Семья в свете православной культуры и традиции, вызовы и угрозы институту семьи на современном этапе развития общества

Ответ на один из вопросов письменного задания учащегося заочного отделения курса “Теоретические основы христианской психологии”:

“ И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному… ” (Быт. 2, 18), с этих слов фактически начинается вся история человечества и полагается основание первой семьи. Эти  же  слова произнёс и Иисус Христос (Мф. 19; 5 – 6) “ посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть.

В православной традиции существует два пути, по которым человек может шествовать по жизни к достижению Царствия Божия. Это монашеский путь и путь семейной жизни.

Несмотря на то, что монашеский путь считается равноангельским и вышеестественным путем, это ни в коей мере не умаляет, и не уничижает достоинство брачного союза и семейной жизни. О высоком достоинстве, христианского брака Святые отцы говорили очень много. Вот, что сказал о достоинстве, важности и ценности брака, недавно канонизированный Старец Паисий Святогорец, – “ Единственная ценность жизни — это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир “.

Семья в свете православной культуры и традиции олицетворяет собой малую Церковь, в которой муж, являет собой образ священника (а в наивысшем его проявлении образ Христа), жена это диакон (служитель церкви), а дети это народ Божий и все вместе они составляют единое тело Христово. Призвание каждого христианина, это спасение во Христе и семья призвана способствовать достижению этой благой цели. Семейная жизнь нисколько не препятствует спасению, но и через веру, любовь и добродетель, может возводить христианина к вершинам духовного совершенства.

Вот, что сказал об этом Святитель Феофан Затворник, – “ Совершенства можно достигнуть и среди семейной жизни. Надо только страсти погашать и искоренять ”. Об этом же и свидетельство Святителя Иоанна Златоуста, – “ Брак не только не препятствует богоугодной жизни, если мы хотим бодрствовать, но и очень способствует укрощению пылкой природы… ”.

Соединение мужчины и женщины во имя Христа, вот что можно считать правильным и твердым основанием христианской семьи, без этого нет православной семьи и это нужно очень хорошо понимать. Рождением семьи и началом семейной жизни является брачный союз. Брак (Венчание) является таинством Православной Церкви, которое освящает и благословляет союз мужчины и женщины для создания семьи. Вот, что сказано в православном Катехизисе о таинстве Брака,-“ Брак есть таинство, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание о взаимной их супружеской верности, и союз их благословляется, во образ союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей ”.

По словам Святителя Иоанна Златоуста, – “Брак является Таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним.” Семья это тот социальный и церковный институт, в котором мужчина и женщина, через единение, не только плотское, но прежде всего душевное и духовное вместе шествуют в Царствие Божие ко спасению.

Семья это основа и фундамент любого общества. Создание крепкой православной семьи это большой труд, сохранение чистоты и целомудрия, сохранение и преумножение любви, душевного мира и семейного тепла, это подвиг всей жизни. Не даром брачные венцы, которыми венчают молодоженов, приравниваются к венцам мученическим. Многие испытания и искушения выпадают на долю супругов в течении их жизни, преодолеть их помогает Божия Благодать, которая ниспосылается супругам в таинстве венчания. Множество забот и попечений семейной жизни не только не отдаляет супругов от Бога, но напротив, способствует более частому обращению к Нему. “ Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов ” ( Гал. 6, 2 ), заповедал нам Апостол Павел и именно семья наилучшим образом способствует исполнению этой заповеди. Благочестивая жизнь, терпение, кротость, мужество, ответственность, жертвенность, сострадание, целомудрие, верность вот далеко не полный перечень качеств, к проявлению которых нужно быть готовым в семейной жизни.

Семья это школа любви и добродетели, из которой любовь, впоследствии, должна перейти на весь окружающий мир и на всех окружающих людей. Это и школа взаимного уважения, без которого не может быть настоящей любви. Личные усилия супругов и Божия Благодать, вот те два крыла на которых строится счастье православной семьи. Совместное духовное делание, аскеза, молитва, борьба со страстями, являются возвышеннейшим и первейшим делом христианина, состоящего в браке. Этот подвиг носит характер и личного духовного оздоровления и родового, т.к. благотворно сказывается и на потомках благочестивых семейных христианах.

