Лучшие хрестоматии по согласному учению святых отцов о душе

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ СВОД УЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ О ДУШЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ – ПРОТОИЕРЕЙ СТЕФАН КАШМЕНСКИЙ
 
 
Данная книга  является  одной из первых попыток  в Русской Православной Церкви создать целостное учение святых отцов о душе, как  подобие  святоотеческой православной психологии.  Данный труд методологически очень тесно перекликается с трудами святителя Феофана Затворника и передаёт суть святоотеческого учения о душе в понятиях и категориях конца 19-го века.
 
Содержание:
Отдел первый. Вообще о силах души нашей
§ 45. Жизнь души, состоящая в движении и деятельности данных ей сил.
§ 46. Понятие о силах души человеческой.
§ 47. В числе различных сил души – силы по первоначальному разделению, именно: словесно-разумная, раздражительная и вожделевательная.
§ 48. Значение раздражительного и нежелательной силы, в сравнении с словесно-разумною.
§ 49. Частные силы трех сил первоначального разделения.
§ 50. Совокупное действование и взаимное влияние душевных сил.
§ 51. В каком порядке рассматривать силы и способности души нашей?
Отдел второй. Словесно-разумная сила души
О чувствах
§ 52. Понятие о чувствах.
§ 53. Пятеричное число чувств.
§ 54. Непосредственность в наблюдениях пяти чувств.
§ 55. Чувство зрения.
§ 56. Чувство слуха.
§ 57. Чувство обоняния.
§ 58. Чувство вкуса.
§ 59. Чувство осязания.
§ 60. Осязание распростерто по всему телу; прочие чувства устроены вдвойне.
§ 61. У каждого чувства свой закон и ни одно из них не препятствует другому.
§ 62. Сравнительное достоинство различных чувств.
§ 63. Каким образом душа чрез чувства наблюдает ши-ншие предметы.
§ 64. Отношение внешних чувств к прочим силам души нашей,
О воображении
§ 65. Понятие о воображении.
§ 66. Виды воображения.
§ 67. Причины представлений воображения.
§ 68. Отношение воображения к прочим силам души нашей.
§ 69. Достоинство чувств и воображения в душе человеческой.
О памяти
§ 70. Понятие о памяти и о двух свойствах ее.
§ 71. Значение и важность памяти
§ 72. Что помогает памятованию?
О разуме
§ 73. Понятие о разуме
§ 74. Различные изменения в движениях разума
§ 75. Два приема в разысканиях разума – сложение и раз­ложение
§ 76. Различные виды познания.
§ 77. Различные свойства разума
§ 78. Слово есть произведение разума и выражение как разума, так и прочих сил души нашей
Об уме
§ 79. Понятие о высшей разумной силе – об уме.
§ 80. Предметы для созерцания ума и неполная способность его в нынешнем его состоянии ко всем созерцаниям, к которым он предназначен.
§ 82. Понятие о совести, присущей уму нашему.
§ 83. Действия совести.
Отдел третий. Раздражительная сила души
О гневе
§ 84. Переход к настоящему отделу
§ 85. Понятие о гневе и виды его.
§ 86. Как обнаруживается гнев?
§ 87. Что гнев производит в душе?
§ 88. Причины гнева
§ 89. Отличительные свойства гнева
§ 90. О том, что способность гневаться, управляемая разумом, обращается в ревность делать добро и истреблять зло, в горячность, настойчивость и мужество
О страхе и стыде
§ 91. Переход к настоящей главе
§ 92. Понятие о страхе и виды его
§ 93. Обнаружение высшей степени страха
§ 94. Действие страха на душу
§ 95. Относящийся к страху стыд; степени и обнаружение стыда
§ 96. Действие стыда на душу
Об удовольствиях или радостях
§ 97. Переход к настоящей главе
§ 98. Виды удовольствий или радости
§ 99. Причины удовольствий и радости
§ 100. Обнаружение радости.
§ 101. Какая радость и что производит в душе?
§ 102. Чистые удовольствия от слуха и зрения.
§ 103. Коренная причина, по которой прекрасное привлекательно для нас.
§ 104. Среднее между радостию и печалию – надежда.
§ 105. Понятие о надежде.
§ 106. Что производит в душе надежда?
О скорби
§ 107. Переход к настоящей главе.
§ 108. Понятие о скорби.
§ 109. О том, что печаль и скорбь неизбежны в жизни.
§ 110. При каких условиях скорбь или сильнее чувствует­ся, или облегчается?
§ 111. Мера печали определяется не столько свойством вещей, сколько расположением печалящихся.
§ 112. Как обнаруживается печаль?
§ 113. Благотворные действия печали на душу.
О зависти
§ 115. Переход к настоящей главе.
§ 116. Понятие о зависти.
§ 117. Обнаружение зависти.
§ 118. Что производит в душе зависть?
§ 119. Отличительные свойства зависти.
§ 120. Зависть есть злоупотребление душевной силы – соревновать другим в добре.
О сострадании и сорадовании
§ 121. Понятие о сострадании и действие его на других.
§ 122. Понятие о copaдовании.
 
