О жертвенности и самоотречении

bar

 <<< Назад | Далее >>>

       «Для рационального мышления понятие  жертвы является чем-то совершенно бессмысленным, связанным с потерей, утратой и неэффективностью, но весь парадокс сути вопроса в том, что именно размером жертвы и определяется потенциал отдачи, как  готовность к обретению чего-то большего…»

ЖертваО, жертвенность, добровольная основа для искупления и  спасения от эгоизма повреждённой самостью человеческой природы.

О, жертвенность, исцеление, обновление  и  усыновление некогда  отпавшего от  благодати  человеческого естества.

О, жертвенность, акт  отречения  и  неотъемлемое качество духовно-нравственного  сознания, победившего безраздельную  власть  эгоизма, что известно о тебе  и твоей  преображающей  силе  в наше  время  торжества  прагматизма  и  рационализма  ?  Пожалуй, уже не  много.

Что же   представляет  собой  жертвенность, как   состояние и качество когнитивной  сферы,  какова её глубинная  сущностная основа  и доступна ли она пониманию для современного рационально-психологического  мышления?

Да, отвечают аскетика, святоотеческая психология и духовное наследие отцов Восточной Церкви, способ постижения природы жертвенности, несомненно, существует и все христианские подвижники, монашествующие и истинно верующие раскрывали великую обновляющую и преображающую силу жертвенности через глубокое покаяние, смирение и аскетическую практику, как способ обретения целомудрия и духовно-нравственного совершенства.

«Одна жертва, принимаемая Богом от падшего человеческого естества, есть сокрушение духа.» (Св. Игнатий Брянчанинов, Приношение   современному  монашеству, О приготовлении  к   молитве)

Прежде, чем начинать исследование качества жертвенности и его природы, следует обратиться к этимологии понятия «жертва».

Само понятие «жертва» в его современном значении заимствовано из старославянского языка, где глагол «жрьти» обозначает символичный акт принесения чего-либо в жертву благодарения. Ближайшие родственные значения глаголу «жрьти» в латинском «grates» (благодарность) и «gìrti» (благодарить, платить).  Таким образом, исходное значение понятия и смысла жертвы — это именно «благодарение».

Говоря о более широком понимании смысла «жертвы» и «жертвенности», нельзя не отметить, что данный термин за последние годы претерпел целый ряд существенных смысловых изменений. В настоящее время в общественном и индивидуальном сознании существует множество самых разных значений «жертвы» и «жертвенности», как поверхностных, так и относительно глубоких, приближенных к изначальному смыслу.

Светская психология придала понятию «жертвы» и качеству «жертвенности» в последние годы преимущественно «страдательный» характер в значении пострадавшего, т.е. потерпевшего ущерб в результате несчастного случая, стихийного бедствия, преступных действий и т. п.

Юриспруденция под «жертвой» понимает соответствующее действие, например, добровольный или вынужденный отказ от чего-либо (имущества, прав, полномочий, привилегий и т.д.) ради достижения неких поставленных целей или для получения каких-то выгод и преимуществ в будущем. Кроме того, под «жертвой» может пониматься и дар, т.е. дарение чего-либо, как безвозмездное отречение или уступка в пользу кого-либо.

Словарь Даля определяет «жертву» как нечто «жримое» (пожираемое) или то уничтожаемое, что отдаётся невозвратно.

В мифологическом значении под «жертвой» чаще всего понимается акт приношения высшим силам (духам, божеству) души и плоти живого существа, которое умерщвляется. Другими словами «жертва» — это своего рода символический ритуал задабривания божества, как некой могущественной силы в надежде на её расположение.

В религиозном значении «жертва» — это условный акт или символический ритуал восстановления изначального единства (связи) жизни со смертью, как способ приведения к единой мере или общему мерилу всего того, что было разбросано жизнью в мире отдельных форм и явлений. Умер, т.е. оказался у мер (мерил).

В духовно-философском понимании «жертва» — это сакральный акт примирения творения с Творцом (человека с Богом) посредством признания высшей воли, как доминантной, с отказом от своей частной (человеческой) воли в надежде на согласие и искупление со стороны высшего божественного правосудия.

Высшим проявлением жертвенности во всей её полноте и глубине с философской и духовно-нравственной точки зрения, безусловно, является «Жертва Христова», как высший акт проявления божественной любви к человеку и всему человечеству.

При этом следует учитывать глобальность масштаба Жертвы Христовой, которая воплотила в себе и соединила воедино и Жертву Божественную (вселенскую) и жертву человеческую (частную).

Иными словами, до Христа мир не знал Жертвы столь великого и по сути вселенского масштаба, когда ради спасения всего человечества в Жертву был принесён Богом единородный Сын Божий.

Вот почему подлинный смысл Жертвы Христовой — это акт высшей любви Бога к человеку, который совершен Богом именно для человека, для его просвещения, спасения и усыновления, а не для правосудия или выкупа, как полагают некоторые теории.

Говоря о жертвенности, следует сразу сказать, что по своей сути и природе состояние жертвенности принципиально отличается от состояния эгоизма, практически как белое от чёрного. Именно поэтому понять и принять состояние жертвенности с рациональной точки зрения сразу практически невозможно в силу того, что подлинная жертвенность — это не всегда логичное и глубоко иррациональное качество и состояние когнитивной сферы.

Если попытаться сравнить эгоизм и жертвенность через призму внутренних энергий, питающих одно и другое состояния, то жертвенность окажется гораздо выше, чище и светлее состояния эгоизма.

Основное отличие качества жертвенности заключается в базовых установках мышления и самом характере движения энергии в когнитивной сфере.

Если в случае выраженного эгоизма личность выступает преимущественно в роли захватчика, т.е. стяжателя и накопителя всех материальных благ и ресурсов, замыкая все энергии сугубо на человеческое эго («Я»), то в случае жертвенности личность выступает преимущественно в роли жертвователя, т.е. донора и дарителя тех же самых материальных благ и ресурсов, когда доминанту «Я» сменяет доминанта «Не Я», т.е. не только я. Именно эта «Не Я» доминанта с переносом акцента внимания на окружающий мир и его проблемы и побуждает жертвенность не захватывать, а добровольно отдавать все имеющиеся у неё энергии.

Состояние жертвенности векторно, т.е. по направленности мышления практически противоположно состоянию выраженного эгоизма.

В состоянии жертвенности все силы человеческой души (ум, чувство и воля) работают совершенно не так, как они работают в состоянии эгоизма. Если главной задачей ума в системе эгоизма является захват любых ресурсов и личное самоутверждение в жизни, то главной задачей жертвенности является использование ума в противоположных целях — для помощи другим и утверждения в жизни принципа справедливости, подчас, даже в ущерб себе.

Если чувственность в системе эгоизма была средством стяжания и получения преимущественно личного удовольствия и удовлетворения, то в системе жертвенности чувственность направлена на ближних, на сострадание, сопереживание и готовность добровольно служить ближнему и разделять его страдания, не боясь испытывать при этом боль и трудности.

Если в системе эгоизма воля была силой движения личности к обогащению, успеху, славе и власти, то в системе жертвенности воля является силой устремлённости личности к служению ближнему, миру и добродетели.

Если в системе эгоизма справедливость и любовь имели значение и были направлены только на себя, то в системе жертвенности они направлены преимущественно на других и зачастую даже в ущерб себе.