Вторая главнейшая цель брака это рождение и благочестивое, христианское воспитание детей, на которое так же дается Благословление Бога и Церкви в Таинстве Венчания. Можно привести множество примеров, как дети благочестивых супругов становились и сами благочестивыми христианами, а некоторые и преподобными и святыми в различных степенях своего жития. Это такие примеры, как семья родителей Святителя Василия Великого, где помимо Василия Великого, еще двое из его братьев стали великими пастырями, это Григорий Нисский и Петр Севастийский, это и семья русского святого, “ игумена земли русской ” Сергия Радонежского и Преподобного Серафима Саровского и многих многих других.

Естественный и должный порядок взаимоотношений мужа и жены изложен в Новом Завете, в посланиях Апостола Павла, – «Муж, оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7: 3–4); «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви… Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену, любит самого себя… Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5: 22–25, 28, 32–33).

Этот высокий образец отношений мужа и жены, как Христа и Церкви дает пример строительства малой Церкви, которая именуется семья. Основой этого союза, несомненно, является любовь, любовь жертвенная, готовая отдать себя без остатка и через это достичь подлинного единения и союза двух людей в единое существо. Основа семьи это жертва одного ради другого, это любовь-жертва, когда не я в центре мироздания, а другой, когда целью жизни каждого из супругов является не личное спасение, а спасение другого. Вот каковы высокие идеалы настоящей православной семьи и в связи с большой ответственностью брачных уз на членов семьи налагаются определенные обязанности.

Вот, что об этом говорит Святитель Иоанн Златоуст, – «Муж должен думать о том, чтобы делами и словами насаждать в доме благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но кроме этого занятия она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы вся семья трудилась для Царства Небесного».

Общими обязанностями для супругов являются, – забота и попечение о домашнем очаге, благополучии всех членов семьи, о хранении верности друг другу, попечение о воспитании детей, исполнение Заповедей Божиих. Обязанность же супруга, это руководить и быть главой семьи, этой обязанностью мужчину наделил сам Господь. Быть главой семьи это не значит быть деспотом и тираном, руководство семьей должно осуществляться с любовью и в служении своим ближним.

Материальный достаток, благоустройство и благосостояние дома, так же обязанности преимущественно мужчины. Обязанность мужчины, это так же духовное руководство вверенной ему семьей, забота о душевном спасении каждого члена семьи. И прежде всего это духовное руководство должно проводиться на личном примере благочестивой христианской жизни. Жена при этом должна быть помощницей, советчицей, надежным тылом, заботящейся о домашнем уюте и тепле. Жена как мать семейства преимущественно должна заботиться о воспитании детей, заботиться о внутреннем благоустройстве дома, о благоразумном сбережении трудов мужа.

Главная обязанность женщины, это почитать своего мужа, как главу семьи, главу домашней Церкви. Без добровольного признания женой главенства мужа и без добровольного повиновения этому Божиему закону, в семье не будет должного порядка и мира. Так же как и настоящая любовь не дается сразу, ее можно достичь только многолетними совместными трудами, стараниями и подвигами и к этому должны стремиться оба супруга, они должны помогать друг другу в этом.

Так же как исполнению Заповедей Божиих мы должны учиться и жить по Заповедям в начале пути далеко не всегда получается, так же мы должны учиться исполнять Заповеди Божии и в семейной жизни, в устроении семьи. И здесь служение супругов заключается в том, что бы помочь друг другу стать настоящими мужем и женой, т.е. жена должна помочь мужу стать настоящим главой семьи, а муж должен помочь жене стать счастливой помощницей мужа. И только когда будут исполнены эти Законы Божии, относительно домостроительства семьи и семья будет жить по ним, в ней воцарятся мир, счастье и любовь.

Обязанности же детей это почитание обоих родителей. Почитание отца своего и матери своей это одна из самых главных заповедей, без соблюдения которой не возможно наследовать жизнь вечную. К сожалению не всегда и не всем удается воплотить эти идеалы в свою жизнь. Иногда страсти и человеческий эгоизм берут вверх, супруги становятся не способны сохранить свою семью и происходят разводы. Православная Церковь очень отрицательно относится к разводам, единственным допустимым основанием к разводу Господь назвал прелюбодеяние, которое разрушает и оскверняет  брачный союз. “ В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в “Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью” признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим.

В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа “. Второй брак уже не считается полноценным браком, он допускается для того, чтобы предотвратить еще больший грех любодеяния вне брака. “ Если венчальные молитвы торжественные и радостные, то молитвы о второбрачных имеют всегда покаянный смысл “. Второй брак допускается по снисхождению к человеческой немощи, а третий весьма не охотно, с наложением епитимии, это касается лиц не виновных в разводе. Второбрачие для людей виновных в разводе и разрушивших первую (полноценную) семью, дозволяется лишь при условии покаяния и обязательного выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. 

