В качестве учебного материала размещаем два блестящих доклада на данную тему:
Доклад 1
Доклад аспиранта кафедры философии и религии Владимирского государственного университета – Абрамова А. В. на Второй Всероссийской научно-практической конференции «Святитель Феофан Затворник – основатель христианской психологии» 4 – 5 февраля 2016 г.
Святитель Феофан Затворник затворник Вышенский, еще будучи студентом Орловской духовной семинарии, проявлял особый интерес к изучению психологии. Это выразилось в том, что ради психологии он пожелал остаться на повторный двухгодичный курс в философском классе семинарии [2, с. 11; 9, с. 18]. Когда же он сам стал преподавателем, то поставил перед собой задачу, развить в курсе нравственного богословия учение по христианской психологии на основании святоотеческого наследия [12, с. 8].
Обращение святителя Феофана к изучению психологии, не было случайным явлением, поскольку в его время психология достигла настолько значительного развития, что постепенно стала выделяться из философии как самостоятельная наука. Святителю Феофану, по мнению одного из его биографов П.А.Смирнова, принадлежит заслуга в том, что он первым из православных богословов «дал нравственным явлениям психологическое обоснование, и законы нравственного порядка вывел из устройства человеческой природы» [10, с. 28]. Поэтому, основываясь на трудах святителя Феофана Затворника, еще в дореволюционных изданиях ему иногда приписывается создание новой науки под названием «христианская психология» [11, с. 5].
Данное мнение разделяется некоторыми современниками, но не является в настоящее время общепризнанным утверждением [3, с. 65]. Хотя само понятие «православная психология» в современной справочной литературе встречается [8, с. 217], но в ней нет каких-либо упоминаний о Феофане Затворнике, как ее основоположнике.
Однако в некоторых современных научных статьях и кандидатских работах, посвященных психологии, учение святителя Феофана по данной отрасли знания вызывает научный исследовательский интерес [4], [17]. Высказывание проф. А.А. Бронзова, о том, что святителем «впервые с особенною отчетливостью и выразительностью переданы основы психологии святоотеческой» [1, с. 261], также разделяет мнение упомянутых биографов святителя Феофана Затворника о том вкладе, какой он внес в развитие христианской психологии. Заметное влияние на мировоззрение святителя Феофана в области психологии оказал Феофан Авсенев (1810-1852), лекции которого он слушал в Киевской духовной академии [16, с. 506]. Об этом лекторе святитель Феофан упоминает в своих письмах [15, с. 186-188].
Структура лекций Феофана Авсенева по психологии состояла из трех частей:
- – первая была посвящена устройству человеческого существа,
- – вторая – душе человеческой, и третья
- – состоянию души под влиянием тела [7, с. 28, 67-68].
В свою очередь взгляды Феофана Авсенева тяготели к шеллингиантским, выраженным, в частности, у Шуберта в его «Истории души» [18, с. 216].
Данная работа Шуберта считалась в то время наиболее лучшим пособием по психологии для преподавания в духовно-академических школах [7, с. 45]. В своей работе «Пути русского богословия» протоиерей Георгий Флоровский, отмечает, что святитель Феофан сочетал святоотеческую аскетику с романтической философией. Заметное «романтическое влияние» у святителя выразилась в его учении о всеобщей одушевленности мира, которое было схожим с учением Лейбница [16, с. 507].
Святитель Феофан также разделял идею о мировой душе, восходящей к Плотину [6, с. 25-26]. Всеобщую одушевленность мира он понимал как «лествицу невещественных сил» в природе, «строящую вещи» в пределах промыслительного порядка, совокупность которых образует «душу мира». В его учении мировая душа является единственным объектом прямого воздействия Божия, на отдельные вещи и «силы». Поскольку «идеи всех тварей» вложены в мировую душу уже при ее создании, и она их «инстинктивно» осуществляет в надлежащие сроки [13, с. 67]. Стоит отметить, что психология оказала заметное влияние на этику и нравственное богословие XIX в. Это влияние выразилось в общей попытке светских и религиозных мыслителей сблизить их с психологией.
Так, например, русский позитивист К.Д. Кавелин в своем «этическом этюде» отмечает, что этика, также как и психология, «исследует условия, при которых действие зарождается в душе», а также изучает законы душевной деятельности, определяет ее нормы и указывает способы, с помощью которых она, душевная деятельность, может стать нормальной. По этому своему содержанию этика имеет ближайшую связь с психологией» [5, с. 908].