Любопытно то, что и в коллективной сфере эгоизм и жертвенность проявляют себя совершенно по-разному. Если особенностью эгоизма является повышение состояния нестабильности любой социальной системы за счёт усиления соперничества и неравенства, то особенностью жертвенности является её способность повышать уровень стабильности и порядка в любой социальной системе за счёт сплочения, взаимопомощи и взаимной поддержки.

При этом не сложно догадаться, что жертвенность активизирует преимущественно качества коллективизма, когда коллективные интересы и интересы ближнего превалируют над частными и личными. При этом противоположная способность эгоизма усиливать неравенство, нестабильность, отчуждённость и хаос связана с противоположной доминантой личных интересов над коллективными.

Таким образом, состояние жертвенности является более гармонизирующим, т.е. более высоким и светлым в духовно-нравственном отношении качеством по сравнению с эгоизмом. Говоря о соотношении эгоизма и жертвенности, нельзя не сказать о том, что в большинстве случаев жертвенность совершенно не воспринимается эгоизмом. В силу невозможности понять подлинную природу жертвенности, эгоизм воспринимает её чаще всего как что-то «бессмысленное», «нерациональное» и «неэффективное», что лишено выгоды и смысла.

Любопытно, что между состоянием эгоизма и жертвенности существует совершенно определённая зависимость и взаимосвязь, которая может быть выражена даже математически. С известной долей допущения можно сказать о том, что жертвенность — это математическая функция, которая обратна функции эгоизма. Метафорически переход от эгоизма к жертвенности подобен «выворачиванию наизнанку» всей системы человеческих ценностей, интересов и устремлений, причём, не просто выворачиванию, а выворачиванию с неким бесценно важным приобретением в виде опыта.

Приобретением жертвенности можно считать бесценный опыт служения добродетели и соответствующие качества добродетели (бескорыстие, праведность, простота, искренность, кротость, смирение, любовь и т.д.), как энергии более высокого вибрационного уровня и порядка в сравнении с качествами и энергиями эгоизма (хитрость, лукавство, коварство, зависть, ревность, лицемерие, соперничество, тщеславие, гордость и т.д.). Приобретением жертвенности можно считать и расширение её когнитивной сферы, как ёмкости души, с возможностью вмещать в неё не только личные проблемы, но и проблемы ближних и даже общечеловеческие проблемы.

Таким образом, жертвенность правомерно рассматривать как более высокую в духовно-нравственном отношении ступень развития человеческой личности, которая от самоутверждения и стяжательства переходит к жертвенному служению ближнему и добродетели.

Феномен жертвенности, как тотальной отдачи, можно найти даже в неодушевлённой природе и Солнце в известной мере можно считать символом тотальной отдачи, поскольку его тепловая и световая энергия отдаётся всему живому как бы совершенно безвозмездно.

Модель Солнца, как символа жертвенности, находит аналогию и с категорией Бога, выступающего в христианской традиции образом внутреннего «Светила» божественной любви и ума, постоянно излучающего энергию осознания и жизни всем живым, т.е. одушевлённым существам.

«что солнце для существ чувственных, то Бог — для умственных; оно освещает мир видимый, а Он — невидимый; оно делает телесные взоры солнцевидными, а Он умственные природы — боговидными. И как солнце, давая возможность видящему видеть, а видимому быть видимым, само несравненно прекраснее видимого, так и Бог, сделавший, чтобы существа мыслящие мыслили, а мыслимые были осмысливаемы,» (Григорий Богослов, Слово 21, 1)

В данной связи, очевидно, что жертвенность — это некое глобальное качество и свойство, олицетворяющее принцип отдачи будь то световой и тепловой энергия солнца или света Божественного знания и любви. Проще говоря, безусловная любовь носит жертвенный характер и является формой жертвы.

Именно поэтому вполне правомерно качество жертвенности напрямую соотносить с формой проявления безусловной любви, которая, как и солнечный свет, также постоянно и всецело отдаётся из некоторого Источника.

При этом не сложно сделать вывод о том, что доминанты жертвенности и эгоизма имеют совершенно разные последствия и для личности и для социума. Если доминанта жертвенности способствует укреплению коллективного начала и порядка, то доминанта эгоизма способствует укреплению индивидуального начала и нарастанию хаоса.

В этом отношении эгоизм и жертвенность правомерно рассматривать по отношению к жизни как два полярных качества и состояния глобальной природы, ответственных за хаос и порядок. При этом хаос (энтропия) обеспечивается свободой самоутверждения и «равенством» любого эгоизма, а порядок иерархией служения и подчинения менее совершенного более совершенному. При этом очевидно, что жертвенная доминанта на уровне индивидуального и коллективного сознания повышает уровень гармонии и стабильности в мире, в то время как доминанта эгоизма (имперского) повышает уровень социальной нестабильности и противостояния, как на уровне индивидуального, так и коллективного сознания.

image016
Соотношение эгоизма и жертвенности как тени и света

По этой причине эгоизм правомерно рассматривать в целом как более «тёмное» качество и состояние когнитивной сферы, тогда как жертвенность всегда символизирует собой тот самый солнечный «свет» человеческой души, о котором выше  и шла  речь.

Данная схема наглядно отражает векторное соотношение «чёрной дыры» эгоизма с «ярким солнцем» жертвенности, в котором эгоизму соответствует эгоцентричное рациональное мышление, а жертвенности духовно-нравственное (обращённое).

При исследовании категории жертвы, нельзя не коснуться вопроса наиболее  характерных  и  отличительных качеств состояния жертвенности.

    1. Начать, по всей видимости, следует с главного, что характерно качеству подлинной жертвенности, с добровольного стремления человека руководствоваться в жизни не личными, а прежде всего общественными интересами и интересами других людей, подчас, даже в ущерб личным.  Характерной особенностью жертвенного состояния когнитивной сферы является активизация в ней такого специфического когнитивного органа, как «сердце», вооружённого таким удивительным инструментом, как совесть. Под сердцем, как когнитивным «органом», следует понимать не орган кровеносной системы, а орган души, который ответственен за духовно-нравственное сознание и восприятие.
    2. Таким образом, второй характерной чертой и особенностью состояния подлинной жертвенности является активизация, а позднее и доминанта внутреннего духовно-нравственного сознания сердца (души), которое управляется не одной только логикой, но также совестью и нравственностью.
    3. При этом третьей характерной чертой и особенностью состояния жертвенности, вытекающей из первых двух, является цель жертвенности, направленная на служение добродетели и высшему духовно-нравственному закону (Закону Божьему), как закону истины, справедливости и безусловной любви.

Любопытно то, что данные особенности жертвенности, имеющие большее отношение к бессознательному, самой жертвенностью, как правило, не осознаются, а работают как бы по умолчанию и изнутри когнитивной сферы.

Как и эгоизм, жертвенность может быть проявлена и выражена в различной степени — от некоторой альтернативы эгоизму до тотальной устремлённости к милосердию и служению добродетели, которое становится для подлинной жертвенности главным вектором, целью и смыслом жизни.

Подлинной жертвенности всегда характерен не частичный, а полный перенос всей системы ценностей из плоскости удовлетворения личных потребностей и интересов в плоскость коллективных.

Следует отметить, что качество жертвенности может иметь под собой, как религиозную основу, так и не религиозную (философскую, гуманистическую и т.д.). Проще говоря, жертвенность — это базисное качество и состояние когнитивной сферы, пребывающей в состоянии естественного развития.