ДУША ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И СВЯТЫХ ОТЦОВ
 
 
Данная книга представляет собой попытку системного изложения согласного учения святых отцов Восточной Церкви о душе.
Издание подготовлено Свято-Троицким Ново-Голутвиным женским монастырем в 1992 г. по изданию “Душа человеческая” от 1865 г.  Книга  весьма  содержательная  и глубокая,  единственный недостаток – отсутствие чёткой классификации и методологии в изложении учения  отцов  о душе и отсутствие  в  силу  времени  выхода  книги более адаптированных (психологически) понятий и категорий.
 
Содержание:
Выписки из Священного Писания о душе человеческой
О достоинстве природы человеческой Св. Григория Нисского
Изучение свойств богоподобной души человеческой – самая важная наука на земле
О существовании души в человеке
О происшествии, то есть о начале бытие души человеческой
Чем отличается душа человеческая от души животных
О сущности души
Душа человеческая – самостоятельная духовная личность
О бестелесности и красоте души
О связи души с телом
О вездеприсутственном бытии души в человеке
О нескончаемости бытия души человеческой, т. е. о бессмертии
Еще о бессмертии души
Бессмертие души. (Из бесед Евсевия, архиепископа Могилевского)
Душевные способности и действия в отношении науки
Душевные способности в отношении нравственности и Богообщения
Духовное зрение души
Способность души человеческой созерцать сновидения
Тричастие человека
Тричастие души, мыслительное, раздражительное, вожделевательное
В чем душа подобна Богу
Душа и дух человека, и их взаимодействие
Образ и подобие
1. Словесноразумная сила, частные способности ее
2. Раздражительная сила, виды деятельности ее
3. Вожделевательная сила, способности ее
О страстях
Падение и омрачение души
О свободе
О спасении нашем
Порывы души к небу
Семь степеней душевной силы Блаженного Августина
Светлое, первобытное и воссозданное Христом состояние души человеческой, в которой Сам Бог почивает и она в Бозе
Состояние души облагодатствованной
Загробная жизнь души
Блаженство праведных
Степени блаженства праведных душ
Состояние душ грешников
Жизнь душ грешников до всеобщего суда
Состояние душ грешных до всеобщего суда и мучения их
О состоянии душ, которых участь окончательно не решена
Благодарение Господу Богу
Основы христианской нравственности,
Сторона мыслительная
Желательная сторона
Сторона чувства – сердце
Бог в душе человека
О бессмертии души и о том, что мы грешим не по нужде, а по произволению
Без помощи благодати Божией человек не может сделать ничего доброго
Ничто не может удовлетворить душу, кроме Высочайшего Блага
О том, сколько мы заботимся о теле, и сколько о душе
Душа – наше сокровище
Притча о теле и душе человеческой и о воскресении мертвых
Толкование
Душе моя, востани!
«Что спиши?»
Тело служит душе преградою ко греху
 
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА – В.Ф. ДАВЫДЕНКО 
 
 
Предлагаем вашему вниманию довольно редкий духовный труд Давыденко Василия Федоровича, 1908 г. Харьков, как  попытку  изложения  согласного учения  отцов о  душе  через призму святоотеческой православной психологии  в современной орфографии и редакции.
 
