“Ведро воды и три капли” или о психологии реального спасения…

К старцу Кириллу Павлову  как-то пришли  послушники,  говоря  о том, что сейчас очень много людей в храмах и можно надеяться, что вера в народе стала укрепляться. На  это  отец Кирилл сказал набрать полное ведро воды.  Когда его набрали он сказал: “Это количество людей которые сейчас ходят в храмы”. Потом он сказал эту воду вылить…

И когда ведро  вылили, в  самом конце стекли три капли. Он сказал: “Это те кто спасается”.  На недоумение послушников  он ответил:

“Большинство людей ходят в храм со словом – дай. Дай здоровье, Господи, дай финансовое благополучие, дай семью, дай детей и т.д.  

Очень мало кто приходит в храм со словами – Прости Господи! Прости, что грешил; прости, что не любил; прости, что забыл тебя. И к сожалению большинство этих слов так и не произносят. Ходя долгие годы в храмы они не понимают, что в храм должен приходить кающийся грешник с покаянным лицом, а не мнимый праведник, который делает одолжение Богу, что он в храме находится.”

*  *  *

Притча старца Кирилла  о  “Ведре воды и трёх каплях” полностью соответствует  православной  психологии спасения, но противоречит мнению большинства верующих о том, что спасение – это тяжелейший труд и подвиг, а не регулярное посещение церкви,  хотя и последнее необходимо.

Особенность Евангелия, как основного духовного первоисточника для всех христиан в том, что Евангелие только  пробуждает душу  и  ставит на Путь духовного  спасения, но Евангелие не  содержит  детальных  рекомендаций  для  движения  по   духовному   пути, а  потому  оно не ведёт по духовному пути от  начала и до самого конца, а  служит  только  указателем  направления  движения.  

И это вовсе не лукавство евангелистов и не ограниченность Евангелия, а его основное назначение  как  призыва  и  благовестия  для всех грешников  о  необходимости  спасения  души.   Задача  Евангелия  – это пробудить падшего  человека  от  спячки  эгоизма  и  поставить на  путь  внутреннего изменения  и  движения от скотскости и произвола к нравственности и порядку.  Иными  словами,  обретение  современным  падшим  человеком даже  не  духовности, а  обычной  душевности,  нравственности  и человечности – это большой подвиг и сверх достижение.

В  этой связи  не  сложно понять, что  основная масса верующих, как  “ведро воды”  в  притче  отца Кирилла, – это вовсе не совершенные в духе люди, а те самые  грешники и ищущие, которые благодаря Евангелию только стали на путь выхода от эгоизма и произвола к человечности, нравственности и порядку.  Вот почему основная масса  верующих –  это вовсе  не спасённые, а  только “вода”.   Из   этой  “воды”  даже вышедших к  нормальной человечности  гораздо меньше,  поскольку  выход   требует  усилий  и  жертв  и не  все к  этому  готовы.

Для  тех же,   кто  выходит  от  эгоизма к  нравственности, есть 2 пути дальнейшего движения:

  • – оставаться в нравственности и  человечности  (добропорядочности)  до самой смерти, что и делает 90% верующих и исповедующих Христа, или
  • – пытаться двигаться дальше по духовной Лествице  к высшему духовному совершенству через  аскезу, исихию и умное  делание, что делает менее 10 %  из  числа  вышедших к человечности.

Для  90 %  тех,  кто выбирает оставаться в человечности  (и с  миром), Евангелие продолжает оставаться основным и единственным путеводителем до самого конца, но для тех 9 %, кто выбирает духовное совершенство  и личное предстояние  Богу,  одного  Евангелия уже мало, как призыва и  благовестия, а нужен более детальный путеводитель по степеням и ступеням  восхождения  к  совершенству  души и духа.

Таким путеводителем по духовному совершенству в православии является всего один источник – это святоотеческое предание и духовные труды отцов подвижников, которые детально расписывают движение вверх по  всем  ступеням  Лествицы  духовного совершенства.  Таким  образом, для тех, кто стремится к  подлинному  духовному совершенству  и  бросает вызов границам обычной человечности,  святоотеческое  наследие  является  единственным  источником  специального  знания о  сверхъестественных возможностях души и духа.

Для этих наиболее дисциплинированных и целеустремлённых 9 %, становящихся  на путь веры совершенной  (монашества, исихии, аскезы и умного делания), оставшиеся 90 % верующих представляют уже серьёзную проблему, поскольку эти 90  % верующих  формально, не разделяют целей,  задач  и  трудностей  веры  совершенной  (подвижничества,  аскезы, исихии),  а довольствуются  боле  простой  и  лёгкой  верой  формальной.

Более того 90 % формально верующих,  избравших своим пределом только нравственность, считают этих  9 %  стремящихся к  духовному  подвигу  и вере  совершенной  отчасти безрассудными, фанатиками  и даже социально опасными, не вписывающимися в представления большинства о православной благопристойности. На  этом  этапе  происходит  как  бы  первичный  отсев  истинно верующих   от формально  верующих.