Как правило, областью приложения усилий жертвенности чаще всего становятся те участки и сферы человеческой деятельности, где труднее всего в эмоциональном и человеческом смыслах и где больше всего нужны жертвенные качества — милосердие, служение, сострадание и любовь.

Именно поэтому жертвенность чаще всего реализует и проявляет себя в домах инвалидов и приютах, в центрах материнства и детства, в онкологических клиниках и больницах, в хосписах и домах престарелых, в психиатрических и исправительных учреждениях, в социальных и кризисных центрах и т. д. и т. п.

Как уже говорилось ранее, в состоянии жертвенности силы человеческой души и соответствующие качества личности имеют целый ряд принципиальных отличий от аналогичных качеств в системе эгоизма.

Такое качество как любовь для жертвенности, в отличие от эгоизма, не является разменной монетой, а становится тем реальным состоянием души, которое руководит жертвенностью через канал сердца и потому ощущается всем сердцем. Иными словами, в системе жертвенности человеческое сердце становится полноценным органом восприятия и осознания и именно в сердце у всех жертвенников концентрируется ощущение любви и страдания. Данный факт делает жертвенность особенно уязвимой для сердечных проблем и недугов.

Состояние жертвенности, как и состояние эгоизма, является не временным, а тотальным качеством и состоянием сознания, которое полностью и без остатка овладевает когнитивной сферой. Именно поэтому жертвенность это также устойчивая доктрина управления сознанием и абсолютно целостная модель мировосприятия и мироощущения.

Жизненное кредо подлинной жертвенности — это альтруизм или бескорыстное и добровольное служение людям, миру и человеческой добродетели в лице высшего духовно-нравственного закона (Закона Божьего).

Таким образом, жертвенность, как и эгоизм, можно считать устойчивой когнитивной программой, управляющей когнитивной сферой, которая также имеет систему ступеней или соответствующих уровней восхождения к совершенству.

В самом начале своего служения добродетели жертвенность, как правило, бывает неопытной и онтологически не зрелой, а потому когнитивно слабой, т.е. умственно «не зрячей» и даже «слепой», в силу чрезмерной обусловленности альтруизмом и выглядя зачастую «белой вороной» на фоне большинства рационально и прагматично мыслящих людей.

Причиной этого является, с одной стороны, потеря жертвенностью прежних рациональных опор эго и ценностных эго ориентиров, а с другой стороны — отсутствие соответствующего знания и практического опыта.

Как уже говорилось ранее, жертвенность — это фундаментальная когнитивная категория, задаваемая свыше, как необходимый этап развития сознания, а потому приход к жертвенности может быть обусловлен множеством факторов и причин и не связан с одной только религиозностью, как думают некоторые.

Вне зависимости от пути жертвенности, на начальной стадии своего становления любая жертвенность всегда бывает отчасти безрассудной, слепой и неосмотрительной, а потому очень ранимой, допускающей много ошибок и не всегда готовой справляться с тем объёмом внутренних и внешних проблем, которые в первое время на неё дружно ополчаются.

Этот первичный этап испытания жертвенности всегда бывает самым сложным в силу её когнитивной слепоты и духовной неопытности, а в нынешних условиях тотального единообразия и рационализма, он особенно сложен для любого, кто бросает вызов миру эгоизма. Далее по ходу прохождения программы Жертвы, жертвенность будут подстерегать другие сложности и испытания, но первичный «иммунитет», вырабатываемый на первоначальном этапе испытаний, является для неё самым важным и определяющим.

Святые отцы и в частности преподобный Макарий Великий (Египетский) в Послании к чадам своим говорит не мене чем о трёх этапах повторяющихся искушений (испытаний) любого, кто становится на путь духовно-нравственного спасения.

Именно на первом этапе многочисленные проблемы могут просто разрушить жертвенную личность изнутри приступами печали, отчаяния, уныние, безысходности и даже потери смысла жизни. В большинстве случаев проблемы первоначального этапа укрепления в жертвенности бывают осложнены тем, что жертвенность не знает подлинных причин происходящего с ней и не имеет достаточного потенциала веры в добродетель.

Очень часто ощущение жертвенностью расстройств психики и утраты ясности мышления, вызывается не враждебностью мира или неприятием жертвенности, а является следствием реструктуризации эго, которое меняет свою структуру и векторную направленность во всех  сетях  мозга, разума  и сознания.

Этот процесс метафорически можно сравнить с брожением теста после внесения в него закваски.

Жертвенность должна знать о том, что переход когнитивной сферы из состояния эго доминанты к состоянию доминанты жертвенности не может происходить безболезненно. Именно по этой причине утрата на время ясности мышления является закономерным следствием изменения структуры эго, которое не оставляет сферы сознания без борьбы и сопротивления.

Проще говоря, дискомфорт первичного этапа обращения мышления к жертвенности нужно просто вынести (перетерпеть) не теряя достоинства, как соответствующее испытание (искушение) данного этапа восхождения к совершенству, поскольку впоследствии когнитивная сфера восстановит свою целостность, но уже в обновлённом качестве и состоянии.

Как уже говорилось, похожие искушения будут иметь место и позднее, но суть обновления ума будет заключаться в том, что на смену качествам эго, именуемым страстями, постепенно будут приходить качества жертвенности, именуемые добродетелями. И хотя этот процесс будет идти очень медленно, тем не менее, в один прекрасный момент качества добродетели сгруппируются и одержат окончательную победу над эгоизмом и тогда в сознании снова воцарится ясность уже окончательно победившего духовно-нравственного сознания. Этот процесс будет означать то, что когнитивное тесто уже полностью перебродило, взошло и готово к выпечке хлеба духовности.

Тем не менее любой начинающей жертвенности просто невозможно бывает избежать на этом пути того изменённого состояния сознания, которое именуется «прелестью» или ложным самосознанием.

Жертвенность должна знать, что иного пути избавления от власти эгоизма не существует и таким же путём скорби, неприятия, распятия, отречения и слёз прошло огромное число жертвенников, подвижников и иноков, ведомых духом жертвенной любви. Именно поэтому трудности жертвенности, вызванные её чрезмерной доверчивостью, открытостью, честностью, беззащитностью, бескорыстием и т. д. не являются «исключением» из общего правила, а являются самим правилом духовно-нравственного совершенствования и движения по лестнице добродетелей.

Жертвенность должна знать и о том, что её состояние вовсе не гарантирует ей полной и окончательной победы над эгоизмом. В случае достижения жертвенностью состояния доминанты, она ещё не одерживает окончательной победы над эгоизмом, а просто приобретает ряд принципиально новых качеств и навыков, выходя на более высокий уровень сущностного понимания жизни, открывая для себя новый горизонт (уровень) жизненных смыслов и перспектив.

Жертвенное состояние когнитивной сферы в выраженном его качестве в последнее время многими людьми ошибочно принимается за духовность, а альтруизм считается едва ли не синонимом духовности. Это не так. Нужно знать, что жертвенное состояние сознания особенно на начальной стадии программы Жертвы является не духовным, а только душевным, т.е. эмоционально-чувственным и потому во многом ещё несовершенным. Говоря языком психологии, душевность — это слепое духовное «дитя», тогда как духовность — это осознанный и духовно зрячий «взрослый».

Отличие качества душевности от духовности состоит в том, что духовность внутренним зрением духовного ума видит как несовершенства других, так и свои собственные, причём, свои собственные в первую очередь, тогда как душевность видит одни только несовершенства мира и окружающих, совершенно не замечая своих собственных недостатков, проблем и несовершенств.