Содержание
  • Значение психологических сведений по учению св. отцов церкви
  • Особенная важность святоотеческого учения о душе человека
  • Святоотеческая литература по вопросу о душе человека
  • Содержание, задача и план святоотеческаго учения о душе человека
  • Субстанциальность душевнаго начала по учению св. отцов церкви
  • Отрицательные воззрения древнейших философов по вопросу о субставциальности душевнаго начала и оценка их со стороны св. отцов церкви
  • Святоотеческое учение о единстве души при разнообразии её способностей; душа и духъ
  • Святоотеческое учение о нематериальности или духовности человеческой души
  • Святоотеческое учение о происхождении души человека
  • Гипотеза предсуществования душ
  • Гипотеза традуционализма
  • Святоотеческое учение о безсмертии души человеческой
  • Отрицательныя мнения по вопросу о безсмертия души и их оценка

ВОПЛОЩЁННОЕ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО: ОПЫТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ – СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК

Одна из лучших книг святителя  Феофана  созданнная  в виде подборки писем и статей по основам христианской психологии, в которой святитель Феофан практически сформулировал основы христианской психологии, как науки  по согласному  учению святых отцов Восточной Церкви  о  душе.
Ещё в двух книгах – “Начертание христианского нравоучения” и “Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться” он фактически сформулировал всю парадигму христианской (святоотеческой) психологии.
 
Содержание:
От издателей
Письма о христианской жизни
1) Сознание воли Божией в деле предпринимаемом
2) О склонении воли к делу обязательному, – втором приеме при совершении христианином дел своих
3) Молитва в составе дел христианских
4) Невидение добрых дел
а) Грех как дело
б) Теперь о грехе как расположении
в) Наконец, слово-другое о грехе в последнем отношении, то есть грехе как состоянии, или греховном настроении
Прибавления
A) О начале христианской жизни
1) Начало нравственной жизни вообще
2) Начало нравственно-христианской жизни
а) Общение с Господом Иисусом Христом
аа) Покаяние
бб) Вера
вв) Благодать (содействующая)
3) Главное начало нравственно-христианской жизни и ее характер
Б) Подробное указание действий христиански благодатной жизни и жизни греховной на все способности человека
1) О способностях познавательных
а) О высшей способности познания, или разуме
б) О рассудке
в) О низших способностях познавательных
г) О наблюдении
д) О памяти и воображении
е) О воспоминании, или воспроизводительном воображении
ж) О фантазии
з) О сне
2) О деятельных силах человека, или о состоянии сил деятельных
а) О совести
б) О воле
в) О низших пожеланиях
3) О силах чувствующих, или сердце
а) О сердце как точке соприкосновения или седалище симпатии
б) О сердце как центре сил существа человеческого
аа) Сердце как приятелище и вместилище духовных чувств
бб) Сердце как вместилище душевных чувств
вв) О низших, чувственно-животных чувствах
4) Отношение к телу
 
ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК, КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВОСТОЧНОГО АСКЕТИЗМА – АРХИМАНДРИТ ТИХОН (АГРИКОВ)
 
 
Данная  книга иеромонаха Тихона (Агрикова), написанная им в 1955 году, представляет собой  попытку изложения  согласного учения  святых  отцов  о  душе  не  в  традиционном  виде, а   через призму  Лествицы  духовной  преподобного Иоанна Лествичника, как  аскетического  базиса  святоотеческой  психологии.  Сочинение  напечатано по рукописям, хранящимся в архиве МДА.
 
