это уже суть факт спасения души (когнитома) для жизни вечной.

«И душа, принимая в себя небесное семя, до тех пор, пока не родит, терпит скорбь, подвергаемая многоразличным искушениям; а когда она родит, то есть станет совершенной, радуется радостью постоянной и неизреченной, потому что родился небесный и новый человек в горний мир.» (Преп. Макарий Египетский, Духовные беседы, 52)

Что любопытно, в вопросе понимания природы «нового» человека происходит по сути главное разделение и между религиями мира и христианскими конфессиями, поскольку в других религиях мира категория «нового человека» во всей её полноте попросту отсутствует, а в христианских конфессиях имеется совершенно разное понимание природы «нового» человека – от сугубо морального изменения человека в протестантизме и католицизме, до полной сверхъестественной трансформации самой природы и вещества человека. В данной связи можно уверенно сказать, что понимание природы «нового» человека по сей день остаётся самым загадочным, таинственным и непостижимым рационально.

Подобного понимания, к слову, нет и в современных мировых религиях. В том же иудаизме, из которого растёт и вытекает христианство, высшим пределом духовного совершенства человека считается уровень «Цадик ХаДор» и «Цадик Нистар», что означает совершенный праведник (признанный и непризнанный), но в обычной человеческой плоти и подверженный как и все люди старению и смерти. Даже ожидаемый иудаизмом мессия также представляет собой телесного человека, имеющего силу благодати и полноту божественного знания.

Почти аналогичная ситуация и в исламе, где высшим уровнем духовного совершенства считается уровень «маърифат», как достигший познания Всевышнего (Аллаха), но это также человек во плоти, как и уровень «Махди» в лице ожидаемого исламского мессии, которого ждут все мусульмане, как посланника Аллаха.

Та же ситуация и в буддизме, где «боддхисаттвы» – это люди во плоти, достигшие просветления и посвятившие себя помощи другим существам в достижении освобождения от страданий кармы и сансары. Только в индуизме есть более – менее схожее по сути понятие «аватара», как полубожественного сверхчеловеческого существа, которое нисходит на землю из высших миров в человеческом облике с миссией справедливости, просвещения, добра и любви. Примерами подобных «аватаров» в индуизме являются Рама и Кришна.

Таким образом, понятие «нового» человека по существу не имеет прямых аналогов в других религиях мира и только в традиции зороастризма, как древнейшей религии мира, у древних ессеев и терапевтов, а также в египетской, персидской и тольтекской магии встречается схожее понятие «энергетического двойника» телесного человека в аспекте «тела энергии», которое обладает целым рядом сверхъестественных свойств, выступая как бы энергетическим «дублем» и точной «копией» телесного человека.

О подобном раздвоении упоминается и в древнегреческих мифах о «Психее» и «Эроте», где волшебный ветер «Зефир» разделяет человека надвое в состоянии сна, унося его духовное тело, как сущность, в мир Богов и бесплотных существ с последующим возвращением обратно в физическое тело. Иными словами, знание о «теле энергии», которое существует параллельно с физическим телом и может отделяться от тела физического, как «душа», составляло основу многих древних систем духовно-аскетического знания. Данная идея, к слову, была прекрасно реализована Дж. Кэмероном в фильме «Аватар». Можно предполагать, что именно к которой традиции принадлежал и Иоанн Креститель, как последователь учения ессеев и предтеча Христа.

По существу концепция «тела энергии» с возможностью создания полноценного энергетического «двойника» физического тела более всего соответствует христианской концепции «нового» человека. Вот как говорит о теле энергии один из представителей тольтекской традиции духовного знания.

«- Самым поразительным явлением из всего, что происходит со сновидящим, оказывается то, что по достижении первых врат сновидения, они достигают также и энергетического тела.

– Что такое энергетическое тело?

– Двойник физического тела. Призрачная форма, составленная чистой энергией.

– Но разве физическое тело не состоит из энергий?

– Состоит. Различие в том, что энергетическое тело – это только форма, не имеющая массы. Являясь чистой энергией, оно способно совершать действия, выходящие за пределы возможностей физического тела». (К.Кастанеда, Искусство сновидения)

Данное описание «энергетического двойника» физического тела, способного совершать действия, выходящие за пределы возможностей физического тела, просто идеально отражает сверхъестественную природу «нового» человека во Христе, который согласно православных голосариев есть «обоженный» человек, т. е. «обновленный Божественной благодатью» в противоположность «ветхому» человеку, как рождённому от смертной и ветхой плоти, повреждённой грехом.