Святитель Феофан, также как и К.Д.Кавелин, основную задачу для науки видел в сближении психологии с религией. Однако святитель Феофан, в отличие от Кавелина, не абсолютизировал исключительную значимость научного знания, а опирался в своем понимании психологии и на учение восточной патристики. Его психологические взгляды были основаны на трихотомической антропологии. Все психологические основы христианской нравственности преосвященный Феофан делил на три особых отдела: телесные, душевные и духовные: каждому из этих отделов соответствует определенный вид добродетели. Все эти добродетели тесно взаимосвязаны между собой и приобретают настоящую ценность только в своем единстве [14, с.15-16]. Особенно отчетливо это неразрывное единство прослеживается в его учении о трех главных христианских добродетелях: вере, надежде и любови.
Подводя итог заявленной теме, нам остается заключить, что вопрос о том, является ли Феофан Затворник основателем православной психологии, остается открытым. Одной из причин этого может служить то обстоятельство, что свой материал святитель Феофан не систематизировал, как это было принято в научном изложении. Прежде всего, он стремился, чтобы его учение было понятным для людей, не искушенных научным знанием. Во всех его творениях главной целью ставилась не теоретическая, а практическая значимость – стремление больше воздействовать на сердце, чем на разум, чтобы через чувства оказывать влияния на нравственное поведение любой возрастной и социальной группы людей.
Список литературы:
- Бронзов А.А. Нравственное богословие в России в течении XIX столетия. СПб., 1901.
- (Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М., 1999.
- Гордонова О. VI Феофановские чтения: Москва – Выша – Тамбов // Покров. 2012. № 11.
- Игнатов А.А. Педагогические воззрения и практика духовного воспитания святителя Феофана Затворника. Автореф. дисс…канд. пед. наук. Курск, 2004.
- Кавелин К.Д. Собр соч. в 4-х т. Т.1. Наука, философия и литература. СПб., 1899.
- Кокин И.А. Категории «логос» и «мировая душа» в библейско- патристической традиции // Вестник славянских культур. 2011. Т. 1. № 19.
- Куценко Н.А. Духовно-академическая философия в России первой половины XIX века: киевская и петербургская школы (Новые материалы). М., 2005.
- Леонтьев Д.А. Духовность // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.
- Плево А. (сост.). Богом явленный. Жизнеописание святителя Феофана Затворника. К 200-летию со дня рождения. М.: Православный приход храма Св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2014.
- Смирнов П.А. Жизнь и учение святителя Феофана Затворника. М., 2008.
- Таубе М.Ф. Три столпа русского самобытного просвещения прошлого столетия: Хомяков, Достоевский и епископ Феофан, затворник Вышенский. Харьков, 1912.
- Феофан Затворник Вышенский, свт. Начертание христианского нравоучения. М. 2008.
- Феофан Затворник, свт. Житие, изречения, святыни. М., 2012.
- Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М. 2008.
- Феофан Затворник, свт. Собр. писем в 5-ти т. Т. 1. Письма к мирянам. Наставления о молитве и благочестии. М., 2012.
- Флоровский. Г., прот. Пути русского богословия. М., 2009.
Доклад 2
Доклад студента МДА Романа Ткачёва на тему: «Опыт христианской психологии в трудах свт. Феофана Затворника», Рождественские Чтения Москва 2012 г.
«Кто хочет знать душу, — обратись к святым Отцам, особенно подвижникам, и черпай из сего источника обильно психологическую мудрость» (Св. Феофан Затворник, Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии)
По его мысли, задача психологии — определить значение человека и значение его способностей . Отыскать это значение – значит понять замысел Божий об этих предметах и дать им правильное место в жизни. Таким образом, христианская психология имеет своей целью познание души, определение значения человека и его способностей [2].
Для православного сознания вопросы исследования христианской психологии представляют живой интерес, а способ их решения имеет вневременное значение; этим и определяется их актуальность. Мы видим, что в современном мире намечаются устойчивые тенденции развития психологии на христианских, богооткровенных истинах, чему подтверждением является существование объединений православных психологов [3] , проведение конференций, семинаров, написание научных работ и статей на эту тему. В сложившейся ситуации становится актуальным и необходимым развитие христианской психологии, которое, в свою очередь, не возможно без положительного осмысления достижений в этой области.