Содержание:
Введение
Глава 1. Краткий очерк жизни и деятельности преподобного Иоанна Лествичника
Глава 2. Теоретические взгляды преподобного Иоанна Лествичника на аскетизм
Глава 3. «Лествица» преподобного Иоанна как практическое выражение его аскетических взглядов
1. Степени предуготовительные
Степень 1. Отречение от мира
Степень 2. О беспристрастии к житейским делам
Степень 3. Уклонение от мира
Степень 4. О блаженном послушании
Степень 5. О спасительном покаянии
Степень 6. Памятование о смерти
Степень 7. Об утешительном плаче
2. Степени очистительные, или подвиги совлечения ветхого человека
а) Степени очищения порочного сердца
Степень 8. О безгневии и кротости
Степень 9. О памятозлобии
б) Степени очищения от пороков языка
Степень 10. О злоречии
Степень 11. О многоречии и молчании
Степень 12. О лжи
в) Степени очищения от плотской нечистоты
Степень 13. Об унынии и лености
Степень 14. О лукавом властелине – чреве
Степень 15. О непорочности и целомудрии
г) Степени очищения от похоти очес
Степень 16. О сребролюбии
Степень 17. О любостяжании
д) Степени очищения от пороков духовных
Степень 18. О бесчувствии
Степень 19. О молитве
Степень 20. О бдении
Степень 21. О малодушной боязливости
Степень 22. О разновидном тщеславии
Степень 23. О гордости и нечистых хульных помыслах
3. Степени обновления духа
а) Обновление сердца
Степень 24. О кротости
Степень 25. О смиренномудрии
б) Обновление ума
Степень 26. О рассуждении
Степень 27. О безмолвии
Степень 28. О блаженной молитве
в) Обновление воли
Степень 29. О бесстрастии
Степень 30. О союзе трех добродетелей
Глава 4. Этапы восхождения подвижников к духовному совершенству
Этап 1. Отречение от эгоизма и жажда спасения
Этап 2. Борьба в человеке жизни духовной и плотской
Этап 3. Усвоение благодати, доброделание и благодатное единение с Богом
Глава 5. Место преподобного Иоанна Лествичника религиозно-мистических направлениях Древней Церкви
1. Состояние плотского человека
2. Этап возрождения и борьбы с грехом
3. Этап совершенствования, или обожения
Заключение
 
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДУШИ. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – ПРОТОИЕРЕЙ ГРИГОРИЙ ДЬЯЧЕНКО
 
 
В этой книге, вышедшей в  2001 г. автор предпринимает смелую попытку пролить свет на природу феномена человеческой души с точки зрения святоотеческого учения и современной аналитической психологии бессознательного. Проводя параллель между двумя наиболее глубокими взглядами на природу души святых отцов Восточной Церкви и современных мыслителей, автор пытается разобраться в таком сложном вопросе, как устройство человеческого сознания с точки зрения соотнесения сознательного и бессознательного или духовного, которое очень сложно поддаётся объясненеию с точки зрения рациональных представлений, но объясняется с точки зрения понятий религиозных.
 
Содержание:
Способность души к бессознательной разумной деятельности
1. Бессознательная разумная деятельность души
2. Пример бессознательной деятельности духа
3. То, что совершалось бессознательно, впоследствии может сказаться в области сознания
4. Сила унаследованных привычек
5. Примеры подсознательной деятельности нашей личности
6. Способность души к бессознательному восприятию впечатлений (парамнезия, или ложная память)
1. Опыты отгадывания действия лекарств
2. Подробное описание местностей, построек и лиц, в них проживавших, по куску камня
3. Описание планеты по куску метеорита
4. Случай из жизни прп. Сергия
5. Ясновидение писателя Цшокке
6. Рассказы о психометрических способностях м-с Коффан
7. Внутренний голос. (Письмо в редакцию «Ребуса».)
8. Предостережение об опасности
9. Открытое убийство благодаря психометрической способности
10. Смерть герцога Орлеанского в Париже, виденная в Шотландии
Б. Способности души человеческой непосредственно знать то, что происходит на дальнем расстоянии в данное время (факты дальновидения)
В. Графология
Г. Хиромантия
Д. Возвышенная чувствительность
E. Ясновидение
Ж. Ясновидение при помощи кристаллов
3. Духовное прозрение
И. Двойное зрение
Й. Криптоскопия, или способность видеть скрытые предметы
К. Чтение мыслей
Л. Таинственное возникновение образов в душе художника во время его работы
М. Инстинктивное решение трудных математических задач
Духовидение
1. Тень умершего графа Штакельберга
2. Рассказы о Сведенборге
3. Призрак в древние времена
4. Явление призрака рыцаря
5. Бересфордский призрак
6. Комната привидений
7. Призрак королевы Елизаветы
8. Призрак пастора
9. Рассказ священника
10. Из-за могилы
11. Видение ребенка
12. Явление призрака
13. Видение А. С. Пушкина
14. Белая женщина
15. Рассказ Р. Оуэна об отце, умершем в Европе, который явился сыну в Америке
16. Два исторических рассказа о привидениях
17. Видение каноника краковского Якова Гурского
 