Таким образом, категория «нового» согласно православного вероучения всецело относится к тому состоянию человека, которое полностью восстановлено (исцелено) от последствий повреждения эгоизмом и энергиями страстей, а потому имеет отношение исключительно к духовному состоянию человека, как синергийному Логосу по высшим божественным добродетелям, проявляемым через духовный ум.

«Как змея не может совлечь с себя старой кожи, если не пролезет через тесную скважину, так и мы не можем отвергнуть прежние злые навыки и ветхость души и ризу ветхого человека, если не пройдем узкого и тесного пути поста и бесчестия.» (Преп. Иоанн Лествичник, Лествица, Слово 26, 201 )

Новое состояние

Так чем же является «новый» человек по отношению к «ветхому» ?

Согласно психологии Логоса, «нового» человека можно определить как человека сверхъестественного, который полностью вышел из «ветхого» закона малого логоса (закона  кармы), а это значит, что его когнитом стал совершенным, поскольку прошёл все 17 слоёв осознания (полностью познал себя), полностью очищен от энергии эгоизма и страстей и выровнен по Логосу. Иными словами, «новый» человек – это тот, кто  успешно  прошёл  программу  человечности,  имеет предельно плотный когнитом, как «духовное тело» сознания, поскольку заполнил связями все орбиты и уровни 17-и слоёв, а потому полностью управляет своим осознанием и имеет высший интегральный ум, как способ прямого духовного ведения.

«Когда ум совлечется ветхого человека и облечется в человека нового, благодатного, тогда узрит чистоту свою, подобную небесному цвету, которую старейшины сынов Израилевых наименовали местом Божиим (см. Исх. 24, 10), когда Бог явился им на горе.» (Преп. Исаак Сирин, Слова подвижнические, Слово 18)

Не сложно догадаться, что «новый» человек, как синергийный Логосу,  – это совершенно безстрастный (бесформенный) человек, который  имеет в себе энергии 4-х высших божественных добродетелей (мудрость, мужество, здравомыслие, правда), которые в сумме дают высшее качество безусловной любви ко всему сущему. Такой человек открыт для всей вселенной Духа, а потому может свободно входить в Логос, как Царство Божье, вселенную света и безусловной любви, чтобы продолжать своё развитие уже в высших мирах.  Полноту  «нового»  состояния  человека  воочию  явил  миру  Иисус Христос  сразу после  своего  Воскресения. 

Таким образом, в противоположность «ветхому», «новый» человек в силу особенностей мышления и характера доминирующих энергий божественных добродетелей, являет собой на земле образ «Богочеловека» или  бога во плоти, который совлёк с себя  логос  «ветхого» человека, т. е. вышел за рамки малого логоса и достиг подлинного совершенства и олицетворяет собой эталонную человечность, которой присущи по её «новой» природе и совершенно новые качества: безстрастие, нетление и безсмертие, как свойства высших бесплотных существ божественной иерархии.

Как  свидетельствует  Евангелие,  «новый» человек  внешне  полностью подобен  «ветхому»  со всеми  его индивидуальными  особенностями, но вместе с  тем,  имеет совершенно иную   энергетическую природу,  не  имеющую ничего  общего с  обычной  психофизиологией  и  органической  материей,  которая  только повторяя физическое тело.  Любопытно то, что плотность   новой  материи, воспринимаемой  телом,  не  сразу  обретается  «новым» человеком  и  нужно  некоторое  время  для  того, что  новая  материя  стала  полностью  подобной плоти.  Именно  этим  объясняется  запрет Христа прикасаться к  нему, высказанный  Марии Магдалине,  первой  встретившей  Иисуса  сразу после  Воскресения.

«не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:11 — 17).

В  числе  прочих  феноменов  «нового» человека  можно  отметить  удивительную  способность  действовать  и   как  материя  и   как  энергия одновременно,  т.е. проявлять и  свойства   твёрдого  объекта  и  свойства  энергии,  включая  способность к перемещению в пространстве, исчезновению, прохождению  сквозь  материю и  неподверженность  болезням, старению  и  даже  смерти.

