Предлагаем вашему вниманию систематизированную подборку цитат святых отцов по основным категориям святоотеческого учения.
“А психология святоотеческая – это откровение новой жизни. Это проникновение в такие уголки и глубины человеческого духа, которые никакому психологу со всеми его тонкими инструментами не под силу. Вхождение в изучение святоотеческой психологии – это вхождение в необозримое и бездонное море духовных откровений и осияний.” (Еп. Варнава (Беляев) Основы искусства святости, Том 1)
Содержание
- Образ Бога в человеке
- Четвероевангелие и его символы
- Тримерия человека (тело, душа дух)
- Душа
- Себялюбие (эгоизм)
- Самоотвержение (жертвенность)
- Святость
- Понятие греха
- Страсти
- Добродетели
- Покаяние (метанойя)
- Три силы души
- Познавательная сила (ум)
- Созерцание
- Раздражительная сила (чувство)
- Сердце
- Совесть
- Вожделевательная сила (воля)
- Решимость (намерение)
- Три состояния человека
- Телесное состояние
- Прелесть
- Душевное состояние
- Духовное состояние
- Спасение
- Молитва
- Смерть
- Воскресение
- Будущее состояние
Раздел «Категории христианской психологии» является дополнением к основному курсу «Теоретические основы христианской психологии». Раздел является своего рода святоотеческим базисом предмета и учебного курса христианская психология. В разделе собрано более 2000 цитат святых отцов Восточной Церкви по основополагающим категориям христианской психологии, как подлинной науки о душе в её тричастном устройстве через призму взаимодействия трёх основных сил души (ума, чувства, воли) в разных состояниях человеческого естества (телесном, душевном, духовном).
Особенностью изложения основополагающих категорий христианской психологии является их систематизация в свете не академического, а святоотеческого учения о душе, страстях и добродетелях через призму трёх выше названных базовых состояний человека (телесного, душевного, духовного).
Многие иконичные категории христианской психологии, освещаемые в разделе, находят удивительное отражение в аналогах и понятиях из психологии научной.
К примеру, категория себялюбия отражается в категории эгоизма, категория самоотвержения отражается в категории жертвенности, категория святости отражается в категории сущностного или духовного состояния человека.