 
ДУША  
 
 
1. Что такое душа
2. Природа души
3. Чем отличается человеческая душа от души животных?
4. Вид души и её местонахождение в теле
А) Вид души
Б) О местонахождении души в теле
5. Происхождение душ отдельных людей
6. Бессмертие души
7. Дух – не отдельная от души субстанция, а внутренняя, сокровеннейшая сторона души
8. Проявления жизни духа. Что такое человек плотский, душевный, духовный?
9. Независимость души от тела, её главенство
10. Образ Божий
11. Предназначение души – соединение ее с Богом, живое богообщение
12. Смерть души
13. Природа греха в душе человека
14. Воскресение души
15. Учение святых отцов о тричастности, или трех силах, души
16. Разум и рассудок
17. Воля
18. Сердце
1) Центр человеческого существа
2) «Яма змей». Борьба со страстями
3) Что такое чистота сердца?
4) Как достигается чистота сердца?
5) Сердце очищается не скоро
 
СОГЛАСНОЕ УЧЕНИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ О ДУШЕ, СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ  – К.В. ЯЦКЕВИЧ
 
 
Современное  издание  (2020 г)  согласного учения святых отцов  о  душе.  Книга является итоговым дополнением к учебному курсу по теоретическим основам православной психологии и представляет собой  попытку  изложения согласного учения святых отцов Восточной Церкви о душе современным и адаптированным психологически языком. 
 
Содержание:
Предисловие
Что такое согласное учение отцов о душе
Сакральный смысл Тетраморфа
Идея согласного учения отцов
Религия и согласное учение отцов
Евангелие и согласное учение отцов
Учение отцов о душе
Учение отцов о страстях и добродетелях
Учение отцов о покаянии
Учение отцов о грехе и видах греха
Учение отцов о происхождении души
Учение отцов о трёх силах души
Учение отцов о желательной силе души
Учение отцов о раздражительной силе души
Учение отцов о познавательной силе души
Учение отцов о духовном сердце
Учение отцов о тримерии (тело, душа, дух)
Учение отцов об энергии благодати
Учение отцов о молитве и её степенях
Учение отцов о спасении души
Учение отцов об умном делании
Учение отцов о смерти
Учение отцов о воскресении и будущем состоянии
Согласное учение отцов и современная наука
Учение отцов об отречении от мира
Учение отцов о христианском совершенстве
Отличия согласного учения от богословия
Заключение
Литература
 
ДУХОВНО-АСКЕТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ,  СОГЛАСНОЕ УЧЕНИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ О ДУШЕ  – К.В. ЯЦКЕВИЧ
 
 
«Духовно-аскетические  беседы»  – это  вторая часть и дополнение к книге «Согласное учение святых отцов Восточной Церкви о душе, святоотеческая православная психология». Эта книга представляет собой расширение представления о согласном учении отцов – подвижников в виде духовно-аскетических бесед современного старца с молодым монахом, интересующимся святоотеческой традицией и согласным учением древних отцов – пустынников о душе и духовном совершенстве.
 
Содержание:

Автор: admin

Добавить комментарий