Наша современная жизнь таит в себе множество опасностей и угроз для института семьи. Огромное количество разводов в нашем обществе уже стала “ нормой ”, эти пороки, к сожалению, не обходят стороной и православные семьи. Размытие нравственных норм, потеря жизненных ориентиров, нарушение понятий о добре и зле, а главное отсутствие веры в Бога и отпадение от Православной Церкви, все это приводит к обесцениванию института семьи и брака.

Подрывание семейного уклада жизни, это подрывание основ и безопасности гражданского общества и государства, это прямая угроза демографической безопасности и стабильности. Но, пожалуй, наиболее серьезной опасностью представляется разрушение семьи, как основы духовно-нравственной жизни общества, семьи, как первой и главной школы любви, добродетели и благочестия. Потому, что без духовно – нравственного фундамента, которым является семья, не устоит ни одно государство. Основной причиной кризиса духовности и нравственности общества в целом и отдельной семьи, как его части, является, прежде всего, преобладание в человеке эгоистической доминанты.

Самость, эгоизм и згоцентризм, как форма сознания и мировоззрения порождает такие явления нашей жизни, как гедонизм, эвдемонизм, прагматизм, безусловное и тотальное преобладание личных интересов, над интересами других людей. “ Самость – корень грехов “, – сказал Святитель Феофан Затворник. Греховная жизнь и страстное состояние человека сегодня, практически уничтожают семью, как социальный институт.

Грехом, разрушающим семью, является отход от тех принципов функционирования семьи и роли супругов, которые изложены в Священном писании и Законе Божием, когда брачный Божественный союз приобретает формы бизнес – партнерства и удовлетворения каждым из супругов личных интересов за счет другого. Оголтелая пропаганда секса в средствах массовой информации, либерализация морали в отношении сексуальных меньшинств, раннее безнравственное “ половое и сексуальное воспитание и просвещение “ детей, ювенальная юстиция, под благовидными предлогами, все это прививает обществу (а особенно молодым людям) глубоко извращенные, аморальные и безнравственные ложные “ ценности ”.

Так, например, раннее половое и сексуальное просвещение детей, под предлогом профилактики заболеваний передающихся половым путем, профилактики абортов и ранней подростковой беременности, приводит к совершенно другим результатам. Последствиями такого “ просвещения “ являются снятие табу и естественного стыда перед началом ранней половой жизни (практически в детском возрасте), это приводит к тому, что к началу детородного возраста многие молодые люди уже становятся импотентами, а девушки бесплодными, но самое главное они теряют способность любить.

Все это, несомненно, создает огромные трудности в создании полноценной семьи. Подрывает основы семьи и такое явление, как домашнее насилие, которое так же является проявлением безудержного эгоизма. Это насилие может проявляться и в физической и в материальной и в моральной сферах жизни семьи, причем с ростом феминистских настроений, насильниками могут выступать не только мужчины, но и женщины. Феминизм, в его крайних, радикальных, воинствующих, фанатичных формах, так же является угрозой института семьи.

Угрозу семье, так же представляет большой процент людей страдающих различными зависимостями, это могут быть зависимости химического, так и не химического характера. К первым относятся –  алкогольная, наркотическая зависимости, а ко второй группе относится, например игровая или компьютерная зависимость. Жить в ногу со временем, быть модным, быть в тренде, вот то, что пропагандируется сегодня средствами массовой информации, модным считается принадлежать к определенной модной разрекламированной субкультуре, одной из таких субкультур является ЧАЙЛДФРИ, эта субкультура пропагандирует стремление к бездетности, что, безусловно, является угрозой институту традиционной семьи и как следствие, не способно принести человеку никакого подлинного счастья.

Информационное поле современного человека очень многообразно и это многообразие взглядов и жизненных принципов, может порождать у супругов, вступающих в брак,  абсолютно различные, а порой и противоположные представления о семье и семейных ценностях, что так же представляет большие трудности в сфере коммуникации между супругами. Тенденция к увеличению числа не зарегистрированных браков, так называемые гражданские браки, по сути, являются подменой настоящей семьи и несут большую угрозу самому институту семьи. Исходя из, вышеизложенного, можно сделать вывод, что именно вера в Бога, традиционная семья, следование традиционным Христианским Православным ценностям Любви способно принести человеку настоящее счастье, настоящую радость, гармонию и полноту бытия.

Учащийся Долгих Д.Н.  11.02.2019 г.

Примечание: при использовании материала делать ссылку на первоисточник.

Автор: admin

Добавить комментарий