Безсмертие «нового» человека – это не чудо, как думает большинство обрядоверующих, а «естественно-сверхъестественный» результат самого глубоко изменения всего энергетического содержания когнитома и его структуры, которая из состояния хаоса рационального эгоизма снова вернулась к утраченному высшему порядку Логоса и триединству сил души (ума, чувства, воли), которые снова вернулись в лоно духовного сердца, обретя утраченную ране согласованность и пройдя длительный путь самопознания и познания материи, снова став ведением духовным, но уже обогащённым знанием жизни во плоти. Это и есть подлинный духовный смысл притчи Христа о «Талантах».

Таким образом концепция «нового» человека с точки зрения психологии Логоса есть не что иное, как олицетворение высшей планки возможностей духовной трансформации человека, который тщательно пройдя весь духовно-аскетический путь покаяния, как способ трансформации эгоизма и системы страстей, достигает высшего духовного совершенства полного безстрастия, которому и становится доступно «новое» бытие в «новом» духовном теле энергии, которое служит даром Логоса человеку за его «возрождение от Духа» после рождения в грешной плоти.

В данной связи определение Иоанна Богослова «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 6) – выглядит совершенно закономерным и верным. Более того, с точки зрения возможностей «энергетического двойника» становится понятна вся сверхъестественно-чудесная природа христианской святости и те многочисленные «чудеса» и артефакты, явленные святыми, которые могли не гореть в огне, не тонуть в воде, появляться и исчезать и быть при этом неподверженными телесной смерти, что объяснялось «чудом» Божьим, хотя за этим «чудом» стояли сверхъестественные возможности «тела энергии», как двойника физического тела.

Даже те артефакты и «чудеса», которые были явлены в Евангелие Иисусом Христом в виде хождения по воде, исчезновениям посреди толпы, преображения перед учениками на горе Фавор, чудесного Воскресения после распятия и Вознесения свидетельствуют о наличии у Христа кроме физического тела и совершенного «тела энергии», которое и стало основой восстановления «нового» человека, которого Христос и демонстрировал ученикам, войдя к ним сквозь запертую дверь.

Осязание воскресшего Христа

В данной связи христианское представление о «новом» человеке, как «рождаемом не от плоти, а от Духа Святого» полностью соответствует духовной действительности и психологии Логоса, что делает христианство истинной религией. Однако вопрос вызывает понимание самого принципа «рождения нового» человека, как «тела энергии», поскольку в массовом (профанном) христианстве существует устойчивое убеждение, что «рождение «нового» человека происходит только в момент таинства крещения». Данное упрощённое, а точнее откровенно ложное представление по традиции даётся в церкви всем верующим без исключения и позднее уже не меняется.

Данное схоластическое объяснение «чудесного возрождения» и служит в дальнейшем основой христианского «чудоверия» в понимании природы «нового» человека во Христе, который создаётся только самим Богом неким чудесным и необъяснимым действием посредством «действующей в человеке благодати», которая без участия воли человека чудесным образом «обновляет, исцеляет и восстанавливает падшее человеческое естество», в противоположность «ветхому» состоянию.

На этом мифе о «чудесном» переходе из «ветхого» состояния в «новое» и зиждется всё здание профанного христианского христианского обрядоверия и чудоверия, которое с одной стороны нельзя назвать ложью, но которое с другой стороны и не даёт реального представления о процессах, происходящих на уровне когнитома, а преднамеренно искажает весь процесс достижения «нового» человека, в котором всё зависит не от Бога (Логоса), а определяется именно синхронным взаимодействием человека с Логосом, как процессом спряжения двух логосов и когнитомов.

Данное упрощённое объяснение «чудесного» рождения «нового» человека в таинстве крещения существует и не меняется в христианской традиции уже много столетий и можно сказать что именно этот факт является тем невидимым, но крайне прочным барьером, который и отделяет массовую профанную религию (обрядоверие и чудоверие) от иночества, схимничества и исихазма, где есть гораздо более полное знание о том, как происходит зачатие, вынашивание, рождение и развитие «нового» человека.

Данный феномен двойственности и несовпадения профанного и сакрального по существу лежит в основе двоякости любой веры, которая всегда разделена на обрядовую и совершенную во всех религиях и мировых учениях о духовном совершенстве, включая и учение святых отцов.

