Святитель Феофан Затворник – основатель христианской психологии

 

<<< | >>>

В  качестве  учебного материала  размещаем два блестящих доклада на  данную  тему:

Доклад 1

Доклад аспиранта кафедры философии и религии Владимирского  государственного университета – Абрамова А. В. на Второй Всероссийской научно-практической конференции «Святитель Феофан Затворник – основатель христианской психологии» 4 – 5 февраля 2016 г.

Св Феофан ЗатворникСвятитель Феофан Затворник затворник Вышенский, еще будучи студентом Орловской духовной семинарии, проявлял особый интерес к изучению психологии. Это выразилось в том, что ради психологии он пожелал остаться на повторный двухгодичный курс в философском классе семинарии [2, с. 11; 9, с. 18]. Когда же он сам стал преподавателем, то поставил перед собой задачу, развить в курсе нравственного богословия учение по христианской психологии на основании святоотеческого наследия [12, с. 8].

Обращение святителя Феофана к изучению психологии, не было случайным явлением, поскольку в его время психология достигла настолько значительного развития, что постепенно стала выделяться из философии как самостоятельная наука. Святителю Феофану, по мнению одного из его биографов П.А.Смирнова, принадлежит заслуга в том, что он первым из православных богословов «дал нравственным явлениям психологическое обоснование, и законы нравственного порядка вывел из устройства человеческой природы» [10, с. 28]. Поэтому, основываясь на трудах святителя Феофана Затворника, еще в дореволюционных изданиях ему иногда приписывается создание новой науки под названием «христианская психология» [11, с. 5].

Данное мнение разделяется некоторыми современниками, но не является в настоящее время общепризнанным утверждением [3, с. 65]. Хотя само понятие «православная психология» в современной справочной литературе встречается [8, с. 217], но в ней нет каких-либо упоминаний о Феофане Затворнике, как ее основоположнике.

Однако в некоторых современных научных статьях и кандидатских работах, посвященных психологии, учение святителя Феофана по данной отрасли знания вызывает научный исследовательский интерес [4], [17]. Высказывание проф. А.А. Бронзова, о том, что святителем «впервые с особенною отчетливостью и выразительностью переданы основы психологии святоотеческой» [1, с. 261], также разделяет мнение упомянутых биографов святителя Феофана Затворника о том вкладе, какой он внес в развитие христианской психологии. Заметное влияние на мировоззрение святителя Феофана в области психологии оказал Феофан Авсенев (1810-1852), лекции которого он слушал в Киевской духовной академии [16, с. 506]. Об этом лекторе святитель Феофан упоминает в своих письмах [15, с. 186-188].

Структура лекций Феофана Авсенева по психологии состояла из трех частей:

  • – первая была посвящена устройству человеческого существа,
  • – вторая – душе человеческой, и третья
  • – состоянию души под влиянием тела [7, с. 28, 67-68].

В свою очередь взгляды Феофана Авсенева тяготели к шеллингиантским, выраженным, в частности, у Шуберта в его «Истории души» [18, с. 216].

Данная работа Шуберта считалась в то время наиболее лучшим пособием по психологии для преподавания в духовно-академических школах [7, с. 45]. В своей работе «Пути русского богословия» протоиерей Георгий Флоровский, отмечает, что святитель Феофан сочетал святоотеческую аскетику с романтической философией. Заметное «романтическое влияние» у святителя выразилась в его учении о всеобщей одушевленности мира, которое было схожим с учением Лейбница [16, с. 507].

Святитель Феофан также разделял идею о мировой душе, восходящей к Плотину [6, с. 25-26]. Всеобщую одушевленность мира он понимал как «лествицу невещественных сил» в природе, «строящую вещи» в пределах промыслительного порядка, совокупность которых образует «душу мира». В его учении мировая душа является единственным объектом прямого воздействия Божия, на отдельные вещи и «силы». Поскольку «идеи всех тварей» вложены в мировую душу уже при ее создании, и она их «инстинктивно» осуществляет в надлежащие сроки [13, с. 67]. Стоит отметить, что психология оказала заметное влияние на этику и нравственное богословие XIX в. Это влияние выразилось в общей попытке светских и религиозных мыслителей сблизить их с психологией.