Как уже говорилось выше, неуёмное стремление новоначальной жертвенности к «причинению добра» всему и вся с готовностью принесения себя в жертву, создаёт ей на первом этапе программы Жертвы немало жизненных трудностей и проблем, причём, не только душевных и психических и физических (физиологических) и в частности сердечных.

Любой жертвенности нужно как Отче Наш знать о том, что живое человеческое сердце в данной программе является наиболее уязвимым местом и органом — мишенью, на который нацелено много стрел жизни и возможности этого органа для вмещения всех проблем жизни не безграничны.

Если попытаться представить психологический портрет жертвенника с выделением наиболее характерных качеств, то это будет образ «богача — бессребренника» или «настежь открытого сердца», доступного для всех и вся и всегда готового прийти на помощь.

Жертвенная натура с психологической точки зрения — это чаще всего выраженный экстраверт и любвеобильный альтруист, который довольствуется самым малым и живёт только ради других и ради помощи другим.

Любая жертвенность — это излюбленная мишень для откровенного эгоизма, прагматизма и рационализма, которые цинично и безжалостно испытывают жертвенность на прочность, подтрунивая над ней и вешая на неё ярлыки «лузерства», «неудачливости» и даже «психопатологии». Первое время жертвенность сильно страдает от этих нападок эгоизма, но ей не нужно этого бояться. Именно данные нападки вырабатывают у жертвенности устойчивость и силу воли по принципу — «всё то, что нас не убивает, делает сильней».

Ключевым качеством жертвенности, наиболее выгодно отличающим её от эгоизма, является искренность, которая и создаёт жертвенности на первом этапе больше всего трудностей и проблем.

В отличие от эгоизма, подлинной жертвенности не нужен внешний блеск и эффект, а нужно лишь внутреннее ощущение сопричастности к высшей справедливости, добродетели и нравственному закону, рождающее у жертвенности непонятную эгоизму радость от выполнения внутреннего долга по служению добродетели.

Именно поэтому жертвенности не свойственно играть на чьих-то чувствах, а свойственно реально помогать другим людям в решении их жизненных проблем. Именно этим и объясняется не пассивная, а активная социальная позиция жертвенности в отстаивании справедливости и защите нравственных ценностей.

Если в программе Эго человек учился преимущественно Я-утверждению или самоутверждению, то в программе Жертвы человек осваивает огромную консолидирующую и объединяющую силу приставки СО- в смысле со-действия, со-трудничества, со-переживания, со-страдания, со-причастности, со-радования, со-творчества и т. д.

В отличие от эгоизма, жертвенности не нужно лезть из кожи вон для утверждения своего авторитета или разыгрывать «представлений» для демонстрации своей исключительности и значимости на фоне других. Именно поэтому такие человеческие качества, как честность, достоинство, преданность, верность, ответственность, открытость, бескорыстие, простота и др. являются для жертвенности не наигранными и не фальшивыми, а совершенно естественными и подлинными качествами её натуры.

Благодаря этим естественным человеческим качествам, жертвенность доступна для настоящей и крепкой дружбы, не отягощённой какими-то корыстными побуждениями, обязательствами и интересами. Именно по этой причине у жертвенности с её открытостью и простотой, всегда есть настоящие и преданные друзья, которых не так много, как у развитого эгоизма. Вместе с тем, дружба в системе жертвенности всегда имеет бескорыстную и чистую основу, в которой главным принципом является принцип «чем я могу тебе помочь?». Для сравнения главный принцип дружбы в системе эгоизма -это «что я могу от тебя получить взамен за свою помощь?».

Супружество в системе жертвенности — это ни с чем несравнимая радость семейного счастья и возможность полной самореализации качества жертвенности. Супружество ни в коей мере не напрягает жертвенность, а скорее наоборот даёт ей уникальную возможность проявить в семейных отношениях все свои лучшие качества — ответственность, обязательность, преданность, заботливость, внимание, веру, надежду и, конечно же, любовь, причём, именно жертвенную любовь.

Только в системе жертвенности супружеская любовь и обретает свою подлинную основу — преданности, ответственности и взаимного служения, где двое — не сами по себе, как в условиях эгоизма, а становятся «плоть едина».

С качеством жертвенности связано много социальных стереотипов и предубеждений, одним из которых является стереотитп о чрезмерной мягкости, податливости и «безвольности» жертвенности в личных отношениях, которая не может иметь своего достоинства и лица, уподобляясь «тряпке». Мужчина — жертвенник ассоциируется в глазах других мужчин чаще всего с «подкаблучником», а женщина — жертвенница в глазах других женщин — с «рабыней Изаурой». В действительности подлинная жертвенность при кажущейся её слабости имеет ясное представление, как о подлинной мужественности, так и о подлинной женственности.

Что любопытно, «жертвенная мужественность» никогда не теряет своего мужского достоинства, а «жертвенная женственность» никогда не теряет своей женственности и женского достоинства. Как мужское, так и женское достоинство подлинной жертвенности связано с уникальным проявлением силы духа, как следствия работы духовно-нравственного закона в котором определены критерии подлинной женственности и подлинной мужественности.

Вот почему в любой жизненной ситуации — в горе или в радости, жертвенная мужественность и жертвенная женственность всегда остаются самими собой. Это одно из характерных качеств подлинной жертвенности.

Качество жертвенности является в семейной жизни тем универсальным клеем, который склеивает, т.е. соединяет, сплачивает и гармонизирует любые проблемы и неурядицы. В реальной жизни могут случаться такие ситуации, когда жертвенности приходится по разным причинам терять свой привычный социальный статус, становясь перед фактом принятия иного статуса, например, когда муж теряет работу и вынужден какое-то время существовать за счёт жены.

Для жертвенности эта ситуация не является такой серьёзной проблемой, какой она является для эгоизма.

Главное отличие данной ситуации в том, что в условиях подлинной жертвенности все отношения между супругами строятся, прежде всего, на основе внутреннего закона взаимного доверия и взаимной любви, а не внешнего, основанного на социальных стереотипах.

Именно поэтому в условиях подлинно жертвенных отношений между супругами, материальное превосходство и положение одной стороны, никогда не является поводом и основанием для ущемления достоинства другой стороны. Можно сказать, что подлинная жертвенность в супружестве всегда остаётся неизменной, т.е. подлинной мужественностью и подлинной женственностью и не поступается внутренними принципами и ни при каких условиях. Проще говоря, подлинная жертвенность никогда и ни перед кем не превозносится и не продаёт свою совесть и своё сердце за 30 серебрянников.

«Жертвенная женственность» в любой социальной роли до самой смерти продолжает оставаться женственной для своего мужа, уважая его, как отца своих детей, будь то в богатстве, будь то в бедности, а «жертвенная мужественность» в любой социальной роли до самой смерти продолжает оставаться мужественной и сильной духом, всегда готовой защищать честь и достоинство своей жены и матери их детей до последнего вздоха.

Такова природа подлинно жертвенных мужественности и женственности, и в этой взаимной жертвенности заключается та великая и непреходящая жизненная сила семьи, как малой церкви, основанной на жертвенной любви, как и Церковь Большая Христова.

Только в системе жертвенных отношений любовь между супругами становится тем, чем она и есть по существу — естественной формой дарения и отдачи себя другому в виде бескорыстной жертвы от чистого сердца.

Интимные отношения между супругами в условиях жертвенности — это не просто способ получения максимального удовольствия и удовлетворения от сильных чувств. Любовь для жертвенности — это совершенно естественная форма выражения жертвенностью своей донорской сути и природы.