«Заметь, что вера по богопреданным словесам двояка: одна, общая всем православным христианам, в которой сначала крещение прияли мы, и с которою наконец буди и отойти отселе, а другая есть достояние редких людей, таких, кои, чрез исполнение всех боготворных заповедей, востекши до состояния быть по образу и подобию Божию, и таким образом обогатившись божественным светом благодати, всю свою надежду утвердили в Господе, и до такой степени, что, по слову Господа (Мар. 11, 23), во время молитвы отнюдь не размышляют в сердце о прошениях своих к Богу, но с верою просят и готово получают благопотребное» (Добротолюбие, Т.5. Каллиста и Игнатия Ксанфоппулов наставления безмолвствующим, 16)

Таким образом, представление о «новом» человеке – это не предмет массовой профанной веры и религии, которая изначально не преследует цели его достижения, а предмет духовно-аскетического подвижничества в условиях веры совершенной, которая требует от подвижника предельной полноты внутренних усилий, максимально верного и точного духовного знания и очень опытного духовного учителя. Массовая религия как бы «дразнит» своих адептов представлением о «новом» человеке, не давая при этом всей полноты реального знания и опыта его достижения.

Отчасти это объяснимо, поскольку говоря о «новом» человеке, речь идёт даже не столько о вере в обычном религиозном понимании, сколько о крайне рискованном, невообразимо трудном и при этом весьма болезненном процессе взлома и модификации когнитома «ветхого» горизонтального эго ума и мышления высшего хищника, для перехода к более совершенному интегральному уму и мышлению посредством религиозной вертикализации и «выравнивания» эманаций трёх сил души: ума, чувства, воли для их полного освобождения от модулирующего влияния самости (эго) и приведения в изначальное состояние триединства и полной согласованности.

Говоря современным языком, достижение «нового» человека — это не просто обращение к обрядовой вере и массовой религии, а буквально «влом матрицы сознания и восприятия ветхого человека», который должен происходить без «чудес», а высоко технологично и с глубоким знанием психологии Логоса, поскольку это и есть модификация когнитома и малого логоса человека, которую должен делать не поп, а посвящённый в учение Христа и святых отцов аскет – подвижник, как высоко образованный специалист — практик христианского подвижничества, который на само себе испытал трансформирующее действие Логоса и энергии благодати, а потому может учить этому и других.

Таким образом «новый» человек – это в полной мере сверхъестественная категория, не имеющая прямого отношения к малому логосу человека, как «матрице» ветхого состояния, а имеющая отношение к Логосу большому, как состояние когнитома уже в самом Логосе.

“Ветхий” человек и “новый”, как два логоса

Любопытно то, что «новый» человек – это то качественное состояние бытия, которое относится не к отдельной составляющей тримерии человека, а ко всей тримерии одновременно (тело, душа и дух), которая претерпевает интегральное воссоединение (воздвижение) и изменение (преображение) прежнего в принципиально новое качество одной и той же человеческой личности, которая, говоря языком квантовой физики, переходит в новое интегральное состояние бытия с возможностью проявления себя и особой сверхтонкой материей и энергией, причём, данное состояние является стабильным и сверх устойчивым и возврата к прежнему «ветхому» состоянию уже нет и не может быть. Иными словами это реальный квантовый переход на новый уровень бытия, который является не чудом, а заданной свыше возможностью Логоса.

«Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.» (2 Кор. 5;17)

«…которые совлекли с себя человека ветхого и земного, и с которых Иисус совлек одежды царства тьмы, те облеклись в нового и небесного человека — Иисуса Христа, и также опять, в соответственность очам имеют свои очи, и в соответственность ушам — свои уши, и в соответственность главе — свою главу, чтобы всецелый человек был чист и носил на себе небесный образ.» (Преп. Макарий Египетский, Собрание рукописей 2, Духовные беседы, Беседа 4)

«Соответственность очам, ушам и главе» – это и есть полное соответствие «нового» человека «ветхому» и это есть не что иное, как феномен достижения безсмертия посредством перехода от «ветхой» формы малого логоса (страстной, тленной и смертной), к «новой» форме большого Логоса, как (безстрастной, нетленной, безсмертной), т. е. духовной и энергийной. В этом, собственно, и заключается смысл известного пасхального песнопения:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Можно сказать, что данная сверхъестественная трансформация природы человека, явленная ученикам Иисусом Христом после своего Воскресения и есть самый главный козырь и аргумент всего христианства без которого оно попросту рассыпается и становятся несостоятельным, как вероучение и система духовного знания и в этом состоит самая большая проблема и дилемма, поскольку в массовой религии сегодня нет полноты знания о «новом» человеке, а есть довольно красиво склеенный миф о т. н. «чудесном» преображении и воскресении по воле Божьей без участия самого человека, что, несомненно, является ложью и профанацией.