Цель данной работы — раскрыть учение свт. Феофана о христианской психологии. В нашу задачу входит изучение и анализ основных писаний Вышенского Затворника, раскрывающих интересующую нас тему, а также анализ трудов исследователей, подвизавшихся на поприще изучения письменного наследия Преосвященного Феофана. Известно, что особый интерес к психологии и философии у Георгия Говорова проявился еще во время обучения в семинарии[4] .
Будучи иеромонахом, свт. Феофан исполнял обязанности инспектора и преподавателя психологии и логики в Новгородской семинарии [5] . Безусловно, его воспитательская и преподавательская деятельность способствовала увеличению интереса и осмыслению вопросов психологии. Исследователи жизни Святителя также отмечают, что преподавательская деятельность иеромонаха Феофана в Петербургской духовной академии строилась на аскетическом и психологическом опыте.
Источниками его лекций на кафедре пастырского и нравственного богословия служили Священное Писание, труды святых отцов, жития святых и пособия по психологии [6] . В одном из писем к Н. В. Елагину Вышенский подвижник рассказывает о сочинении своего товарища по академии прот. Стефана Кашменского, которое было посвящено психологии святых отцов. Св. Феофан считал эту тему важной, но недостаточно изученной в богословии и плохо разработанной [7] . Таким образом, свт. Феофан является своеобразным первопроходцем в этой области. Необходимо отметить тот факт, что среди исследователей наследия свт. Феофана существует не безосновательное утверждение о влиянии на его творчество таких известных личностей, как проф. Федор Александрович Голубинский, Василий Николаевич Карпов, профессор Казанской духовной академии архимандрит Феофан (Авсенев) и др [8] .
Анализируя труды свт. Феофана, можно с уверенностью утверждать, что его опыт христианской психологии основывается на учении о человеке в православной антропологии, аскетической практике, самонаблюдении святых подвижников, личном самонаблюдении и опыте светской психологии. Программа христианской психологии у свт. Феофана сводится к описанию состава человеческого естества с систематическим представлением способностей и назначения каждой из частей. Рассмотрим его программу в три этапа.
Первый этап. Вышенский Затворник описывает состояние первозданного человека до грехопадения. Он рассматривает человека как малый мир, микрокосмос, совмещающий в себе все виды жизни, проявившиеся в его предшественниках по лествице творения [9] . Этот малый мир, по учению свт. Феофана, состоит из духа, души и тела. «Общее устройство природы человеческой, – пишет свт. Феофан, – определяется сочетанием разных сил его и способностей, и разных частей его состава» [10]. В первозданном человеке присутствует гармония и между составными частями естества, и между силами этих частей. По мысли исследуемого автора, «я» в человеке есть единство духа, души и тела. Все силы человеческой природы сосредоточены и собраны в его личности, в его «я». «Я <…> есть слияние и нераздельное единство всех сил…» [11] .
Разбирая подробно составные части человеческой природы, он каждую пытается описать, дать отличительные признаки, определить ее задачи, показать ее место, раскрыть первоначальный замысел о ней. Так, например, пытаясь объяснить, что есть дух, святой затворник определяет его как силу [12], орган, страх или чувство [13] . Цель и назначение духа есть общение с Богом и миром духовным, управление душою и телом, а также посредничество в обожении всего состава человеческой природы [14]. Такой же разбор он совершает не только с составными частями человеческой природы, но и с каждой силой, присущей этой природе.
Второй этап. Свт. Феофан в свое рассуждение о человеке вводит факт греха прародителей. Люди до грехопадения имели чистое сердце и доброе расположение воли, но через падение в них произошло «превращение». Способности и силы, которые были даны людям для познания Бога, после грехопадения были перенаправлены человеком на самого себя. «Вместо Бога человек сам себя возлюбил бесконечною любовию…» [15]. Произошло серьезнейшее изменение в законе существования духа, души и тела, нарушилась иерархия управления и, как следствие, произошло изменение сознания человека [16]. Грех внес разлад между духом, душою, телом и силами, присущими им. Эти силы вышли из под контроля человеческого лица, они приобрели некую независимость и самоуправление относительно человеческого «я». Вышенксий затворник говорит, что человеческое «я» стало не действующее, а «действуемое», то есть не человек стал управлять своими силами, а человеческие силы стали управлять им [17]. Потеряв, таким образом, взаимную точку соединения, составные силы человеческой природы стали как бы конфликтовать друг с другом [18]. Результатом чего стало преобладание одной силы над другой с искажением деятельности последней.