Говоря об отношениях между супругами в системе жертвенности, следует сказать, что они совершенно свободны от любых форм проявления собственничества, т.е. эгоизма и стремления целиком и без остатка владеть своим партнёром на праве личной собственности.

Именно поэтому жертвенность, ведомая верой и надеждой, в отличие от эгоизма, всегда спокойна за объект её чувств и наличие у него (-неё) «свободы» в выражении своих чувств и эмоций. Своим чувствительным сердцем жертвенность не просто чувствует, а практически наверняка знает, что где бы и с кем бы ни был объект её глубоких чувств, его (её) сердце всегда принадлежит ей (ему) и всегда остаётся с ней (с ним), несмотря ни на что, ни на что.

Именно это «несмотря ни на что», для которого не существует ни преград, ни расстояний, ни условий и является главной и единственной гарантией для жертвенности, которая называется верностью и преданностью, как одними из качеств жертвенной любви.

Даже в том случае, когда объект жертвенной любви в силу обстоятельств попадает в поле стороннего внимания с соответствующими притязаниями на взаимность, жертвенность не паникует и не теряет выдержки и самообладания, а сохраняет спокойствие и веру в любовь.

Внутренняя конфигурация качеств жертвенности такова, что импульс ревности у неё просто не активизируется, а если и активизируется, то не переходит в страх потери или раздражение с обидой или гневом, а преобразуется силой жертвенной любви в терпение или огорчение с сохранением собственного достоинства.

Ещё одним удивительным качеством жертвенности, выгодно отличающим её от эгоизма, является её умение прощать и отпускать, как бы больно ей это ни было. Это преимущество жертвенности делает её со временем невообразимо устойчивой к любым потерям, вплоть до потери самого дорогого для эгоизма — самой жизни, с которой жертвенности также однажды придётся расстаться, но познав прежде преобразующую силу смерти.

Сексуальные отношения для жертвенной любви — это область проявления особо утончённых, глубоких и сильных чувств, где в максимальной степени проявляется качество жертвенности, поскольку жертвенная любовь никогда не ищет удовольствия только для себя, а наоборот стремится доставить максимальное удовольствие своему партнёру, т.е. супругу или супруге.

О каких-либо интимных отношениях вне законного брака, т.е. вне рамок института семьи жертвенная любовь даже и не помышляет.

Секс в системе жертвенной любви — это не поиск изысканного удовольствия и удовлетворения, каким он является в системе эго отношений. Сексуальные взаимоотношения в системе жертвенной любви — это взаимный обмен самыми чистыми, самыми утончёнными и самыми возвышенными энергиями глубоких чувств, в процессе которого происходит максимальное чувственное сближение и единение супругов с обоюдным переживанием возвышенной радости.

Не сложно понять, что именно жертвенная любовь, одинаково ощущаемая каждым из супругов в момент максимальной близости, и при этом не принадлежащая кому-то отдельно, и есть тот удивительный «клей», который склеивает их сердца, делая их одним целым. При этом очевидно и то, что с прочностью этого «клея» жертвенной любви между супругами, не может сравниться ни одно увлечение и ни одно удовольствие из существующих.

Что удивительно, в системе жертвенной любви практически не бывает сексуальных затруднений, как не бывает стыдливости и фальши, поскольку любовь сама определяет формы и способы интимных отношений, которые всегда оказываются для двух сердец, «склеенных» жертвенной любовью, взаимоприемлемыми.

Подлинно жертвенная любовь ломает многие человеческие заблуждения и сексуальные стереотипы о «сезонности» и краткосрочности интимных отношений в супружеской жизни и неизбежности климактерического покоя. С этим, разумеется, можно согласиться, но лишь отчасти, поскольку при должной чистоте жертвенной любви, сексуальные отношения между любящими супругами, остаются возможны, вплоть до самой глубокой старости.

Такова непостижимая природа силы и энергии жертвенной любви, в которой самым важным аспектом отношений является преимущественное уважение чувств партнёра и умение бескорыстно отдавать. Те семьи, где супруги смогли прикоснуться к силе жертвенной любви и её почувствовать, достигли практически максимальной полноты человеческого счастья на земле.

В системе подлинно жертвенных отношений главным принципом упорядочивания процессов, явлений, отношений, чувств и т. д. является принцип нравственности, т.е. высшей справедливости на основе нравственного закона (Закона Божьего) взаимной любви. При этом инструментом нравственности в программе Жертвы, как уже упоминалось выше, выступает человеческая совесть, как своего рода окошко души или иллюминатор, через который Сам Господь взирает на состояние души.

Особенностью инструмента совести в системе жертвенности является то обстоятельство, что совесть выступает своего рода внутренним законом с которым соотносятся все поступки и решения человека. Иными словами, совесть в системе жертвенности является внутренним сознанием добра и зла для их различения без использования рассудка. Проще говоря, совесть по умолчанию как бы заранее знает что есть что.

В этой связи все отношения, выстраиваемые жертвенностью на основе совести, в отличие от аналогичных отношений, выстраиваемых эгоизмом, носят глубоко нравственный и добродетельный характер.

В системе жертвенности представление о высшей справедливости и высшем духовно-нравственном законе (Законе Божьем) имеет совершенно конкретное и определяющее значение. При этом такие понятия и категории, как долг, честь, ответственность, нравственность, бескорыстие, служение, милосердие, сострадание, гуманизм и др. в системе жертвенности всегда имеют не абстрактный, а конкретный смысл.

В отличие от эгоизма, который ничего в жизни не делает просто так без расчёта личной выгоды, для жертвенности свойственны подчас совершенно иррациональные поступки, идущие исключительно от души и сердца. Данаая черта жертвенности делает её подчас в глазах эгоизма совершенно безрассудной.

Как уже отмечалось, в системе подлинной жертвенности всегда имеет место духовность, причём, в разнообразных формах и видах, что связано с безоговорочным принятием сердцем высшего духовно-нравственного закона (Закона Божьего), совершеннее которого нет и быть не может.

В этой связи подлинная жертвенность в большинстве случаев бывает религиозной (обращённой или верующей) и имеет богоцентричное мышление и мировоззрение, в котором центром и источником всего является Бог.

В том случае, если жертвенность не религиозна, а имеет наукоцентричное мышление и мировоззрение, оно обязательно имеет соответствующую аксеологическую (ценностную) основу в которой доминируют гуманистические и общечеловеческие ценности.

Следует отметить, что подлинная жертвенность по своей духовной природе чаще всего христианка. Именно поэтому, из всех религий и духовных учений для подлинной жертвенности ближе всего христианство, а из христианских конфессий — православие, тогда как просвещённый эгоизм тяготеет к психологии, эзотерике, мистике или New Age.

Духовность в системе жертвенности на разных ступенях развития жертвенности проявляется по разному — от неосознанного стремления к нравственности и социальной справедливости вначале, до глубокого посвящения себя служению Истине и добродетели в котором жертвенность открывает для себя подлинный смысл религиозности, веры и духовного спасения.

Для подлинной жертвенности, осознанно ставшей на путь духовного спасения характерно то, что в отличие от эгоизма, стремящегося исключительно к личной силе, духовное совершенствование жертвенности идёт прямо противоположно через полное самораспятие, самоуничижение и глубокое осознание своего человеческого несовершенства. Под несовершенством понимается наличие в душе качеств эго (страстей), т.е. привязанностей, слабостей и вредных привычек, бесчисленных как песок морской.