Так, например, русский позитивист К.Д. Кавелин в своем «этическом этюде» отмечает, что этика, также как и психология, «исследует условия, при которых действие зарождается в душе», а также изучает законы душевной деятельности, определяет ее нормы и указывает способы, с помощью которых она, душевная деятельность, может стать нормальной. По этому своему содержанию этика имеет ближайшую связь с психологией» [5, с. 908].

Святитель Феофан, также как и К.Д.Кавелин, основную задачу для науки видел в сближении психологии с религией. Однако святитель Феофан, в отличие от Кавелина, не абсолютизировал исключительную значимость научного знания, а опирался в своем понимании психологии и на учение восточной патристики. Его психологические взгляды были основаны на трихотомической антропологии. Все психологические основы христианской нравственности преосвященный Феофан делил на три особых отдела: телесные, душевные и духовные: каждому из этих отделов соответствует определенный вид добродетели. Все эти добродетели тесно взаимосвязаны между собой и приобретают настоящую ценность только в своем единстве [14, с.15-16]. Особенно отчетливо это неразрывное единство прослеживается в его учении о трех главных христианских добродетелях: вере, надежде и любови.

Подводя итог заявленной теме, нам остается заключить, что вопрос о том, является ли Феофан Затворник основателем православной психологии, остается открытым. Одной из причин этого может служить то обстоятельство, что свой материал святитель Феофан не систематизировал, как это было принято в научном изложении. Прежде всего, он стремился, чтобы его учение было понятным для людей, не искушенных научным знанием. Во всех его творениях главной целью ставилась не теоретическая, а практическая значимость – стремление больше воздействовать на сердце, чем на разум, чтобы через чувства оказывать влияния на нравственное поведение любой возрастной и социальной группы людей.

Список литературы:

  1. Бронзов А.А. Нравственное богословие в России в течении XIX столетия. СПб., 1901.
  2. (Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М., 1999.
  3. Гордонова О. VI Феофановские чтения: Москва – Выша – Тамбов // Покров. 2012. № 11.
  4. Игнатов А.А. Педагогические воззрения и практика духовного воспитания святителя Феофана Затворника. Автореф. дисс…канд. пед. наук. Курск, 2004.
  5. Кавелин К.Д. Собр соч. в 4-х т. Т.1. Наука, философия и литература. СПб., 1899.
  6. Кокин И.А. Категории «логос» и «мировая душа» в библейско- патристической традиции // Вестник славянских культур. 2011. Т. 1. № 19.
  7. Куценко Н.А. Духовно-академическая философия в России первой половины XIX века: киевская и петербургская школы (Новые материалы). М., 2005.
  8. Леонтьев Д.А. Духовность // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.
  9. Плево А. (сост.). Богом явленный. Жизнеописание святителя Феофана Затворника. К 200-летию со дня рождения. М.: Православный приход храма Св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2014.
  10. Смирнов П.А. Жизнь и учение святителя Феофана Затворника. М., 2008.
  11. Таубе М.Ф. Три столпа русского самобытного просвещения прошлого столетия: Хомяков, Достоевский и епископ Феофан, затворник Вышенский. Харьков, 1912.
  12. Феофан Затворник Вышенский, свт. Начертание христианского нравоучения. М. 2008.
  13. Феофан Затворник, свт. Житие, изречения, святыни. М., 2012.
  14. Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М. 2008.
  15. Феофан Затворник, свт. Собр. писем в 5-ти т. Т. 1. Письма к мирянам. Наставления о молитве и благочестии. М., 2012.
  16. Флоровский. Г., прот. Пути русского богословия. М., 2009.

Доклад 2

Доклад студента  МДА Романа Ткачёва на тему: «Опыт христианской психологии в трудах свт. Феофана Затворника», Рождественские Чтения Москва 2012 г.

«Кто хочет знать душу, — обратись к святым Отцам, особенно подвижникам, и черпай из сего источника обильно психологическую мудрость» (Св. Феофан Затворник, Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии)

По его мысли, задача психологии — определить значение человека и значение его способностей . Отыскать это значение – значит понять замысел Божий об этих предметах и дать им правильное место в жизни. Таким образом, христианская психология имеет своей целью познание души, определение значения человека и его способностей [2].

Для православного сознания вопросы исследования христианской психологии представляют живой интерес, а способ их решения имеет вневременное значение; этим и определяется их актуальность. Мы видим, что в современном мире намечаются устойчивые тенденции развития психологии на христианских, богооткровенных истинах, чему подтверждением является существование объединений православных психологов [3] , проведение конференций, семинаров, написание научных работ и статей на эту тему. В сложившейся ситуации становится актуальным и необходимым развитие христианской психологии, которое, в свою очередь, не возможно без положительного осмысления достижений в этой области. 