Например, свт. Феофан говорит, что когда преобладает сердце, то это положение сопровождается слабостью ума и непостоянством воли, то есть, человек с этим соотношением сил определяется как личность бесхарактерная и т.д.[19] В результате падения в человеческую природу была занесена тяга ко греху [20], через грех установилась власть духа злобы над человеком [21] . В мир вошла смерть [22] . Люди потеряли Бога, и внутри человека образовалась пустота, а вместе с ней неутолимая жажда и желание заполнить эту пустоту, отсюда, по мысли свт. Феофана, – происхождение стремлений и желаний. Человек ощущает неполноту своего существа, и именно это заставляет его искать предмет для восполнения себя. Более того, человек начинает считать благом все, что дает ощущение восполнения, даже грех [23] .
Третий этап. Свт. Феофан говорит о необходимости врачевания человеческой природы через личный подвиг и действие Божие. Божественная благодать врачует «низвращение», в котором человек оказался по причине греха. Благодать, по мысли свт. Феофана, восстанавливает в совести Божественные законы, изменяет и преобразует расположение воли, умиротворяет низшие пожелания. Все под ее воздействием должно стать на свое место, то есть прийти в состояние первоначального замысла Бога о человеке. Этот длительный процесс врачевания проходит в Церкви, в которой есть все необходимое для этого [24].
Таким образом, опыт христианской психологии свт. Феофана есть анализ описания человеческой природы в состоянии первозданного Адама, в состоянии после греха и во грехе, а также под благодатью. Преосвященный Феофан, во-первых, говорит об идеале и норме, к которой призван человек, а затем рассматривает состояние падшего человеческого естества с описанием последствий и, в завершении, излагает способ и возможности возвращения нормы бытия микрокосмоса, т.е. человека. Свт. Феофан в своих трудах раскрывается как прекрасный психолог и знаток религиозно-нравственной жизни. Он проникает вглубь души, созерцая и открывая нам законы бытия внутреннего потаенного человека.
Психологические взгляды свт. Феофана не абстрактные размышления и не философский концепт. Это живое богословие о душе, построенное на основе святоотеческого аскетического опыта, и цель этого богословия – спасение человека и приготовление его для вечности.
Примечания:
- Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. – М.: Правило веры, 2008. С. 352.
2. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. URL: http://azbyka.ru/nravstvennost_i_duhovnost/feofan_zatvornik_nachertanie_hristianskogo_nravoucheniya-all.shtml (дата обращения 18.01.2012г.).
3. Православие и психология, научно-религиозный семинар Свято-Данилова монастыря// статьи по проблемам семинара. URL: http://seminar.msdm.ru/Home/002.htm (дата обращения 18.01.2012г.)
4. Алексей Бурцев, свящ. Эпистолярное наследие святителя Феофана Затворника. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. – Сергиев Посад, 2005. С. 42.
5. Лизунов С. В. Жизнеописание святителя Феофана.// Православное книжное обозрение. Спецвып. Март 2011. С. 11.
6. Георгий (Тертышников), архим. Жизнь для Бога и для людей. Жизнь и деятельность святителя Феофана (Говорова) Затворника. – Киев. Общество любителей православной литературы. Издательство имени святого Льва папы Римского, 2002. С. 40.
7. Там же. С. 155.
8. Православие и психология, научно-религиозный семинар Свято-Данилова монастыря// статьи по проблемам семинара. URL: http://seminar.msdm.ru/Home/002.htm (дата обращения 18.01.2012г.)
9. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. – М.: Правило веры, 2008. – С. 197.
10. Там же. С. 196.
11. Там же. С. 196.
12. Феофан Затворник, свт. Последование за Господом. Письма к разным лицам. – М.: Благовест, 2010. – С. 239.
13. Феофан Затворник, свт. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. Составитель Феофан (Крюков). – М.: Даниловский благовестник, 2009. – С. 320.
14. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. – М.: Правило веры, 2008. – С. 198.
15. Там же. С. 386.
16. Православие и психология, научно-религиозный семинар Свято-Данилова монастыря // статьи по проблемам семинара. URL: http://seminar.msdm.ru/Home/002.htm (дата обращения 18.01.2012г.)
17. Феофан Затворник, свт,Толкования ап. Павла послание к римлянам. URL: http://www.paraklit.org/sv.otcy/Feofan_Zatvornik/Feofan_Zatvornik.Tolkovanie_na_ap.Pavla_K_Rimlyanam-1.htm (дата обращения 18.01.2012г.)
18. Феофан Затворник, свт. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. Составитель Феофан (Крюков). – М.: Даниловский благовестник, 2009. – C. 443.
19. Там же. С. 443.
20. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. – М.: Правило веры, 2008. – С. 268.
21. Там же. С. 269.
22. Там же. С. 231.
23. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. – М.: Правило веры, 2008. – С. 385.
24. Там же. С. 424.
Библиография.
- Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк по аскетике. – Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2009. – 318 с.
2. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. – М.: Правило веры, 2008. – 462 с.
3. Феофан Затворник, свт. Последование за Господом. Письма к разным лицам. – М.: Благовест, 2010. – 622 с.
4. Феофан Затворник, свт,Толкования ап. Павла послание к римлянам. URL: http://www.paraklit.org/sv.otcy/Feofan_Zatvornik/Feofan_Zatvornik.Tolkovanie_na_ap.Pavla_K_Rimlyanam-1.htm (дата обращения 18.01.2012г.).
5. Феофан Затворник, свт. Письма о духовной жизни. — Спб., 1872. Репр.: М., Правило веры, 1998. – 356 с.
6. Феофан Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? — Ленинград, 1991. — 234 с.
7. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. URL: http://azbyka.ru/nravstvennost_i_duhovnost/feofan_zatvornik_nachertanie_hristianskogo_nravoucheniya-all.shtml (дата обращения 18.01.2012г.).
8. Феофан Затворник, свт. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. Составитель Феофан (Крюков). – М.: Даниловский благовестник, 2009. – 678 с.
9. Бурцев Алексей, свящ. Эпистолярное наследие святителя Феофана Затворника. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. – Сергиев Посад, МДА, Кафедра Богословия, 2005. – 122 c.
10. Георгий (Тертышников), архим. Жизнь для Бога и для людей. Жизнь и деятельность святителя Феофана (Говорова) Затворника. – Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святого Льва папы Римского, 2002. – 196 с.
11. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. В 2-х книгах. Сост. Георгий (Тертышников), архим. Книга 1. Буквы «А-К». – Рязань: «Зерна», 2003. – 546 с.
12. Смирнов И.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского Затворника. – Шацк: Типография Н. И. Купленского и Е. И. Рогачева, 1905.-350 с. - Православие и психология, научно-религиозный семинар Свято-Данилова монастыря, статьи по проблемам семинара. URL: http://seminar.msdm.ru/Home/002.htm
Основные открытия святителя Феофана в области христианской психологии
• Определение предмета христианской психологии
• Определение задач христианской психологии
• Открытие «пятиярусной» модели изменения состояний человека
• Открытие «девятерной схемы» иерархии трёх сил души в трёх состотяниях
• Определение природы эгоизма и отношения к эгоизму
• Создание концентрической модели психического бытия
• Разработка концепции духовного сердца и его содержания
• Разработка концепции совести через призму 3-х функций (свидетяля, судьи, исполнителя)
• Разработка концепции твёрдой решимости, готовности, ревности (духовного намерения).
Дополнительные материалы:
Предлагаем Вашему вниманию главный труд по христианской психологии святителя Феофана Затворника «Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии» в котором святитель изложил основополагающие принципы христианской антропологии и психологии.
Скачать книгу в формате PDF >>>
Скачать книгу в формате TXT >>>
Другие материалы по теме:
Скачать книгу Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника – Георгий Тертышников в формате PDF >>>
Скачать презентацию Святитель Феофан Затворник – основатель христианской психологии в формате PDF >>>
Скачать материалы конференции Феофан Затворник – основатель христианской психологии в формате PDF >>>