В начале программы Жертвы и середине, жертвенность можно в известной мере соотносить с качеством душевности, а не духовности. И только ближе к окончанию программы Жертвы, жертвенность начинает приближаться к подлинной духовности, открывая новый уровень развития и потенциал возможностей качества и состояния святости, как духовного.

Лишения, падения, неудачи, критика, невыносимые люди, обстоятельства и т. п. в системе жертвенности не являются проблемой, а выступают одними из наиболее эффективных «тренажёров» для выработки жертвенностью качеств терпения, усердия, смирения, кротости и устойчивости.

Уникальным защитным инструментом жертвенности, наиболее выгодно отличающим её от эгоизма, является её непоколебимая вера в Любовь, которая помогает жертвенности даже в самых критических ситуациях жизни не ломаться, не обижаться, не сдаваться, не падать духом или разражаться гневом, а использовать инструмент прощения и любви для разрешения казалось бы неразрешимых противоречий, находя выход там, где его казалось бы не существует с рациональной точки зрения.

Миролюбие жертвенности в повседневной жизни и её позитивность всегда вызывают к ней уважение со стороны окружающих, которое носит больше скрытый и не всегда проявленный характер человеческой симпатии.

Подлинной жертвенности характерно удивительное свойство изменять характер связей и отношений между людьми, в результате чего вокруг жертвенности создаётся очень здоровая нравственно и эмоционально среда, притягивающая других людей. В основе этого преобразующего эффекта лежит сила сплочения на основе жертвенной любви, которая утверждает коллективный (соборный) дух нравственности и порядочности, имеющий очень высокие нравственные характеристики и качества, оказывающие благотворное и облагораживающее влияние на всех участников.

Таким образом, качество жертвенности является сильнейшим гармонизатором человеческих взаимоотношений, что связано с установлением между людьми не формальных, т.е. временых и сугубо поверхностных, а глубоко сущностных душевно-духовных и нравственных связей на уровне сердца, души и духа. Данные связи и отношения имеют несравнимо более глубокий и потому более устойчивый характер, в сравнении с любыми поверхностными связями.

Говоря о состоянии жертвенности, нельзя не коснуться аспекта трансформационного потенциала данного качества, связанного с глубиной трансформации (преображения) человеческой личности и потенциале этой трансформации.

Если эгоизм (программа эго) имеет довольно ограниченный потенциал возможностей изменения личности, который ограничивается преимущественно супер эго состоянием, позволяя его носителю развить рассудок до уровня рационального разума и интеллекта, поднявшись на самую вершину эволюционно-пищевой цепи личного могущества, именуемого олигархизмом, то…

…жертвенность открывает перед личностью практически безграничный потенциал возможностей для трансформации, вплоть до возможности уподобления Богу в аспекте подлинной святости. Вот каково сущностное отличие потенциала жертвенности (программы Жертвы) от потенциала эгоизма (программы Эго).

В этой связи правомерно говорить о том, что носитель программы Жертвы по существу становится на путь обожения и духовного спасения и при условии успешного прохождения программы Жертвы может достигать высшей программы духовно-нравственного совершенства, именуемой программой Сущности или святости.

Таким образом, жертвенность лежит в основе спасения духовного:

«Всякая добродетель рождает жертвенность. Совершенная добродетель рождает полное самоотречение. Высшая добродетель — любовь — рождает совершенное самоотречение.  Жертвенность вырастает в самоотречение, самоотречение прорастает в Жизнь Вечную.» (Св. Николай Сербский)

Собственно, именно по этой причине вступление в программу Жертвы и есть основание для духовного развития во всех религиях мира и в первую очередь в христианстве, давшем человечеству в лице Спасителя самый совершенный и беспримерный образец подлинной жертвенности, за которой стоит Жертва Самого Бога.

В то же время отличительной особенностью жертвенного сознания является то, что в нём имеются некоторые общие представления о духовном человеке, как глубоко преображённом нравственно и духовно. В то же время, эти представления носят по большей части телесный характер и не распространяются на энергийную природу внутреннего духовного человека, как нематериального по существу.

Ещё одной отличительной особенностью подлинной жертвенности является наличие в её когнитивной сфере гораздо более правильного и полного представление о реальном устройстве мироздания и человеческого существа с точки зрения его телесно-душевно-духовной «тримерии» тело — душа — дух.

В отличие от эгоизма жертвенность гораздо более ясно осознаёт существование всех трёх уровней бытийности (телесного, душевного и духовного) и возможности внутреннего человека (душевного), следовать по ступеням духовного развития.

Главным основанием жертвенности верить в духовную Иерархию и возможности внутренней душевно-духовной трансформации человека является не умозрительность, а личная практика этой трансформации в ходе которой жертвенность уже избавилась от доминантной роли эго и эгоизма, хотя ещё и не победила эгоизм окончательно.

В этой связи правомерно говорить о том, что постижение духовной Иерархии и высших законов существования человека, становится для жертвенности важнейшей задачей на всю ближайшую перспективу. Именно поэтому в системе жертвенности акцент с внешнего человека (телесного) переносится на человека внутреннего (душевно-духовного).

Следует ещё раз подчеркнуть, что в системе жертвенности при всей её праведности и нравственности, тем не менее, отсутствует реальное представление о духовности и «духовном» состоянии человека, как проявлении ещё гораздо более высокого качества святости. Соответственно и само понимание состояния святости для жертвенности (душевности) является в значительной мере недоступным.

Тем не менее, принципиальным когнитивным отличием и достижением программы Жертвы можно считать правильное практическое мировоззрение, в котором имеется ясное представление о том, как в действительности иерархично устроен любой живой организм с точки зрения тримерии — тело-душа-дух и какова иерархия когнитивных уровней и соответствующих состояний человеческого естества:

Следует  подчеркнуть, что в системе жертвенности, как душевном  состоянии, тем не менее, отсутствует реальное представление о  духовности и «духовном» состоянии человека, как проявлении  ещё  более  высокого  качества  святости.  Соответственно и само понимание состояния святости для жертвенности, как    душевности,  является в значительной   мере  недоступным.

Тем не менее, подлинная жертвенность в той или иной мере знает или догадывается о существовании трёх состояний человеческого естества:

  • — телесного (эго состояние) — рациональное мышление (безверие  или  самое  начало веры),
  • — душевного (жертвенное состояние) — нравственное мышление (продвижение в  вере),
  • — духовного (состояние святости) — духовное сознание (совершенство в вере).

В системе уровней духовного роста по св. Феофану Затворнику жертвенность, соответствующая душевному состоянию, занимает среднее или промежуточное положение между эгоизмом и святостью – от телесно-душевного состояния до душевно-духовного.

В святоотеческой   психологии этот принцип троичности этапов совершенствования души был хорошо сформулирован основателем  монашества преподобным  Антонием  Великим:

«Как тело, пока в нем бывает душа, проходит три возраста, именно: юность, мужество и старость; так три же возраста проходит и душа, сокрытая в теле, именно: начало веры, преуспевание в ней и совершенство.»  (Преп.  Антоний Великий, Добротолюбие, Т.1. Наставления, 37)

Одним из достижений программы Жертвы можно считать сознание человеком ограниченности эгоизма как уровня развития сознания.

Подлинная жертвенность чётко знает, что кроме эгоизма, существуют более совершенные доктрины и подходы к жизни, основанные на не на захвате и самоутверждении, а на служении, отдаче и самопожертвовании:

Программу Жертвы правомерно считать Христианской программой последовательного формирования и развития духовно-нравственного мышления и мировоззрения, в котором идёт глубокая перестройка и изменение всей системы ценностей с эгоистических на духовно-нравственные.