Цель данной работы — раскрыть учение свт. Феофана о христианской психологии. В нашу задачу входит изучение и анализ основных писаний Вышенского Затворника, раскрывающих интересующую нас тему, а также анализ трудов исследователей, подвизавшихся на поприще изучения письменного наследия Преосвященного Феофана. Известно, что особый интерес к психологии и философии у Георгия Говорова проявился еще во время обучения в семинарии[4] .

Будучи иеромонахом, свт. Феофан исполнял обязанности инспектора и преподавателя психологии и логики в Новгородской семинарии [5] . Безусловно, его воспитательская и преподавательская деятельность способствовала увеличению интереса и осмыслению вопросов психологии. Исследователи жизни Святителя также отмечают, что преподавательская деятельность иеромонаха Феофана в Петербургской духовной академии строилась на аскетическом и психологическом опыте.

Источниками его лекций на кафедре пастырского и нравственного богословия служили Священное Писание, труды святых отцов, жития святых и пособия по психологии [6] . В одном из писем к Н. В. Елагину Вышенский подвижник рассказывает о сочинении своего товарища по академии прот. Стефана Кашменского, которое было посвящено психологии святых отцов. Св. Феофан считал эту тему важной, но недостаточно изученной в богословии и плохо разработанной [7] . Таким образом, свт. Феофан является своеобразным первопроходцем в этой области. Необходимо отметить тот факт, что среди исследователей наследия свт. Феофана существует не безосновательное утверждение о влиянии на его творчество таких известных личностей, как проф. Федор Александрович Голубинский, Василий Николаевич Карпов, профессор Казанской духовной академии архимандрит Феофан (Авсенев) и др [8] .

Анализируя труды свт. Феофана, можно с уверенностью утверждать, что его опыт христианской психологии основывается на учении о человеке в православной антропологии, аскетической практике, самонаблюдении святых подвижников, личном самонаблюдении и опыте светской психологии. Программа христианской психологии у свт. Феофана сводится к описанию состава человеческого естества с систематическим представлением способностей и назначения каждой из частей. Рассмотрим его программу в три этапа.

Первый этап. Вышенский Затворник описывает состояние первозданного человека до грехопадения. Он рассматривает человека как малый мир, микрокосмос, совмещающий в себе все виды жизни, проявившиеся в его предшественниках по лествице творения [9] . Этот малый мир, по учению свт. Феофана, состоит из духа, души и тела. «Общее устройство природы человеческой, – пишет свт. Феофан, – определяется сочетанием разных сил его и способностей, и разных частей его состава» [10]. В первозданном человеке присутствует гармония и между составными частями естества, и между силами этих частей. По мысли исследуемого автора, «я» в человеке есть единство духа, души и тела. Все силы человеческой природы сосредоточены и собраны в его личности, в его «я». «Я <…> есть слияние и нераздельное единство всех сил…» [11] .

Разбирая подробно составные части человеческой природы, он каждую пытается описать, дать отличительные признаки, определить ее задачи, показать ее место, раскрыть первоначальный замысел о ней. Так, например, пытаясь объяснить, что есть дух, святой затворник определяет его как силу [12], орган, страх или чувство [13] . Цель и назначение духа есть общение с Богом и миром духовным, управление душою и телом, а также посредничество в обожении всего состава человеческой природы [14]. Такой же разбор он совершает не только с составными частями человеческой природы, но и с каждой силой, присущей этой природе.

Второй этап. Свт. Феофан в свое рассуждение о человеке вводит факт греха прародителей. Люди до грехопадения имели чистое сердце и доброе расположение воли, но через падение в них произошло «превращение». Способности и силы, которые были даны людям для познания Бога, после грехопадения были перенаправлены человеком на самого себя. «Вместо Бога человек сам себя возлюбил бесконечною любовию…» [15]. Произошло серьезнейшее изменение в законе существования духа, души и тела, нарушилась иерархия управления и, как следствие, произошло изменение сознания человека [16]. Грех внес разлад между духом, душою, телом и силами, присущими им. Эти силы вышли из под контроля человеческого лица, они приобрели некую независимость и самоуправление относительно человеческого «я». Вышенксий затворник говорит, что человеческое «я» стало не действующее, а «действуемое», то есть не человек стал управлять своими силами, а человеческие силы стали управлять им [17]. Потеряв, таким образом, взаимную точку соединения, составные силы человеческой природы стали как бы конфликтовать друг с другом [18]. Результатом чего стало преобладание одной силы над другой с искажением деятельности последней.

