Психотерапевтическая Агиодрама Леонид Огороднов

Предлагаем  Вашему   вниманию  новую  и весьма  интересную  книгу  Леонида Огороднова  “Психотерапевтическая   агиодрама”, которая представляет  собой  сборник   статей  о новом  методе  нравственно-ориентированной  христианской  психотерапии, именуемом агиодрама  в  основе  которого  метод психодраматической постановки ситуации  в  свете  жития  и подвигов православных святых.

Агиодрама (от. греч. «ἅγιος» – святой и «δρᾶμα» – действие) – это психотерапевтическая техника, базирующаяся  на   методе  психодрамы, использующая  в качестве основного инструмента исследования  той   или  иной   проблемной  ситуации  психодраматическую постановку жизненного пути и духовного подвига христианских святых.  Поскольку агиодрама является формой психодраматической  работы, в ней используются  базовая  техники психодрамы (самопрезентация, обмен ролями, «зеркало», дублирование) и действуют психодраматические правила («здесь и теперь», конфиденциальность, безопасность, правило 48 часов, правила шеринга).  

Так же, как и психодрама, агиодрама состоит из разогрева, основного действия и шеринга. Так же, как и в психодраме, в агиодраме  есть протагонист, то есть человек, играющий главную роль и задающий содержание ролей остальным участникам группы.  

Основное отличие от классической психодрамы состоит в том, что протагонист играет не самого себя, а роль православного святого. Поскольку работа с житиями святых определяет  как специфику агиодрамы, так и структуру процесса, стратегию и тактику психотерапии, имеет смысл начать с рассказа о том, что мы в агиодраме понимаем под святостью.Метод агиодрамы   можно считать  разновидностью Библиодрамы, только  в  более  перосонифицированном  варианте, применительно  к  житию того или  иного святого.

Пример  интервью

ЛО: Я хотел бы услышать от тебя пару слов о святости — как ты ее понимаешь?

Инна: На этот вопрос очень сложно ответить, поскольку каждый раз появляется что-то новое в моем отношении к святости… Были и наверняка есть люди, которые выбирают тот или иной путь, причем этот путь далек от мирского, от социального. И делают они это не для себя, а для того общества, в котором они живут. Чаще всего это очень болезненный путь, но они  от него не отказываются, и так живут.

ЛО: Ты говоришь сейчас о монашествующих?

Инна: Да, о монахах. Для меня монахи — это люди, которые  делают выбор, и уже больше в нем не сомневаются.

ЛО: Ты говоришь о пути. А куда идут эти люди?

Инна: Они идут к встрече с Богом.

На агиодраму приходят люди самых разных религиозных  убеждений, соответственно, и их представления о святости различаются. Даже не будучи религиоведом, можно догадаться, что буддист, мусульманин, иудей и христианин разных людей назовут святыми, а человек неверующий святость, скорее всего, и вовсе опишет в культурологических терминах. Поскольку на агиодраме мы инсценируем жития православных святых, то руководствуемся мы православным пониманием святости:

Его (христианского понятия о святости — ЛО) основной смысл состоит в причастности человека Богу, его обоженности, в его преображении под действием благодати Божией. В преображенном человеке восстановлена его не поврежденная грехом природа, его соединение с Богом как «чада Божиего». (В. М. Живов. «Краткий словарь  агиографических терминов. Статья «Святость». )

Хотя Инна здесь говорит лишь об одном чине святых о преподобных, ее понимание святости совпадает с православным:

Святые — это наглядное обнаружение промысла Божиего о человеке.  Разнообразие же подвигов, приводящих к святости, свидетельствует о многообразии промысла: каждый святой со своим особым житием демонстрирует свой путь к святости и выступает как образец этого пути. (Там же)

Другими словами, путь к святости — это путь любого христианина, а канонизированные святые — это помощники на этом пути, их жития служат образцами этого пути. На агиодраме мы не можем, разумеется, достичь святости, то есть встретиться с Богом, но можем отчасти смоделировать тот путь, который прошел святой, те выборы, которые он при этом делал. Позже я расскажу о том, как это делать так, чтобы это не было богохульством, а пока вернемся к специфике агиодрамы как разновидности психодраматической работы.

Скачать книгу в  формате PDF >>>

Леонид  Огороднов – христианский психолог, психодраматерапевт, социодраматург.

Российский государственный  социальный   университет, Институт  психодрамы  1998 г., 

Автор: admin

Добавить комментарий