С другой стороны есть и объективная проблема трудности понимания природы «нового» человека. Иными словами, а можно ли профанному уму и мышлению донести всю полноту знания о «новом» человеке и всей трудности пути его практического достижения посредством не обрядоверия, а обращения к высшему духовному знанию, через полное отречение от мира, самое строгое самоограничение, аскетику и специфические духовные практики расширения духовного самосознания, самопознание, покаяние, умную молитву и умное делание ?

И ответ сразу же оказывается ясным и понятным. Нет, никак невозможно донести сугубо горизонтальному и профанному уму и мышлению всей полноты знания о «новом» человеке и всей сложности пути его достижения и обретения, что означает всю жизнь, посвящённую пути монашества и внутреннего душевно-духовного самосовершенствования. Это невозможно в силу ряда причин и в частности полного несовпадения картины мира и способа мышления обычного человека для которого не существует ни духовной вселенной, ни Логоса, ни второго внимания, ни «нового» человека.

Собственно именно поэтому массовая религия идёт самым простым, но при этом и надёжным в миру путём – создания на основе правды и истины о «новом» человеке религиозного мифа, как предельно возможного упрощения реального знания до уровня мифа, т. е. простой и понятной любому и даже самому необразованному человеку церковной сказки о «чудесном» воскресении каждого верующего, но только после смерти и безо всяких духовно-аскетических усилий и подвижнических трудов по совлечению матрицы «ветхого» человека, а только по вере во Христа и Его церковь.

Собственно именно эта профанация и схоластика, как альтернатива реального знания и учения о «новом» человеке, и является по сути самой главной и фактически неразрешимой проблемой массового христианства, которая и лежит в основе всех конфессиональных споров и противоречий, поскольку Восточное Православие в лице исихазма обладает наиболее глубоким духовно-аскетическим знанием о «новом» человеке и его достижении, а католицизм и протестантизм, сосредоточенные на морали и нравственности, вообще не имеют представления о «новом» человеке, как теле энергии.

Как уже говорилось ранее, моментом «рождения нового» человека можно считать сам момент первичного пробуждения «второго внимания», как внимания тела энергии, которое как бы впервые отделяется от тела физического (выходит из тела), достигая 17-го слоя осознания и далее начинает функционировать в режиме самостоятельного восприятия энергии в мире энергии, а не материи. Данный феномен известен у святых отцов как выход души из тела, подобно выходу младенца из чрева в момент рождения.

После пробуждение «второго внимания» «нового» человека, который напоминает собой вначале «духовного младенца», только открывшего для себя духовную вселенную, далее идёт процесс расширения и развития сферы распространения «второго внимания» в познании им духовного мира и его специфических обитателей. Это и есть постепенный процесс развития и укрепления «нового» человека, который создаётся посредством ряда специфических духовных практик, известных как умная молитва, ночное бдение и умное делание.

Из разных духовных источников существует представление о семи основных ступенях или вратах (сновидения), как уровнях Логоса большого, которые и есть ступени совершенствования «нового» человека в процессе прохождения которых и происходит слияние двух реальностей (материальной и духовной) в одну со слиянием, а точнее преображением двух тел (материи и энергии) в качественно «новое» интегральное состояние, которое и есть «новый» человек во Христе.

«Первый человек — из земли, перстный, второй человек — Господь с неба» (1 Кор. 15:47).

В следующей главе мы рассмотрим молитву и её роль в системе логоса человека в разрезе всех 17-и слоёв сознания.

(Глава из книги “Психология Логоса”, О «ветхом» и «новом» человеке в структуре Логоса, 2024 г. К.В. Яцкевич)

 

Автор: admin

Добавить комментарий