Например, свт. Феофан говорит, что когда преобладает сердце, то это положение сопровождается слабостью ума и непостоянством воли, то есть, человек с этим соотношением сил определяется как личность бесхарактерная и т.д.[19] В результате падения в человеческую природу была занесена тяга ко греху [20], через грех установилась власть духа злобы над человеком [21] . В мир вошла смерть [22] . Люди потеряли Бога, и внутри человека образовалась пустота, а вместе с ней неутолимая жажда и желание заполнить эту пустоту, отсюда, по мысли свт. Феофана, – происхождение стремлений и желаний. Человек ощущает неполноту своего существа, и именно это заставляет его искать предмет для восполнения себя. Более того, человек начинает считать благом все, что дает ощущение восполнения, даже грех [23] .

Третий этап. Свт. Феофан говорит о необходимости врачевания человеческой природы через личный подвиг и действие Божие. Божественная благодать врачует «низвращение», в котором человек оказался по причине греха. Благодать, по мысли свт. Феофана, восстанавливает в совести Божественные законы, изменяет и преобразует расположение воли, умиротворяет низшие пожелания. Все под ее воздействием должно стать на свое место, то есть прийти в состояние первоначального замысла Бога о человеке. Этот длительный процесс врачевания проходит в Церкви, в которой есть все необходимое для этого [24].

Таким образом, опыт христианской психологии свт. Феофана есть анализ описания человеческой природы в состоянии первозданного Адама, в состоянии после греха и во грехе, а также под благодатью. Преосвященный Феофан, во-первых, говорит об идеале и норме, к которой призван человек, а затем рассматривает состояние падшего человеческого естества с описанием последствий и, в завершении, излагает способ и возможности возвращения нормы бытия микрокосмоса, т.е. человека. Свт. Феофан в своих трудах раскрывается как прекрасный психолог и знаток религиозно-нравственной жизни. Он проникает вглубь души, созерцая и открывая нам законы бытия внутреннего потаенного человека.

Психологические взгляды свт. Феофана не абстрактные размышления и не философский концепт. Это живое богословие о душе, построенное на основе святоотеческого аскетического опыта, и цель этого богословия – спасение человека и приготовление его для вечности.

Примечания:

  1. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. – М.: Правило веры, 2008. С. 352.
    2. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. URL: http://azbyka.ru/nravstvennost_i_duhovnost/feofan_zatvornik_nachertanie_hristianskogo_nravoucheniya-all.shtml (дата обращения 18.01.2012г.).
    3. Православие и психология, научно-религиозный семинар Свято-Данилова монастыря// статьи по проблемам семинара. URL: http://seminar.msdm.ru/Home/002.htm (дата обращения 18.01.2012г.)
    4. Алексей Бурцев, свящ. Эпистолярное наследие святителя Феофана Затворника. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. – Сергиев Посад, 2005. С. 42.
    5. Лизунов С. В. Жизнеописание святителя Феофана.// Православное книжное обозрение. Спецвып. Март 2011. С. 11.
    6. Георгий (Тертышников), архим. Жизнь для Бога и для людей. Жизнь и деятельность святителя Феофана (Говорова) Затворника. – Киев. Общество любителей православной литературы. Издательство имени святого Льва папы Римского, 2002. С. 40.
    7. Там же. С. 155.
    8. Православие и психология, научно-религиозный семинар Свято-Данилова монастыря// статьи по проблемам семинара. URL: http://seminar.msdm.ru/Home/002.htm (дата обращения 18.01.2012г.)
    9. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. – М.: Правило веры, 2008. – С. 197.
    10. Там же. С. 196.
    11. Там же. С. 196.
    12. Феофан Затворник, свт. Последование за Господом. Письма к разным лицам. – М.: Благовест, 2010. – С. 239.
    13. Феофан Затворник, свт. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. Составитель Феофан (Крюков). – М.: Даниловский благовестник, 2009. – С. 320.
    14. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. – М.: Правило веры, 2008. – С. 198.
    15. Там же. С. 386.
    16. Православие и психология, научно-религиозный семинар Свято-Данилова монастыря // статьи по проблемам семинара. URL: http://seminar.msdm.ru/Home/002.htm (дата обращения 18.01.2012г.)
    17. Феофан Затворник, свт,Толкования ап. Павла послание к римлянам. URL: http://www.paraklit.org/sv.otcy/Feofan_Zatvornik/Feofan_Zatvornik.Tolkovanie_na_ap.Pavla_K_Rimlyanam-1.htm (дата обращения 18.01.2012г.)
    18. Феофан Затворник, свт. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. Составитель Феофан (Крюков). – М.: Даниловский благовестник, 2009. – C. 443.
    19. Там же. С. 443.
    20. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. – М.: Правило веры, 2008. – С. 268.
    21. Там же. С. 269.
    22. Там же. С. 231.
    23. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. – М.: Правило веры, 2008. – С. 385.
    24. Там же. С. 424.