Не будет ошибкой сказать, что программа Жертвы представляет собой применительно к нашему времени программу последовательного перехода от рационально-потребительского мышления к христианскому духовно-нравственному мышлению и мировоззрению.

Таким образом, жертвенность в системе духовной иерархии — это необходимое условие трансформации эгоизма, а программа Жертвы — это необходимый этап и стадия развития душевного человека, как человека глубоко нравственного, стремящегося к глубине покаяния, но ещё не духовного в полном смысле слова.

Очень важно понимать то, что душевный человек, т.е. проходящий программу Жертвы, — это человек, который ещё является носителем рационального рассудка, а не духовного ума.

Говоря другими словами, если душевный человек является жителем мира сего, который мыслит категориями мира сего, то духовный человек — это человек уже не от мира сего, который и мыслит категориями не от мира сего, который ещё при жизни вошёл в духовный мир.

Именно поэтому для жертвенника, как глубоко нравственного человека от мира сего, внутреннее состояние «духовного человека», во всей его полноте ещё не ведомо в полной мере, причём, настолько, что может даже шокировать «безумностью» человека духовного.

Аналогично и «телесному» эго человеку состояние «душевного» человека (жертвенника) может в равной степени казаться «безумным», «безрассудным» и совершенно иррациональным. Такова природа несоответствия базовых ценностей, представлений и образов мышления в программах Эго, Жертвы и Святости.

Во многих  святоотеческих трудах для   выражения  действия, противоположного эгоизму, наряду  с  понятием  жертвенности используется и такое  понятие, как  самоотречение  и  самоотвержение.  В частности святитель Феофан  Затворник  так  говорит  об  этом:

«…в состав доброй заботы человека должны  необходимо входить два расположения: отречение  от себя и всего льстящего самолюбию  и предание себя Богу. Но самоотвержение  есть только средство, а цель — пребывание в Боге.»

«Самоотвержение есть отрицание самолюбия (эгоизма).  Оно преследует все, на чем есть печать самости, ненавидит ее и отвращается от  всех вещей, питающих ее; ставит ни во что  все преимущества временные, телесные, внешние;  изъемлет из всех вещей сотворенных  свое сердце. В последнем отношении оно состоит,  собственно, не в неимении или оставлении  вещей, а в изъятии из них сердца, или в таком состоянии, по коему все они считаются  как бы чуждыми, сторонними, не занимающими души и не привязывающими к себе; потому оно однозначительно с беспристрастием или бесстрастием, когда сердцу чуждо все, кроме Бога.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, опыт христианской  психологии, с 406 – 407)

Говоря о самоотвержении, как необходимом условии трансформации эгоизма, просто невозможно не коснуться вопроса технологии обращения сознания, а точнее того самого душевно-духовного механизма, который и лежит в основе перехода от программы эгоизма к программе жертвенности. Данный вопрос можно без преувеличения считать ключевым в изменении направленности мышления и образа жизни человека, когда от рационально-потребительского подхода к жизни, человек осознанно переходит к жертвенному и духовно-нравственному, кардинально меняя при этом всю систему ценностей и установок.

В христианской традиции этот механизм изменения (обращения) сознания известен как таинство «метанойи» или покаяния. О его принципиальной важности, как базового действия в технологии изменения мышления говорит то обстоятельство, что именно о покаянии были самые первые слова Иоанна Предтечи, Спасителя и Апостолов:

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Мф. 3;1-2)

«С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4;17).

 «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа». (Деян. 2;38)

«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться». (Деян. 17;30)

Психологический смысл акта покаяния (метанойи) состоит в действии, а точнее священнодействии обращения ума, т.е. переноса вектора направленности внимания с мира внешнего на мир внутренний, как мир души.

Данное действие связано не просто и изменением направленности мышления, а изменением направленности образуемых при этом когнитивных связей, которые теперь направлены во внутрь души, а не во внешний мир.

Иными  словами, именно через  покаяние начинается рост и развитие душевного-духовного сознания, как   сознания  нового и обращённого  не  к  миру, а   к  Богу человека.

Эго глаз 1
Схема обращения сознания

Как видно из данной схемы, эго сознание D, ориентированное ранее во внешний мир, отмеченное штрихпунктирной линией, после обращения изменило вектор направленности внимания  диаметрально  противоположно, получив расширение вовнутрь области С, которая ранее была недоступна для познания. Область С символизирует внутренние более глубокие уровни психического бытия, лежащие за границей сознательного (бессознательное).

image017
Направленность внимания в жертвенном состоянии

Таким образом, принципиальной особенностью обращённого сознания   можно считать перенаправленность локуса  и фокуса внимания с   мира   внешнего на   мир  внутренний.  В данной связи можно с  полной   уверенностью говорить о том, что исследование своего  внутреннего  душевного человека  (души)  является для жертвенности повседневным занятием и практикой  в  ходе  которой  она раскрывает и содержание   своего сердца  и состояние  своей  души.  Всё то внимание, которое эгоизмом  было  ранее  сконцентрировано  на   внешнем  мире  и  утверждении  себя   в  нём, теперь жертвенностью перенаправлено  во  внутренние когнитивные   пространства души, которые подобны  многочисленным слоям луковицы.

Таким вот способом постоянного познания себя слой  за  слоем, жертвенность и осуществляет самоисследование, которое даёт ей очень богатую пищу о своём внутреннем состоянии, его содержании и динамике изменения.

Что любопытно, по мере углубления в познание себя жертвенность обнаруживает внутри пространства души всё больше того, чего она ранее в себе не замечала и о существовании чего даже не задумывалась. Речь о качественном (энергийном) и силовом устройстве внутреннего душевно-духовного человека (души).

Говоря о таинстве покаяния (метанойи), нельзя не сказать о том, что в силу ряда причин последствия процесса обращения сознания вовнутрь могут быть разными и не всегда предсказуемыми. Спектр возможных последствий варьируется в достаточно широких пределах — от незначительных подвижек ума в сторону религиозности, до резкого перехода с обвалом прежних опор и установок сознания.

В втором случае при резкой смене базовых установок сознания может происходить своего рода болезненный «обвал» когнитивной сферы, сопровождающийся потерей ясности мышления, ориентации и целым рядом когнитивных расстройств. В исключительно редких случаях возможны случаи выраженной психопатологии, вплоть до делириума.

В подавляющем же большинстве случаев при корректном обращении к вере данный процесс изменения ценностных установок идёт не столь болезненно и более мягко.

Как уже говорилось ранее, конечной целью жертвенности в процессе обращения ума (покаяния) является установление прямой связи с Богом, как наиболее глубинным внутренним пространством души, поскольку «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).

Таким образом, задачей жертвенности является познание и раскрытие божественного потенциала индивидуального и коллективного бессознательного.

Процесс исследования жертвенностью своего внутреннего когнитивного пространства (души) метафорически можно соотнести с повышением интенсивности освещения какого-либо замкнутого затенённого пространства.

В данном случае не сложно понять, что обращённое к Богу мышление как бы постоянно повышает потенциал своей светимости, становясь подобным Солнцу. При этом каждое новое душевно-духовное осознание, как микро-озарение, подобно ещё одной зажжённой свече.