Но Истина в том и состоит, что именно эти 9 % подвижников,  отрекающихся  от мира,  не  считающихся с  лишениями  и трудностями  и  выходящих  за границы рядовой человечности  (мирской  добропорядочности)  и являются подлинными христианами, стремящимися к совершенству духа.  Для этих 9 % подвижников в наше время в силу отсутствия старцев и духовников, единственным советчиком кроме Евангелия, является святоотеческое наследие и предание.  Причём, в  гораздо  более защищённом  положении остаются  те  ищущие, кто по  пути совершенной  веры  двигается  не в  одиночку, а  в составе  небольшой группы  или общины.

Но главный парадокс духовной Лествицы  и веры  совершенной  состоит в том, что из этих 9 % стремящихся к высшему духовному познанию и сверхчеловеческим возможностям, есть совсем мизерный процент  тех, кто проходя  все трудности  и испытания   на  этом пути,  достигает вершин духовного совершенства и сверхчеловеческих возможностей ещё при жизни.

Эти единицы,  достигшие  высоких  ступеней  духовной Лествицы,  удостаиваются высшей  духовной  чести,  получая  в качестве наставника и советчика, наряду с Евангелием и святоотеческим преданием, уже самого Духа – Утешителя, который и ведёт их  через  духовное  сердце  напрямую к  духовному спасению  высшему совершенству души – духовной свободе.

Получающие в качестве наставника и советчика Духа-Утешителя, окончательно выходят из рамок обычной человечности и становятся в полном смысле слова духовными людьми, обладающими  дарами  духа  и  рядом  сверхъестественных способностей. Эти  единицы  совершенных  ещё при жизни открывают врата вечности и могут на крыльях духа путешествовать по духовным обителям Отца,  открывая  тайну  духовного спасения.

Такие люди, ещё при жизни открывшие тайну духовного спасения души, всегда были в мире, есть они и сейчас, но все они надёжно удалены от мира человеческой глупости, как  глупости  90 %  формально  верующих, так и глупости 9 % стремящихся к совершенству.

Духовно совершенные люди просто вынуждены себя прятать от мира  во  избежание  недоразумений и конфликтов.   Дело в  том, что  они настолько отличаются  внутренне  от обычных верующих  своим бесстрастием  и  личной  силой, что кажутся последним  в значительной  мере  не “православными  христианами”, а  дерзкими  самозванцами  и упрямцами  за их прямоту, невозмутимость,  смелость, достоинство и сверхъестественные способности.

Какое всё это имеет отношение к Евангелию и высказыванию старца Кирилла Павлова о мизерном проценте спасающихся ?

Самое прямое, поскольку сакральные символы Четвероевангелия – Человек, Вол, Лев и Орёл, как  раз и отражают эти этапы спасения души, как ступени восхождения к духовному совершенству.

На ступени Человека, как символа обращения к вере и нравственности, находится 90 % верующих из числа неофитов и новоначальных.

На ступени Вола, как символа трудничества и монашества, находится не более 9 % верующих из числа, выходящих в монашество.

На ступени Льва, как символа бесстрастия и победы над страстями, находится менее 1% верующих из числа вышедших с исихию, священнобезмолвие и умное делание.

Ступень Орла это символ тех немногих,  которым удалось, победив страсти, демонов, обрести духовную силу и ещё при жизни раскрыть крылья духа и духовного спасения. Это и есть те самые “три капли” спасённых из “ведра воды”, о которых говорил старец Кирилл.

Этим спасённым ещё при жизни больше нечего делать в этом гибельном месте и лечебнице душ под названием Земля…

Так трудно ли даётся реальное спасение души “трём  каплям”  спасающихся в отличие от благостных душевных иллюзий о спасении 99% “ведра  воды”  ?

Очень трудно, труднее всего на свете.

Но можно ли лишать 99 % спасающихся  из  числа  верующих их  благостных душевных иллюзий о спасении ?

Нет,  нельзя, ведь никто не знает своих внутренних сил и возможностей к изменению и покаянию, как  не  знал  и  разбойник,  распятый по  правую руку от Христа.

Вот так бок о бок мирно соседствуют в современном православии  4 вида заблуждений и иллюзий о спасении души – Человека, Вола, Льва  и  Орла  или  90 % иллюзий простых верующих, – 9 %  иллюзий  стремящихся к совершенству, – менее 1%  уже  не   иллюзий, а  опыта  и  знания  достигших реального совершенства и “три капли”  прямого  духовного знания  тех, кто  ещё  при  жизни достиг спасения  и свободы  души.

Таким  образом, дилемма спасения в христианстве на  самом  деле  предельно проста – “ведро воды” и “три капли”…

Автор:admin

Добавить комментарий