Библиография.

  1. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк по аскетике. – Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2009. – 318 с.
    2. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. – М.: Правило веры, 2008. – 462 с.
    3. Феофан Затворник, свт. Последование за Господом. Письма к разным лицам. – М.: Благовест, 2010. – 622 с.
    4. Феофан Затворник, свт,Толкования ап. Павла послание к римлянам. URL: http://www.paraklit.org/sv.otcy/Feofan_Zatvornik/Feofan_Zatvornik.Tolkovanie_na_ap.Pavla_K_Rimlyanam-1.htm (дата обращения 18.01.2012г.).
    5. Феофан Затворник, свт. Письма о духовной жизни. — Спб., 1872. Репр.: М., Правило веры, 1998. – 356 с.
    6. Феофан Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? — Ленинград, 1991. — 234 с.
    7. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. URL: http://azbyka.ru/nravstvennost_i_duhovnost/feofan_zatvornik_nachertanie_hristianskogo_nravoucheniya-all.shtml (дата обращения 18.01.2012г.).
    8. Феофан Затворник, свт. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. Составитель Феофан (Крюков). – М.: Даниловский благовестник, 2009. – 678 с.
    9. Бурцев Алексей, свящ. Эпистолярное наследие святителя Феофана Затворника. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. – Сергиев Посад, МДА, Кафедра Богословия, 2005. – 122 c.
    10. Георгий (Тертышников), архим. Жизнь для Бога и для людей. Жизнь и деятельность святителя Феофана (Говорова) Затворника. – Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святого Льва папы Римского, 2002. – 196 с.
    11. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. В 2-х книгах. Сост. Георгий (Тертышников), архим. Книга 1. Буквы «А-К». – Рязань: «Зерна», 2003. – 546 с.
    12. Смирнов И.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского Затворника. – Шацк: Типография Н. И. Купленского и Е. И. Рогачева, 1905.-350 с.
  2. Православие и психология, научно-религиозный семинар Свято-Данилова монастыря, статьи по проблемам семинара. URL: http://seminar.msdm.ru/Home/002.htm

Основные открытия  святителя Феофана  в области  христианской психологии

• Определение предмета христианской психологии
• Определение задач христианской психологии
• Открытие «пятиярусной» модели изменения состояний человека
• Открытие «девятерной схемы» иерархии  трёх  сил души в  трёх состотяниях
• Определение природы эгоизма и отношения к эгоизму
• Создание концентрической модели психического бытия
• Разработка концепции духовного сердца и его содержания
• Разработка концепции совести через призму 3-х функций (свидетяля, судьи, исполнителя)
• Разработка концепции  твёрдой  решимости, готовности, ревности (духовного намерения).

Опыт христианской психологии

Дополнительные материалы:

Предлагаем  Вашему вниманию главный труд по христианской психологии святителя   Феофана  Затворника «Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии» в   котором святитель изложил основополагающие  принципы  христианской  антропологии  и  психологии.

Скачать книгу в  формате PDF >>>

Скачать книгу в  формате TXT >>>

 

 

Другие  материалы по теме:

Скачать книгу  Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника – Георгий Тертышников в  формате PDF >>>

Скачать презентацию Святитель Феофан Затворник – основатель  христианской психологии в  формате PDF >>>

Скачать материалы  конференции Феофан Затворник – основатель христианской психологии в  формате PDF >>>

<<< | >>>

Автор: admin

Добавить комментарий