По аналогичной схеме идёт весь процесс самопознания и душевного самоисследования, в котором реальное знание о себе и устройстве своей души является ни чем иным, как светом внутреннего душевного знания.

На первом этапе самоисследования жертвенности приходится прикладывать очень много сил для раскрытия собственного внутреннего содержания и делать это без помощи наставника или духовника бывает крайне трудно. Этим обстоятельством объясняется тяготение жертвенности к искреннему душевному общению, в котором жертвенность не боится обнажать свою внутреннюю суть для исследования тех или иных несовершенств и заблуждений.

Качество подлинной жертвенности является глубоко благодатным и тёплым, поэтому в метафорическом смысле представляет собой некий внутренний свет (жертвенной любви), который единожды воссияв в душе в виде качеств добродетели, затем распространяется по всему пространству души в виде «негасимого огня» душевной благодати.

Не трудно догадаться, что за этим внутренним светом и огнём стоит Свет божественной любви, который теперь может свободно проникать в некогда затенённое эгоизмом пространство человеческой души.

Особенностью этого внутреннего света души является его «растворяющий» и преобразующий характер, который способствует трансформации когнитивных связей и прежних качеств «ветхой» природы в «новые». Можно сказать, что процесс покаяния запускает в человеческой душе цепную реакцию преобразования «горизонтальных» смыслов и когнитивных связей в «ветрикальные» и иерархические.

Этот процесс реструктуризации прежних когнитивных связей эго сознания с образорванием новых духовно-нравственных смыслов и связей подобен реакции брожения в тесте:

«Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.» (Мф. 13;33)

Проще  говоря,  положив  покаянием  начало  процесса  искоренения эгоизма (себялюбия) на  основе  заповедей, изложенных в Евангелие, в человеке запускается многоступенчатый процесс глубокого качественного изменения (преображения) всей   человеческой   природы – тела, души и духа.

Не следует думать, что данный   процесс  осуществляется   «автоматически»  и без  осознанных  волевых усилий   со строны  человека.  В точности наоборот, имея  свою  логику  и последовательность, данный   процесс  требует от человека  практически  полной   самоотдачи и каждодневных  усилий.

В результате  данного  процесса  происходит  самое  глубокое  преображение  и перерождение  всей   человеческой  личности при котором  каждое  отдельное качество прежнего  состояния, как  и управляющая  им  страсть  тела, души  и духа,  находит своё  отражение  в соответствующем качестве добродетели.

Не сложно  понять, что никакая  рациональная  психология  не  способна  до такой  глубины  изменить всю  природу   человека, как  это способно покаяние, в  результате   которого  страстная   природа   человека  становится  добродетельной, но ещё  не  безстрастной.

Итогом  программы  Жертвы  можно считать успешное искоренение  всех  базовых  качеств и установок  программы  эго, а  также  управляющих ими  страстей, как  укоренённых  навыков:  чревоугодие, похоть, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость и д.р.,  которые  преобразуются  в  противоположные  им  качества  добродетели:  воздержание, целомудрие, нестяжание, кротостьрадость, трезвение, смирение и жертвенная любовь.

При этом общий   спектр качеств жертвенной  личности  практически  неспосотавим с соответствующим  набором  качеств  эго личности.  Среди  основных качеств  жертвенной  личности можно выделить такие, как: искренность, правдивость, бесхитростность, послушание, покорность, принятие, терпимость, милосердие, сострадание, доброта, нежность, внимание, ненасилие, бескорыстие, щедрость, служение, помощь, заботливость, великодушие, сердечность, сознательность, скромность, сотрудничество, уважение, братство, товарищество, коллективизм, самопознание, самокритика, честность, самоотверженность, храбрость, мужество, тактичность, благородство, податливость, содействие, взаимопомощь, миролюбие, доброжелательность, совестливость, справедливость, смирение, кротость, любовь, бесстрашие, подвижничество, сопереживание, прощение, доверие, вера, участие, неосуждение, честность, принципиальность, устремлённость, вдохновение, творчество, перспектива, ученичество, смекалка, радость и др.

Совершенно очевидно, насколько качества подлинной жертвенности выше, чище и  светлее в духовно-нравственнгом смысле соответствующих качеств эго состояния.

Такова преобразующая  сила  подлинной  жертвенности, которая  способна  необратимо  изменять  личность  человека, переходящего от «Я» мышления к «Не я» сознанию и восприятию, вызывая  удивительные перемены, идущие изнутри  его существа, в результате которых проявляются совершенно новые черты, грани и свойства человеческой личности.

Многие  люди в ходе таких внутренних душевных трансформаций изменяются настолько сильно и глубоко, что окружающие, знавшие их ранее, просто не могут поверить в подлинность такой метаморфозы, считая её актёрством или искусной мистификацией. Но изменения, происходящие с  человеком через  «Не я»  восприятие и осознание  окружающей  действительности абсолютно подлинны, поскольку идут не столько  от логики и психики, сколько из самого сердца  человека, обновляющегося  в  ходе  покаяния  с  изменением  всех  качеств его тела, души и духа. Такова обновляющая и преобразующая  сила жертвенной любви, которая   и есть по  существу любовь Христова.

В данной   связи  жертвенность можно считать совершенно уникальной когнитивной практикой «Не я» делания или практикой намеренного отказа от доминантной роли эго в  ходе   которой  актуализируются совершенно другие  качества человенческой  личности.

К сожалению,  в  наше время, которое  не  отличается  особым  миролюбием  и  нравственностью,  подлинной жертвенности, как  и всегда,  приходится  быть гонимой и отвергаемой  эгоцентричным  и  секулярным обществом. Тем не менее, для подлинной жертвенности с одной   стороны   всегда  есть фронт  приложения   усилий, а  с  другой   стороны  жертвенность  не  боится испытаний, ведь  она имеет у себя тот веский аргумент, тот нетленный залог и то неопровержимое  подтверждение её  правоты, которого не имеет  в себе убеждённый эгоизм.

Этим неопровержимым  аргументом, доказательством и залогом для подлинной жертвенности  является тот самый негасимый внутренний свет жертвенной любви, то самое душевное тепло и тот необжигающий божественный огонь, который постоянно исходит из самого сердца.

С некоторого времени, подлинная жертвенность уже не просто чувствует, но абсолютно точно и твёрдо знает, т.е.  видит  внутренним  душевным зрением,  что тот негасимый внутренний свет  и огонь в её душе, есть, не что иное, как  духовный свет и тепло самого Царства Божьего в человеческом сердце и душе.

Именно это осознание и это чувство дают подлинной жертвенности внутренние силы противостоять любой трудности и проблеме, поскольку:

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5-8)

Ещё  одним феноменом  программы Жертвы  является отсутствие страха  смерти  в  том  его  паническом виде, в  каком  он  имеет  место в  программе  Эго.

Одной  из главных причин, по которой жертвенность не боится смерти физической, является знание о бессмертии души  и  возможности её духовного  спасения. Именно поэтому страх  смерти  (тела) в  подлинно  жертвенном состоянии как бы естественным образом трансформируется в страх более высокого уровня – Страх Божий или  боязнь не спасти душу для  Царства  Божьего.

Вот каким образом  посредством  глубокого покаяния  на  основе качества  жертвенности  человек  из  эго состояния  со свойственным ему рационально-прагматичным  мышлением и мировоззрением  может  двигаться  в  направлении более  высоких ступеней духовно-нравственного  развития.

«Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, чтó есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.» (Рим. 12;1-2)

 *   *   *

<<< Назад | Далее >>>